Научная статья на тему 'Применение технологий инженерии знаний и игровых моделей для повышения эффективности обучения'

Применение технологий инженерии знаний и игровых моделей для повышения эффективности обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДДЕРЖКА ОБУЧАЕМЫХ / МОДЕЛЬ / МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРИИ ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE ENGINEERING / GAME MODEL / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Д. В., Сабирьянова Г. Р.

Статья посвящена вопросам реализации системы поддержки обучаемых для повышения эффективности образовательного процесса. Рассмотрена концепция построения системы поддержки обучаемых, предложен подход к психолого-педагогической поддержке, подбору и формированию методического материала по изучаемым дисциплинам, основанный на использовании онтологий предметных областей, в соответствии со специализацией обучаемого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Д. В., Сабирьянова Г. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use Of knowledge engeneering and game models for the increase of the efectivity of education

The article is devoted to the realization of the trainees' support system for the increase of the educational process efficiency. The concept of the support has been considered. The approach to the psychological and pedagogical support, to the selection and formation of a methodical material on the studied disciplines based on the use of ontology of subject domains in conformity with specialization of a trainee has been offered.

Текст научной работы на тему «Применение технологий инженерии знаний и игровых моделей для повышения эффективности обучения»

УДК 37.0:378.046

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНЖЕНЕРИИ ЗНАНИЙ И ИГРОВЫХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

© Д. В. Попов *, Г. Р. Сабирьянова

Уфимский государственный авиационный технический университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450000, ул. К. Маркса, 12.

Тел./факс: + 7 (347) 273 79 67.

E-mail: popov@ugatu.ac.ru

Статья посвящена вопросам реализации системы поддержки обучаемых для повышения эффективности образовательного процесса. Рассмотрена концепция построения системы поддержки обучаемых, предложен подход к психолого-педагогической поддержке, подбору и формированию методического материала по изучаемым дисциплинам, основанный на использовании онтологий предметных областей, в соответствии со специализацией обучаемого.

Ключевые слова: поддержка обучаемых, модель, методы инженерии знаний.

Введение

Сегодня квалифицированный специалист в рамках своей профессиональной деятельности обязан наблюдать, анализировать, проявлять инициативу, отвечать за принятые решения и уметь преодолевать конфликты и противоречия. Навыки такого поведения в проблемных и критических ситуациях закладываются еще в процессе обучения. При этом важную роль играет поддержка обучаемых в такого рода ситуациях.

Научно-технический прогресс и глобализация приводят к увеличению объема информации, которая необходима человеку в процессе обучения, а также для занятия научной и профессиональной деятельностью. При этом все более сложным становится отыскание компромисса между количеством информации, которую обучаемый должен усвоить, и качеством ее усвоения с позиции его дальнейшей профессиональной деятельности.

Современное образование должно не только вооружать знаниями обучаемого, но и вследствие постоянного и быстрого обновления знаний формировать потребность в самостоятельном непрерывном овладении ими, стремление к самообразованию.

К сожалению, традиционные формы представления информации, такие, как печатные книги, учебно-методические разработки, а также их электронные версии, даже с применением гипертекстовых и мультимедийных технологий, взваливают на плечи обучающего основную работу по выделению и донесению до обучаемых смыслового содержания преподносимой информации.

Проблемой психологической поддержки в высшей школе начали заниматься еще в прошлом веке. Одна из первых программ в этой области была подготовлена под руководством А. В. Петровского в 1981 г., были изданы учебные пособия М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбовича, Н. В. Кузьминой, С. И. Архангельского, содержательные публикации по отдельным разделам педагогики и психологии высшей школы были изданы в Ленинграде, Казани, Воронеже, Иркутске, Ярославле и других центрах. Наряду с российскими школами данной проблемой

занимаются и за рубежом, например, в университете в штате Айдахо, штате Нью-Йорк, в университете Саймона Фрезера. Психологические службы поддержки обучаемых существуют в вузах Берлина.

Необходимым условием обеспечения эффективности процесса обучения является использование современных информационных технологий, а существующие компьютерные системы в данной области (например, для оценивания понятийного состава знаний обучаемого, для оценки качества знаний в системе открытого образования, для обучения, для профориентации и др.) строятся в основном, в классе информационно-справочных систем. Создание интеллектуальных информационных обучающих и советующих систем, предназначенных для управления, контроля и самоорганизации процесса обучения, является актуальной задачей. Многие вопросы еще не решены, в частности, организация процесса обучения с использованием психологических особенностей личности, построение необходимой для обучаемого и педагога системы, помогающей решать психологические проблемы, возникающие в процессе обучения.

Данная статья посвящена описанию разработанных моделей, методов и программного обеспечения для поддержки обучаемых на основе применения методов инженерии знаний и игровых моделей.

1. Психологические проблемы и пути их решения (на примере вуза)

Обучение в вузе - сложный и многоплановый процесс. Обучаемый в процессе образования сталкивается с проблемами, которые могут носить не только учебный, но и психологический характер. Под психологическими проблемами следует понимать психическое перенапряжение обучаемого, снижение его самооценки, интереса к работе, мотивации и эмоционального настроя. И как результат этого обучаемый становится неуверенным в себе, своих силах, появляется страх, что ему не удастся справиться с поставленной задачей. Особенно это актуально для обучаемых первых курсов, т.к. значительное количество студентов не могут быстро адаптироваться к

* автор, ответственный за переписку

вузовской системе, резко отличающейся от школьной среды.

Школьная система предполагает планомерное распределение учебной нагрузки, каждодневный контроль над обучаемым, а также постоянный контакт с учителем. Система высшего образования является более свободной в том плане, что студент сам должен планировать график учебного процесса. Начинающие студенты с трудом вырабатывают для себя эффективный стиль самостоятельной работы, испытывают бессилие и беспомощность перед обильным, большим потоком знаний, и преждевременно разочаровываются, считая требования вуза превышающими их индивидуальные способности. Адаптация к вузовской системе у 60-80% обучаемых происходит к 3-4 семестрам. На старших курсах возникает другая проблема. Более 50% студентов начинают работать и многие не могут в этой ситуации правильно организовать свой учебный процесс. Подобные проблемы касаются и студентов, обучающихся по вечерней форме обучения.

В настоящее время более 50% студентов обучаются на контрактной основе. 50-70% из них имеют более низкий уровень знаний, чем бюджетные студенты. Совместное обучение бюджетных и контрактных студентов имеет две стороны. Часть контрактных студентов (хорошо мотивированных, с большими амбициями, с хорошей самокритикой) пытаются достичь необходимого уровня знаний, а другая часть (неуверенные в себе, с неустойчивой психикой) решает, что сделать ничего нельзя, у них могут появиться страхи и комплексы по поводу уровня своей подготовки, «бесполезности обучения» и т. д.

Студенты, обучающиеся по заочной форме обучения, находятся в еще более трудном положении. Отсутствие постоянного прямого контакта между преподавателем и студентом, а также практически самостоятельное изучение всех предметов может привести к снижению качества и эффективности процесса обучения. Затрудняется контроль над процессом обучения и психологическим состоянием студентов.

К психологическим проблемам также можно отнести конфликты с преподавателями, с однокурсниками, сложную обстановку в семье, отношения с противоположным полом и др.

Неспособность рационально спланировать распределение учебной нагрузки приводит к тому, что к началу сессии 30-50% студентов имеют много задолженностей, недопуск к экзаменам и вследствие этого психологический срыв, который можно рассматривать как критическую ситуацию недопущению которого посвящены предлагаемые модели и методы.

В самом общем виде функцию психологической поддержки в вузе можно определить как организацию психологической помощи студентам, анализ психологического климата в коллективах и при-

чин часто возникающих трудностей (особенно причин ухода студентов из вуза), проведения тестовых обследований, выдача руководству вуза рекомендаций по преодолению выявленных недостатков [1].

Психолого-педагогическая поддержка обучаемого заключается в том, что на основе диагностики основных свойств личности, его репрезентативной системы, психофизического состояния обучаемого, выбираются подходящие методы обучения, средства адаптации и индивидуального подхода, выдаются рекомендации по составлению индивидуального учебного плана и рекомендации по принятию решений в проблемных ситуациях.

2. Возможности современных информационных технологий для поддержки обучаемых

Современные уровни развития информационных технологий позволяют использовать вычислительную технику для повышения эффективности данного процесса.

К настоящему времени известны педагогические программные средства следующих типов: контролирующие, обучающие, моделирующие, программные тренажеры, дидактические игры, гипертекстовые системы [2].

Все педагогические программные средства с точки зрения видов учебной деятельности можно разделить на два типа: 1) средства, предназначенные для групповой (аудиторной) работы; 2) средства, предназначенные для самостоятельной работы.

Фактически, к первому типу можно отнести средства, которые используются в разных видах аудиторных учебных занятий. Ко второму - средства самостоятельной работы, включая дистанционное обучение.

Но при всем многообразии педагогических программных средств до сих пор не установилась ни их классификация, ни терминология. С точки зрения дидактического назначения их можно разделить на три типа: 1) информационные, обеспечивающие прямой канал передачи; 2) контролирующие, обеспечивающие обратный канал передачи; 3) обучающие, обеспечивающие замкнутый цикл управления.

В рамках данной работы предлагается подход, направленный на создание единой обучающей среды. Основными задачами предлагаемой системы являются следующие:

• планирование обучения, т.е. формирование индивидуального плана обучения с учетом психотипа личности, его эмоционального состояния и восприятия им информации;

• психологическая поддержка: оценка внутреннего состояния обучаемого, сопереживание ему, вселение в него уверенности, стимулирование к самосовершенствованию, разрешение возникающих противоречий и проблем в процессе обучения;

• повышение качества учебного процесса путем предоставления преподавателям разнообразных отчетов, связанных с эмоционально-психическим со-

стоянием студента и его успеваемостью. Осуществление постоянного контроля над процессом обучения позволит прогнозировать критические ситуации, а также адаптировать учебный материал к текущему уровню знаний студента, что увеличит продуктивность работы преподавателя и повысит эффективность усваивания знаний студентами;

• быстрая социализация обучаемого в среде высшего образования;

• выдача руководству вуза рекомендаций по результатам и проблемам обучения.

Предлагаемая система должна выполнять роль советчика, и студент будет обращаться к ней по мере возникновения вопросов как учебного, так и социально-психологического характера.

Использование данной системы позволит реализовать принцип индивидуального подхода к каждому обучаемому, повысит качество обучения, создаст комфортные условия для усвоения знаний, поможет выбрать обучаемому наилучший вариант технологии обучения с учетом своих психологических особенностей [3]. Анализ психологического климата в среде обучаемых позволит руководству вуза своевременно принимать необходимые меры по предотвращению проблемных ситуаций в образовательном процессе.

Одной из основных причин возникновения ситуаций, способных перерасти в проблемные, является то, что обучение в вузе включает достаточно большой компонент самостоятельной работы обучаемого. Это предполагает умение грамотно конспектировать лекции, работать со специальной литературой и др. На практике на процесс эффективного усвоения информации очень большое влияние оказывают индивидуальные характеристики личности обучаемого, его репрезентативные системы. Поэтому неудивительно, что при одной и той же подаче учебного материала или самостоятельного изучения одних и тех же источников одна часть обучаемых легко усваивает материал, а другая - с большим трудом, что впоследствии может приводить к ухудшению психофизического состояния обучаемых, и это еще более усложняет процесс обучения.

На решение указанных проблем и направлен онтологический подход для формализованного описания понятий и отношений предметных областей преподаваемых дисциплин [4].

В основе онтологического анализа лежит описание концептуально-логической модели предметной области в терминах сущностей и отношений между ними, которое выполняется в процессе решения некоторой задачи. В искусственном интеллекте под онтологией понимают базы знаний специально-

го типа, которые могут «читаться» и пониматься, отчуждаться от разработчика и (или) физически разделяться пользователями [5].

Преимуществом использования онтологий в системе управления знаниями является системный подход к изучению предметной области. При этом достигается:

• системность - онтология представляет целостный взгляд на предметную область;

• единообразие - материал, представленный в единой форме гораздо лучше воспринимается и воспроизводится;

• научность - построение онтологии позволяет восстановить недостающие логические связи во всей их полноте.

Для реализации поставленных задач необходимо разработать инструментарий, позволяющий строить онтологии предметных областей преподаваемых дисциплин с целью формирования методического материала для учебного процесса [6].

Предлагается графическое представление онтологии в виде диаграммы классов ЦМЬ, в которой «субъект» связан с классом - «объектом» отношением - «предикатом» (зависимостью), которое описывается классом-ассоциацией.

Пример онтологической модели, описывающей взаимосвязь основных этапов управления знаниями, моделей и методов представления знаний, приведен на рис. 1.

Применение онтологического подхода к формированию методического материала позволяет повысить качество усвоения материала обучаемыми и снизить риски возникновения проблемных и критических ситуаций.

3. Применение игросистемного подхода для поддержки обучаемых

Необходимым инструментом для успешного применения онтологического подхода являются методы активизации учебного процесса, в частности, интеллектуальные обучающие игры. Игра в различных ее проявлениях давно признана психологами одной из наиболее эффективных форм обучения и проверки знаний.

Игровое обучение происходит в рамках ситуации, имитирующей профессиональную деятельность и носящей условный характер. Игрой называют такой вид человеческой деятельности, который отражает (воссоздает) другие ее виды. Деятельность-игра происходит в измененных по сравнению с действительностью, искусственных условиях. Исторический подход к развитию игры как специфической формы деятельности отражен в работах не только психологов, но и педагогов, социологов, философов [7].

Рис. 1. Основные этапы управления знаниями.

Интерактивное обучение, в отличие от традиционного, имеет целый спектр методологических преимуществ. Эффективная работа преподавателя в режиме интерактивного обучения зависит от нескольких условий:

Первое - соответствие возможностей обучающего целям и задачам данной технологии (игра, тренинг, упражнение).

Второе - наличие у преподавателя профессионального опыта работы в групповом взаимодействии.

Третье - наличие соответствующей личностной направленности самого преподавателя.

В практике получил распространение следующий перечень учебных результатов, его можно обозначить как перечень целей обучения:

• ознакомление (discovery): знакомство с основными понятиями и процедурами в конкретной области знания;

• освоение основ (literacy): способность пересказать, описать основные понятия и процедуры;

• овладение (fluency): успешное применение основных понятий и процедур в данной предметной области;

Полное усвоение - мастерство (mastery): успешное применение основных понятий и процедур в данной области, а также помощь другим в освоении и закреплении знаний и умений.

Каждая технология описывается таким образом, чтобы сначала обучаемый познакомился с основными целями и понятиями конкретной технологии, ее спецификой, затем с правилами и процедурами, далее с возможностями и трудностями проведения игры или тренинга и, наконец, описываются сами технологии с такой степенью детализации и инструктажа, чтобы преподаватель смог их использовать самостоятельно.

Интерактивные занятия максимально индивидуализируют процесс обучения, что дает возможность каждому участнику демонстрировать собственный как умственный, так и творческий потенциал.

Применение современных технологий управления знаниями, включая хранение и передачу семантической информации, обработку запросов пользователей, предоставление информации в необходимом виде, представление данных на логическом и физическом уровнях совместно с методами активизации учебного процесса позволяют заметно повысить эффективность этого процесса. Это может быть достигнуто только путем формирования единой обучающей среды.

Современная обучающая среда должна быть универсальной, то есть лояльной к наполнению ее базы знаний, и представлять эксперту средства для ее наполнения.

Освоение игросистемных методов и средств, методов моделирования игровых систем, а также приемов и методик проведения учебных деловых игр позволяет обучаемым, с одной стороны, повышать качество теоретической и практической подготовки по изучаемым дисциплинам, с другой -легче преодолевать психологические и дидактические проблемы, неизменно возникающие в процессе обучения.

Объектом ИСП является образовательный процесс, основанный на игровом обучении, предметом - повышение эффективности процесса обучения. Задачей ИСП является обеспечение приобретения знаний, умений и навыков обучаемыми на основе применения игровых систем. К учебным занятиям с применением ИСП относятся: конкретные ситуации (КС), разыгрывание ролей (РР), деловые игры (ДИ), блиц-игры (БИ) и др.

Каждая из перечисленных технологий активного обучения имеет специфику и отличительные особенности по ее применению в учебном процессе, но есть в них и много общего. Эти технологии призваны развивать творческое мышление и проводить поиск оптимальных профессиональных решений. Отличие КС, РР и ДИ, прежде всего, определяется степенью сложности решаемых проблем и наличием или отсутствием “игрового момента”.

БИ являются разновидностью игровой технологии, в которой сосредоточены признаки таких методов активного обучения, как КС, РР, мозговая атака и ДИ. Для БИ являются характерными параметры: минимальный комплект ролей, “мгновенность” проведения и получения результатов, неоднозначность и неординарность результатов, привлекательность и легкость форм, обязательность оценки результатов. Таким образом, БИ является наиболее удобным инструментом решения нашей задачи о представлении изучаемого материала в игровой форме.

Поскольку для однозначного ответа на вопрос об области применения игросистемного подхода недостаточно только теории, проведем анализ применения конкретных игровых систем к конкретным педагогическим задачам.

Классификация игр строится в соответствии со следующими основаниями: наличие или отсутствие имитации в игре, целенаправленность игр (исследовательские, дидактические, рефлексивнооценочные, диагностические, мотивационно-

побудительные, психологические).

Рассмотрим модель состояний, позволяющую описать ход какой-либо игры.

На рис. 2 представлен ход игры, состоящий из множества состояний игровой ситуации и действий, совершаемых игроками и ведущим.

Проведем анализ применения конкретных игровых систем к конкретным педагогическим задачам. Ниже приведены основные типы представления учебного материала [10].

• Определение понятий. Пример: «Библиотека -это набор функций для разработчиков программных продуктов».

• Перечень характеристик объекта. Пример: «Программный продукт должен иметь: цену, гарантию качества, документацию, существовать независимо от разработчика, сопровождаться».

• Упорядоченная последовательность действий, событий или состояний. Пример. «Основные этапы жизненного цикла: разработка, производство, эксплуатация».

• Типы семантических отношений (обобщение, включение, пересечение и т. д.).

• Табличные ( матричные ) описания.

• Сетевые (древовидные) описания.

• Математические соотношения, выражения, графики, рисунки.

Формализуем некоторые задачи формирования методического материала по преподаваемым дисциплинам.

Выделим классы игр: «определение» «структура» «атрибуты»

Введем обозначения: А - множество понятий; В - множество их определений; г - отношение, связывающее понятие из А и понятие из В; Р(Б) -функция перемешивания.

1. Для игры класса «определение» введём определения.

X = {{а, г,Ь) | а е А,Ь е Б}, г ='определение'.

Б' = 7{Б).

У = {{а,г,Ь') | ае А,Ь'е Б'}-результат.

Примером игры такого класса является игра «Домино».

2. Для игры класса сструктура» введём определения.

X = {{а, г,Ь) | а е А,Ь е Б}, г = ' этап'у' после'.

Б' = 7{Б).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У ={{а,г,Ь') | ае А,Ь'е Б'}-результат.

Примером игры такого класса являются игры «Пасьянс», «Порядок».

Рис. 2. Модель проведения обучающей игры.

3. Для игры класса сатрибуты» в ведём определения.

X = {{а, г, Ь) |а е А, Ь е б}, г =' атрибут'.

У ={{с, г,<1) \с е С,< е Б}

2 ={{а, г, е) |а е А, е е Б и Б}- результат.

Примером игры такого класса является игра «Правильный ряд».

В целом опыт экспериментального преподавания показывает, что подобное обучение, основанное на деятельностном и системном подходе к педагогическому процессу, значительно помогает и облегчает сознательное усвоение обучаемыми профессиональной информации, позволяет в большинстве случаев успешно предотвращать возникновение проблемных и критических ситуаций.

4. Программная реализация

Разработанный программный продукт представляет собой веб-приложение, состоящее из базы знаний и веб-интерфейса пользователя [11]. Работа с системой происходит следующим образом: построение онтологии (базы знаний) предметной области, подбор методов обучения и формирование методического материала.

Согласно предложенной последовательности действий эксперта при построении онтологии, на первом этапе формируется множество информационных единиц, в которое заносятся термины-понятия и термины-отношения. На основе построенного единого множества информационных единиц, в котором каждый термин может выступать как в роли понятия, так и отношения строится множество утверждений (экземпляров знаний, триплетов), придающих составляющим их терминам интерпретации, соответственно, субъекта, предиката или объекта.

Для просмотра онтологии используется предложенное решетчатое представление. С помощью веб-интерфейса реализована возможность перехода для редактирования представленных экземпляров знаний и создания новых в выделенном месте предметной онтологии.

В программе представлены несколько видов обучающих игр, для которых реализовано составление методического материала, таких, как «Домино», «Порядок» и «Правильный ряд».

Игра содержит описание, настраиваемые параметры запроса к базе знаний и как результат этого запроса - методический материал для проведе-

ния занятия. Запрос к базе знаний также является частью онтологии и редактируется обычным образом.

Заключение

Предложенные модели и методы направлены на разрешение проблемных и критических ситуаций, возникающих в процессе обучения. Предложенный подход к психолого-педагогической и организационно-методической поддержке, подбору и формированию методического материала по изучаемым дисциплинам, основанный на использовании онтологий предметных областей в соответствии со специализацией обучаемого и применением игросистемных технологий для активизации учебного процесса, позволяет повысить качество обучения в вузе.

Новизна и практическая значимость заключается в следующем:

1. Предложен новый игросистемный подход для организации процесса обучения, где в качестве метода обучения выступает последовательность учебных игр, охватывающих в совокупности необходимый для изучения материал.

2. Предложенный подход позволяет произвести автоматизированный или автоматический подбор наиболее подходящей программы обучения, включающей научно-обоснованную деятельность игровых процессов, и в зависимости от способностей и возможностей обучающего и обучаемых повысить эффективность образовательного процесса, при этом сократив срок обучения.

3. Предложена классификация основных типов представления учебного материала, описывающая основные базовые формы для определения понятий в предметной области. Формализованы основные задачи формирования методического материала по преподаваемым дисциплинам, что позволяет применять унифицированное представление данных при запросе к имеющейся базе знаний для различных учебных игр.

Освоение игросистемных методов и средств, методов моделирования игровых систем, а также приемов и методик проведения учебных игр позволит обучаемым повысить качество теоретической и практической подготовки по изучаемым дисциплинам за счет приобретения навыков поведения в проблемных ситуациях, что может служить надежной опорой для предотвращения возникновения критических ситуаций как в процессе обучения, так и в последующей профессиональной деятельности специалиста.

Данная разработка осуществлялась в рамках научно-исследовательской темы ИФ-ВК-01-06-03 «Исследования и разработка интеллектуальных технологий поддержки принятия решений и управления на основе инженерии знаний» при частичной поддержке гранта РФФИ 06-07-89228-а (2006-2008 гг.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Гузаиров М. Б., Юсупова Н. И., Герасимова И. Б., Мухаче-ва Н. Н., Суханова М. В. // Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций: Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции. Уфа-Москва, 2005. С. 1720.

2. Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. М.: Академический Проект, 2004. 2-е изд., испр. и доп. -560 с.

3. Юсупова Н. И., Попов Д. В., Сабирьянова Г. Р // Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций: Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции. Уфа-Москва, 2005. С. 40-42.

4. Юсупова Н. И., Попов Д. В., Сабирьянова Г. Р., Такиева Ю. Р., Мухачева Н. Н. Онтологический подход к представлению информации для обучения // Материалы 8-ой Международной конференции «Компьютерные науки и информационные технологии» (CSIT’2006). Карлсруэ, Германия, 2006. Т.2. С. 191-199. (на англ. языке)

5. Добров Б. В., Иванов В. В., Лукашевич Н. В., Соловьев В. Д. Онтологии и тезаурусы. Казань: КГУ, 2006. -198 с.

6. Такиева Ю. Р., Абайтуллин А. Г., Попов Д. В., Мухачева Н. Н., Сабирьянова Г. Р. // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: XIII Международная научно-методическая конференция. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2006. С. 218-220.

7. Драйден Г., Вос Дж. Революция в обучении: Пер. с англ. М: Парвинэ, 2003. -672 с.

8. Юсупова Н. И., Попов Д. В., Сабирьянова Г. Р., Мухачева Н. Н. // Мавлютовские чтения. Современные проблемы высшего образования в России: Сборник трудов Российской научно-технической конференции. Уфа: Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т, 2006. Том 1. С. 217-222.

9. Попов Д. В. // Социальные технологии в менеджменте человеческих ресурсов: российский и зарубежный опыт: Сборник материалов II Международной научнопрактической конференции. Пенза: РИО ПГСХА, 2005. С. 93-95.

10. Попов Д. В., Сабирьянова Г. Р., Мухачева Н. Н. // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация: электронный журнал. 2006. № 15 (31). 6 с. Рег. №0420700029 ФГУП НТЦ «Ин-формрегистр». Режим доступа: http://www.kampi.ru/sets/

11. Юсупова Н. И., Попов Д. В., Сабирьянова Г. Р. // Труды XII Байкальской Всероссийской конференции с международным участием «Информационные и математические технологии в науке и управлении». Часть III. Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2007. C. 15-24.

12. Такиева Ю. Р., Абайтуллин А. Г., Попов Д. В., Сабирьяно-ва Г. Р., Мухачева Н. Н. Программа для ЭВМ: Интеллектуальная система формирования учебно-методических материалов «Met-Mat». Версия 1.0. Рег. № 50200601235 // Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ), 2006.

Поступила в редакцию 17.10.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.