Литература
1. Анурьева М.С. Общее и особенное в системах подготовки специалистов в области информационной безопасности в России и зарубежных странах // Гаудеамус. Тамбов, 2012. № 2 (20). С. 116-118.
2. Digital Forensics [Электронный ресурс]. URL: http://www.bloomu.edu/digital_forensics
3. UTC InfoSec Center Academic Offerings [Электронный ресурс]. URL: http://www.utc.edu/Re-search/Cisa/concentration.php#_B. S ._Computer_ Science
References
1. Anuryeva M.S. Common and different in the systems of training specialists in the field of information security in Russia and foreign countries // Gaudeamus. Tambov, 2012. № 2 (20). P. 116-118.
2. Digital Forensics [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.bloomu.edu/digital_forensics
3. UTC InfoSec Center Academic Offerings [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.utc.edu/Re-search/Cisa/concentration.php#_B.S._Computer_ Science
APPROACHES TO LEARNING IN THE DISCIPLINE «INVESTIGATE COMPUTER INCIDENTS» IN FOREIGN COUNTRIES
M.S. Anuryeva
The paper considers the training on the protection of information on the subject " computer forensics " in foreign countries. Justified by the need to implement such a discipline in local specialties and areas of training in the field of information security. We consider a special "Investigation of computer incidents," Bloomsburg University, USA. As part of the study the following specialty disciplines: "Introduction to Computer Forensics", "Research File System", "Computer Forensics UNIX / OS LINUH", "Data Analysis", "Advanced Topics in forensic science." In these courses are learning objectives, content of discipline, as well as forms of learning. Also considered teaching discipline "Investigation of computer incidents" at the University of Tennessee Chattanooga, USA. The article concludes that, at the present time in Russia there is a need for implementation in all areas of training and specialization of disciplines related to learning basic theory and practical skills investigate computer incidents.
Key words: information security, computer forensics, training.
УДК 159.922.72, 004
ПРИМЕНЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ 3-8 ЛЕТ
Н.Л. Королева, М.В. Абрицова
В статье изложены основные принципы использования информационных технологий для поддержки оптимального развития и обучения детей младшего возраста, разработанные «Национальной ассоциацией образования маленьких детей» (NAEYC), США. В статье перечислены принципы использования информационных технологий для оптимального развития и обучения детей. Предложены рекомендации по использованию информационных технологий в обучении малышей, детей дошкольного и младшего школьного возраста. В рекомендациях указана роль родителей в процессе обучения, типы аппаратного обеспечения, основное программное обеспечение, развивающее детей. В качестве программной поддержки предлагается использовать отечественное программное обеспечение (игры, энциклопедии). В статье указывается, что при правильном использовании информационных технологий в игровой форме улучшаются когнитивные и социальные способности детей. Использование компьютерных игр и программ для дошкольников и младших школьников открывает принципиально новые дидактические возможности для сферы обучения и позволяет воздействовать на их познавательные процессы, что необходимо использовать родителям и педагогам в процессе развития детей.
Ключевые слова: информационные технологии, развитие, дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Повсеместное проникновение информационных технологий в массовую культуру повлекло за собой расширение доступа к программным и аппаратным средствам (компьютеры, планшеты, электронные книги, мобильные устройства, портативные игровые устройства, цифровые камеры и видеокамеры, электронные игрушки, мульти-
медийные плееры для музыки и видео, цифровые диктофоны, интерактивные доски, программное обеспечение, Интернет, потоковое мультимедиа и др.) детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Наиболее эффективное использование информационных технологий в раннем детстве состоит в применении программных и
аппаратных средств для повышения качества их обучения и развития, взаимодействия, связи и сотрудничества.
Зарубежными авторами проведены исследования влияния информационных технологий на развитие и обучение детей младшего возраста, в результате которых сформулированы рекомендации для педагогов детей младшего возраста о том, какие технологические средства и методы могут способствовать развитию оптимальных социальных, языковых и когнитивных процессов детей от 3 до 8 лет [1].
Информационные технологии и интерактивные медиа являются инструментами, которые должны быть использованы с учетом специфики психического развития детей. Привлекательность информационных технологий может привести некоторых педагогов к использованию технологии ради технологии, а не как средства для достижения цели. Технология может также использоваться для деятельности, которая не является педагогически необходимой, соответствующей уровню развития, или эффективной в настоящий момент времени (например, электронные таблицы для дошкольников). Использование информационных технологий неправильно в качестве замены активной игровой деятельности, взаимодействия с другими детьми и со взрослыми.
Преподаватели в процессе отбора информационных технологий должны ориентироваться на возраст и уровень развития детей, а также на образовательную программу. Зарубежные исследователи полагают, что только в случае достаточной технологической и информационной подготовки педагогов возможен правильный выбор программных и аппаратных средств для обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [2]. Комплексное использование информационных технологий для обучения и развития детей 3-8 лет зависит от способностей, знаний и навыков преподавателей. В эпоху цифровых технологий педагоги должны иметь профессиональные возможности для собственного развития, чтобы апробировать новые инструменты и технологии, узнать об их надлежащем использовании, а также получить знания и навыки для их эффективного осуществления.
Международные стандарты образования требуют базовых навыков в области информационных технологии и концепции их использования для детей возраста от трех до пяти лет. Западные исследователи полагают, что отсутствие планового внедрения и использования информационных технологий в образовательных стандартах раннего детства (3-5 лет) может затруднить в последующем развитие их образовательных компетенций в области ИТ и негативно сказаться на их дальнейшей конкурентной способности.
Национальной ассоциацией образования маленьких детей (National Association for the Education of Young Children - NAEYC), США, Вашингтон, разработаны принципы использования информационных технологий для поддержки оптимального развития и обучения детей младшего возраста, основное содержание которых изложено ниже [3-5].
Принципы использования ИТ для поддержки оптимального развития и обучения детей младшего возраста:
1. Выбор ИТ должен осуществляться в соответствии со следующими требованиями:
- главной целью является здоровье и благополучие всех детей;
- развивающие практики должны руководствоваться решениями о том, когда и как интегрировать информационные технологии в образовательные программы для малышей, дошкольников и детей младшего школьного возраста;
- использование вида информационных технологий должно соответствовать возрасту, индивидуальной необходимости, культурным и языковым особенностям конкретного ребенка.
2. Особенности использования ИТ:
- правильное использование ИТ зависит от возраста, уровня развития, потребностей, интересов и способностей каждого ребенка;
- использование ИТ должно быть в активной и практической форме с привлечением и расширением прав и возможностей ребенка, способствующим его адаптации и контролю с целью облегчения выполнения образовательных задач, а также использования в качестве одного из многих вариантов для поддержки обучения детей;
- при правильном использовании ИТ может улучшить когнитивные и социальные способности детей;
- ИТ должны быть использованы в игровой форме;
- ИТ должны доступ для детей ностями.
3. Интеграция ИТ:
- ИТ может улучшить практику раннего детства только в том случае, когда интегрирована в окружающую среду, образова-
тельные программы (стандарты) и повседневную жизнь;
- ИТ могут помочь преподавателям создавать и укреплять взаимодействия между образовательным учреждением и семьей.
Мы предлагаем российским педагогам использовать зарубежные теоретические исследования и разработки по использованию ИТ в обучении и развитии детей. В таблице 1 к рекомендациям NAEYC в качестве программной поддержки мы предлагаем использовать отечественное программное обеспечения.
Таблица 1
Рекомендации по использованию ИТ для дошкольников и младших школьников
Характеристика возрастной группы Рекомендации Программное обеспечение
Младенцы и малыши. В течение самых ранних лет младенцы и малыши нуждаются прежде всего в общении с людьми. Они должны свободно исследовать окружающий мир, ориентироваться в окружающей среде. Все чаще в современном мире исследование включает использование цифровой техники и интерактивных СМИ. Детей этого возраста привлекают кнопки и причинно-следст-венные игрушки. Технологические инструменты, которые могли бы использовать младенцы и малыши, должны быть безопасными, крепкими и трудно повреждаемыми. Так как малыши склонны «пробовать на вкус» свои книги, дети до 2-х лет, вероятнее всего, «пережуют» технологические инструменты - Позвольте детям исследовать цифровые материалы в контексте человеческих взаимоотношений со взрослыми как слушатель и как участник. Например, использование технологии совместного прочтения книги позволит изучать новые слова, термины и даст возможность общаться с ребенком. - Избегайте пассивного использования ребенком электронных устройств. Хотя многие родители утверждают, что беспокойный ребенок успокаивается при просмотре видео. На самом деле существует мало исследований, что младенцы и маленькие дети обучаются чему-либо при просмотре видео. Если они чем-то обеспокоены, то их должен успокаивать родитель, а не электронная игрушка. - Позвольте детям играть с игрушечными моделями сотовых телефонов, компьютеров, плееров чтобы стимулировать интерес к технике
Дошкольники. В дошкольном возрасте у детей развивается чувство инициативы и творческого потенциала. Они интересуются окружающим миром и обучением. Они пробуют создавать и общаться, передавать свои мысли и отражать события, используя различные средства (карандаши, фломастеры, краски и другие художественные материалы, драматическую игру, миниатюрные фигурки и др.), и через творческое движение, пение, танцы и др. Цифровые технологии предоставляют возможность продемонстрировать свои способности к творчеству и обучению - Используйте устройства с сенсорными экранами. В настоящее время для них разработано большое разнообразие программного обеспечения, которое отлично продумано для повышения продуктивности. - Для поиска информации в поисковых системах лучше использовать «традиционные» клавиатуру с мышкой. - Используйте фотографии рисунков, созданных детьми; видеозаписи драматических постановок детей. - Показывайте детям слайд-шоу с творческими рисунками детей - Поощряйте детские достижения с помощью презентаций на проекторе или на экране в аудитории. Записывайте детские рассказы о том, как они рисовали или играли, делайте аудио-файлы для документации их прогресса. - Соберите все рассказанные истории с детьми. Помогите создать электронную книгу с фото, где дети занимаются творческой работой или играют. Добавьте аудио-файлы с детьми в роли рассказ-чиков - Откройте общий доступ к созданной электронной книге небольшой группе детей. - Используйте цифровой микроскоп или другие научные инструменты, сохраняйте полученные с их помощью изображения на компьютер. - Займитесь поиском цифровых материалов различных мест, людей, животных или объектов. Обсуждайте с детьми то, что они находят. - Используйте технологии видеоконференций для работы с детьми в других местах. - Расспрашивайте детей о том, как по их мнению работают различные технологии Большая энциклопедия развивающих игр. Компания-разработчик: ID COMPANY. Развивающие игры для детей в возрасте от 3 до 5 лет. Компания-разработчик: ООО «Новый Диск». Мегапазлы. Компания-разработчик: ID COMPANY. НЕсерьезные уроки 3. Логика и внимание. Компания-разработчик: «Новый Диск». Скоро в школу. Развиваем внимание. Компания-разработчик: ID COMPANY. Тимон и Пумба: Вечеринка в джунглях. Компания-разработчик: ООО «Новый Диск-трейд» Шиворот-навыворот: что здесь не так? Компания-разработчик: MultiSoft. Веселые медвежата. Ловкость и сноровка. Компания-разработчик: ID COMPANY
Дети младшего школьного возраста. Именно в раннем школьном возрасте дети начинают использовать компьютер как средство обуче- - Исследуйте более широкий ассортимент программного обеспечения. К нему могут относиться программы повышения грамотности, игры и раз- Мурзилка. Кем быть? Компания разработчик: ID Company.
обеспечивать равный с особыми потреб-
Характеристика возрастной группы Рекомендации Программное обеспечение
ния для чтения и письма, вычислений и исследований. Дети используют книги, сенсорные экраны, письменные принадлежности и инструменты для изучения научных и общественных концепций. Цифровые технологии все чаще становятся инструментами, которые взрослые используют в своей работе и дома, дети младшего возраста стремятся подражать этому использованию сначала через подражание и игру, а потом через овладение инструментами для своего самовыражения и обучения. Технологии Web 2.0 позволяют ребенку быть создателем, добавляя целесообразности, мотивации и удобства использованию технологических средств личные технологии, повышающие креативные способности. - Используйте технологии Web 2.0 для письма, сотрудничества и различных игровых экспериментов между детьми. - Используйте программное обеспечение и раскладки клавиатур для обучения различным языкам. - Используйте программное обеспечение по геометрии для лучшего усвоения понятий формы, растяжений, изгибов, уменьшений или комбинирования изображений. - Используйте способы игрового изучения математики, чтения и различных научных понятий. - Используйте цифровые микроскопы или другие цифровые научные инструменты для исследований. Помогайте детям профессионально овладеть цифровыми инструментами, такими как фотоаппараты, сканеры, видеокамеры и т.д. Журнал «Мурзилка». Пантукль и Жукабра на Пиратском острове. Компания разработчик: MultiSoft. Супердетки. Развиваем мышление. Компания разработчик: MultiSoft. Учимся играя. Мышление и логика. Компания-разработчик: ООО «Новый Диск». Учимся играя. Память и внимание. Компания-разработчик: ООО «Новый Диск» Школьное приключение 1-4 класс (сборник 4 диска из 4). Компания разработчик: MultiSoft. История игрушек 2. Сделай сам! Компания-разработчик: Disney Interactive, ООО «Новый Диск» Лови волну! Каникулы на море. Компания-разработчик: Sony Pictures Animation Inc.
Таким образом, использование компьютерных игр и программ для дошкольников и младших школьников открывает принципиально новые дидактические возможности для сферы обучения и позволяет воздействовать на их познавательные процессы, что, безусловно, необходимо использовать родителям и педагогам в процессе развития детей.
Литература
1. Technology in Early Childhood Programs. Serving Children from Birth through Age 8. URL: http://www.naeyc. org/files
2. Education Development Center, Inc., and SRI International. 2010. Final Ready To Learn Summative Evaluation. Report prepared for the Corporation for Public Broadcasting. N.Y.: Author.
3. NAEYC. 2009. NAEYC Standards for Early Childhood Professional Preparation Programs: A Position Statement of the National Association for the Education of Young Children. Washington, DC: NAEYC. URL: www.naeyc. org/files/naeyc/file/positions/ProfPrepStandards 09.pdf.
4. NAEYC. 2009. Position Statement: Developmen-tally Appropriate Practice in Early Childhood Programs Serving Children from Birth through Age 8. Washington, DC: NAEYC.
5. National Association for Media Literacy Education. 2007. Core Principles of Media Literacy Education in the United States. URL: http:// namle.net/publications/core-principles/.
References
1. Technology in Early Childhood Programs. Serving Children from Birth through Age 8. URL: http://www.naeyc.org/files
2. Education Development Center, Inc., and SRI International. 2010. Final Ready To Learn Sum-mative Evaluation. Report prepared for the Corporation for Public Broadcasting. N.Y. : Author.
3. NAEYC. 2009. NAEYC Standards for Early Childhood Professional Preparation Programs: A Position Statement of the National Association for the Education of Young Children. Washington, DC: NAEYC. URL:www.naeyc.org/files/ naeyc/file/positions/ProfPrepStandards09.pdf.
4. NAEYC. 2009. Position Statement: Developmen-tally Appropriate Practice in Early Childhood Programs Serving Children from Birth through Age 8. Washington, DC: NAEYC.
5. National Association for Media Literacy Education. 2007. Core Principles of Media Literacy Education in the United States. URL: http:// namle.net/publications/core-principles/.
APPLICATION OF FOREIGN EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF CHILDREN 3-8 YEARS USE OF INFORMATION TECHNOLOGY
N.L. Koroleva, M.V. Abritsova
The article describes the basic principles of the use of information technology to support optimal development and learning of young children, developed the "National Association for the Education of Young Children» (NAEYC), the United States. This article describes the principles of the use of information technology for optimal child development and
learning. This article contains a table which provides recommendations on the use of information technology for toddlers, preschool and early school age. The recommendations indicated the role of parents in the learning process, the types of hardware and basic software that develops the children. Software support is encouraged to use domestic software (games and encyclopedia). The article points out that, with proper use of information technology in the form of a game
improves cognitive and social abilities of children. The use of computer games and programs for preschool and primary school children opens up entirely new possibilities for teaching and learning areas can affect their cognitive processes that you must use to parents and teachers in the development of children.
Key words: information technology, development, preschool and primary school children.
УДК 371.261
МНОГОУРОВНЕВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ
КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЕМЫХ
А.М. Межуев, О.Н. Роговенко, Е.С. Косинов
Работа посвящена вопросам использования многоуровневого тестирования для формирования профессиональных компетенций в зависимости от уровня собственной теоретической и практической подготовленности. В статье рассматриваются разные виды тестов и применение тестовых технологий в учебном процессе. На основе анализа существующих видов тестирования предложена программа, обеспечивающая создание, редактирование и сохранение необходимых данных. Графический интерфейс выполнен авторами на основе языка программирования Borland Delphi 7, базы данных выполнен по технологии Borland Database Engine (BDE), которые подключены к программе. В статье приведен Интерфейс вводной страницы программы, описываются возможности программного продукта, работа администратора при организации тестирования. Предложенная в работе универсальная программа для многоуровневого тестирования, несомненно, позволит обучаемым реализовывать свои возможности по выбору индивидуальных образовательных траекторий, в соответствии с требованиями ГОС ВПО третьего поколения, а также самостоятельно формировать профессиональные компетенции в зависимости от уровня собственной теоретической и практической подготовленности.
Ключевые слова: многоуровневое тестирование, профессиональные компетенции, тестовая программа.
В условиях современного информационного общества и перехода системы высшего профессионального образования (ВПО) на государственный образовательный стандарт (ГОС) третьего поколения особенно актуальной становится задача диагностики знаний и самоконтроля обучаемыми своих компетенций в процессе изучения дисциплины. В связи с этим адаптация образования к потребностям современного общества обусловливает поиск новых оценок качества образования и наблюдения за процессами его развития. Именно систематический контроль и анализ объективных данных о качестве обучения и подготовленности обучающихся являются важнейшим условием повышения качества высшего образования [1, 2].
Тесты являются наиболее эффективной формой оценивания знаний, умений и навыков, позволяющей выявлять не только уровень учебных достижений, но и структуру знаний, степень ее отклонения от нормы по профилю ответов учащихся на тестовые задания. Тенденции усиления связи контроля и обучения приводят к переосмыслению роли контрольно-
оценочной системы в образовании: контроль, оценка и обучение рассматриваются как взаимосвязанные и взаимопроникающие составляющие единого образовательного процесса. Если задания теста подобраны по нарастанию трудности и достаточно полно отображают планируемую содержательную структуру изучаемого и контролируемого материала, то возможно ранжировать обучающихся по уровням подготовленности: чем меньше пробелов у обучаемого в ответах на тестовые задания, тем лучше структура его знаний; чем выше его тестовый балл, тем выше качество его подготовленности. Надо отметить, что ГОС ВПО третьего поколения предусматривает активное воздействие обучающихся на образовательный процесс предоставляет им возможности по формированию собственных образовательных траекторий. В этом плане использование многоуровневого тестирования является тем механизмом, который позволит обучаемому самостоятельно формировать профессиональные компетенции в зависимости от уровня собственной теоретической и практической подготовленности.