Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшая математика / практико-ориентированное обучение / электронный образовательный ресурс / виртуальный лабораторный комплекс / higher mathematics / practice-oriented learning / electronic educational resource / virtual laboratory complex

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенкина Александра Сергеевна, Евсеева Еленагеннадиевна

В статье рассмотрен вопрос применения цифровых технологий в процессе практико-ориентированной математической подготовки студентов пожарно-технических специальностей. Приведена структура практико-ориентированного электронного образовательного ресурса. Указаны содержание и функции каждого блока такого ресурса в процессе практико-ориентированного обучения математике. Перечислены средства электронного обучения, которые способствуют формированию у студентов навыка построения математических моделей в сфере гражданской защиты. Предложено в процессе обучения математике применять виртуальный лабораторный комплекс Labview, интерактивные лабораторные стенды, специализированные программы «СИТИС». Приведены примеры математических задач, в ходе решения которых могут быть использованы указанные электронные ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гребенкина Александра Сергеевна, Евсеева Еленагеннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF DIGITAL TOOLS IN THE PRACTICE-ORIENTED MATHEMATICS TRAINING FUTURE CIVIL PROTECTION ENGINEERS

The article deals with the use of information technologies in the process of practice-oriented mathematical training of students of fire-technical specialties. The structure of a practice-oriented electronic educational resource is given. The content and functions of each block of such a resource in the process of practice-oriented teaching of mathematics are indicated.The e-learning tools that contribute to the formation of students' skills in building mathematical models in the field of civil protection are listed. It is proposed to use the virtual laboratory complex Labview, interactive laboratory stands, specialized programs "CITIS" in the process of teaching mathematics. Examples of mathematical problems are given, in the course of solving which the indicated electronic resources can be used.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ»

УДК 372.851

DOI: 10.24412/2079-9152-2021-54-75-84

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

Гребенкина Александра Сергеевна,

кандидат технических наук, доцент, e-mail: grebenkina. aleks@yandex. ru ГОУ ВПО «Академия гражданской защиты» МЧС ДНР, г. Донецк, ДНР

Евсеева ЕленаГеннадиевна, доктор педагогических наук, профессор, e-mail: e. evseeva@donnu. ru ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР

I.......!

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос применения цифровых технологий в процессе практико-ориентированной математической подготовки студентов пожарно-технических специальностей. Приведена структура практико-ориентированного электронного образовательного ресурса. Указаны содержание и функции каждого блока такого ресурса в процессе практико-ориентированного обучения математике. Перечислены средства электронного обучения, которые способствуют формированию у студентов навыка построения математических моделей в сфере гражданской защиты. Предложено в процессе обучения математике применять виртуальный лабораторный комплекс Labview, интерактивные лабораторные стенды, специализированные программы «СИ-ТИС». Приведены примеры математических задач, в ходе решения которых могут быть использованы указанные электронные ресурсы.

Ключевые слова: высшая математика, практико-ориентированное обучение, электронный образовательный ресурс, виртуальный лабораторный комплекс.

Для цитирования: Гребенкина А. С. Применение цифровых инструментов в практико-ориентированном обучении математике будущих инженеров гражданской защиты / А.С. Гребенкина, Е.Г. Евсеева // Дидактика математики: проблемы и исследования: международный сборник научных работ. - 2021. - № 54. - С. 75-84.

DOI: 10.24412/2079-9152-2021-54-75-84

i......■{

Постановка проблемы. Решение целого ряда оперативно-тактических задач, стоящих перед Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС), требует от специалистов навыков построения и решения математических моделей. Знание основных методов дифференци-

ального и интегрального исчисления лежит в основе прогнозирования площадей поражения опасными факторами в техногенных чрезвычайных ситуациях (далее -ЧС), построения интегральной или зонной модели пожара, оценки пожарного риска на объекте защиты и пр. Важность указанных и аналогичных им служебных задач обуславливает необходимость вы-

сокого уровня математической подготовки у инженеров пожарной и техносфер-ной безопасности. Формированию математического мышления в непосредственном его приложении к будущей профессиональной деятельности студентов способствует внедрение практико-ориенти-рованного подхода к обучению математике.

Эффективным средством практико-ориентированного обучения математике служат современные информационно-коммуникационные технологии (далее -ИКТ).

Информационно-коммуникационные технологии обучения - это система общих педагогических, психологических и дидактических процедур взаимодействия преподавателей и студентов с использованием технических ресурсов, направленная на реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, индивидуальным особенностям студентов и требованиям к формированию информационно ориентированных качеств грамотного человека [14].

На современном этапе в процессы обучения всё больше проникают цифровые технологии. В июле 2021 года Мин-просвещения и Минобрнауки Российской Федерации опубликовали стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования. Концепции стратегий включают создание цифровых сервисов и экосистем, что особенно важно при подготовке специалистов пожарной и тех-носферной безопасности [16]. Это предполагает создание новых образовательных ресурсов, цифровых инструментов, которые дадут студентам возможность освоения их будущей профессиональной деятельности с учетом как потребностей, так и возможностей цифровой экономики.

О необходимости применении цифровых технологий и инструментов говорится в многочисленных зарубежных исследованиях, например [18], где подчеркивается что широкая доступность цифровых обра-

зовательных ресурсов для преподавания и изучения математики неоспорима, но это значит, что математическое образование в цифровую эпоху испытывает влияние, которое этот цифровой век оказывает на изучение и преподавание математики в рамках формальных образовательных систем и условий.

Цифровые инструменты в практико-ориентированном обучении математике будущих инженеров гражданской защиты мы рассматриваем как совокупность программных продуктов и сервисов, обеспечивающих студентам возможность выполнения практических задач, возникающих в их профессиональной деятельности.

В практико-ориентированной математической подготовке инженеров по-жарно-технических специальностей применение цифровых инструментов в обучении является не только целесообразным, но и необходимым. Это обусловлено сложностью математических моделей процессов и явления в сфере защиты населения от ЧС и их последствий. В построении и решении таких моделей используется принципиально новая, неизвестная студентам специальная профессиональная терминология, которую эффективней представить студентам в вербальной форме. Применение ИКТ позволяет в ходе построения и решения математических моделей оперативно вводить исходные данные, визуализировать математические понятия, быстро выполнять численные расчеты. Но студенты младших курсов еще не имеют необходимых навыков работы с пакетами прикладных программ, применяемых в решении служебных задач инженеров пожарной или техносферной безопасности. Поэтому, ИКТ рассматриваем как средства обучения, обеспечивающие разнообразие форм и методов обучения.

При проектировании учебного процесса с использованием информационных технологий должно выдерживаться оптимальное соотношение между разнообразными видами и формами организа-

ции учебной деятельности. Э.С. Ризоев в своем диссертационном исследовании указывает, что применение информационных технологий при обучении высшей математике в вузах дает возможность обогатить содержание и внести изменения в формы и приемы освоения учебного материала; повысить мотивацию студентов к учебно-творческой работе; позволяет студентам самим готовиться к предстоящим занятиям и получать абсолютно новые знания для их дальнейшего применения на практике [12, с. 9].

Соглашаясь с ученым в целом, уточняем, что в практико-ориентированном обучении ИКТ должны обеспечивать не просто усвоение содержания математических дисциплин, или повышение мотивации студентов к изучению дисциплины. В процессе обучения математике должны быть сформированы навыки применения пакетов прикладных программ в решении служебных задач инженера гражданской защиты, обработки данных и поиска необходимой информации посредством различных компьютерных технологий.

Анализ актуальных исследований. Вопросам применения ИКТ в процессе обучении математике студентов технических направлений подготовки посвящены работы целого ряда ученых: И.В. Алексеевой, Т.Г. Везирова [3], В.С. Ижуткина [6], Е.В. Малкиной [8], Л.И. Долинер [3], П.П. Дьячук, С.Ф. Лобовой [7], Э.С. Ризо-ева, И.Н. Семеновой [13], М.Л. Палеевой [9], Т.П. Пушкаревой [11], Н.В. Ярмоленко. В исследованиях Д.Д. Бычковой [1], Г.А. Красновой, В.А. Петрук [10], Н А. Прусовой, Е.А. Ровбы, В.И. Токта-ровой, Е.Н. Трофимец [17], В.А. Шлык изучаются проблемы обучения математике средствами ИКТ с учетом профессиональной направленности обучения для отдельных технических специальностей. Тем не менее, в имеющихся исследованиях особенности практико-ориентирован-ного подхода к математической подготовке будущих инженеров гражданской защиты не учтены.

Нами рассмотрены методика организации практико-ориентированных занятий по математике для студентов пожар-но-технических специальностей [4], особенности применения информационно-коммуникационных технологий как средств практико-ориентированного обучения математике студентов пожарно-технических специальностей [5], однако использование практико-ориентирован-ных цифровых инструментов, непосредственно предназначенных для выполнения широкого круга служебных задач инженеров гражданской защиты требует более детального рассмотрения.

Цель статьи: предложить структуру практико-ориентированного электронного образовательного ресурса; указать возможности применения специализированных электронных ресурсов в процессе практико-ориентированной математической подготовки студентов и курсантов пожарно-технических специальностей.

Изложение основного материала.

Необходимость применения современных информационных ресурсов и технологий компьютерного моделирования в процессе обучения математике студентов пожарно-технических специальностей обусловлена потребностями МЧС в специалистах, имеющих опыт работы с автоматизированными системами различного характера. Быстрота реагирования на любые чрезвычайные ситуации существенно зависит от навыков работы инженера пожарной и техносферной безопасности с программно-техническими средствами Центра управления в кризисных ситуациях, геоинформационными системами (мониторинга, приема от населения и обработки сообщений о происшествиях, навигационная и пр.), электронными векторными картами и т.п. Формирование подобных навыков осуществляется, в том числе, в процессе обучения математике.

Реализация практико-ориентирован-ного подхода к обучению математике

требует внедрения специализированных электронных образовательных ресурсов, позволяющих демонстрировать студентам весь спектр возможностей применения математического аппарата в профессиональной деятельности инженера гражданской защиты.

Каждый подобный ресурс должен соответствовать требованиям рабочей программы дисциплины, а также требовани-

ям, предъявляемым к электронным образовательным ресурсам, в конкретном образовательном учреждении.

Структура практико-ориентирован-ных электронных образовательных ресурсов включает в себя три взаимодополняющих друг друга блока: математический, практико-ориентированный и технический (рис. 1).

Рисунок 1 - Структура практико-ориентированного электронного образовательного ресурса

Каждый из указанных блоков выполняет определенную функцию. Математический блок содержит теоретические сведения, типовые задания, решение которых необходимо для развития умений применения математических приемов и методов, построения алгоритмов, изучения принципов решения задач прикладного характера общетехнического содержания. Практико-ориентированный блок содержит перечень практико-ориентиро-ванных задач различного типа. Работа с учебным материалом данного блока позволяет студентам непосредственно применить свои знания и умения в процессе решения практико-ориентированных задач, соответствующих по формулировке задачам из математического блока, здесь же осуществляется ввод ответа и автоматизированная проверка полученного результата, выводятся необходимые комментарии по решению задачи [1]. Технический блок включает в себя различные

технические средства, необходимые для выполнения заданий первых двух блоков (ссылки, всплывающие меню и подсказки, видеоматериалы, графические материалы и пр.).

С целью повышения эффективности практико-ориентированного обучения математическим дисциплинам студентов пожарно-технических специальностей предлагаем применять следующие средства электронного обучения: системы компьютерной математики MathCAD, табличный процессор MS Excel, виртуальные лабораторные комплексы, интерактивные стенды, программы «СИТИС: Флоутек» и «СИТИС: Блок», электронное учебное пособие по дисциплине, Google-формы. Остановимся подробнее на виртуальных лабораторных комплексах и программах «СИТИС».

Для построения имитационных моделей в сфере пожарной и техносферной безопасности рационально применить

виртуальные лабораторные комплексы. В качестве основы для их создания может быть использована технология виртуальных приборов ЬаЬ¥1еш (рис. 2). Программа в среде ЬаЪУгвм? называется виртуальным прибором потому, что она позволяет имитировать управление лабораторным оборудованием, различными приборами, наглядно демонстрировать выполнение некоторых их функций [2].

В процессе математической подготовки студентов пожарно-технических специальностей виртуальный комплекс обеспечивает реализацию интегрирован-

ной технологии непрерывного обучения, развитие профессионального аналитического и логического мышления, внедрение научных разработок в учебный процесс. Подобный комплекс позволяет наглядно демонстрировать студентам и курсантам аварийный режим работы любых электромеханических приборов и систем, изучать современные средства автоматической пожарной сигнализации, показывать последствия принятых ошибочных решений без вывода из строя аварийно-спасательной техники.

> Getting Started

Fie Operate Iools Help

LabVIEW

New

-fei Blank VI Empty Project Real-Time Project £3 More..,

□pen

WindowsOl.vi wi Exoe.vl A Ex07,vl Ш ExOb.vl A ExtK.vi mi Exoi.vi О Browse...

Target*

|DSP Project

H

Licensed for Professional Version

New To LabVIEW?

Getting Started with LabVIEW LabVIEW Fundamental Guide to LabVIEW Documentation LabVIEW Help Upgrading LabVIEW?

LabVIEW Project Enhancements Mergng Vis

Conditional Terminals in For Loops List of Al New Features Web Resources Discussion Forums Trainmg Courses LabVIEW Zone Example*

Find Examples...

Рисунок 2 - Стартовое окно LabView

Например, на рис. 3 приведена графическая интерпретация изменения температурного режима в помещении. На экране имеется изображение индикационной лампочки, которое меняет цвет в зависимости от значения определённых расчетных параметров. В случае, когда температура превышает допустимое значение, на экране монитора происходит «загорание» индикационной лампочки.

В процессе практико-ориентирован-ного обучения математике виртуальные приборы ЬаЬ¥1еш могут быть использованы в ходе решения практико-ориенти-рованных задач и исследования матема-

тических моделей в сфере гражданской защиты. Например, при изучении темы «Экстремум функции» с использованием возможностей ЬаЬУгвн* могут быть найдены критические точки функции, определены наибольшие и наименьшие значения функции на замкнутом промежутке, интервалы монотонности. При проведении исследования функции виртуальный комплекс позволяет найти значение функции в точке, построить график функции. Средствами виртуального комплекса могут быть построены различные диаграммы.

i

711 \ ^JtfW

то.о час |

ли' lu.i

70.0 0Q0

1114

I. - л SE1Z

1 зы

Ттр

3pt*rt>

rt^hl.tnt

Тнтфнжт-г IM.» bnwyl

а л i i » Ü i • * # •

Рисунок 3 - График изменения температурного режима и включение аварийного индикатора

Перечисленные возможности LabView эффективно применяются при изучении целого ряда тем математических дисциплин. Например, решая практико-ориентированные задачи по теме «Исследование функций», средствами виртуального комплекса могут быть построены графики изменения различных физических величин. В частности, график экспериментальной внешней характеристики электродвижущей силы, график динамики мгновенных значений напряжений, силы тока и мощности в цепи каждого элемента. При изучении темы «Частные производные функции нескольких переменных» среду LabView можно использовать для нахождения градиента функции, частных производных. Возможность построения диаграмм позволяет использовать данный виртуальный комплекс при изучении темы «Метод наименьших квадратов» (дисциплина «Высшая математика»), темы «Статистическое распределение выборки» (дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика», «Математическое моделирование и методы обработки данных»). Средствами LabView могут

быть построены гистограмма и полигон распределения случайной величины, график аппроксимирующей кривой. В частности, в ходе решения практико-ориенти-рованных математических задач в LabView можно строить графики динамики количества пожаров, размеров материального ущерба, понесенного вследствие пожаров, изменения площади зоны поражения аварийно химически опасными веществами и пр. При построении математической модели деятельности противопожарной службы города в LabView могут быть построены диаграммы длительности времени обслуживания вызовов пожарных подразделений, распределения пожарных автомобилей, выезжающих по вызовам и т.п.

Дополнением и альтернативой среде LabView служит интерактивный лабораторный стенд, который представляет собой электрифицированную информационную панель со светодиодной индикацией. В состав оборудования светодина-мического интерактивного стенда входят реальные (не имитационные) действующие приёмно-контрольные приборы и

компоненты, образующие автоматизированное рабочее место. Стенд предназначен для изучения и наглядной демонстрации структурной схемы и принципов действия автоматической установки газового пожаротушения, основных узлов, приборов и устройств для систем подобного типа (рис. 4).

В процессе обучения математике данный стенд и аналогичные ему стенды могут быть использованы для визуализации математических понятий. Например, при изучении темы «Исследование функций»

стенд позволяет визуализировать такие понятия, как «критическая точка функции», «экстремум функции», «наибольшее значение функции на отрезке». Решая практико-ориентированную задачу по данной теме, можно определить предельно допустимые значения параметров системы или состояния среды (максимум функции) и наглядно показать студентам как при достижении этого значения срабатывает автоматическая система пожаротушения.

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО

ГАЗОВОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ

Рисунок 4 - Интерактивный лабораторный стенд

При изучении математических дисциплин виртуальные комплексы и интерактивные лабораторные стенды позволяют оперативно строить соответствующую математическую модель, вводить начальные данные, выполнять расчеты, обрабатывать результаты решения модели. Без существенных затрат учебного времени можно продемонстрировать студентам область применения конкретного математического объекта, метода, алгоритма, понятия в сфере пожарной безопасности. Посредством таких комплексов создаются благоприятные условия для решения, в том числе - визуального, задач, интегрированных в дисциплины специальной профессиональной подготовки. Выполнение подобных заданий без помощи вир-

туальных комплексов на занятиях по математике требует больших затрат времени и сложно для восприятия.

Специализированными средствами построения математических моделей в области пожарной безопасности являются программы «СИТИС: ВИМ», «СИТИС: Блок», «СИТИС: Флоутек». В данных программах могут быть построены и решены соответственно интегральная, зонная и дифференциальная математические модели пожара в помещении. Например, в программе «СИТИС: Флоутек» выполняется моделирование движения людских потоков для определения времени эвакуации людей из здания (сооружения) в соответствии с требованиями нормативных документов.

При обучении математике указанные программы служит эффективным средством решения практико-ориентирован-ных математических задач. Приведем следующие примеры. Изучая тему «Экстремум функции», после решения типовых абстрактных задач на нахождение максимума (минимума) функции можно решить практико-ориентированную задачу о разработке плана эвакуации при пожаре. Средствами программы «СИТИС» может быть определено необходимое время эвакуации (минимум функции). При изучении темы «Исследование функций нескольких переменных» в ходе решения соответствующей практико-ориентирован-ной задачи программа позволяет найти

предельно допустимые значения опасных факторов пожара в зоне пребывания людей, критическую продолжительность пожара (максимум функции, область определения функции). При изучении темы «Геометрические приложения определённого интеграла» в среде «СИТИС» может быть построена и вычислена площадь условного пожара в помещении (площадь фигуры).

На занятии по математике, рассматривая соответствующую практико-ориенти-рованную задачу, расчеты и построение графиков полученных зависимостей можно выполнить средствами одной из указанных программ (рис. 5) [15].

Объект Геометрия | Моделирование Результаты | Валинаиия Автоотчеты | Отчеты | Амиь^ация |

1 ВТ 10- » Расчет « м .н |

^ Эмкуация_01 • ДН1 • Т-1-2 • Т-2-1 • Т 2-2 • Т-6-1 • те-2 • Т-Е1-3 |/Л Количество человек, прошедшие через. рэсчетнь^о точку .ГЧ Плотность

и □ Количество человек, прсшедш.и- через расчетнуйточку

1201 100 р &0- 0 Р 60 1 « 1 го

v Г 1 2 VI Г-2 1 VI Т 2 2 VI т-В-1 VI т-в-г v т-в-з —-

^-

^^ -

0 1 Время, мин | - Т-1-1 -Т-1-2 т-2-1 - Т-2-2 - т-в-1 - Т-В-2 - т-в-З |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Свойство Л».™, |

Наэеаине Т-1-1

Эта*: Этаж 1

Объект К.-Г1

Время на*-алъ эе акуации, мин 0

Время эвакуации, мни 0,66

Рисунок 5 - Графическое изображение количества человек, прошедших через расчётную точку, на вкладке «Результаты» в программе «СИТИС: Флоутек»

Выводы. Таким образом, виртуальный лабораторный комплекс РадУгвн* и программы «СИТИС» являются эффективным средством практико-ориентиро-ванного обучения математике студентов пожарно-технических специальностей, позволяющим визуализировать математические понятия, оперативно строить математическую модель процесса или

явления, формировать у студентов навык работы в узкоспециализированной программе, применяемой в их будущей профессиональной деятельности.

1. Бычкова Д.Д. Практико-ориентиро-ванные электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества математического образования / Д.Д. Бычкова // Междунар. научно-исследовательский жур-

нал. - Екатеринбург, 2017. - № 02 (56). -Часть 1. - С. 112-113.

2. Васильев А.С. Основы программирования в среде LabVIEW/ А.С. Васильев, О.Ю. Лашманов. - Санкт-Петербург : Университет ИТМО, 2015. - 82 с.

3. Везиров Т.Г. Дистанционные технологии и электронное обучение профессиональном образовании: монография / Т.Г. Везиров, О.А. Захарова, М.В. Ядровская.

- Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2015. - 150 с.

4. ГребёнкинаА.С. Методика организации практико-ориентированных занятий по математике для студентов пожарно-техни-ческих специальностей / А. С. Гребёнкина // Дидактика математики: проблемы и исследования: междунар. сборник научных работ.

- 2021. - № 53. - С. 32-39. DOI: 10.24412/2079-9152-2021-53-32-39.

5. Евсеева Е.Г. Информационно-коммуникационные технологии как средства прак-тико-ориентированного обучения математике студентов пожарно-технических специальностей / Е.Г.Евсеева, А. С.Гребенкина // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. -2021. - № 3. - С. 17-24.

6. Ижуткин В. С.Методические традиции и тенденции преподавания математики с использованием информационных технологий [Электронный ресурс] /В.С. Ижуткин // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом ВУЗе: традиции и инновации : Материалы VI Междунар. научно-практ. интернет-конф. (Пермь, февраль-март, 2016). - Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2016. - С. 31-46.

7. Лобова С. Ф. Моделирование динамики пожара с использованием программного пакета FIRE DYNAMICS SIMULATOR / С.Ф. Лобова, Т.А. Кузьмина,

B.Г. Плотников // Природные и техногенные риски (физико-математические и прикладные аспекты). - 2017. - № 1 (21) -

C. 5-13.

8. Малкина Е.В. Интенсификация изучения математических дисциплин с использованием систем электронного обучения / Е.В. Малкина, В.И. Швецов //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2016. - №2 (42). - С. 181-187.

9. Палеева М.Л. Опыт применения электронного учебного ресурса в обучении математике студентов технического направления / М.Л. Палеева // Новые информационные технологии в образовании и науке. - 2020. - № 3. - С. 83-86.

10. Петрук В.А. Профессионально ориентированные интерактивные формы обучения высшей математике в технических ВУЗах / В.А. Петрук, О.П. Прозор // Сборник научных работ Военного института КНУ. -Киев, 2015. - Вып. 50. - С. 338-344.

11. Пушкарева Т.П. Интеграция педагогических и информационных технологий в условиях информационно-образовательной предметной среды по математике [Электронный ресурс] / Т.П. Пушкарева, В.В. Кали-тина // Образовательный вестник «Сознание». - 2018. - №2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-pedagogicheskih-i-informatsionnyh-tehnologiy-v-usloviyah-informatsionno-obrazovatelnoy-predmetnoy-sredy-po-matematike - (дата обращения: 23.05.2021).

12. Ризоев Э.С. Теоретико-методические основы применения информационно-коммуникационных технологий при обучении высшей математике в условиях кредитной системы обучения в высших учебных заведениях :автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания» / Э.С. Ризоев. - Душанбе, 2019. -26 с.

13. Семенова И.Н. Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Ч. 2. Методология использования информационных образовательных технологий : учебное пособие [Текст] / И.Н. Семенова, А.А. Слепухин; под ред. Б.Е. Стариченко. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2013. - 144 с.

14. Скафа О.1. Евристичне навчання математики: комп'ютерно-ор1ентовам уроки : навч.-метод. поабник / О.1. Скафа, О.В. Тутова. - 2-ге вид. - Донецьк : ДонНУ, 2013. - 399 с.

15. Соколянский В.В. Расчет времени эвакуации людей из здания /В.В. Соколянский, В. С. Мандрыка. - Донецк : ГОУВПО «Академия гражданской защиты» МЧС ДНР, 2021. -178 с.

16. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования [Электронный ресурс] // сайт Минобрнауки

РФ. - URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ upload/iblock/e16/dv6edzmr0og5dm57dtm0wyllr 6uwtujw.pdf (дата обращения 12.03.2021).

17. Трофимец Е.Н. Применение информационных технологий математического моделирования в вузах МЧС России / Е.Н. Трофимец // Природные и техногенные риски (физико-математические и прикладные аспекты). - № 3 (23) - 2017 - C. 66-70.

18. Mathematics Education in the Digital Age: Learning, Practice and Theory ( (European Research in Mathematics Education) / Edited By Alison Clark-Wilson, Ana Donevska-Todorova, Eleonora Faggiano, Jana Trgalovä, Hans-Georg Weigand. - London : Published by Routledge, 2021.- 252p. DOI: https://doi.org/ 10.4324/9781003137580

APPLICATION OF DIGITAL TOOLS IN THE PRACTICE-ORIENTED MATHEMATICS TRAINING FUTURE CIVIL PROTECTION ENGINEERS

Grebenkina Aleksandra,

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, „ The Civil Defence Academy " of EMERCOM of DPR, Donetsk

Evseeva Elena, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Donetsk National University, Donetsk

Abstract. The article deals with the use of information technologies in the process of practice-oriented mathematical training of students of fire-technical specialties. The structure of a practice-oriented electronic educational resource is given. The content and functions of each block of such a resource in the process of practice-oriented teaching of mathematics are indicated.The e-learning tools that contribute to the formation of students' skills in building mathematical models in the field of civil protection are listed. It is proposed to use the virtual laboratory complex Labview, interactive laboratory stands, specialized programs "CITIS" in the process of teaching mathematics. Examples of mathematical problems are given, in the course of solving which the indicated electronic resources can be used.

Keywords: higher mathematics, practice-oriented learning, electronic educational resource, virtual laboratory complex.

For citation: Grebenkina A., Evseeva E. (2021). Application of digital tools in the practice-oriented mathematics training future civil protection engineers. Didactics of Mathematics: Problems and Investigations. No. 54, pp. 75-84. (In Russ., abstract in Eng.)

DOI: 10.24412/2079-9152-2021-54-75-84

Статья поступила в редакцию 19.07.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.