Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ДИДАКТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ-НЕЛИНГВИСТОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ДИДАКТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ-НЕЛИНГВИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная компетенция / цифровая дидактика / цифровизация профессиональной среды / цифровые компетенции / communicative competence / digital didactics / digitalization of professional environment / digital competences

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишмолина Елена Петровна

Статья посвящена проблеме обучении иностранным языкам студентов-нелингвистов с помощью цифровой дидактики, что позволяет учесть цифровую трансформацию профессиональной среды. Целью статьи является описание разработанной в Петрозаводском государственном университете технологии обучения бакалавров иностранному языку для профессионального общения в виртуальной среде. В статье обосновывается важность цифровизации в разных сферах профессиональной деятельности, которая проявляется в применении цифровых технологий и инструментов с целью оптимизации и автоматизации бизнес-процессов, повышения эффективности работы и улучшения качества услуг или товаров, предлагаемых профессиональными сообществами. Указывается на необходимость подготовки студентов гуманитарных направлений с учетом таких новых вызовов, в том числе в рамках дисциплины «Иностранный язык». В качестве методологической основы организации обучения иностранному языку в вузе предлагается использовать технологию создания цифровой образовательной среды, представляющей собой платформу для обучения и развития на основе цифровой дидактики и глобальной сети интернет. Автор статьи анализирует свой опыт применения технологии обучения бакалавров гуманитарных направлений, позволяющей формировать у них необходимые в профессиональной деятельности цифровые и коммуникативные компетенции с помощью цифровой дидактики. По результатам эксперимента более половины участников смогли преодолеть стресс, вызванный необходимостью публично выступать на иностранном языке. Большинство респондентов отметили повышение интереса к изучению английского языка, а также улучшение цифровой компетентности. На основании данных, полученных в ходе апробации, автор делает вывод об эффективности использования технологии обучения профессиональному общению в виртуальной среде бакалавров гуманитарных направлений подготовки. Представляется возможным применение данной технологии при организации образовательного процесса по иностранному языку студентов технических и естественнонаучных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of teaching foreign languages to non-linguistic students with the help of digital didactics, which allows taking into account the digital transformation of professional environment. The aim of the article is to describe the technology developed at Petrozavodsk State University to teach bachelors a foreign language for professional communication in a virtual environment. The article substantiates the importance of digitalization in different spheres of professional activity, which is manifested in the application of digital technologies and tools in order to optimize and automate business processes, increase the efficiency of work and improve the quality of services or goods offered by professional communities. It is pointed out the necessity of training students of humanitarian directions taking into account such new challenges, including in the framework of the discipline "Foreign Language". As a methodological basis for the organization of foreign language teaching in higher education it is proposed to use the technology of creating a digital educational environment, which is a platform for learning and development on the basis of digital didactics and the global Internet. The author of the article analyzes his experience of applying the technology of teaching bachelors of humanitarian directions, which allows to form digital and communicative competences necessary in professional activity with the help of digital didactics. According to the results of the experiment, more than half of the participants were able to overcome the stress of having to speak publicly in a foreign language. The majority of respondents noted an increased interest in learning English, as well as improved digital competence. Based on the data obtained in the course of approbation, the author concludes about the effectiveness of using the technology of teaching professional communication in a virtual environment for bachelors of humanities. It seems possible to apply this technology in the organization of the educational process in foreign language of students of technical and natural science directions.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ДИДАКТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ-НЕЛИНГВИСТОВ»

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат педагогических наук, доцент Шишмолина Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ДИДАКТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ-

НЕЛИНГВИСТОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме обучении иностранным языкам студентов-нелингвистов с помощью цифровой дидактики, что позволяет учесть цифровую трансформацию профессиональной среды. Целью статьи является описание разработанной в Петрозаводском государственном университете технологии обучения бакалавров иностранному языку для профессионального общения в виртуальной среде. В статье обосновывается важность цифровизации в разных сферах профессиональной деятельности, которая проявляется в применении цифровых технологий и инструментов с целью оптимизации и автоматизации бизнес-процессов, повышения эффективности работы и улучшения качества услуг или товаров, предлагаемых профессиональными сообществами. Указывается на необходимость подготовки студентов гуманитарных направлений с учетом таких новых вызовов, в том числе в рамках дисциплины «Иностранный язык». В качестве методологической основы организации обучения иностранному языку в вузе предлагается использовать технологию создания цифровой образовательной среды, представляющей собой платформу для обучения и развития на основе цифровой дидактики и глобальной сети интернет. Автор статьи анализирует свой опыт применения технологии обучения бакалавров гуманитарных направлений, позволяющей формировать у них необходимые в профессиональной деятельности цифровые и коммуникативные компетенции с помощью цифровой дидактики. По результатам эксперимента более половины участников смогли преодолеть стресс, вызванный необходимостью публично выступать на иностранном языке. Большинство респондентов отметили повышение интереса к изучению английского языка, а также улучшение цифровой компетентности. На основании данных, полученных в ходе апробации, автор делает вывод об эффективности использования технологии обучения профессиональному общению в виртуальной среде бакалавров гуманитарных направлений подготовки. Представляется возможным применение данной технологии при организации образовательного процесса по иностранному языку студентов технических и естественнонаучных направлений.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, цифровая дидактика, цифровизация профессиональной среды, цифровые компетенции.

Annotation. The article is devoted to the problem of teaching foreign languages to non-linguistic students with the help of digital didactics, which allows taking into account the digital transformation of professional environment. The aim of the article is to describe the technology developed at Petrozavodsk State University to teach bachelors a foreign language for professional communication in a virtual environment. The article substantiates the importance of digitalization in different spheres of professional activity, which is manifested in the application of digital technologies and tools in order to optimize and automate business processes, increase the efficiency of work and improve the quality of services or goods offered by professional communities. It is pointed out the necessity of training students of humanitarian directions taking into account such new challenges, including in the framework of the discipline "Foreign Language". As a methodological basis for the organization of foreign language teaching in higher education it is proposed to use the technology of creating a digital educational environment, which is a platform for learning and development on the basis of digital didactics and the global Internet. The author of the article analyzes his experience of applying the technology of teaching bachelors of humanitarian directions, which allows to form digital and communicative competences necessary in professional activity with the help of digital didactics. According to the results of the experiment, more than half of the participants were able to overcome the stress of having to speak publicly in a foreign language. The majority of respondents noted an increased interest in learning English, as well as improved digital competence. Based on the data obtained in the course of approbation, the author concludes about the effectiveness of using the technology of teaching professional communication in a virtual environment for bachelors of humanities. It seems possible to apply this technology in the organization of the educational process in foreign language of students of technical and natural science directions.

Key words: communicative competence, digital didactics, digitalization of professional environment, digital competences.

Введение. Отличительной чертой современного уровня развития системы образования является активное применение информационных и цифровых технологий, все более частое использование дистанционных форм обучения, а также создание единой цифровой образовательной среды. Она способствует формированию новой формации специалистов, способных максимально социализироваться в профессиональной среде, а также адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям современного рынка труда. Традиционно работодатели высоко ценят коммуникативную компетенцию своих сотрудников, отмечая ее востребованность среди других профессиональных компетенций, что подтверждает авторитетное исследование, проведенное ведущим международным рейтинговым агентством QS [14]. С учетом того факта, что деловая коммуникация в современном мире перемещается в цифровое поле, особую значимость приобретает подготовка студентов к будущему профессиональному общению в рамках цифровой образовательной среды. Цель статьи - описать опыт формирования у студентов гуманитарных направлений подготовки иноязычной коммуникативной и цифровой компетенций в квазипрофессиональной цифровой среде с применением методик цифровой дидактики.

Изложение основного материала статьи. Цифровизация в разных сферах профессиональной деятельности проявляется в широком применении цифровых технологий и инструментов с целью оптимизации и автоматизации бизнес-процессов, повышения эффективности работы и улучшения качества услуг или товаров, предлагаемых профессиональными сообществами. В широком контексте примеры цифровизации профессиональной деятельности включают не только использование специализированных программ и приложений для управления различными проектами, составления бюджетов и планирования работы, автоматизацию рутинных задач по анализу данных, обработке документации, внедрению систем электронной коммерции и онлайн-платформ для продажи товаров или услуг, управлению заказами и взаимодействию с клиентами, но и использование цифровых инструментов для маркетинга и продвижения, таких как социальные сети, рекламные платформы и инструменты аналитики, для привлечения новых клиентов и увеличения узнаваемости бренда. Кроме того, активно внедряются системы удаленной работы и онлайн-коммуникация для организации встреч, конференций и совещаний с коллегами, партнерами или клиентами из разных мест, а также применяются технологии искусственного интеллекта и машинного обучения для автоматизации и оптимизации процессов, анализа данных или создания инновационных решений в своей сфере деятельности [1]. Достоинством растущей цифровизации профессиональной деятельности является улучшение производительности, сокращение времени выполнения задач, улучшение качества работы и повышение конкурентоспособности профессионалов в современных рыночных условиях.

В этой связи особое значение для достижения наиболее высоких результатов образовательного процесса приобретает создание цифровой образовательной среды, представляющей собой платформу для обучения и развития на основе технологий и глобальной сети интернет. Она включает различные инструменты и ресурсы, такие как электронные учебники, видеоматериалы, онлайн-курсы, интерактивные задания, электронные платформы, программы, приложения, вебинары, интерактивные задания и тесты, видеоуроки, дистанционное обучение и многое другое. Это позволяет учащимся самостоятельно изучать материал, работать в своем темпе, получать обратную связь и помощь от преподавателей и других учащихся [8].

Анализ релевантной литературы показал, что среди положительных сторон цифровой образовательной среды выделяются возможность учиться в любое время и в любом месте, а также повышение качества образования за счет более эффективного использования ресурсов и индивидуального подхода к обучению. Кроме того, она помогает учителям и ученикам быть в курсе последних тенденций и технологий в образовании, что делает процесс обучения более интересным и увлекательным [6]. Цифровая образовательная среда также способствует развитию таких навыков, как критическое мышление, креативность, коммуникация, сотрудничество и проблемное мышление, делая образование более доступным, гибким и индивидуализированным, что позволяет каждому ученику реализовать свой потенциал и достичь успеха [9].

К недостаткам цифровой образовательной среды можно отнести проблемы с доступностью, качеством контента и безопасностью данных. Также существует риск снижения качества традиционного обучения и уменьшения общения между субъектами образовательного процесса. Исследователи отмечают также такие возможные последствия, как снижение творческих способностей, что связано с потерей навыков письма и, как следствие, с ухудшением чтения, моторики и координации, с торможением работы важных участков мозга; понижение уровня знаний по орфографии, пунктуации и грамматике из-за использования функции автокоррекции, ухудшение воображения, появление трудностей в запоминании, а также в восприятии больших текстов; возникновение компьютерной зависимости, искажение социальных навыков, рост социального «аутизма», выражающегося в неумении взаимодействовать с социумом и неумении распознать манипуляции; развитие цифрового слабоумия, поскольку цифровые технологии избавляют от умственной работы [11]. Н.Б. Стрекалова выделяет следующие возможные риски цифровизации образовательного пространства: снижение базовых когнитивных компетенций студентов, снижение уровня подготовки, потеря фундаментальности образования, снижение потребности в высокоинтеллектуальных специалистах, уменьшение количества личных контактов преподавателя и ученика, информационную перегрузку, повышение требований к психологической устойчивости преподавателя [10]. Подобные прогнозы требуют детального изучения и выработки тактики снижения названных рисков.

Тем не менее, в сфере обучения иностранным языкам цифровые ресурсы обладают большим потенциалом, позволяя студентам получить доступ к разнообразным материалам, инструментам и ресурсам для эффективного изучения языка [5; 7]. Например, интерактивные задания помогают развивать навыки чтения, письма, говорения и аудирования. Обучающиеся могут выполнять упражнения, используя компьютер или мобильные устройства, и получать мгновенную обратную связь для улучшения своего языкового уровня. Кроме того, студентам предлагается богатый выбор онлайн-ресурсов и материалов для изучения языка, включая учебники, аудио и видео материалы, упражнения и тесты. Обучающиеся могут свободно использовать эти ресурсы для самостоятельного обучения и закрепления изученного материала. Также студенты могут принимать участие в виртуальных классах, где они могут общаться с преподавателями и другими студентами со всего мира, обмениваться опытом, задавать вопросы, обсуждать темы и проводить групповые проекты, что помогает им развивать свои языковые навыки и культурное понимание, а также использовать различные инструменты для самооценки своих языковых навыков [13]. Студенты могут пройти тесты, оценить свой уровень владения языком и получить индивидуальные рекомендации по дальнейшему изучению. Таким образом, цифровая образовательная среда значительно облегчает и улучшает процесс обучения иностранному языку, делая его доступным, интерактивным и индивидуально настраиваемым для каждого студента. Она помогает студентам развивать навыки, повышать уровень владения языком и добиваться успеха в изучении иностранного языка.

С целью приобщения студентов к коммуникации в цифровой среде специалистами кафедры иностранных языков гуманитарных направлений Петрозаводского государственного университета на основе вышеуказанной теоретико-методологической базы была разработана технология обучения бакалавров гуманитарных направлений, позволяющая формировать у них необходимые в профессиональной деятельности коммуникативные и цифровые компетенции с помощью цифровой дидактики в рамках дисциплины «Иностранный язык». Ниже на рисунке 1 отражена реализация данной технологии на примере подготовки научного доклада.

Разработка концепции доклада: рационально спланировать свою работу над англоязычной презентацией результатов

своего исследования

^----

Структурирование будущей презентации: написать четко структурированный текст выступления, понятный не только носителям языка, но и национально-английским билингвам из разных стран

у У

'^Подготовка текста и слайдов ^ презентации: с помощью слайдов и других визуальных с редст в успе ш но визуализировать основные положения доклада.

Репетиция устного выступления с научным докладом: подготовить и осуществить эффективное устное выступление на неродном языке, донеся до аудитории именно то, что было запланировано с учетомтребований к англоязычному научному дискурсу

Информировать мотивировать, вдохновлять(в информационной презентации)

Убеждать, обосновывать, доказывать {в аналитической и научной презентации);

Мотивировать аудиторию

к проявлению положительной реакции, интереса

Логично, четко и понятно излагать свои идеи и мысли (в любом типе устного доклада).

Б £

J=

о 3

Критерии оценивания научного доклада: степень реализации информационного либо исследовательского компонента; аналитический компонент; лингвистический компонент; коммуникативный компонент; структура доклада; навыки ораторского искусства; текстовое и аудиовизуальное сопровождение

Рисунок 1. Технологи применения цифровой дидактики в процессе подготовки академического доклада на

английском языке

На рис. 1 представлены этапы подготовки научного доклада, а также сформулированы универсальные задачи выступающего, которые он решает при имитировании делового общения в цифровой среде. Важную роль в предложенной технологии играет проектный метод, в рамках которого студенты представляют индивидуальные и групповые цифровые проекты. Работа над проектами организуется в несколько этапов: вводный, деятельностный, итоговый, рефлексия. На первом этапе студенты получают от преподавателя информацию о целях и задачах проекта, а также подробные инструкции по выполнению задания, проводится обучающий семинар, на котором представляются основные ресурсы и программы, необходимые для выполнения проекта. В ходе деятельностного этапа студенты работают самостоятельно, результатом данного этапа является законченный цифровой продукт, который студенты представляют в группе. Итоговый этап предназначен для подведения итогов деятельности, а также для оценивания ее результатов как преподавателем, так самими студентами. На этом этапе используются такие виды критериального оценивания, как само- и взаимооценивание. В качестве примеров успешного выполнения проектов можно назвать профессионально ориентированные YouTube-каналы «International Relations» и «The Alliance of Sword and Ploughshare» студентов направления «Международные отношения» [2; 4], профессионально ориентированные сайты студентов «Social Work» и «Climate Change»; а также интернет-проект на YouTube канале по психологии «Psychology in English» [3].

Для оценки эффективности технологии обучения студентов деловой коммуникации в цифровой профессиональной среде был проведен опрос, в ходе которого 150 бакалавров гуманитарного профиля ответили на вопросы анкеты открытого и закрытого типов. Кроме того, регулярное экспертное оценивание и самооценивание результатов своей деятельности по выполнению проектов позволило выявить улучшение коммуникативной компетенции студентов на иностранном языке, в том числе в сфере академического и профессионального общения. Такого результата удалось достичь благодаря систематическим заданиям на оценивание своих и чужих проектов, постановку вопросов другим студентам, а также ответы на вопросы одногруппников. Более половины участников (54,2%) заявили о том, что смогли преодолеть стресс, вызванный необходимостью публично выступать на иностранном языке, именно в процессе работы над цифровыми проектами. Более 80% респондентов отметили, что у них существенно повысилась цифровая компетентность после обучения в предложенном

режиме. Кроме того, многие обучающиеся (83,5%) заявили, что у них появился интерес и желание изучать английский язык, а также применять его в профессиональной сфере.

Выводы. Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод, что применение цифровой дидактики и внедрение цифровой образовательной среды, позволяющей учащимся получать доступный и верифицированный цифровой контент, находясь в любой географической точке, а также представлять выполненные индивидуальные и групповые проекты и получать по ним обратную связь, способствует формированию востребованных коммуникативной и цифровой компетенций будущих специалистов гуманитарной сферы. Эти компетенции имеют важное значение для гуманитариев, в свете того, что в последнее время на стыке компьютерных и гуманитарных наук возникла новая область исследований, объединяющая методы этих двух сфер. Являясь междисциплинарной областью исследований, она интегрирует усилия участников, обладающих разными компетенциями. Так, наряду с программистами, специалистами по интеллектуальному анализу текста и веб-дизайну, в проектах задействованы лингвисты, историки, культурологи, журналисты и многие другие. Результатом работы таких команд становятся интерактивные карты, смоделированные по письмам и дневникам социальные сети великих писателей, ЗБ-модели древних государств и сложные цифровые проекты для музеев и библиотек [14]. Использование инструментов цифровой дидактики, а именно технологии обучения профессиональному общению в виртуальной среде, также оказалось эффективным при обучении бакалавров гуманитарных направлений подготовки, способствуя формированию у них цифровых компетенций. Представляется возможным применение данной технологии при организации образовательного процесса по иностранному языку студентов технических и естественнонаучных направлений.

Литература:

1. Забелина, О.В. Трансформация востребованности навыков и профессий в условиях цифровизации российской экономики / О.В. Забелина, A.B. Майорова, Е.А. Матвеева // Экономика труда. - 2020. - Том 7. - № 7. - С. 589-608. - doi: 10.18334/et.7.7.110666

2. Интернет-проект «International Relations». - 2022. - URL: International Relations - YouTube (дата обращения 15.09.2023)

3. Интернет-проект «Psychology in English». - 2022. - URL: Psychology in English - YouTube (дата обращения 15.09.2023)

4. Интернет-проект «The Alliance of Sword and Ploughshare». - 2022. - URL: https://www.youtube.com/channel/UCldbhltOOqFXQGhF2LwrMbw/featured (дата обращения 05.09.2023)

5. Любанец, И.И. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения иностранным языкам / И.И. Любанец, И.Г. Копытич, Е.В. Шило // Вестник Донецкого педагогического института. - 2018. - №2. - С. 110-117

6. Матвиенко, C.B. Образование xxi: плюсы и минусы цифрового образования / C.B. Матвиенко, Е.В. Васильева // Образование и право. -2022. -№1. - С. 165-170

7. Мурунов, С.С. Использование интернет-ресурсов для проблематизации обучения иностранным языкам / С.С. Мурунов, Н.В. Медведев, O.E. Шульц // Вестник ТГУ. - 2022. - №4. - С. 911-922

8. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» (вместе с «Положением о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды»), - 2020. - URL: http://www.consultant.ru/(flaTa обращения 15.09.2023)

9. Сапун, О.Л. Преимущества и недостатки цифровизации образования / О.Л. Сапун, H.A. Сырокваш // Актуальные проблемы науки XXI века: сборник научных статей молодых ученых.-2021.-Вып. 10.-С. 11-15

10. Стрекалова, Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование / Н.Б. Стрекалова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. -2019. -№2. - С. 84-88

11. Стрелкова, И.А. Актуальные аспекты цифровизации российского образования / И.А. Стрелкова // Социальные новации и социальные науки. -2021. -№1 (3). -С.96-106

12. Цифровой гуманитарий //ITMO.NEWS. -2021. -URL: https://news.itmo.ru/ru/education/trend/news/12315/

13. Чернышкова, Н.В. SMART-технологии в преподавании иностранного языка / Н.В. Чернышкова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2018. -№2-1 (80). - С. 211-214

14. What do employers want from today's graduates? Insights from the 2022 QS Global Employer Survey. - 2022. - 30 p. -URL: https://www.voced.edu.au/content/ngv%3A95477 (дата обращения 15.09.2023)

Педагогика

УДК 37.013.42:316.6

кандидат педагогических наук, доцент Шутенко Андрей Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова» (г. Белгород); кандидат психологических наук, доцент Шутенко Елена Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова» (г. Белгород); аспирант Ананьева Марина Андреевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)

КОНЦЕПЦИЯ ПОБУЖДАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ КАК ПРАКТИКИ КУЛЬТУРЫ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье раскрываются концептуальные положения побуждающей социализации как практики обращения к студенческой молодежи. Рассматривая проблему участия студентов в волонтерской работе, авторы стремятся найти новые формы их привлечения к данной сфере. Одной из таких форм выступает предлагаемая модель побуждающей социализации как антипод пользовательски-потребительской социализации молодежи. Авторы определяют данную модель по характеру ее ключевого воздействия на личность, которым является побуждение к действию. Раскрывается понятие побуждающей социализации как практики активизации социального потенциала личности и ее продуктивной субъектности. Приводятся основные мировоззренческие источники побуждающей социализации (гуманистические, нравственно-этические, жизнесозидающие, культуро-субъектные). Раскрываются принципы побуждающей социализации: добровольность, сопричастность, позитивная открытость, субъектность, инициативная активность, диалогичность, опора на жизненную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.