«Гуманитарный научный журнал» Электронный
2018, №1 ПАРШИ[|Ц(1 научный журнал
УДК 159.9.07
ЛабунскаяТ.А.
Магнитогорский государственныйтехнический университет им. Г.И. Носова,институт гуманитарного образования, г. Магнитогорск. Россия
ПРИМЕНЕНИЕ ЮМОРА В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТРЕНИНГЕ, НАПРАВЛЕННОМ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ
Аннотация.Одним из многих факторов, определяющих успешность обучения в образовательных учреждениях, занимает сплоченность учащихся, которая формируется посредством социально-психологического тренинга. В статье приводится обзор работ рассматривающих проблему сплоченности формируемой средствами социально-психологического тренинга; основные принципы иистоки практического применения социально-психологического тренинга. Обращается внимание на то, что в процессе разработки программы социально психологического тренинга необходимо руководствоваться особенностями, связанными с учетом методологических аспектов психолого-педагогических исследований в образовании. Так же обосновывается важность методического инструментария при разработке и проведении социально-психологического тренинга.
Для создания в группе на социально-психологическом тренинге положительной атмосферы, рекомендуется применять юмор. В статье обосновывается, то, что создать такую обстановку, в которой участники проявляют толерантность, не отстаивают собственное мнение, как единственно верное, признают возможность существования разных точек зрения, помогает юмор. Юмор разряжает обстановку в группе, способствует экспериментированию, творческой импровизации и интеграции.
Ключевые слова: юмор; игра; социально-психологический тренинг; сплоченность учащихся.
Одним из многих факторов, определяющих успешность обучения в образовательных учреждениях, занимает сплоченность учащихся, которая формируется посредством социально-психологического тренинга. Проблема групповой сплоченности раскрывает не только особенности межличностных отношений в группе, но и единство ценностных ориентаций, целей и мотивов совместной деятельности. В формировании благоприятного социально-психологического микроклимата и психологической атмосферы в проведении социально-психологического тренинга большую роль играет методический инструментарий, с помощью которого выстраивается его структура, позволяющая корректировать и развивать когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты сплоченности, тем самым оказывает влияние на успешность межличностных отношений.
научный журнал
Создание комфортного микроклимата, доверительного общения, способствует обретению участниками уверенности и стремлению к творческому обучению. Одним из самых эффективных способов, создания такой атмосферы являются - Игры. Они дают возможность использовать психологическую энергию игры в запланированных учебных процессах [12]. Участники понимают, что удовлетворить их многочисленные и противоречивые ожидания нелегко. Многих заботит вопрос собственной безопасности, сомнения и страхи оценки окружающих. Поэтому задача заключается в том, чтобы создать в группе положительную атмосферу, полную юмора, создать такую обстановку, в которой участники проявляют толерантность, не отстаивают собственное мнение, как единственно верное, признают возможность существования разных точек зрения. Юмор разряжает обстановку в группе, способствует экспериментированию, творческой импровизации и интеграции. Необходимо уметь с юмором относиться и к собственным промахам.
В работе Мусийчук М. В. подробно и убедительно приведены доказательства роли и влияния юмора на процесс образования: «...Величайшее заблуждение в отношении учебного процесса состоит во мнении, что этот процесс должен проходить угрюмо». Эти слова Дж. Родари могут служить превосходным эпиграфом к пониманию сущности проблемы юмора в образовании. Проблема юмора в образовании рассматривается в различных аспектах: с точки зрения общих проблем педагогики (дошкольной, школьной и вузовской, послевузовского самообразования, дополнительного образования детей); как воплощение в учебно-методических материалах по отдельным отраслям знаний (предметам); как исследование возрастных особенностей обучающихся; как формирование различных умений и навыков. Анализ выделенных направлений позволяет констатировать, что проблемы юмора в плане решения общих проблем педагогики рассматриваются с точки зрения исследования психолого-педагогических основ юмора, как средства обучения и воспитания» [7, с. 64].
В статье «Профессиональное становление и развитие личности будущих психологов на основе когнитивно-аффективного потенциала юмора» [8] подчеркивается, что юмор важен в процессе изучения предметов в различных областях знаний и особенное звучание юмор приобретает в подготовке к будущей профессиональной деятельности психологов.«Между тем очевиден и такой факт, что междисциплинарный характер юмора, создает дополнительные условия для развития творческих способностей личности в процессе обучения. Наряду с этим пристальный анализ показывает, что в настоящее время в отечественной педагогической практике ощущается дефицит методических рекомендаций, направленных на межпредметные связи, формирующие
научный журнал
представление о всеобщем характере действия механизмов юмора и прежде всего в области творческой деятельности, творческого мышления, интеллектуальной активности личности» [7, с. 65].
Наиболее эффективным видом деятельности в плане формирования сплоченности является активное социально-психологическое обучение, проводимое в тренинговой группе.Тренинговая группа представляет собой одну из, разновидностей малой группы, которая традиционно рассматривается как «немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся, в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» [1].Специфика тренинговой деятельности позволяет ускорить процессы, происходящие в группе, повысить мотивацию групповой деятельности, с помощью определенных тренинговых упражнений воздействовать на участников, целенаправленно формировать их единство.
В работе Макарова Ю.В. освещен подробный анализ основных теорий и концепций групповой сплоченности в зарубежной и отечественной социальной психологии. Рассматривается модель групповой сплоченности через формирование единства в трех сферах: эмоциональной, когнитивной и поведенческой.Итогом исследования Макарова Ю.В. стал вывод: «В реальном процессе межличностного взаимодействия эмоциональная, поведенческая и ценностная составляющие группового единства тесно связаны между собой. Групповое единство возникает как синтез эмоциональных переживаний, ценностных отношений, совместных действий членов группы, что обусловливает качественно новый уровень взаимоотношений в группе -групповую сплоченность» [6].
Термин «социально-психологический тренинг» - авторство принадлежит немецкому ученому М. Форвергу(СПТ). В настоящее время, по данной проблеме накоплен определенный опыт теоретических и практических исследований. Ученые нашей страны проводили первые исследования в этой области в начале 80-х годов. Работы Л.А.Петровской раскрывают теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга наиболее полно[10].Истоки практикиСПТ начали складываться в США после второй мировой войны. Исторически, как считает Т.Милз, она выросла из концепции «групповой терапии», разработанной Т.Бурроу в 20-е гг.Одним из первых, кто применил и развил идеи Т.Бурроу, были У. Байон (в Англии) и Э. Семрад (в США). Форма работы, которую проводил Э. Семрад, получила название «групп самоанализа». Участники группы, наблюдая за своим взаимодействием, обсуждая предполагаемые механизмы функционирования группы, ставили
научный журнал
перед собой цель познать свой коллективный опыт [2].Многообразие теоретических изысканий породило огромное количество различных программ и форм группового тренинга.
В ходе СПТ происходит овладение определенными социально-психологическими знаниями и коррекция поведения личности, формируются навыки межличностного взаимодействия, развиваются рефлексивные способности (например, способность анализировать ситуацию и собственное поведение), умение гибко реагировать на ситуацию и быстро перестраиваться в различных условиях [5]. В процессе тренинга возможно изменение стереотипов, имеющихся у участников группы и мешающих им справляться с нестандартными обстоятельствами профессиональной деятельности.
Таким образом, социально-психологический тренинг - это форма обучения, представляющая собой особым образом организованное взаимодействие членов малой группы, в которой осуществляется воздействие, направленное на развитие у личности необходимых навыков эффективного взаимодействия через общение [3].
Объединяя в себе элементы реального и лабораторного эксперимента, социально-психологические тренинги являются эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в различных областях.В работе О.Н. Истратова находим такое определение: «Социально-психологический тренинг — один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением и поведением других участников групп. Для такой рефлексии и саморефлексии в группе создаются максимально благоприятные условия, основанные на ряде принципов» [4].
Основные принципы социально-психологического тренинга:
- качественные изменения процессов общения в группе;
- активная позиция участника тренинга;
- ограничение обсуждения - событий, лишь в рамках «здесь и сейчас»;
- персонификация высказываний;
- намеренная межличностная обратная связь;
- высокая степень включенности эмоциональной сферы участников.
Методы социально-психологического тренинга прочно вошли в различные сферы деятельности человека. Впервые они стали использоваться в США, а с середины 60-х годов в Европе. К становлению тренинга причастны различные научные дисциплины: социальная
научный журнал
психология, социология, социальная философия, психиатрия, клиническая психология, педагогика, психология управления и др. [3].
В ходе провидения СПТ методическим инструментарием для осуществления формирования сплоченности в группе являются упражнения, сформированные с определееной направленностью на решение задач, одна из которых - создание положительной атмосферы в группе;развитие и совершенствование навыков конструктивного общения с помощью игрового взаимодействия. Проводя исследование теории данного вопроса,в подготовке к проведению СПТ и сбору методического материалла было принято решение включить в состав тренинговых упражнений упражнение «Веселая минутка»,основой для которого стала работа Мусийчук М.В. «Развитие креативности или дюжина приемов остроумия» [7].В упражнение «Веселая минутка» вошли упражнениятакие как:юмористические загадки;задачи - шутки и др.
В ходе исследования, проведенная методика на определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора до и после проведения СПТ показала: уровень групповой сплоченности - 10,2 баллов - средняя (до проведения СПТ) и уровень групповой сплоченности - 16,1 баллов -высокий (после проведения СПТ) [11, с. 179]. В исследовании принимали участие 22 чел. студенты 1 курса ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Магнитогорск. Результаты проведения методики, явно показывают положительное влияние и эффективность проведения СПТ.
Для выбора максимально эффективной и действенной программы СПТ, нами были изучены результаты исследований Ю. В. Макарова и истоки практического применения СПТ как в отечественной, так и зарубежной практике, учтены основные принципыСПТ. Так же рассмотрены инновационный подход в работе Мусийчук М.В. и создание комфортного микроклимата посредством - игры в работе К. Фопель. Это способствовало проведению СПТ с максимальным результатом. Из вышеперечисленного, следуетчто игровая форма проведения тренинговых упражнений, использование упражнений основанных на характере действия механизмов юмора, наиболее успешна и позволяет не только оптимизировать социально-психологический климат, сплотить учащихся, но и повысить успешность обучения. Отдавая предпочтение именно такой форме проведения тренинга, мы создали условия для более эффективной программы, которая помогла нам максимально сплотить учащихся.
Библиографический список
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект пресс, 2001. 213 с.
2. Вачков И.В. Основы группового тренинга. - М.: Ось-89, 2000.
3. Дикарева А.Я., Мирская М.И. Социология труда. М.: Высшая школа, 1989. 213 с.
научный журнал
4. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции. -
5. 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. 443 с.
6. Ковалев Г.А. Об активном социальном обучении как методе оптимизации возможностей субъекта общения. Личность в системе общественных отношений. Ч.З.М., 1983. 530 с.
7. Макаров Ю.В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 128. С. 72-83.
8. Мусийчук М.В. Развитие креативности или дюжина приемов остроумия. Магнитогорск: МаГУ, 2008.с.64-65
9. Мусийчук М.В. Профессиональное становление и развитие личности будущих психологов на основе когнитивно-аффективного потенциала юмора // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С. 260-276.
10. Мусийчук М.В. Философско-педагогический дискурс научно-популярной литературы о юморе // Мир науки. 2016. Т. 4. № 1. 35 с.
11. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982. 168с.
12. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Издательство Института Психотерапии. 2005. С. 179-180.
13. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер.с нем. - М.: Генезис, 2002. - 336с.
14. Мусийчук М.В. Приемы остроумия в схемах и таблицах: методические указания к спецкурсу «Психология креативности» / Магнитогорск, 2003.
15. Мусийчук М.В. Аксиологическая функция юмора // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 295. С. 91-94.
16. Мусийчук М.В. Когнитивные и аффективные основания юмора Съвременна гелотология: сб. от научни статии по материали от Международна научно-практическа конференция. Редактори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. 2016. С. 12-30.
Abstract.One of the many factors that determine the success of training in educational institutions is the cohesion of students, which is formed through social and psychological training. The article provides an overview of the works considering the problem of cohesion formed by means of socio-psychological training; the basic principles and origins of the practical application of socio-psychological training. Attention is drawn to the fact that during the development of the program of socio-psychological training it is necessary to be guided by the peculiarities associated with the methodological aspects of psychological and pedagogical research in education. The importance of methodological tools in the development and conduct of socio-psychological training is also substantiated. To create a positive atmosphere in the group at the socio-psychological training, it is recommended to use humor. The article substantiates that humor helps to create an environment in which participants show tolerance, do not defend their own opinion as the only correct one, recognize the possibility of the existence of different points of view. Humor discharges the atmosphere in the group, promotes experimentation, creative improvisation and integration.
Keywords: humor; game; socio-psychological training; the unity of the students.