Информационное пространство здравоохранения
технологии
B. К.БЕЛЯКОВ,
Международный центр телемедицны, г. Москва Д.В.ПИВЕНЬ,
Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, г. Иркутск
C. А.БАРЫШЕВА,
Региональный центр телемедицины, г. Иркутск
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Формирование системы обеспечения качества медицинской помощи, позволяющей влиять на качество ресурсов, технологий, оценку результатов, является настоятельной необходимостью в современном российском здравоохранении. В этой связи особую значимость приобретает необходимость поиска и внедрения современных технологий, позволяющих влиять на все звенья данного процесса. На наш взгляд, одной из таких технологий является телемедицина.
Телемедицинский проект в Иркутской области реализуется с 2000 года, организовано регулярное проведение телемедицинских консультаций с ведущими федеральными клиниками. В настоящее время ежегодно выполняется около 500 таких консультаций. Влияние телемедицины, в частности, телеконсультирования, на качество медицинской помощи изучено по таким направлениям медицинской деятельности, как кардиохирургическая помощь больным с врожденными пороками сердца (ВПС), детская онкогематология, фтизиатрическая помощь при туберкулезе костей и суставов. По указанным направлениям проанализированы результаты телеконсультаций, проведенных с ведущими федеральными клиниками по вопросам решения сложных клинических задач и оказания высокотехнологичных и дорогостоящих видов медицинской помощи. Установлено, что телемедицина способствует повышению качества медицинской помощи, влияя на все его составляющие: качество ресурсов, процессов (технологий), результатов. Данная технология способствует повышению качества ресурсов, обеспечивая, вследствие качественного отбора больных на необходимые этапы лечения и совершенствования лечебно-диагностических процессов, рациональное использование оборудования, медикаментов, финансовых средств. Также повышается уровень профессиональной подготовки кадров. Более полно и эффективно используются для нужд региона федеральные ресурсы в виде выделяемых квот на оказание высокотехнологичных и дорогостоящих видов медицинской помощи. Телемедицина непосредственно влияет на качество технологических процессов, связанных с диагностикой и лечением больных, в результате чего сокращаются сроки постановки точного диагноза, выбирается оптимальное время, место и способ выполнения хирургических вмешательств, уточняются вопросы ведения данных пациентов. Полученные нами результаты доказывают, что использование телемедицины повышает и качество результатов. Так, проведение телемедицинских консультаций в детской онкогематологии и при оказании кардиохирургической помощи больным с ВПС позволило добиться сле-
© В.К.Беляков, Д.В.Пивень, С.А.Барышева, 2007 г.
■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■
+ 462 W-t-tSft-t-- — ft] — 1 1 I- ■ [itlitf+"+_+и "+"tj
Информационное пространство здравоохранения
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
www.idmz.ru 2007, № 3
Ф
дующих результатов: увеличилось число сохраненных жизней, возросла продолжительность ожидаемой жизни с учетом улучшения её качества, увеличилась доступность высокотехнологичной медицинской помощи, повысилась безопасность лечения. Применение телемедицины при лечении больных с туберкулезом костей и суставов позволило в два раза сократить средние сроки стационарного лечения, повысить хирургическую активность при данной патологии, увеличить доступность лечения и его безопасность, повысить эффективность медицинской помощи. Изложенное выше позволяет рассматривать телемедицину как современную телекоммуникационную технологию обеспечения качества медицинской помощи, разработка и внедрение которой являются одной из наиболее актуальных задач современного здравоохранения. Телемедицину необходимо рассматривать как одну из технологий обеспечения качества медицинской помощи по следующим причинам:
♦ телемедицина в форме телеконсультирования представляет собой технологию, обеспечивающую единство обучения персонала и оказания качественной медицинской помощи конкретному пациенту;
♦ несмотря на дополнительные затраты, телемедицина позволяет добиться не только лучших клинических результатов, но и получить экономический эффект в виде прямой выгоды и увеличения полезности при оказании тех или иных видов медицинской помощи, тем самым повышая её эффективность;
♦ появляется дополнительная возможность повышения качества медицинской помощи благодаря влиянию на все его составляющие: оптимизацию использования ресурсов, совершенствование процессов лечения и диагностики, оценку получаемых результатов;
♦ телемедицина — одна из технологий, которая способна обеспечить реализацию принципа непрерывного повышения качества;
♦ с одной стороны, телемедицинские технологии сами являются безопасными технологиями, с другой стороны, они повышают безопасность лечения,
повышая качество использования ресурсов и оптимизируя лечебно-диагностические процессы;
♦ телемедицина — гибкая комплексная технология, в зависимости от поставленных целей и задач она может рассматриваться как комплекс технологий (технических, медицинских, организационных), как самостоятельная сложная технология, которая решает задачи дистанционного консультирования, обучения, организации и информатизации здравоохранения, и как фрагмент конкретных клинических технологий (технологий оказания медицинской помощи больным с ВПС, с туберкулезом костей и суставов и т.д.). Необходимо отметить, что телемедицина может быть технологией обеспечения качества, а может и не быть таковой. Надо учитывать, что наличие пусть даже самого современного телекоммуникационного оборудования и факта проведения телеконсультаций еще не является определяющим фактором для автоматического отнесения телемедицины к технологиям обеспечения качества. Реализация всех возможностей, которые предоставляет телемедицина современному отечественному здравоохранению, в том числе и в части обеспечения качества, зависит от того, насколько она интегрирована в систему здравоохранения. Для успешного проведения этой работы организаторам здравоохранения необходимо решить следующие основные задачи:
♦ сформировать комплекс организационных мероприятий по внедрению телемедицины в систему здравоохранения и обеспечить его выполнение;
♦ определить направления медицинской деятельности, в которых использование телемедицины позволит решить наиболее значимые проблемы;
♦ обеспечить проведение постоянного анализа клинической и экономической эффективности реализации телемедицинского проекта и оперативное принятие решений по его результатам;
♦ по каждому направлению медицинской деятельности, где предполагается использование телемедицины, должен быть проведен анализ на предмет оптимальной совместимости телемедицины с имеющимися ресурсами, прежде всего кадровыми, а также комплексом уже реализуемых мер по его совершенствованию.
1 1 1 1 1 1 ■ 1 -t-t 1 1 1 ■ .pj i i i — ■ ■■ LtLiJ 1 1 1 I I ■ Г“Т 1 1 ■■■ ft: 1 1 1 1 1 -1—[■ ш I 1 ■ -1—Ь ■ 1 1 ■■ ч! 4„ ■■ 1 1 1 1 1 ■ ■ ■■■ ■ ■ ----- B3ft-j 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1