Научная статья на тему 'Применение технологий больших данных в налоговом администрировании'

Применение технологий больших данных в налоговом администрировании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1745
482
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налог / налоговое администрирование / большие данные / Big Data. / tax / tax administration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яблоков Дмитрий Юрьевич

В статье рассмотрено применение технологий больших данных в сфере налогообложения. Приведены регулирующие документы в этой области. Проанализировано применение больших данных в налоговом администрировании. Практическая значимость статьи заключается в оценке автором последствий введения технологий больших данных для налоговых органов и налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using of the technology big data in tax administration

The paper deals with the use of Big Data technologies in taxation. Show regulatory law in this area. Analyzed the use of Big Data in tax administration. The practical significance of the paper is to assess the impact of the introduction the author of Big Data technologies for tax authorities and taxpayers.

Текст научной работы на тему «Применение технологий больших данных в налоговом администрировании»

Региональное развитие • № 2(6) • 2015

http://regrazvitie.ru

«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http://regrazvitie.ru Выпуск № 2(6), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/04/

URL статьи: http://regrazvitie.ru/finansy-i-kredit-byudzhet-26114/

УДК 336.225.2

Применение технологий больших данных в налоговом администрировании

© 2015 Яблоков Дмитрий Юрьевич

ассистент

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет»

E-mail: [email protected]

Ключевые слова: налог, налоговое администрирование, большие данные.

Аннотация. В статье рассмотрено применение технологий больших данных в сфере налогообложения. Приведены регулирующие документы в этой области. Проанализировано применение больших данных в налоговом администрировании. Практическая значимость статьи заключается в оценке автором последствий введения технологий больших данных для налоговых органов и налогоплательщиков.

Using of the technology big data in tax administration

© 2015 Yablokov Dmitriy Yurevich

Assistant

St. Petersburg State University of Trade and Economics E-mail: [email protected]

Keywords: tax, tax administration, Big Data.

Abstract. The paper deals with the use of Big Data technologies in taxation. Show regulatory law in this area. Analyzed the use of Big Data in tax administration. The practical significance of the paper is to assess the impact of the introduction the author of Big Data technologies for tax authorities and taxpayers.

Выходные сведения статьи:

Яблоков Д.Ю. Применение технологий больших данных в налоговом администрировании // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 2(6). URL: http://regrazvitie.ru/finansy-i-kredit-byudzhet-26114/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

26114

[email protected]

Финансы и кредит. Бюджет

Принимая во внимание значимость фискальной функции налога для любого государства, а также регулирующее воздействие на социальноэкономические составляющие общества и государства, важная роль в настоящее время отводится проблемам управления налогообложением и налоговому администрированию. Актуальность задачи, стоящей перед налоговыми органами обуславливается использованием, обработкой и анализом больших объемов финансовых данных.

Известно, что эффективная работа налоговой системы возможна только при внедрении и использовании современных информационных технологий, как в виде непосредственно технических средств, так и методов обработки информации. Термин большие данные впервые ввел редактор журнала Nature Клиффорд Линч, подготовивший специальный номер журнала с темой «Как могут повлиять на будущее науки технологии, открывающие возможности работы с большими объёмами данных?» [7]. Если кратко дать определение большим данным (big data) — это набор инструментов и методов обработки структурированных и неструктурированных данных огромных объёмов для их последующего восприятия человеком. Массовое распространение планшетных компьютеров, смартфонов, домашних персональных компьютеров, принципиально новых подходов к моделям облачных сервисов и интернет-сервисов, служит отправной точкой для проникновения больших данных во все сферы общества, а также в научно-исследовательскую область, бизнес и государственное управление. В 2012 году компания IBM опубликовала отчет под названием — «Big Data Brings Marketing Big Numbers» [8], в котором опубликован ряд показателей, характеризующих современное состояние в области больших данных: 5 экзабайт генерируется в мире, каждые 2 дня и 2,7 зетабайт находится в мире в цифровом виде. В прогнозе компании IBM на 2020 год имеются цифры о 35 зетабайт информации, накопленной человечеством и хранящийся в цифровом виде.

Многие страны такие, как США, Австралия имеют специальные государственные программы инвестирования денежных средств в область больших данных. Администрация президента США 29 марта 2012 инвестировала в отрасль больших данных 200 млн долларов США с целью улучшений инструментов и методов, необходимых для доступа, организации работы с огромными объемами цифровых данных1. В свою очередь правительство Австралии уже в 2009 году приняло документ под названием The Australian Public Service Big Data Strategy [9], цель которого улучшение понимания путем расширения возможностей анализа данных. В нем определены понятия и шаги к применению методов больших данных в работе государственных органов. Данные австралийское правительство намерено использовать, как своего рода актив, для повышения качества жизни своих граждан.

1 «CIO: руководитель информационной службы» № 9 за 2012 год [Электронный ресурс]: URL: http://www.computerra.ru/cio/480 (дата обращения 10.04.2015)

26114

Региональное развитие • № 2(6) • 2015

http://regrazvitie.ru

Большинство государств в мире стремятся сейчас к прозрачности, производительности и оптимизации своей работы. Поэтому они нуждаются в совершенно иных способах и методах обработки, хранения, и анализа информации с помощью автоматизированных информационных систем, способных повысить финансовые результаты, снизить затраты и издержки, сократить время обслуживания граждан, предоставить населению доступ к информации с любого устройства вне зависимости от места и времени нахождения, устранить коррупционную составляющую. В настоящее время существующие решения не могут решить поставленные выше задачи, поэтому государственным органам требуется высокопроизводительная, масштабируемая, с высокой степенью доступности система для обработки, систематизации и управления большими объемами данных. Государственные органы с помощью больших данных могут решать самые разнообразные задачи, такие как: нахождение взаимосвязей, отслеживание тенденции изменения процессов, прогнозирование.

На данный момент свыше 10 млн. физических лиц и более 30 тысяч организаций являются пользователями Личного кабинета Федеральной налоговой службы (ФНС). Более 2 млрд. рублей налогов уплачено онлайн физическими лицами с начала этого года. [5]

В соответствии с Приказом ФНС России от 13.02.2015 № ММВ-7-6/68@ [2] для целей автоматизации перекрестных проверок, реализующих функции камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по НДС на основе сведений из книг покупок, книг продаж и журналов учета, выставленных и полученных счетов-фактур, вводится в эксплуатацию программное обеспечение — «АСК НДС-2». Автоматизированная система контроля НДС-2 предназначена для эксплуатации на объектах оснащения ФНС РФ всех уровней, вплоть до территориальных налоговых органов, и не является автономной системой.

«АСК НДС-2» состоит из 6 модулей. Первый - это модуль приема, который выполняет следующие функции: реализует доставку данных от абонентов (налогоплательщиков) до налоговых органов и обратно; обеспечивает целостность получаемых и отправляемых данных, протоколирование операций, проверку электронной цифровой подписи, аутентификацию и авторизацию пользователей, реализует отправку уведомлений, квитанций и сообщений налогоплательщикам. Второй модуль - контрольный, он включает в себя: исполнение проверок согласно форматам и схемам налоговых деклараций по НДС, а также проведение логических проверок разделов налоговой декларации по НДС. Следующий - модуль сопоставлений с данными контрагентов, он выполняет функции: сопоставления сведений о счет-фактурах из книг покупок налогоплательщика со сведениями из книг и журналов контрагентов; создания и ведения данных о полученных налоговых декларациях по НДС и найденных в них данных о расхождениях; осуществляет поиск цепочек сопоставлений и продаж, а также производит поиск по цепочкам схем уклонения от налогообложения. Четвертый - модуль работы с полученными результатами, в него входит: информирование должностных лиц ФНС о расхождениях и цепочках в налоговых декларациях; предоставление сотрудникам налоговых органов к налоговым декларациям,

26114

[email protected]

Финансы и кредит. Бюджет

книгам и журналам счетов-фактур, мониторинг процесса администрирования налоговых деклараций. Пятый и шестой модуля - это модуль управления системой и мониторинга, и модуль онлайн-сервисов соответственно. В обязанности модуля управления и мониторинга входит управление и мониторинг работы всей системы и ее отдельных узлов. В свою очередь в модуль онлайн-сервисов входит функция предоставления по запросу абонента сведений о наличии юридического лица в Едином государственном реестре налогоплательщиков. Функциональная архитектура «АСК НДС-2» представлена на рисунке 1 [6].

Функции АСК НДС-2

Рис. 1. Обобщенная функциональная архитектура (Источник http://www.gnivc.ru/)

Как видно из рисунка 1, «АСК НДС-2» в ходе функционирования осуществляет взаимодействие с сопрягаемыми аппаратно-программными комплексами и системами, эксплуатируемыми в соответствующих объектах оснащения. Электронный анализ деклараций НДС методом больших данных позволит формировать налоговые истории организаций и использовать их для рискориентированного анализа. Налоговые органы, в автоматизированном режиме будут сопоставлять данные, представленные контрагентами. Расхождения сведений от разных компаний по одной и той же сделке влекут требования к объяснению. На сегодняшний день в зарубежных налоговых организациях аналогичной системы не существует.

Помимо проведения электронного анализа деклараций НДС ФНС РФ в соответствии с Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ [1] и Указанием Банка России от 29 апреля 2014 г. № 3251-У [3], банки формируют сообщение в электронном виде об открытии (закрытии) счета, вклада (депозита) клиента по установленному формату ФНС, снабжаемое необходимым кодом аутентификации банка с целью определения подлинности и целостности электронного сообщения и идентификации отправителя. Сообщение банки обязаны отправить в тот же рабочий день до 16.00 по местному времени по каналам связи или маг-

26114

Региональное развитие • № 2(6) • 2015

http://regrazvitie.ru

нитном носителе, через Центр информационных технологий в уполномоченный налоговый орган в соответствии с Регламентом взаимодействия Центра информационных технологий Банка России и Межрегиональной инспекции ФНС по централизованной обработке данных при сообщении банком [4].

Вводимые правила позволят сократить количество совершаемых налоговых правонарушений, повысят качество налогового администрирования и сбор налогов, а также должно оптимизировать работу сотрудников налоговых инспекций. Возможно, теперь физическим лицам будет труднее скрывать источники денежных поступлений на банковскую карту, при этом налоговая инспекция будет вправе начислять налог на доходы физического лица (13%), а также предъявлять штрафы за незаконную предпринимательскую деятельность, за неуплату налогов и непредставление отчетности в налоговые органы в установленном порядке.

Подводя итог вышесказанному, по мнению автора, направление по внедрению технологий больших данных в ФНС РФ является перспективным, а применение методов по анализу данных в совокупности с усовершенствованием налогового менеджмента могут дать высокие результаты, что должно повысить финансовую и налоговую дисциплину физических лиц и организаций.

Литература:

1. Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

2. Приказ ФНС России от 13.02.2015 N ММВ-7-6/68@ «О проведении опытной и опытно-промышленной эксплуатации программных средств, обеспечивающих автоматизацию перекрестных проверок, реализующих функции камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по НДС на основе сведений из книг покупок, книг продаж и журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

3. Указание Банка России от 29.04.2014 № 3251-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 7 сентября 2007 года № 311 -П «О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2014 № 32352) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

4. Регламент взаимодействия Центра информационных технологий Банка России и Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных при сообщении банком, подразделениями Банка России налоговому органу в электронном виде об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета, а также при сообщении банком налого-

26114

[email protected]

Финансы и кредит. Бюджет

вому органу о предоставлении (прекращении) права клиента использовать корпоративные электронные средства платежа (КЭСП) для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов КЭСП [Электронный ресурс]: URL: http: //www. nalog. ru/html/sites/www. new. nalog. ru/do cs/openkonk/regl cod cb.rar (дата обращения 15.04.2015)

5. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: URL:

http://www.nalog.ru/ (дата обращения 14.04.2015)

6. Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный научно - исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы» [Электронный ресурс]: URL: http://www.gnivc.ru/ (дата обращения 17.04.2015)

7. Journal of Nature 04.09.2008 г. [Электронный ресурс]: URL: http: //www. nature. com/nature/j ournal/v455/n7209/index.html (дата обращения 14.04.2015)

8. Report IBM Big Data Brings Marketing Big Numbers [Электронный ресурс]: URL:https://www.marketingtechblog.com/ibm-big-data-marketing/ (дата обращения 12.04.2015)

9. The Australian Public Service Big Data Strategy [Электронный ресурс]:

URL: http://www.finance.gov.au/sites/default/files/Big-Data-Strategy 0.pdf (дата

обращения 12.04.2015)

References:

1. Federalnyj zakon ot 02.04.2014 № 52-FZ (red. ot 24.11.2014) «O vnesenii izmenenij v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii i ot-delnye zakonodatelnye akty Rossijskoj Federacii» // Spravochno-pravovaya sistema «Konsultant Plyus»: [Elektronnyj resurs] / Kompaniya «Konsultant Plyus».

2. Prikaz FNS Rossii ot 13.02.2015 N MMV-7-6/68@ «O provedenii opytnoj i opytno-promyshlennoj ekspluatacii programmnyx sredstv, obespechivayushhix av-tomatizaciyu perekrestnyx proverok, realizuyushhix funkcii kameralnoj nalogovoj proverki nalogovyx deklaracij po NDS na osnove svedenij iz knig pokupok, knig prodazh i zhurnalov ucheta vystavlennyx i poluchennyx schetov-faktur» // Spravochno-pravovaya sistema «Konsultant Plyus»: [Elektronnyj resurs] / Kompaniya «Konsultant Plyus».

3. Ukazanie Banka Rossii ot 29.04.2014 № 3251-U «O vnesenii izmenenij v Po-lozhenie Banka Rossii ot 7 sentyabrya 2007 goda № 311 -P «O poryadke soobshhe-niya bankom v elektronnom vide nalogovomu organu ob otkrytii ili o zakrytii scheta, ob izmenenii rekvizitov scheta» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 20.05.2014 № 32352) // Spravochno-pravovaya sistema «Konsultant Plyus»: [Elektronnyj resurs] / Kompaniya «Konsultant Plyus».

4. Reglament vzaimodejstviya Centra informacionnyx texnologij Banka Rossii i Mezhregionalnoj inspekcii Federalnoj nalogovoj sluzhby po centralizovannoj obra-botke dannyx pri soobshhenii bankom, podrazdeleniyami Banka Rossii nalogovomu organu v elektronnom vide ob otkrytii (zakrytii) scheta, ob izmenenii rekvizitov scheta, a takzhe pri soobshhenii bankom nalogovomu organu o predostavlenii (prekrash-

26114

Региональное развитие • № 2(6) • 2015

http://regrazvitie.ru

henii) prava klienta ispolzovat korporativnye elektronnye sredstva platezha (KESP) dlya perevodov elektronnyx denezhnyx sredstv, ob izmenenii rekvizitov KESP [Elek-tronnyj resurs]: URL:

http://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/openkonk/regl cod cb.rar (data obrashheniya 15.04.2015)

5. Federalnaya nalogovaya sluzhba [Elektronnyj resurs]: URL:

http://www.nalog.ru/ (data obrashheniya 14.04.2015)

6. Federalnoe gosudarstvennoe unitarnoe predpriyatie «Glavnyj nauchno - is-sledovatelskij vychislitel'nyj centr Federalnoj nalogovoj sluzhby» [Elektronnyj resurs]: URL: http://www.gnivc.ru/ (data obrashheniya 17.04.2015)

7. Journal of Nature 04.09.2008 [Elektronnyj resurs]: URL: http: //www.nature.com/nature/j ournal/v455/n7209/index.html (data obrashheniya 14.04.2015)

8. Report IBM Big Data Brings Marketing Big Numbers [Elektronnyj resurs]: URL:https://www.marketingtechblog.com/ibm-big-data-marketing/ (data obrashheniya 12.04.2015)

9. The Australian Public Service Big Data Strategy [Elektronnyj resurs]: URL: http://www.finance.gov.au/sites/default/files/Big-Data-Strategy 0.pdf (data obrashheniya 12.04.2015)

26114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.