Научная статья на тему 'Применение вероятностной модели для упрощенных оценок необходимых запасов по степени надежности контроля'

Применение вероятностной модели для упрощенных оценок необходимых запасов по степени надежности контроля Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТАЛОСТНЫЕ ТРЕЩИНЫ / ЖИВУЧЕСТЬ / СИЛОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АВИАКОНСТРУКЦИИ / ПЕРИОДИЧНОСТЬ КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Фешкин Юрий Владимирович

В статье рассматривается применение вероятностной модели для упрощенных оценок необходимых запасов по степени надежности контроля (вероятности обнаружения трещины). Приводятся соотношения и графики для оценок коэффициентов надежности от вероятности обнаружения усталостной трещины. Показано, что применение коэффициентов надежности, равных 2…3, возможно при высоком качестве диагностирования (вероятность обнаружения усталостной трещины более 0,95).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Фешкин Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF PROBABILITY MODELS FOR SIMPLIFIED ESTIMATES OF REQUIRED RESERVES RELIABILITY CONTROL

The article discusses the use of a probabilistic model for simplified assessments required reserves reliability control (crack detection probability). Ratios and charts for estimating reliability coefficients of the probability of detection of a fatigue crack are given. The use of safety factors equal to 2... 3 possible with a high quality of diagnosis (probability of detecting fatigue crack greater than 0.95) is shown.

Текст научной работы на тему «Применение вероятностной модели для упрощенных оценок необходимых запасов по степени надежности контроля»

2014

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 208

УДК 629.735.015.4

ПРИМЕНЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ДЛЯ УПРОЩЕННЫХ ОЦЕНОК НЕОБХОДИМЫХ ЗАПАСОВ ПО СТЕПЕНИ НАДЕЖНОСТИ КОНТРОЛЯ

Ю.В. ФЕШКИН

Статья представлена доктором технических наук, профессором Никоновым В.В.

В статье рассматривается применение вероятностной модели для упрощенных оценок необходимых запасов по степени надежности контроля (вероятности обнаружения трещины). Приводятся соотношения и графики для оценок коэффициентов надежности от вероятности обнаружения усталостной трещины. Показано, что применение коэффициентов надежности, равных 2...3, возможно при высоком качестве диагностирования (вероятность обнаружения усталостной трещины более 0,95).

Ключевые слова: усталостные трещины, живучесть, силовые элементы авиаконструкции, периодичность контроля.

Поскольку явление усталости носит случайный характер [5], то в основе нормирования требований к обеспечению безопасности от явлений усталости (в частности, при определении необходимых запасов) лежат вероятностные модели.

По частоте возникновения события (отказы, отказные состояния, особые ситуации, внешние воздействия), отнесенные к одному часу полета либо к одному полету, делятся на

3 3 5

повторяющиеся (вероятность отказа более 10" ), умеренно вероятные (в диапазоне 10" - 10" ),

5 7 7 9

маловероятные (в диапазоне 10 - 10 ), крайне маловероятные (в диапазоне 10 - 10 ) и практически невероятные (менее 10-9) [ 1].

Практика применения этих нормативных требований, как правило, ставит в соответствие катастрофической ситуации практически невероятное событие, аварийной ситуации - крайне маловероятное, сложной ситуации - маловероятное и усложнению полета - умеренно вероятные события.

В основе нормированных соотношений для расчетов периодичности контроля лежит формула Дt = Ь./ц - длительность роста трещины от начального размера до предельного; ^ -коэффициент надежности, выбираемый по рекомендациям МОС АП-25.571 [4]). Проблема расчетов по указанной формуле заключается в трудности оценок величины t. (периода живучести) [6] в условиях реальной эксплуатации и выборе коэффициента надежности Как следует из табл. 1, теоретически коэффициент надежности при определении периодичности осмотров варьируется от 2,0 до 20,25 [3].

На практике же коэффициент надежности для алюминиевых сплавов редко превышает пять единиц.

Кроме того, важно хотя бы приближенно оценить величину потребного коэффициента надежности в зависимости от вероятности обнаружения трещины и степени влияния рассматриваемого силового элемента на безопасность полетов.

В общем случае соотношение для расчета вероятности безотказной работы силового элемента с усталостной трещиной имеет вид [3]

(1- с <

*®= к ), «< (1)

где - вероятность безотказной работы элемента; ^ (*;„) - функция распределения времени развития трещины до критического размера (время существования трещины в конструкции *;„).

90

Ю.В. Фешкин

Таблица 1

Коэффициенты надежности

Учитывает При установлении безопасного ресурса или наработки до начала осмотров При определении периодичности осмотров Зависит от

Vi Уровень соответствия структуры программы реальным спектрам нагружения 1,0 - 1,5 1,0 - 1,5 полноты воспроизведения нагрузок типового полета

У 2 Степень опасности разрушения 1,0 - 1,5 1,0 - 1,5 однопутности или много-путности передачи нагрузок

Уз Рассеивание нагруженности конструкции в эксплуатации 1,0 - 2,0 1,0 - 2,0 степени учета возможного влияния условий эксплуатации

V4 Разброс характеристик усталости и длительности роста трещин 3,0 - 5,0 2,0 - 3,0 количества испытательных экземпляров

Vs Влияние окружающей среды - 1,0 - 1,5 результатов специального анализа

Л = 3,0 - 22,5 2,0 - 20,25

Лдоп1 Повышенный разброс результатов испытаний (в дополнение к 1,0 - 1,5 1,0 - 1,5 фактического разброса результатов испытаний

Лдоп2 Применение расчетных методом (пересчеты результатов испытаний или прямые расчеты) 1,0 - 2,0 1,0 - 2,0 Апробированности расчетных методов

Если считать, что вероятность обнаружения трещины Робн постоянна при каждом из осмотров (Робн = const), то справедливо соотношение

R(T) = 1 — Fto (T — t.)[1 -Робн ]'. (2)

В соотношении (2) Fto (х) - функция распределения времени образования трещины; T - назначенный ресурс; I - количество осмотров.

Будем считать, что усталостная трещина изначально существует в конструктивном элементе (Fto (Т — t„) = 1), и осмотры проводятся с начала эксплуатации. Эти допущения идут в запас по расчетам надежности. Нетрудно заметить, что в этом случае число осмотров I связано с коэффициентом запаса rj соотношением I = INT = INT[ri]. Проводя данные преобразования в соотношении (2), получим нижнюю оценку надежности R < R

R (Т) = 1 — [1 — Робн ]шт[11], (3)

где INT[q] - целая часть числа.

Соотношение (3) может быть получено и из более простых и очевидных соображений. Вероятность отказа (1 — R (Т)) силового элемента заключается в вероятности достижения трещиной своего предельного значения Lпр. Событие достижения трещиной предельного значения эквивалентно пропуску трещины при всех I осмотрах. События пропуска трещины при каждом из осмотров независимы и имеют постоянную вероятность (1 — Робн1), а

Применение вероятностной модели для упрощенных оценок необходимых

91

вероятность отказа за I осмотров - [1 — Робн1]1 ■ Выражая количество осмотров через коэффициент надежности, получим соотношение, эквивалентное (3)

1 — Й (Т) = [1 — Робн]ШТ[71]-

(4)

Логарифмируя (4) и проводя необходимые преобразования, получим соотношение для оценок коэффициента надежности

шт[л] = 1се[1 — П (г)] / 1се[1 — Робн11

(5)

Обозначим за Рн (Т) = 1 — Й (Т) допустимую вероятность отказа за все время эксплуатации. Тогда коэффициент безопасности должен удовлетворять условию

ШТ[Л] > 1СЕ[Рн(Т)]/1СЕ[1 — Робнх]-

(6)

Допустимую вероятность отказа Рн (Т) можно определить из нормативных значений надежности, определенных в АП-25.571. Так для элементов, единичный отказ (усталостное разрушение) которых может привести к аварийной либо катастрофической ситуации (особо ответственные силовые элементы), отказ трактуется как крайне маловероятное событие,

8 7

вероятность возникновения которого за час налета должна лежать в диапазоне 10 ... 10 . В этом случае допустимую вероятность отказа можно приближенно оценить Рн(Т) « 10-8Г. Учитывая, что ресурс современных самолетов гражданского назначения имеет порядок Т ~ 105, получим порядок вероятности отказа Рн(Т)~10-3. При этом надежность Й(Т) « 0,999. Системы с таким уровнем надежности относятся к высоконадежным [2].

На рис. 1 приведен график зависимости коэффициента надежности по периодичности контроля ^ от вероятности обнаружения трещины при однократном осмотре. График построен из условия равенства в соотношении (7), что соответствует минимально возможным значениям величин Нормативное значение вероятности отказа принято равным Рн (Т) = 10-3.

14

и т 12

с

о

нж 10

е

еда н 8

т

н 6

е и

я

и 4

э

о ы 2

0

элементы, в которых отказы не допустимы

элементы, допускающие крайне маловероятные отказы

элементы, допускающие маловероятные отказы

0,5 0,55 0,6 0,65 0,7 0,75 0,8 0,85 0,9 0,95 1 Вероятность обнаружения трещины, Робн

Рис. 1. Зависимость коэффициента надежности от вероятности обнаружения трещин

Из графика видно, что при значениях вероятности обнаружения трещины 0,95; 0,90 и 0,5 коэффициент надежности для элементов, допускающих крайне маловероятные отказы, равен ^ ^ 2,3 и 10 соответственно. Поэтому применение коэффициентов надежности ^ = 2...3 (наиболее применяемых на практике) возможно при высоком качестве диагностирования (Робн>0,95). Данный вывод соответствует требованиям МОС к АП 25.571 [4] к обнаруживаемой трещине.

92

Ю. В. Фешкин

Если нормируется количество отказов на тысячу летных часов КЮоо или величина средней вероятности отказа на один час налета шнТ, для расчетов можно использовать формулы:

Ч = \og(10-3Kl1000T)/log(1 — Робн) ; (7)

Ч = \og(a>HT)/\og(1 — Робн). (8)

ЛИТЕРАТУРА

1. АП-25. Нормы летной годности самолетов транспортной категории. - М.: ОАО «Авиаиздат», 2009.

2. Болотин В.В. Применение методов теории вероятностей и теории надежности в расчетах сооружений. - М.: Стройиздат, 1971.

3. Бутушин С.В., Никонов В.В., Фейгенбаум Ю.М., Шапкин В.С. Обеспечение летной годности воздушных судов гражданской авиации по условиям прочности. - М.: МГТУ ГА, 2013.

4. МОС к АП 25.571. Обеспечение безопасности конструкции по условиям прочности при длительной эксплуатации: директ. письмо АР МАК от 30.12.96 г. № 5-96.

5. Никонов В.В., Стреляев В.С. Расчетно-экспериментальная оценка циклической трещиностойкости при эксплуатационных режимах нагружения. - М.: Машиностроение, 1991.

6. Никонов В.В. Проблемы живучести в контексте перевода авиатехники на эксплуатацию по состоянию // Научный Вестник МГТУ ГА, сер. Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов. - 2004. - № 80(10).

THE USE OF PROBABILITY MODELS FOR SIMPLIFIED ESTIMATES OF REQUIRED RESERVES RELIABILITY CONTROL

Feshkin Yu.V.

The article discusses the use of a probabilistic model for simplified assessments required reserves reliability control (crack detection probability). Ratios and charts for estimating reliability coefficients of the probability of detection of a fatigue crack are given. The use of safety factors equal to 2 ... 3 possible with a high quality of diagnosis (probability of detecting fatigue crack greater than 0.95) is shown.

Keywords: fatigue cracks, durability, load-bearing element of air frame, frequency control.

Сведения об авторе

Фешкин Юрий Владимирович, 1989 г.р., окончил МГТУ ГА (2012), аспирант МГТУ ГА, область научных интересов - живучесть авиационных конструкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.