Научная статья на тему 'Применение телемедицинских технологий в целях дистанционного обучения медицинского персонала здравпунктов крупной нефтегазодобывающей компании'

Применение телемедицинских технологий в целях дистанционного обучения медицинского персонала здравпунктов крупной нефтегазодобывающей компании Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
332
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРЕНИНГИ / TRAINING / ПРОМЫШЛЕННАЯ МЕДИЦИНА / INDUSTRIAL MEDICINE / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY / ЗДРАВПУНКТ / HEALTH CENTER / ЭКСТРЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / EMERGENCY MEDICAL CARE / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ / PREVENTIVE EXAMINATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Леванов Владимир Михайлович, Мамонова Елена Юрьевна, Орлов Олег Игоревич, Камаев Игорь Александрович

В статье представлен опыт применения дистанционных образовательных технологий для проведения телемедицинских тренингов по обучению медицинского персонала здравпунктов нефтедобывающей компании современным методам профилактики и оказания медицинской помощи. Тренинги были проведены в форме многоточечных сеансов видеоконференцсвязи. Была отработана технология и методика подготовки и проведения тренингов. Описаны технические и методические аспекты обучения врачей и фельдшеров здравпунктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Леванов Владимир Михайлович, Мамонова Елена Юрьевна, Орлов Олег Игоревич, Камаев Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of telemedicine technologies for the purpose of distant training of medical staff of healthcare units of a large oil and gas producing company

The article describes the experience of the application of distance learning technologies for telemedicine trainings for medical staff health centers oil company modern methods of prevention and care. Trainings were conducted in the form of multipoint videoconferencing. It was developed the technology and methods of preparation and holding of trainings. We describe the technical and methodological aspects of training doctors and paramedics health centers.

Текст научной работы на тему «Применение телемедицинских технологий в целях дистанционного обучения медицинского персонала здравпунктов крупной нефтегазодобывающей компании»

СОВРЕМЕННОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК: 614.23:004.77:378.046.4:68131:655.71/72

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЦЕЛЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ЗДРАВПУНКТОВ КРУПНОЙ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ КОМПАНИИ

В.М. Леванов1, Е.Ю. Мамонова2, О.И. Орлов2, И.А. Камаев1,

1ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»,

2ГНЦ РФ ФГБУН «Институт медико-биологических проблем» РАН, г. Н. Новгород

Леванов Владимир Михайлович - e-maii: ievanov53@yandex.ru

В статье представлен опыт применения дистанционных образовательных технологий для проведения телемедицинских тренингов по обучению медицинского персонала здравпунктов нефтедобывающей компании современным методам профилактики и оказания медицинской помощи. Тренинги были проведены в форме многоточечных сеансов видеоконференцсвязи. Были отработаны технология и методика подготовки и проведения тренингов. Описаны технические и методические аспекты обучения врачей и фельдшеров здравпунктов.

Ключевые слова: тренинги, промышленная медицина, дистанционные образовательные

технологии, здравпункт, экстренная медицинская помощь,

профилактические осмотры.

The article describes the experience of the application of distance learning technologies for telemedicine trainings for medical staff health centers oil company modern methods of prevention and care. Trainings were conducted in the form of multipoint videoconferencing. It was developed the technology and methods of preparation and holding of trainings. We describe the technical and methodological aspects of training doctors and paramedics health centers.

Key words: training, industrial medicine, distance learning technology, health center,

emergency medical care, preventive examinations.

Введение

Обеспечение равной доступности медицинской помощи населению в соответствии с действующими стандартами, независимо от места проживания и трудовой деятельности, является одной из центральных проблем здравоохранения. Особенно актуальна она для медицинского обеспечения граждан, работающих вахтовым методом, тем более что зачастую их трудовая деятельность осуществляется в неблагоприятных и даже экстремальных климатических условиях, сопровождается повышенными производственными рисками для здоровья.

Территориальная удалённость от медицинской инфраструктуры, иногда в отсутствие транспортных магистралей, приводит к тому, что основной объём медицинской помощи, особенно экстренной, приходится на долю медицинского персонала здравпунктов, обслуживающих соответствующие промышленные, транспортные и строительные организации. Положение усугубляется тем, что

медицинский персонал здравпунктов, как правило, работает на условиях аутсорсинга, при этом уровень квалификации, опыт работы и практические навыки врачебных и фельдшерских кадров могут существенно различаться, в т. ч. по экстренной медицине.

Среди многочисленных задач промышленной медицины можно выделить две: повышение эффективности комплекса мероприятий, обеспечивающих профилактику заболеваний, и обеспечение качества оказания экстренной медицинской помощи в соответствии с действующими стандартами [1]. Наряду с созданием единой медико-технической базы здравпунктов ведущим звеном в решении этих задач является повышение квалификации медицинских кадров применительно к конкретным условиям их деятельности.

Для крупных компаний, имеющих предприятия и, соответственно, обслуживающих их здравпункты, практически на территории всей страны, включая самые удалённые территории, решение этой задачи традиционными

методами - проведением плановых учебных курсов на клинических базах - крайне затруднено ввиду того, что сопряжено с отвлечением медицинских работников (иногда - единственных медицинских работников здравпунктов) от основной деятельности, перемещениями их на расстояния, измеряемые сотнями и тысячами километров, сопряжёнными с этим командировочными расходами и т. д.

Всё вышеперечисленное в полной мере относится к сети здравпунктов нефтегазодобывающих компаний, расположенных на обширных территориях России, включая Крайний Север, Сибирь, Дальний Восток.

Поэтому после предварительного анализа для достижения поставленной цели было предложено использовать возможности телемедицинских технологий для проведения тренингов по актуальным вопросам медицинской помощи с охватом широкой аудитории медицинских работников первичного звена [2].

Как известно, телемедицинские технологии, в частности видеоконференцсвязь, достаточно широко применяются в мировой и отечественной практике в медицинском образовании врачей и среднего медицинского персонала [3-5], в т. ч. при преподавании вопросов экстренной медицины [6].

Цель исследования заключалась в разработке, апробации и реализации модели проведения дистанционных тренингов для медицинского персонала сети здравпунктов, работающего на условиях аутсорсинга, на основе применения дистанционных образовательных и телемедицинских технологий, для внедрения единых стандартов экстренной медицинской помощи работникам крупной нефтегазодобывающей компании.

Материал и методы

Возможности и условия применения дистанционных образовательных технологий изложены в ряде нормативных актов, таких как федеральные законы № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 13, 16), № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 48, 79, 100), Приказ Минобр-науки от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», «Временное положение по организации дистанционного повышения квалификации медицинских кадров», утверждённое Минздравом России 18.12.2002 г., Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации (2001 г.) и др.

Основой проекта стало проведение цикла видеотренингов, организованных из конференц-центра компании с удалёнными предприятиями, входящими в её состав. Телемедицинские тренинги проводились через видеосервер компании по схеме многоточечной видеоконференцсвязи.

Исходя из поставленных задач, были определены следующие темы тренингов: «Сердечно-легочная и церебральная реанимация. Расширенная догоспитальная медицинская помощь при остановке кровообращения», «Расширенная догоспитальная медицинская помощь при травмах», «Профессиональная патология в нефтедобыче», «Регламент профилактических осмотров в нефтяной промышленности».

Для подготовки и проведения тренингов была сформирована рабочая группа, состоящая из учёных и преподавателей ряда научных и образовательных учреждений, имеющих опыт использования телемедицинских технологий в целях обучения медицинских кадров: ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», ФГБУН ГНЦ РФ «Институт медико-биологических проблем» РАН, ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда» РАМН, ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава России.

При обучении использовалась как чисто дистанционная форма (тренинги по сердечно-лёгочной реанимации и травматологии), так и комбинированная (тренинги по профессиональной патологии и профилактическим медицинским осмотрам), при которой часть обучаемых приглашалась в основную учебную аудиторию.

Методологически тренинги содержали теоретическую часть (обзоры нормативных документов, методических материалов), реализованные в форме видеолекций, и основную - практическую - слайд-презентации, видеофрагменты, а также «живые» демонстрации в режиме реального времени практических приёмов оказания медицинской помощи, манипуляций и использования медицинского оборудования. Кроме того, обязательной частью тренингов были интерактивное обсуждение материала, ответы на вопросы, а также контрольная часть в виде тестирования (рис. 1).

РИС. 1.

Методические элементы тренингов.

Результаты и их обсуждение

В ходе подготовки и реализации первого этапа проекта был последовательно решен комплекс задач технического, организационного, методического и педагогического характера.

Основным его содержанием было:

- определение целей, задач и тематики тренингов;

- подбор команды исполнителей;

- разработка и утверждение программ тренингов;

- определение циклограмм тренингов по блокам и модулям;

- написание текстовой части и создание презентаций;

- подготовка видеофрагментов;

- подготовка сценариев, содержания, точек демонстраций on-line;

- презентация тренингов и регламента их организации на расширенном совещании специалистов по вопросам промышленной медицины;

- отработка технических вопросов проведения сеансов многоточечной конференцсвязи с 1Т-службами компании;

- назначение ответственных менеджеров по регионам;

- проведение полномасштабной репетиции тренингов;

- организация пункта дистанционного технического контроля (во время проведения первых тренингов) на базе Нижегородской медицинской академии в целях оперативной коррекции режимов демонстрации, переключения видеокамер и т. д. (рис. 2).

Этот комплекс предварительных организационно-методических мероприятий позволил успешно провести все тренинги (рис. 3).

На первом этапе, реализованном в 2015 г., в тренингах по сердечно-лёгочной реанимации (СЛР) участвовали более 300 медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь на производстве 48 предприятий, при этом медицинский персонал 14 здравпунктов участвовал также в тренингах по травматологии. Продолжительность каждого тренинга составляла от четырех до шести академических часов.

При этом географически проектом были охвачены все основные промышленные районы компании, включая центральные регионы, Сибирь, Дальний Восток, северные территории России. На тренинги по профпатологии и про-

фосмотрам приглашались также руководители социальных служб компании, что позволило обсудить соответствующие вопросы не только дистанционно, но и в виде очной дискуссии с трансляцией на ряд удалённых регионов.

Содержание тренингов определялось их тематикой. Каждый из них включал от 14 до 21 блока, объединённых в 3-4 модуля. Для каждого тренинга была разработана циклограмма (таблица).

С учётом полученного на первом этапе реализации проекта опыта предусмотрено расширение тематики и удалённой аудитории тренингов, увеличение доли их интерактивной части, более широкое использование комбинированной формы проведения с приглашением определённого числа медицинских работников (из ближайших здравпунктов) в основную учебную аудиторию, что позволит организовать общение в процессе обучения не только между тьюторами и медицинскими работниками, но и между разными группами обучаемых, и будет способствовать закреплению полученных знаний и навыков.

С этой же целью наряду с тестированием в ходе будущих тренингов предполагается повторение практических приёмов на фантомах обучаемыми непосредственно в основной аудитории и на здравпунктах.

ТАБЛИЦА.

Блок-модульная структура и циклограмма тренинга по профпатологии и профосмотрам

Реанимация с применением дефибриллятора (АНД) наложение электродов

/ОД

V 1

РИС. 3.

Слайд из видеотренинга по сердечно-лёгочной реанимации.

Вводное слово тьютора 5 минут

Цели, задачи, порядок проведения тренинга 10 минут

Модуль 1. Ведущая профессиональная патология в нефтедобывающей и газодобывающей отрасли 60 минут

Блок 1. Основные риски для здоровья в нефтедобывающей и газодобывающей отрасли 15 минут

Блок 2. Профессиональная патология при добыче нефти и газа 20 минут

Блок 3.Социальные и экономические аспекты профпатологии 15 минут

Блок 4. Статистические данные по профпатологии 10 минут

Модуль 2. Нормативная база по профессиональной патологии и профилактическим осмотрам 60 минут

Блок 5. Обзор современной законодательной базы по медицинскому обеспечению работающих 20 минут

Блок 6. Вопросы охраны здоровья работающего населения в Федеральном законе № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Трудовом Кодексе РФ 20 минут

Блок 7. Порядок проведения медицинских осмотров в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. № 302н 20 минут

Модуль 3. Организация и порядок проведения ПМО 90 минут

Блок 8. Документация и документооборот при проведении профилактических осмотров 20 минут

Блок 9. Диспансеризация и группы здоровья 10 минут

Блок 10. Обязанности работодателя 5 минут

Блок 11. Роль и функции центров профпатологии 10 минут

Блок 12. Роль и функции медицинских организаций при проведении ПМО 15 минут

Блок 13. Частные вопросы профосмотров: допуск и медицинские ограничения к управлению транспортным средством 15 минут

Блок 14. Современные документы Минздрава РФ - изменения в вопросах проведения профосмотров 10 минут

Заключение 5 минут

Подведение итогов и ответы на вопросы 45 минут

Все го 270 минут

Выводы

1. Применение телемедицинских и телеобразовательных технологий в форме видеотренингов является оптимальным инструментом обучения медицинского персонала по актуальным вопросам медицинского обеспечения работников в условиях географической разобщённости медицинской инфраструктуры промышленных компаний.

2. Разработанный алгоритм подготовки тренингов позволяет эффективно подготовить и реализовать программу обучения медицинского персонала здравпунктов, включая технические и организационные аспекты.

3. Предложенная модель проведения телемедицинских тренингов обладает рядом преимуществ, так как позволяет оперативно проводить обучение значительного числа медицинских работников удалённых здравпунктов без отрыва от трудовой деятельности, с привлечением высококвалифицированных преподавательских кадров и минимизацией затрат, связанных с командировочными расходами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Калинина М.Ю. Особенности состояния здоровья и организации медицинской помощи работникам нефтегазодобывающего комплекса в Западной Сибири (социально-гигиеническое исследование): Автореф. дисс. ... к. м. н. М., 2010. 28 с.

Kalinina M.U. Osobennostisostoyaniya zdorov'ya i organizacii medicinskoi pomoshi rabotnikam neftegazovogo kompleksa v Zapadnoi Sibiri (socialno-gigienicheskoe issledovanie): Avtoref. diss.... k. m. n. M, 2010. 28s.

2. Переведенцев О.В., Орлов О.И. Применение видеоконференцсвязи в телемедицинских мероприятиях реального времени / Серия «Практическая телемедицина», под общ. ред. акад. А.И. Григорьева. Вып. 6. М.: Фирма «Слово», 2011. 92 с.

Perevedencev O.V., Orlov O.I. Primenenie videokonferencsvyazi v tele-medicinskih meropriyatiyah realnogo vremeni / Seriya «Prakticeskaya tele-medicine», pod obsh. red. akad. A.I. Grigorieva. Vyp. 6. M.: Firma «Slovo», 2011. 92 s.

3. Зарубина Т.В. О перспективах развития ИТ - образования врачей. Врач и информационные технологии. 2008. № 5. С. 68-70.

Zarubina T.V. O perspektivah IT-obrazovaniya vrachei. Vrach i informa-cionnye tehnologii. 2008. № 5. S. 68-70.

4. Камаев И.А., Леванов В.М., Паламарчук С.И. и др. Использование современных информационно-образовательных технологий в учебном процессе. Медицинский альманах. 2008. № 1. С. 17-19.

Kamaev I.A., Levanov V.M., Palamarchuk S.I. i dr. Ispolzovanie sovre-mennyh informacionno-jbrazovatelnyh tehnologii v uchebnom processe. Medicinskiy almanah. 2008. № 1. S. 17-19.

5. Stoker J. The Department of Health and Human Services is under new leadership. Home Health Nurse. 2005. № 23 (12). Р. 792.

6. Collette Silva F.S., Pires R., Serpa L., Oliveira C. New Technologies Applied to Education Maneuver Training Basic Cardiopulmonary Resuscitation for Medical Staff /Med-e-Tel 2010 Electronic Proceedings of The International eHealth, Telemedicine and Health ICT Forum for Education, Networking and Business. Luxembourg, 2010. P. 116-117. [JJ

УДК: 617-089:378.016:37.04

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ»

В.Н. Никитин, Т.Н. Педан,

ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет»

Никитин Вячеслав Николаевич - е-тай: nikitin-1966@inbox.ru

В статье представлено обоснование и опыт применения технологии формирования профессиональных компетенций обучающихся стоматологического факультета в процессе изучения дисциплины «Хирургические болезни». Проведенное исследование подтвердило эффективность применения технологии «Перепутье» в деятельности преподавателя по формированию профессиональных компетенций. Представленная технология позволяет получить и проанализировать максимальное количество решений поставленной задачи в сжатый временной промежуток за счет коллективного труда. Процесс изучения дисциплины «Хирургические болезни» с применением технологии «Перепутье» показал положительную динамику, является стабильным и управляемым. Технология «Перепутье» может быть рекомендована к применению в педагогической практике.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, технология деятельности преподавателя,

ситуационные задачи, «Перепутье».

Justification and experience of application of technology of formation of the professional competences which are trained stomatologic faculty in the course of studying of discipline «Surgical diseases» is presented in article. The conducted research confirmed efficiency of application of the Crossroads technology in activity of the teacher of formation of professional competences. The presented technology allows to receive and analyse the maximum quantity of solutions of an objective in the squeezed time interval due to collective work. Process of studying of discipline «Surgical diseases» with application of the Crossroads technology, showed positive dynamics, is stable and operated. The Crossroads technology can be recommended for application in student teaching.

Key words: professional competence, technology teacher activity, situational tasks, crossroads.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.