МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НАУКА И ТЕХНИКА В XXI ВЕКЕ»
УДК 336.717
Айвазова М.А.
магистрант программы «Банки и управление активами» Санкт-Петербургский государственный экономический университет
(г. Санкт-Петербург, Россия)
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ
Аннотация: в данной статье анализируется степень применения технологий виртуальной и дополненной реальности как среди клиентов банков, так и среди их сотрудников. VR/AR-технологии призваны привлечь интерес клиентов к банковской деятельности, а также сделать максимально удобным их коммуникацию с банком.
Ключевые слова: конкурентное преимущество, полная реальность, виртуальная реальность, дополненная реальность, иммерсивные технологии, анимированные боты, У^-очки, VR-шлемы, виртуальный банкинг
Каждый банк заинтересован в привлечении новых клиентов и удержании уже имеющихся, именно поэтому наблюдается тенденция к внедрению новых технологий для максимального удовлетворения запросов потребителей. Банки стремятся обладать конкурентным преимуществом и предлагать запрашиваемый рынком продукт, который должен быть не только понятным и удобным в использовании, а также интересным и необычным.
Рассмотрим следующие определения:
- полная реальность, то есть привычный мир, который нас окружает, без применения каких-либо дополнительных технологий;
- виртуальная реальность (VR), которая представляет собой цифровой мир, полностью созданный с помощью современных компьютерных технологий с применением VR-очков/шлемов;
- дополненная реальность (AR), в которой реальный мир «дополняется» виртуальными элементами и сенсорными данными, например, используя экран телефона, можно увидеть дополнительные объекты [1, с. 89].
Виртуальная и дополненная реальности используются во многих сферах, особенно в сфере развлечений, однако данные технологии можно наблюдать и в деятельности банков. На данный момент маркетинговые проекты с использованием иммерсивных, то есть погружающих технологий в России есть у Сбербанка, Альфа-банка, ВТБ, Райффазен-банка и у других финансовых корпораций. Технологии VR/AR призваны решать сразу несколько задач: использоваться в качестве маркетингового инструмента, расширять отдел продаж, а также являться коммуникативным и информационным каналами [2].
Особое внимание стоит обратить на то, что на текущий момент технологии виртуальной реальности имеют возможность заменять банковских сотрудников при решении несложных вопросов с клиентами. Для осуществления данных процессов используют анимированных ботов, то есть надевая VR-очки клиенты могут видеть сотрудника банка, который запрограммирован на их обслуживание. Такие технологии находятся на стадии доработки и усовершенствования, но тем не менее уже доказано, что виртуальные консультанты способны вполне осмысленно отвечать на возникающие у клиентов вопросы, предлагать банковские услуги в соответствии с их требованиями, различать большинство слов и, примечательно, шутить на нейтральные темы. Боты, в отличие от реальных банковских сотрудников, не чувствуют усталости и готовы отвечать на вопросы клиента в любое время.
В России виртуальных консультантов для коммуникации с клиентами уже внедрили Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк. Например, последний использует виртуального консультанта в общении со своими вип-клиентами [2].
Анализируя деятельность Сбербанка, следует отметить, что его Корпоративный университет обучает своих сотрудников, используя VR-очки, быть вежливыми по отношению к незащищённым слоям населения, то есть 360-градусная съёмка позволяет работникам прочувствовать сложности, с которыми сталкиваются пожилые люди или инвалиды во время выполнения простых действий в банке [2].
Прослеживается тенденция к массовому распространению VR-шлемов, и при прагматичном подходе VR отлично работает в отделениях банков, корпоративных университетах, на мероприятиях, выставках, форумах. AR и 3Э-формат, наоборот, шире используется среди B2C-аудитории, поэтому они более востребованы в работе над маркетинговыми проектами, направленными на широкую аудиторию.
Активно развиваются и технологии для виртуального банкинга, поэтому, в скором времени вместо похода в банк и разговора с реальным человеком, возможно, клиенту будет достаточно всего лишь надеть свой VR-шлем в любом удобном для него месте.
Важно понимать, что в ближайшем будущем будет сложно представить функционирование многих сфер без применения автоматизированных бизнес-процессов, включающих VR/AR-технологии и искусственный интеллект. Так, например, по прогнозам американского изобретателя Р. Курцвейла, уже в 2030-х годах виртуальная реальность будет ощущаться полностью как реальная [3].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Иванова А. В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. № 3 (106). С. 88 - 107.
Как банки используют VR/AR технологии? [Электронный ресурс]. URL: https://modumlab.com/blog/banking (дата обращения: 25.11.20). Как VR-технологии помогают бизнесу [Электронный ресурс]. URL: https: //pro .rbc.ru/collections/5 e283fcc9a794705fdc1 eb42 (дата обращения: 27.11.20).