Научная статья на тему 'Применение теории ограничений в менеджменте производственных запасов в автомобилестроении*'

Применение теории ограничений в менеджменте производственных запасов в автомобилестроении* Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАСЫ / ОГРАНИЧЕНИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ / ПОСТАВКИ / ЛОГИСТИКА / СНАБЖЕНИЕ / MANAGEMENT / LOGISTICS / INVENTORY / CONSTRAINTS / AUTOMOTIVE INDUSTRY / SUPPLY PROCESS / STOCK SUPPLIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакулин Евгений Владиславович

В статье рассматриваются основные положения теории ограничений как дополнительного инструмента управления производственными запасами в автомобилестроении, что является необходимым для эффективной производственно-коммерческой деятельности предприятий. Исследуется научно-практическая база теории ограничений, способы ее применения и влияния на процесс менеджмента производственных запасов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theory of constraints application in production inventory management in automotive imdustry

The article deals with basic aspects of theory of constraints as an additional production inventory management tool in automotive industry that expands its necessity for effective company commerce and production activity. Developing science and practice base of theory of constraints, ways of its implementation and influence on production inventory management process.

Текст научной работы на тему «Применение теории ограничений в менеджменте производственных запасов в автомобилестроении*»

ЕВ. БАКУЛИН

Евгений Владиславович Бакулин — аспирант кафедры коммерции и логистики СПбГУЭФ.

В 2008 г. окончил СПбГУЭФ.

Автор 6 публикаций.

Область научной специализации — управление запасами, логистический менеджмент, управление цепями поставок.

^ ^ ^

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ОГРАНИЧЕНИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ*

В настоящее время в автомобилестроении используются современные информационные технологии, позволяющие эффективно управлять производственными запасами, однако большинство компаний сталкиваются с проблемой необоснованно высокого уровня производственных запасов. Основная причина данной ситуации заключается в том, что предприятие не учитывает те или иные системные, инфраструктурные, производственные и другие ограничения [2]. В таких случаях представляется целесообразным внедрение и применение TOC (Theory of Constraints) — теории ограничений, которая помогает предприятиям решить указанную проблему.

TOC — это теория ограничений, созданная на основе OPT (Optimized Production Technology), разработанная израильским ученым, физиком по образованию, Э. Голдратом (Eliyahu Moshe Goldratt). В соответствии с данной теорией предприятие (организация) рассматривается как система взаимосвязанных процессами ресурсов, взаимодействие которых должно быть направлено на достижение поставленных перед компанией целей. При этом снабжение, производство и сбыт рассматриваются как звенья одной цепи, в каждом из которых могут возникнуть проблемы, снижающие общую эффективность функционирования предприятия.

Основная задача TOC — выявить в бизнес-процессах предприятия все имеющиеся ограничения, которые препятствуют реализации целей компании на практике. Иначе говоря, предприятие, используя имеющиеся ресурсы и полагаясь на текущую конъюнктуру рынка, устанавливает цели по каждому показателю коммерческой деятельности предприятия, а также по каждому бизнес-процессу в отдельности. Управление производственными запасами, как отдельный бизнес-процесс производственного предприятия, также имеет свои цели, такие как достижение расчетных уровней запасов и поддержание их в заданных границах, поддержание издержек на содержание запасов в заданных границах. Однако на практике, в силу тех или иных причин, указанные цели не достигаются. Поэтому, согласно теории ограничений, факторы, которые ограничивают возможности предприятия в достижении целей, называются ограничениями. Применительно к управлению производственными запасами следует выделить три основных типа ограничений.

1. Ограничения по внутренним ресурсам (недостаточная мощность оборудования, отсутствие необходимой квалификации персонала, низкая пропускная способность склада и т. д.).

2. Конъюнктурные (внешние) ограничения (отсутствие на рынке качественных посредников и т. д.).

3. Ограничения в методах ведения бизнеса (бизнес-процессы, методы и процедуры управления и т. д.).

С позиций теории ограничений все ресурсы системы управления производственными запасами можно разделить на три группы:

а) ресурсы недостаточной мощности, или «узкие места» (bottleneck);

б) ресурсы избыточной мощности (bottom floor, skyhigh);

в) ресурсы ограниченной мощности (capacity constraints).

ГРНТИ 81.88.75

© Е.В. Бакулин, 2011

* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Б.К. Плоткина.

«Узкие места» — любые ресурсы, пропускная способность которых меньше, чем потребность в них, т. е. факторы, которые образуют ограничения. Ресурсы избыточной мощности — любые ресурсы, пропускная способность которых превышает потребность в них. Ресурсы ограниченной мощности — ресурсы, пропускная способность которых практически соответствует потребности в них и которые при условии, что их функционирование не будет четко спланированным и организованным, могут превратиться в новое ограничение системы.

В этом контексте управление системой с наличием ограничений реализуется через следующие пять шагов, которые в современной бизнес-практике называют «процессом непрерывного совершенствования» [3]:

а) выявление и идентификация ограничений, «узких мест» (bottlenecks), критических ресурсов системы;

б) определение способов наиболее эффективного использования «узкого места»;

в) использование системных ограничений как средств мониторинга и контроля;

г) осуществление комплекса действий по увеличению эффективности использования «узкого места»;

д) повторение первого шага с целью предотвращения «инерционного» эффекта, что не позволит старым методам управления, а также новым (разработанным на втором и третьем шагах) методам превратиться в новое ограничение.

В современной литературе в теории ограничений «запас» рассматривается лишь как показатель оценки функционирования операционной системы [4], однако запас имеет сложную структуру и сам может являться ограничением системы. Достаточно привести пример того, что необоснованно высокий уровень производственных запасов приводит к издержкам иммобилизации финансовых ресурсов предприятия. Таким образом создается ситуация, когда ограничение системы формируется из «узких мест» процессов [1].

Основной постулат теории ограничений можно сформулировать в следующем виде: «Потери в узких местах превращаются в финансовые и корпоративные потери, а избытки мощности являются лишь миражом при бизнес-администрировании» [3].

В автомобилестроении в настоящее время активно используется «процесс непрерывного совершенствования» лишь в отношении ресурсов ограниченной мощности, с целью поддержания их эффективного функционирования. Согласно стандарту ISO/TS 16949 предприятие обязано проводить анализ и предпринимать превентивные меры относительно ограниченных ресурсов. Существуют даже специальные процедуры по учету ограниченных ресурсов — CCL (Capacity Constraints Log). «Узкие места» подлежат описанию с помощью специальных форм (Issue List) и оперативному анализу способов и методов их устранения (Action Plan). Таким образом, управление ресурсами недостаточной мощности осуществляется лишь описательным способом, без наличия систематического подхода. Ресурсы избыточной мощности вообще не анализируются практически ни на одном предприятии.

В менеджменте производственных запасов, исходя из сути теории ограничений, необходимо рассматривать две группы ресурсов: «узкие места» и ресурсы избыточной мощности.

Ресурсы избыточной мощности следует описывать согласно «процессу непрерывного улучшения», только в качестве базы принимаются не ограничения, а, наоборот, ресурсы, использующиеся с неполной загрузкой мощностей. При управлении запасами к таковым можно отнести: излишние складские мощности, повышенную квалификацию персонала и т. д.

Ресурсы недостаточной мощности следует подвергнуть более подробному анализу ввиду их непосредственного влияния на процесс управления производственными запасами. В современной литературе существует понятие «расшивки узких мест» [3], которое описывает процесс системного анализа ресурсов недостаточной мощности и методы их устранения и перевода в разряд ресурсов ограниченной мощности. В практике управления производственными запасами выделяются внешние и внутренние ограничения системы формирования запасов. Описание характеристики ограничений, а также возможных способов их устранения представлено в табл. 1.

К внешним ограничениям относятся: поставщики материалов производственного назначения (высокая стоимость закупки, низкая надежность поставок, условия поставок); поставщики сопутствующих услуг (низкое качество сервиса, высокие цены на услуги и т. д.); форс-мажорные обстоятельства (задержки на границе, изменения в законодательстве, таможенные ограничения и т. д.).

Решения по устранению внешних ограничений затрагивают не только процесс управления производственными запасами, но и другие бизнес-процессы предприятия, поэтому определение способов и методов их устранения зависит от высшего менеджмента. На локальном уровне представляются возможными только анализ и описание ограничений и дальнейшая их передача руководству предприятия.

Проведенное автором исследование показало эффективность теории ограничений на практике деятельности завода в г. Санкт-Петербурге компании Johnson Controls International в 2009 г. Результаты, достигнутые в ходе внедрения TOC, позволили компании создать сбалансированную систему управления производственными запасами с отсутствием явных ограничений. Как видно из полученных результатов, экономический эффект был оценен в снижении издержек на содержание запасов на 15 %, а издержки иммобилизации финансовых ресурсов достигли расчетных значений (см. табл. 2). Логистический эффект отразился в снижении уровня производственных запа-

сов на 35 %, но наибольшую практическую ценность имеет процесс реструктуризации страховых запасов предприятия, который сводится к перерасчету страховых запасов в зависимости от надежности поставок и точности системных данных о комплектующих изделиях и агрегатах. Результатами такого похода стали снижение уровня страховых запасов в целом на 70 % и отказ от использования услуг компании, предоставлявшей услуги по аутсорсингу складских мощностей.

Таблица 1

Способы устранения внутренних ограничений при управлении производственными запасами

Характеристика ограничения Способ устранения

1. Недостаточная пропускная мощность склада — аутсорсинг складских мощностей; — усовершенствование складских ресурсов, вплоть до перестройки склада; — внедрение информационных технологий в процесс управления складом

2. Производственный брак — исключение возможностей появления брака; — внедрение системы "pola yoke" (система предотвращения ошибок)

3. Наличие неточных данных о производственных запасах — ведение детального мониторинга; — использование циклической инвентаризации на постоянной основе

4. Завышенные страховые запасы — диверсификация страховых запасов в соответствии с ограничениями системы

5. Методы управления запасами — анализ и интеграция методов управления запасами в ERP-системе; — адаптация системы управления запасами под действующие потребности и ограничения цепи поставок

6. Низкая квалификация персонала — проведение необходимых курсов и тренингов; — пересмотр кадровой политики

7. Упаковка — введение стандартизированных и/или унифицированных упаковочных спецификаций

8. Отсутствие в информационной системе поддержки необходимых для планирования запасов функций — внедрение «открытого кода» с целью создания на локальном уровне требуемых функций и программ; — пересмотр эффективности функционирования MRP системы в целом

Таблица 2

Логистические издержки до и после внедрения TOC, евро/год

Показатель До внедрения TOC После внедрения TOC

Издержки на содержание запасов 345 000 293 000

Издержки иммобилизации финансовых ресурсов 138 000 89 700

Основная цель применения теории ограничений в менеджменте производственных запасов в автомобилестроительной отрасли заключается в превращении системных ограничений в ресурсы ограниченной мощности предприятия, с целью дальнейшего контроля и управления ими. Таким образом, TOC не ограничивается лишь достижением отдельных показателей управления запасами, а фокусируется на проблемах всей системы, т. е. на проблемах цепи поставок и процессе формирования производственных запасов. Практическая ценность теории ограничений уже оценена некоторыми автомобилестроительными предприятиями, однако зачастую наличие процессных ограничений в компаниях препятствует внедрению TOC, т. е. с позиций менеджмента сама теория рассматривается как ограничение.

Ввиду данных причин и описанных в статье результатов применения теории ограничений представляется очевидным, что разработка методов применения TOC и их практическая реализация не только в менеджменте производственных запасов, но и в общем менеджменте предприятия приводят к оптимизации функционирования бизнес-процессов, увеличению эффективности коммерческой деятельности, а также к повышению конкурентоспособности компании в отрасли и на рынке в целом.

Опыт применения теории ограничений также выявил и ряд вопросов, для решения которых требуется развитие научной базы указанной теории. Проведенное исследование показало, что теория ограничений должна развиваться в направлении ее интеграции с логистическим менеджментом в производственно-коммерческой деятельности предприятий автомобилестроительной отрасли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болдышев Э.И. Перспективы развития логистических центров в современной России // Известия СПбУЭФ. 2010. № 1. С. 69-71.

2. Большаков М.А. Логистические аспекты обеспечения конкурентоспособности многопрофильной компании // Там же. № 2. С. 82-84.

3. Голдратт Э.М., Кокс Дж. Цель: Процесс непрерывного улучшения. Цель-2: Дело не в везенье. М.: Логос, 2005.

4. Стерлигова А.Н., Фель А.В. Операционный (производственный) менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2009.

ИМ. БЛОХИНА

Ирина Михайловна Блохина — стажер кафедры банковского дела СПбГУЭФ.

В 2007 г. окончила Международный банковский институт. Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — банковское дело, оценка стоимости

бизнеса.

^ ^ ^

ОЦЕНКА СТОИМОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД*

В настоящее время существует три подхода — доходный, затратный и сравнительный — и ряд реализуемых в их составе методов, с помощью которых даются денежные оценки стоимости как предприятия, так и коммерческого банка. Выбор конкретного подхода и метода оценки стоимости коммерческого банка зависит от цели оценки, типа определяемой стоимости и имеющейся в распоряжении оценщика информации. Каждый из подходов позволяет рассматривать банковский бизнес с различных позиций: с точки зрения приносимого дохода и потенциальных будущих выгод, затрат на создание и поддержание действующего бизнеса, с позиции восприятия банка рынком [3].

Центральным в данном исследовании является сравнительный подход и применяемый в его рамках метод компании-аналога. Утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.07.2001 г. № 519 «Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности» содержат следующее определение сравнительного подхода: это совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними [7]. Широкое использование данного подхода определяется рядом преимуществ: быстротой проведения, небольшим числом вводных данных, легкостью восприятия результатов и др. Эти свойства подтверждают мнение А. Дамодарана о том, что в действительности большинство оценок являются сравнительными [2, с. 24].

Основную идею ключевого для данного исследования метода компании-аналога С.В. Валдайцев формулирует следующим образом: оценивая сегодняшнюю или прогнозируемую будущую рыночную стоимость предприятия, эту еще не подтвержденную рынком стоимость определяют по аналогии с рыночной стоимостью котируемых на фондовом рынке аналогичных предприятий, по которым уже выявились относительно устойчивые соотношения, характеризуемые соответствующими мультипликаторами [1, с. 85]. Из данного определения следует, что двумя основными компонентами сравнительного подхода являются обнаружение сопоставимых компаний и расчет мультипликаторов. Кроме того, очевидно, что данный метод базируется на данных, сформированных открытым фондовым рынком. Оценки, получаемые на его основе, будут в наибольшей степени отвечать требованиям стандарта обоснованной рыночной стоимости в случае максимально развитого и финансово «прозрачного» фондового рынка страны.

Наиболее сложным и трудоемким аспектом при использовании метода компании-аналога, по мнению как отечественных, так и зарубежных исследователей, является определение компаний-аналогов. Это объясняется тем, что не существует двух фирм, которые были бы совершенно одинаковыми в отношении показателей роста и риска.

ГРНТИ 06.73.55

© И.М. Блохина, 2011

* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Г.Н. Белоглазовой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.