Научная статья на тему 'Применение в деятельности авиакомпаний требований стандарта iosa с целью повышения уровня эксплуатационной безопасности'

Применение в деятельности авиакомпаний требований стандарта iosa с целью повышения уровня эксплуатационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
839
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
IATA / IOSA / АУДИТ / СТАНДАРТЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение в деятельности авиакомпаний требований стандарта iosa с целью повышения уровня эксплуатационной безопасности»

ПРИМЕНЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАКОМПАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА IOSA С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Рябова К.А.

Рябова Карина Алексеевна - магистрант, направление: аудит эксплуатационной безопасности, Санкт-Петербургский государственный университет Гражданской авиации,

г. Санкт-Петербург

Ключевые слова: IATA, IOSA, аудит, стандарты.

Глобальный финансово-экономический кризис привел к значительному снижению реальных доходов населения, а, следовательно, и платежеспособного спроса на некоторые группы товаров

Такие условия явились непосредственными катализаторами значительного обострения конкуренции во многих сегментах рынка и стали следствием возрастания текущего риска потери финансовой устойчивости и платежеспособности для многих субъектов хозяйствования.

Указанная специфика внешнего окружения приводит к тому, что утрата дефицитных ресурсов (финансовых, трудовых, информационных и т.д.) может привести к финансовому краху или потере своих рыночных позиций субъектами бизнеса. Именно поэтому для собственников приоритетной является возможность получения компетентной, независимой оценки, относительно внутренней среды функционирования его частного бизнеса. Такая потребность, очевидно, явилась катализатором внедрения в отечественной практике управления качественно нового направления контроля - внутреннего аудита предприятия.

Стоит отметить, что в современной авиации возрастает и роль внешних проверок (аудит). Авиакомпании все чаще используют данную услугу для сотрудничества с новыми компаниями и инвесторами, а также тем самым показывают, что их полеты безопасны.

IOSA (IATA Operational Safety Audit) - аудит эксплуатационной безопасности IATA (International Air Transport Association). Это международная общепризнанная программа, которая позволяет оценить эксплуатационные системы управления и контроля авиапредприятия.

IOSA - программа, которая содержит определенные чек-листы, подходы и технологии, отобранные и обработанные из аудиторских программ безопасности множества стран. Данная программа была представлена IATA в качестве обязательной для всех членов Ассоциации. Все авиапредприятия, которые желают стать членом IATA, проходят аудит IOSA в определенные и установленные сроки. Программа содержит свыше девятисот стандартов и восьмидесяти рекомендаций, разбитых на восемь секций. Это основа производственной деятельности любой авиакомпании. Требования и стандарты программы регулярно совершенствуются и изменяются в соответствии с изменениями в отрасли ГА (гражданской авиации).

Аудит IOSA позволяет авиапредприятиям узнать в каком состоянии находится парк ВС (воздушных судов), уровень подготовки экипажей, а также внести качественные изменения в деятельности авиакомпании и систематизировать всю работу предприятия. В то же время компания начинает работать более эффективно и безопасно. Сертификат IOSA дает статус безопасного международного авиаперевозчика, ведет к расширению сотрудничества с авиапредприятиями на международном уровне, а также дает выход на новые рынки.

Определим основные документы, содержащие стандарты проведения аудита IOSA:

1. ISM (IOSA Standards Manual) - руководство по стандартам IOSA, содержит стандарты, рекомендации, а также материалы, которые с ними связаны. Они являются основой для проверки авиакомпаний в рамках программы IATA.

2. IPM (IOSA Program Manual) - Руководство по программе IOSA - стандарты, регулирующие все аспекты программы IOSA. С их помощью можно достичь стандартизированного и последовательного аудита эксплуатационной безопасности.

3. IAH (IOSA Audit Handbook) - Руководство по аудиту IOSA, процессы, процедуры, методология и рекомендации по проведению аудита IOSA. Большая часть процедур и рекомендаций в данном Руководстве относятся к модели аудита IOSA и постоянно используются аудиторскими организациями IOSA.

4. IRM (IATA Reference Manual for Audit Programs) - Руководство IATA по программе аудита - общие термины, их значение, а также список сокращений, которые содержатся в (связаны с): IPM, GOPM, ISM, GOSM, IAH, PGM.

5. IOSA Q5 AIMS (Auditee Manual) - Руководство пользователя, которое содержит рекомендации и процедуры, предназначенные для оказания помощи авиакомпаниям в обработке корректирующих действий IOSA, также для поддержания программной цели обеспечения приемлемого качества и ценности в отчетах IOSA. В Руководстве содержатся процедуры по использованию электронного аудита Q5 AIMS, а также минимальные требования к документации корректирующих действий.

Стандарты IOSA, содержащие определенные чек-листы, находятся в свободном доступе, поэтому Авиакомпании могут использовать их в целях проведения предварительного внутреннего аудита при последующей регистрации в IATA, либо использовать их как готовую модель для внутренних аудитов. В результате таких проверок можно определить соответствие работы предприятия стандартам IOSA и готово ли оно к аудиту IOSA. А также найти слабые стороны, которым стоит уделить пристальное внимание и тем самым повысить уровень эксплуатационной безопасности работы предприятия.

Список литературы

1. Качалов В.А. Аудит систем менеджмента на соответствие требованиям ISO 9001.

ISO 14001, OHSAS 18001. Практикум. В 2-х томах. Т. 2. М.: ИздАТ, 2012. 398 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.