Научная статья на тему 'Применение унифицированного языка моделирования для проектирования логистических систем пассажирского транспорта'

Применение унифицированного языка моделирования для проектирования логистических систем пассажирского транспорта Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Иващенко Н.Ю., Трегубов В.Н., Феклин Е.В.

Рассматриваются особенности проектирования логистических сис-тем пассажирского транспорта с использованием унифицированного языка моделирования. Описываются основные понятия и диаграммы языка моде-лирования и особенности их использования. Приводятся примеры разработ-ки диаграмм для описания деятельности логистической системы пасса-жирского транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Иващенко Н.Ю., Трегубов В.Н., Феклин Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PASSENGER TRANSPORT LOGISTICAL SYSTEM DESIGN MODELLING UNIFIED LANGUAGE APPLICATION

Designing logistical systems for passenger transport with use of the unified modeling language are considered in this article. The basic concepts and diagrams of modeling language and feature of their use are described here. Example development diagrams for the description of logistical system activity for passenger transport are presented here as well.

Текст научной работы на тему «Применение унифицированного языка моделирования для проектирования логистических систем пассажирского транспорта»

Киреев Дмитрий Вячеславович -

кандидат экономических наук,

Генеральный директор ОАО «Саратовский подшипниковый завод»

Баскаков Андрей Петрович -

аспирант кафедры «Экономика и управление внешнеэкономической деятельностью» Саратовского государственного социально-экономического университета

Андреева Мария Викторовна -

аспирант кафедры «Экономика и управление внешнеэкономической деятельностью» Саратовского государственного социально-экономического университета

УДК 656.13

Н.Ю. Иващенко, В.Н. Трегубов, Е.В. Феклин

ПРИМЕНЕНИЕ УНИФИЦИРОВАННОГО ЯЗЫКА МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

Рассматриваются особенности проектирования логистических систем пассажирского транспорта с использованием унифицированного языка моделирования. Описываются основные понятия и диаграммы языка моделирования и особенности их использования. Приводятся примеры разработки диаграмм для описания деятельности логистической системы пассажирского транспорта.

N.Y. Ivaschenko, V.N. Tregubov, E.V. Feklin

PASSENGER TRANSPORT LOGISTICAL SYSTEM DESIGN MODELLING UNIFIED

LANGUAGE APPLICATION

Designing logistical systems for passenger transport with use of the unified modeling language are considered in this article. The basic concepts and diagrams of modeling language and feature of their use are described here. Example development diagrams for the description of logistical system activity for passenger transport are presented here as well.

Проектирование логистических систем является одной из важных задач логистики. В настоящее время используются много различных методологий для выполнения проектирования [2]. Каждая из этих методологий имеет свои недостатки и преимущества, но ни в нашей стране, ни за рубежом не существует общепринятой схемы выполнения моделирования.

В последние годы в программной инженерии большое распространение получил унифицированный язык моделирования (UML). Он используется при проектировании сложных

информационных систем. Существует большое количество специальных программных продуктов, которые используются для автоматизации создания диаграмм UML и значительно облегчают процесс разработки систем.

Этот язык имеет большие перспективы и в логистике. Его ключевые понятия идеально ложатся на специфику проектирования логистических систем. Наиболее сложным этапом при построении крупной логистической системы является этап ее описания. При этом выделяют следующие проблемы [1]:

• неоднородность информационных источников;

• разнообразие бизнес-задач;

• техническая неоднородность;

• разный уровень подготовки пользователей и многообразие требований к интерфейсным решениям.

UML подходит для проектирования сложных логистических систем, позволяя разрешить все перечисленные проблемы. Построенная на языке UML модель в дальнейшем может быть использована для построения на ее основе информационной логистической системы.

Рассмотрим особенности унифицированного языка моделирования применительно к логистическим системам и практические примеры проектирования с его использованием логистических систем пассажирского транспорта.

Унифицированный язык моделирования - это язык визуального моделирования для решения задач общего характера, который используется при определении, визуализации, конструировании и документировании артефактов информационной системы.

С помощью языка UML можно фиксировать решения, принятые при создании различных систем. Он используется для того, чтоб лучше понимать, проектировать, поддерживать и контролировать такие системы. UML можно использовать во всех методологиях проектирования^ любых предметных областях и на всех этапах разработки системы.

Базовый UML состоит из четырех частей, описывающих различные аспекты системы: статические, динамические, организационные и относящиеся к окружению. Он включает семантические концепции, нотацию и руководящие указания.

UML позволяет отображать и статическую структуру, и динамическое поведение системы. Система моделируется как группа дискретных объектов, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, чтобы удовлетворить требования пользователей.

В статической структуре задаются типы объектов, значимые для системы и ее реализации, а также отношения между этими объектами.

Динамическое поведение определяет историю объектов и их взаимодействие для достижения конечной цели. Наиболее полного и разностороннего понимания системы можно достичь при моделировании с различных, но взаимосвязанных точек зрения.

В UML также есть конструкции для распределения моделей по пакетам, с помощью которых разработчики могут разделять систему на составные части. В сложных системах такое разделение позволяет управлять различными версиями пакетов, а также описывать и контролировать зависимости между ними.

Построение логистической системы на языке UML начинается с создания представления использования. Этот вид представления описывает поведение подсистемы, отдельных классов или всей системы с точки зрения пользователя.

При этом вся деятельность в рамках системы делится на транзакции, которые называются вариантами использования (Use cases). Вариант использования описывает взаимодействия с одним или несколькими действующими лицами (актантами) в виде последовательности сообщений. В понятие «действующее лицо» входят люди, компьютерные системы или логистические процессы.

В общем виде актант - это идеализированная внешняя сущность, вступающая во взаимодействие с системой, подсистемой или классом.

С его помощью описываются те взаимодействия, которые могут осуществляться между системой и ее пользователями. В реальном мире один физический пользователь может выполнять функции нескольких актантов системы. И наоборот, несколько пользователей могут соответствовать одному актанту, то есть быть его экземплярами. На диаграммах актант отображается в виде человечка, под которым указано его имя.

Вариантом использования называется блок внешненаблюдаемой деятельности системы. Он описывает некоторую часть поведения системы, не вдаваясь при этом в особенности ее внутренней структуры. Вариант использования описывает все виды поведения системы: основные последовательности, различные варианты стандартного или нестандартного поведения, исключительных ситуаций, включая ответные реакции на них.

В процессе проектирования каждый вариант использования моделируется независимо от остальных. Однако для реализации его могут понадобиться объекты, которые задейству-ются другими вариантами использования. Так между вариантами использования возникают неявные зависимости. На диаграммах вариант использования изображается в виде эллипса. Внутри эллипса или под ним указывается имя варианта использования. Сплошные линии соединяют варианты использования с актантами.

Рис. 1. Пример диаграммы использования логистической системы

На рис. 1 приведен пример диаграммы использования. Рассматриваются два вида деятельности (перевозка и регулирование процесса перевозок) и три вида актантов (пассажиры, перевозчик, транспортная администрация). Взаимодействие между объектами происходит в виде использования («uses») различных функций.

На основе диаграммы использования строится статическое представление модели. Статическое представление модели описывает концепции предметной области, а также внутренние концепции, необходимые для ее реализации. Статическим это представление называется потому, что не описывает динамику, то есть изменения, происходящие в логистической системе с течением времени.

Основой статического представления модели являются классы и отношения: ассоциации, обобщения и различные виды зависимостей, например реализация и использование.

Классом называется описание некоторой концепции предметной области или элемента логистической системы. Все остальные элементы либо принадлежат классам, либо относятся к ним.

Статическое представление изображается на диаграммах классов, в которых основной акцент сделан на описании классов и их взаимоотношений.

Графически класс изображается в виде прямоугольника. Атрибуты и операции класса перечисляются в горизонтальных отделениях этого прямоугольника. Если на диаграмме не нужно представлять полное описание класса, то отделение можно просто скрыть. Один и тот же класс может присутствовать на различных диаграммах и отображаться с различной степенью детализации.

Взаимоотношения между классами описываются отношениями. В таблице приведены основные виды отношений, которые можно использовать на диаграммах статического представления.

Виды отношений между классами модели

Отношение Функция Нотация

Ассоциация Описание связей между экземплярами классов

Зависимость Отношение, существующее между двумя элементами модели ------------>

Поток Отношение между двумя версиями одного и того же объекта в последовательные моменты времени ------------->

Обобщение Отношение между общим описанием и более специфичными его разновидностями, используется при наследовании -►

Реализация Отношение между спецификацией и ее реализацией ------------>

Использование Отношение, когда для корректной работы одному элементу системы необходим другой элемент ------------>

На рис. 2 приводится диаграмма статического представления логистической системы пассажирских перевозок.

о

о

Пассажир

Автобус

-Марка автобуса -Пассажировместимость -^-Техническая скорость

+Посадка пассажиров() ^ +Высадка пассажиров() +Перевозка пассажиров()

-Название маршрута -Длина маршрута -Количество остановок +Движение по маршруту() +Оплата проезда()

Рис. 2. Пример диаграммы статического представления логистической системы

110

Представления деятельности отображают процесс выполнения потока работ. Диаграмма деятельности моделирует не обычное состояние объекта, а состояние выполнения различных действий.

Представление деятельности отображает состояния деятельности, которые отражают некоторые процессы в потоке работ. Первоначально объект находится в обычном состоянии ожидания, а в состоянии деятельности он находится до завершения процесса выполнения. По завершении деятельности объект переходит к следующей. В диаграмме деятельности переход по завершении запускается тогда, когда закончилась вся предыдущая деятельность.

Представление деятельности может иметь разветвление, а также развилки управления между параллельными нитями. Параллельные нити представляют собой деятельности, которые объекты или люди могут совершать одновременно. Часто параллельность возникает в результате агрегации, когда у каждого объекта появляется своя собственная нить управления. Параллельные деятельности могут осуществляться как одновременно, так и в любой последовательности.

Пассажи р

Рис. 3. Пример диаграммы деятельности логистической системы

Состояния деятельности изображаются в виде прямоугольников с закругленными боковыми сторонами (вид деятельности указывается внутри). Нотация деятельности отличается от нотации состояния тем, что в ней у прямоугольников закруглены не углы, а целые стороны.

Для группирования видов деятельности и определения границ ответственности используют специальные виды отображения - плавательные дорожки. Они разделяют диаграмму вертикальными линиями, соотнося каждую дорожку с одним объектом.

Итак, был описан принципиально новый подход моделирования и описания логистических систем. Этот подход основан на использовании унифицированного языка моделирования. Основное преимущество языка ИМЬ состоит в том, что он стандартизован и есть международные документы, которые четко описывают его спецификацию и методологию использования. В логистике этот язык имеет очень широкие перспективы, так как позволяет в удобной форме описать все происходящие в логистической системе виды деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Миротин Л.Б. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах: учеб. пособие / Л.Б. Миротин. М.: Юристь, 2002. 414 с.

2. Елиферов В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление / В.Г. Елиферов, В В. Репин. М.: ИНФРА-М, 2005. 319 с.

Трегубов Владимир Николаевич -

кандидат экономических наук,

доцент кафедры «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте» Саратовского государственного технического университета

Иващенко Николай Юрьевич -

аспирант кафедры

«Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте» Саратовского государственного технического университета

Феклин Евгений Викторович -

аспирант кафедры

«Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте» Саратовского государственного технического университета

УДК 658.3:331.1

Н.В. Казакова, Н.Н. Попова

РОЛЬ КОРПОРАТИВНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА РОССИЙСКИХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ

Рассмотрены различные подходы к понятию интеллектуального капитала, его особенности и структура. Обоснована необходимость развития человеческого капитала как важнейшей составляющей интеллектуального капитала инновационных компаний. Также рассмотрены понятия «корпоративный университет» и «учебный центр», их особенности и роль в развитии интеллектуального капитала инновационных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.