Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ НАВЫКАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ, ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ'

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ НАВЫКАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ, ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
310
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виртуальная реальность / практические навыки / первая помощь / сердечно-легочная реанимация.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бадзюк И.Л., Чепурных Н.К.

В работе приведен обзор ряда продуктов виртуальной реальности (VR технологий), используемых при обучении навыкам оказания первой помощи в мировой практике. Представлено описание нескольких сценариев иммерсивных ситуаций с дополнительным применением тренажеров первой помощи и при их отсутствии. Проанализирована их эффективность в развитии умений, связанных с алгоритмами действий и ориентацией на месте происшествия, так и в отработке мануальных навыков с применением имеющихся знаний и умений. Отмечены положительные стороны использования новых технологий при обучении навыкам проведения сердечно-легочной реанимации различных групп обучаемых с разным начальным уровнем подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Бадзюк И.Л., Чепурных Н.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ НАВЫКАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ, ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021-9-279-286 БАДЗЮК Ирина Леонидовна,

NIION: 2018-0076-9/21-193 кандидат химических наук, доцент,

MOSURED: 77/27-023-2021 -09-392 доцент кафедры судебно-экспертной деятельности

ВСИ МВД России, e-mail: demy@bk.ru;

ЧЕПУРНЫХ Наталия Камировна,

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры судебно-экспертной деятельности

ВСИ МВД России, е-mail: mail@law-books.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ НАВЫКАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ, ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Аннотация. В работе приведен обзор ряда продуктов виртуальной реальности (VR технологий), используемых при обучении навыкам оказания первой помощи в мировой практике. Представлено описание нескольких сценариев иммерсивных ситуаций с дополнительным применением тренажеров первой помощи и при их отсутствии. Проанализирована их эффективность в развитии умений, связанных с алгоритмами действий и ориентацией на месте происшествия, так и в отработке мануальных навыков с применением имеющихся знаний и умений. Отмечены положительные стороны использования новых технологий при обучении навыкам проведения сердечно-легочной реанимации различных групп обучаемых с разным начальным уровнем подготовки.

Ключевые слова: виртуальная реальность, практические навыки, первая помощь, сердечно-легочная реанимация.

BADZYUK Irina Leonidovna,

PhD in Chemistry, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Forensic Activity of the Armed Forces of the Ministry of Internal Affairs of Russia

CHEPURNYKH Natalia Kamirovna,

PhD in Engineering, Associate Professor, Associate Professor of Forensic Activities of the All-Russian Armed Forces

of the Ministry of Internal Affairs of Russia

THE USE OF VIRTUAL REALITY TECHNOLOGY IN TEACHING FIRST AID SKILLS: SCIENTIFIC BASIS, EXPERIENCE

Аnnotation. The paper provides an overview of a number of virtual reality products (VR technologies) used in teaching first aid skills in world practice. The description of several scenarios of immersive situations with the additional use of first aid simulators and in their absence is presented. Their effectiveness in the development of skills related to algorithms of actions and orientation at the scene, as well as in the development of manual skills using existing knowledge and skills, is analyzed. The positive aspects of the use of new technologies in teaching the skills of cardiopulmonary resuscitation to various groups of trainees with different initial levels of training were noted.

Key words: virtual reality, augmented reality, practical skills, first aid, cardiopulmonary resuscitation.

С быстрым развитием компьютерных технологий и Интернета новые технологии постепенно и неуклонно внедряются в различные сферы деятельности чело-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

века, в том числе, в медицину, в обучение, в деятельность правоохранительных органов, в которых технологиям виртуальной реальности уделяется большое внимание.

Виртуальная реальность характеризуется широким диапазоном моделирования различных ситуаций на месте происшествия, динамическим взаимодействием в реальном времени обучаемого (пользователя) и виртуальных предметов и возможностью автономной работы.

Технология виртуальной реальности может при продуманном и научно обоснованном подходе представлять собой мощный инструмент для обучения приемам, которые могут представлять собой опасность для реальных людей, в том числе пострадавших, таких как сердечно-легочная реанимация (СЛР), удаление инородных тел из дыхательных путей, действия в опасной окружающей среде и т.п.

Виртуальная реальность (от лат. virtus - возможный, потенциальный и realis - существующий, действительный; англ. virtual reality, VR) - это мир, не существующий на самом деле, созданный с помощью технических средств искусственно. С помощью систем и инструментов виртуальной реальности человек, погружаясь в нее, может совершать те же действия, что и в реальной жизни, взаимодействовать с окружающим миром. Говоря проще, ВР - это смоделированная реальность, в которой создается иллюзия присутствия пользователя в искусственном мире, его взаимодействия с предметами и объектами этого мира с помощью органов чувств: ушей (слух), глаз (зрение), кожи (осязание) и др. Виртуальную реальность так же можно назвать искусственной, электронной, компьютерной реальностью [1-3].

Целью исследования является оценка эффективности применения способов и инструментов технологии виртуальной реальности при освоении различных практических навыков, в том числе, навыков оказания первой помощи.

Задачами исследования стали изучение и обобщение содержащейся в специальной литературе информации о применении и инструментах технологии виртуальной реальности; изучение и анализ практики применения технологии виртуальной реальности; обобщение полученных результатов.

Методика исследования: анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение.

Термин «искусственная реальность» впервые появился в конце 1960-х годов. В 1965 году известный основатель компьютерной графики профессор Сазерленд опубликовал статью под названием «Превосходный дисплей», в которой предлагается новая теория взаимодействия человека и компьютера, которая характеризуется реальными ощущениями и взаимодействием, и описывается новая технология отображения, с которой пользователи непосредственно погру-

жены в управляемую компьютером виртуальную среду и естественным образом взаимодействуют с объектами в виртуальной среде. Он изобрел стерео-дисплей на шлеме в 1968 году, который считается первым устройством виртуальной реальности [4].

Одна из первых созданных виртуальных реальностей - изобретенная в 1977 году «Кинокарта Аспена». В этой виртуальной реальности можно было прогуляться по городу Аспену, выбирать разные способы отображения объектов, в том числе в этой виртуальной реальности был зимний и летний городские пейзажи.

В 1980-х годах компьютерные технологии, коммуникационные технологии, технологии взаимодействия человека с компьютером и Интернет стали появляться в военной и аэрокосмической областях. В 21-м веке технология VR быстро развивается и широко используется в области развлечений, архитектуры, транспорта, промышленности, археологии, культуры и даже медицины. Применение виртуальной реальности в медицинской сфере развивается очень быстро.

Более известное и распространенное понятие «виртуальная реальность» (ВР) было введено Яроном Ланьером в 1989 г. Спектр распространения ВР не может не удивлять, так как она внесла свои коррективы во многие сферы жизни человека, начиная с развлечений, когда можно в одно мгновение перенестись в другу страну, насладиться ее красотами от первого лица и даже почувствовать прохладу воды Амазонки, и заканчивая социальной, когда ВР используется в образовательной среде [1,4].

В данной работе рассмотрим примеры нескольких проектов, которые наглядно продемонстрируют полезность и мощность инструмента ВР.

В Италии, Великобритании и других странах очень остро стоит вопрос о большом количестве людей разного возраста, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. На фоне этого наблюдается большой процент смертности, причем, в основном, это происходит от того, что, когда человеку становится плохо, врачи не успевают приехать и оказать ему помощь, а люди, находящиеся поблизости, боятся или просто не знают, чем помочь в такой ситуации. Отметим, что боязнь и возникает от нехватки каких-либо знаний. Наблюдая это, ассоциация врачей реаниматологов приходит к тому, что нужно исправить проблему образованности граждан в сфере оказания первой помощи. Для этого было решено создать современный, многофункциональный учебный продукт для повышения осведомленности, практических навыков и умений граждан, а именно:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

обучить людей сердечно легочной реанимации. Это был очень трудоемкий и дорогостоящий проект, в плане материальной базы, именно в этот момент и пришла на помощь молодая и перспективная виртуальная среда. Она позволяла решить сразу комплекс проблем. Ведь при помощи виртуальной реальности в разы упрощался и удешевлялся процесс обучения, а эффективность повышалась во множество раз [5-14].

Итальянский реанимационный совет (IRC) запустил инновационный и сложный проект под названием «VR-CPR», с целью создания полноценной платформы для самостоятельного обучения базовому уровню жизнеобеспечения (BLS) и автоматизированной внешней дефибрилляции (AED) в среде VR.

VR-CPR была разработана компанией-разработчиком игр Studio Evil (Болонья, Италия) под научным руководством IRC. Программное обеспечение поддерживает HTC Vive, VR-гарнитура, разработанная HTC (Nuova Taipei, Тайвань) и Valve Corporation (Bellevue, Вашингтон, США) [4-9].

Благодаря технологии «комнатного масштаба» система VR может отслеживать движения с шестью степенями свободы в трехмерном пространстве, что позволяет пользователю взаимодействовать с окружающей средой с помощью контроллеров и других аксессуаров. В фотореалистичном сценарии VR пациент с остановкой сердца воспроизводится с высокой точностью, обеспечивая основные клинические признаки и реакции пациента. Во время мероприятия обучаемый спасатель может проверить состояние пациента и начать процедуру реанимации.

Пользователь выполняет маневры СЛР от первого лица, будучи переведенным в сложную иммерсивную ситуацию. Новая технология обнаружения движения позволяет точно оценить параметры СЛР качества компрессии грудной клетки к стандартному манекену. Разработчики описанного комплекса попросили 43 студента-медика первого курса медицинского факультета провести испытание двухминутной компрессии грудной клетки только СЛР: 25 из них (58%) были мужчинами и 18 (42%) женщинами со средним возрастом 21 ± 3 года, индексом массы тела (ИМТ) 22 ± 2. Все студенты недавно посещали курс ERC BLS. В оценочной сессии участвовали один студент и два инструктора со стандартизированной процедурой и сценарием [7].

Процедура испытания комплекса включала следующие этапы: студент был обеспечен трекерами и гарнитурой и кратко ознакомлен с областью моделирования; инструктор помогал студенту познакомиться с виртуальной средой в отношениях с самим собой и виртуальным паци-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

ентом; ученик «реанимировал» манекен в течение 2 минут только с помощью компрессии грудной клетки; сеанс оценки завершился удалением гарнитуры и трекеров HTC Vive. Для каждого из 43 испытаний количественные данные компрессий были получены одновременно с помощью VR CPR и стандартного тренировочного манекена (Resusci Anne RA, Laerdal Médical, Ставангер, Норвегия). Сравнение измерений CCR и CCD между VR CPR и RA показало эквивалентные результаты. Средняя разница CCD 3,7 мм и средняя разница CCR - 1,4 сжатия.

Исследователи пришли к выводу, что VR-CPR может быть действительным и приемлемым инструментом для учебных программ, предназначенных для населения в целом, школьников и медицинских работников с подходом геймифи-кации.

Группа ученых из Великобритании создали проект Lifesaver VR [10-15]. Перед созданием Virtual Reality Enhanced Mannequin ученые решили проверить текущее отношение к обучению при помощи виртуальной реальности. Для этого создали небольшую анкету с вопросами и разослали по разным странам. В итоге получили 247 ответов из 18 стран. Содержанием ответов было следующим:

Вопрос 1 : Посредством чего осуществляется обучение первой помощи?

Ответ: Преподаватель 75,3% (n = 186), манекен высокой точности 56,6% (n = 140), манекен с малой точностью 49,8% (n = 123), серьезные игры всего 2,4% (n = 6) и 1,6% (n = 4) устройства VR.

Вопрос 2: Считаете ли вы, что ВР может существенно помочь в обучении первой помощи?

Ответ: Да, конечно. 98% (n=240); нет, не думаю 2% (n= 7).

Вопрос 3: Для какой категории относительно возраста целевой аудитории использование ВР в обучении первой помощи будет наиболее эффективно?

Ответ: Для детей - 72,8% (n = 180), для специалистов здравоохранения 61,5% (n = 152), для преподавателей - 48,6% (n = 120), для населения в целом - 55% (n = 136).

Далее, выяснив, что существует реальная потребность в создании виртуальной реальности, они приступили к активным разработкам. Был разработан манекен Laerdal HeartSim 4000 для интеграции технологий виртуальной реальности со специальным программным обеспечением для виртуальной реальности, чтобы увеличить захватывающее восприятие экстремальных сценариев. Графический интерфейс Laerdal HeartSim 4000 абсолютно прост и понятен, позволяет даже не специалистам получать интуитивный доступ ко

всем приложениям и обеспечивает обратную связь в режиме реального времени с пользователями. Интерфейс дает возможность начать новую тренировку, получить обратную связь по эффективности CPR, сохранить статистику и настроить параметры приложения. В соответствии с руководящими принципами ERC 2010 и 2015 годов [1012], по умолчанию «качественные» диапазоны глубины и скорости сжатия составляют 50-60 мм и 100-120 компрессий в минуту (cpm), соответственно. Обратная связь по данным качества CC (глубина и скорость) сообщается в режиме реального времени на экране.

В дополнение к визуальной обратной связи, встроенный метроном воспроизводил четко слышимый звук при 110 ударов в минуту (уд/мин) для указания скорости СС (медиана диапазона, указанного в рекомендациях ERC 2015 года). Интерфейс позволяет включать/отключать звук метронома и настраивать его скорость. Для этого исследования была использована звуковая обратная связь при 110 уд/мин только во время фазы соревнований. Кроме того, когда пользователь не выполняет правильный CC, отображается текстовое предупреждение.

Для того, чтобы протестировать получившийся продукт, пригласили 39 участников, каждый из которых опробовал его на себе. Как это происходило: перед началом тестирования к участнику подсоединялись контроллеры, датчики, надевались очки виртуальной реальности. Далее, когда участник погружался в виртуальную среду, ему предлагался один из заложенных сценариев, в котором человеку нужна помощь. Испытатель должен был оценить обстановку и произвести сердечно легочную реанимацию. Примечательно то, что ВР в данном случае позволяла делать непрямой массаж сердца даже на подушке. Затем каждому участнику было предложено ответить на вопросы в тесте, предназначенного для изучения восприятия обучаемого в областях комфорта, реализма и погружения в виртуальную реальность.

Результаты: общая оценка системы была положительной, равно как и ощущение погружения, реализма в окружающую среду и симуляцию. 84,6% участников данного эксперимента оценили опыт виртуальной реальности познавательным и интересным, высказали мнение, что его развитие будет очень полезным для обучения в области здравоохранения [13].

После тестирования Laerdal HeartSim 4000 было принято решение в полном объеме испытать возможности обучения СЛР при помощи VR. Для этого в двух школах Италии устроили восьмимесячные курсы первой помощи с использова-

нием VR. Возраст обучающейся аудитории составлял 16±1. Время обучения разделили на 3 этапа: обучение, соревнование, остаточные знания.

На первом этапе «обучения» школьникам объясняли правила работы с ВР, и дали теоретическую базу знаний о СЛР. Также дали возможность попробовать на практике через устройство ВР оживить виртуального пострадавшего.

Второй этап носил соревновательный характер, где школьники конкурировали друг с другом в правильности и эффективности своих действий во время проведения реанимации. Учитывались: глубина и частота нажатий, ритм и другие показатели. Данный этап заканчивался на 5 месяце обучения, после чего все участники делали перерыв в обучении вплоть до 8 месяца проекта, получался, так называемый, отдых.

Последний этап заключался в том, чтобы проверить насколько качественно получили знания и умения участники проекта, приобретенные от обучения СЛР при помощи ВР. Школьников протестировали и было выявлено, что все знания, умения и навыки остались на том же высоком уровне, что и до «отдыха», а некоторые участники проекта, благодаря полученным ранее знаниям, успешно применили их в реальной жизни и помогли больным остаться в живых.

Цели этого предварительного исследования состояли в том, чтобы провести первоначальное тестирование прототипа VR, предназначенного для обучения СЛР, а также для изучения мнений и опыта пользователей. Хотя необходима дальнейшая работа, чтобы обеспечить пользователям уверенность в точности измерительной системы и повысить удобство, реалистичность и взаимодействие, наши результаты показывают, что VR является потенциально эффективным методом обучения СЛР. Тем не менее, есть место для дальнейших исследований, так как VR становится все более распространенным явлением в здравоохранении.

Еще одно исследование было проведено на медицинском факультете Университета Пенсильвании [16]. Используя устройство VR в сочетании с манекеном для записи сердечно-легочной реанимации (СЛР), там создали 3-минутный муль-тисенсорный сценарий, который позволял наблюдать реакцию человека, оказывающего помощь пострадавшему. Субъекты не знали о характере чрезвычайного происшествия, но им было сказано ответить, как они будут реагировать на чрезвычайную ситуацию. Фиксировалась правильность и полнота объема оказания первой помощи.

Непрофессионалы (студенты, работники различных предприятий), старше 18 лет, были зачислены в исследуемую группу. В данной группе

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

были проведены исследования реагирования на чрезвычайные ситуации. Субъекты не знали о природе чрезвычайного события, но им было сказано, что будут изучать, как они будут действовать «в реальной жизни» в чрезвычайной ситуации.

Используя устройство VR (HTC Vive, Нью-Тайбэй, Тайвань) в сочетании с манекеном для записи CPR (ResusciAnne; Laerdal Medical, Wappinger Falls, NY), исследователи создали захватывающий, мультисенсорный (аудио, визуальный, тактильный) сценарий различных ситуаций, требующих первой помощи, которые чаще всего встречаются в жизни.

Мультисенсорная VR-система включала в себя устройство, устанавливаемое на голову, наушники и датчики отслеживания движения, используемые для отслеживания рук испытуемых в виртуальной среде, и позволяла «погружаться» в ситуацию.

Исследование показало, что, хотя испытуемые знали, что ситуация не была реальной, физиологические и поведенческие реакции испытуемых были на том же уровне, как если бы они были настоящими. Эти исследования показывают, что VR способна выявить социальные и физиологические реакции участников, которые напоминают реакции в реальном мире.

Система VR SCA была разработана для того, чтобы копировать обычную городскую среду вне больницы, поскольку это была обобщаемая среда, которая была знакома большинству людей. Кроме того, в системе был запрограммирован интерактивный симулятор прохожего, т.н. «ава-тары».

Перед началом сценария на оборудовании виртуальной реальности испытуемым было дано краткое учебное занятие перед группой, что от них ожидается во время сценария и как взаимодействовать в виртуальной среде (например, голосовые команды, тактильный ответ на «реальный» объекты и т.д.). Субъекты могли визуализировать и взаимодействовать с запрограммированной средой, включая симулированных наблюдателей, и могли давать голосовые команды, такие как «позвоните 911» или «получить автоматический дефибриллятор (AED)».

Сценарий VR SCA начался с погружения субъекта в общественную обстановку вне больницы; испытуемым дали 30 секунд «прогуливаться» в моделируемой среде и адаптироваться к виртуальной обстановке. Как только виртуальная жертва начала идти к субъекту и рухнула, начиналась фиксация времени каждой операции (вызов 911, выполнить СЛР, использовать AED), которую выполнял субъект. Субъект, наряду с тре-мя-четырьмя симулированными свидетелями,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

приближался к жертве, хотя только испытуемый субъект мог действовать в предложенном сценарии. После того, как субъект перешел и проверил реакцию жертвы, научный сотрудник устно подтверждал, что этот человек не отвечает (например, «жертва не отвечает»); после того, как субъект проверил пульс (или через ~ 10 секунд), научный сотрудник заявлял, что у жертвы пульса нет. Испытуемые были в состоянии подавать голосовые команды, а смоделированные свидетели могли выполнить соответствующие действия (например, если испытуемый просил «позвоните 911», смоделированный случайный наблюдатель взял бы свой сотовый телефон и позвонил бы 911). Чтобы прояснить, что жертва переживала внезапную остановку сердца, симулированный наблюдатель, которому было поручено позвонить 911, также заявил: «Я думаю, что у него была остановка сердца».

Как только все необходимые действия будут сделаны, или по прошествии, примерно, 3 минут общего времени, скорая помощь прибудет и сценарий закроется.

Испытуемые субъекты не проходили обучение на оборудовании для манекена VR или CPR до участия в исследовании. Были собраны демографические данные, включая возраст, пол, расу, образование.

Качество сердечно-легочной реанимации анализировали на основе стандартных рекомендаций американской кардиологической ассоциации (AHA) то есть соблюдение частоты сердечных сокращений (СС) от 100 до 120 импульсов в минуту и глубине компрессий грудной клетки не менее 2 дюймов.

Субъекты завершили предварительный и последующий опрос, оценивая свои знания о методах экстренного реагирования, таких как безопасность на месте происшествия, первая помощь, приём Геймлиха и СЛР.

В частности, субъектам было предложено выбрать правильные этапы каждого из этих экстренных условий реагирования. Шаги каждого были перечислены, и субъекту было предложено «проверить все, что относится» к правильной последовательности действий. Были доступны следующие варианты: распознавание остановки сердца (чье-то сердце остановилось), активация экстренного реагирования (вызов 911), выполнение СЛР, использование AED или не знаю, что делать. Субъектов также просили определить, насколько им комфортно реагировать на каждый из этих сценариев чрезвычайных ситуаций, основываясь на заранее определенных этапах реагирования свидетеля (заметить событие, интерпретировать его как проблему, почувствовать ответ-

ственность за его решение и обладать необходимыми навыками для действий).

В результате эксперимента были получены интересные данные. Из числа испытуемых 110 (92,4%) попросили позвонить 911, 96 (80,7%) сделали попытку СЛР, 16 (13,5%) запросили AED, а 7 (5,9%) применили AED; а испытуемые, которые запросили AED, 43,8% применили его к моделируемой жертве правильно.

Перед симуляцией ситуации, требующей первой помощи субъектам был задан ряд вопросов, в том числе, если они были обучены СЛР и знали ли они, как использовать AED, 36 (30,5%) из 119 субъектов заявили что в настоящее время они обучались СЛР (<2 года) и 60 (50,9%) из 119 заявили, что они знали, как использовать AED. Когда попросили отметить все что нужно сделать в чрезвычайной ситуации, большинство испытуемых (82/119, 68,3%) заявили, что они знали, как позвонить 911, 76 (63,3%) из 119 знали, как выполнять СЛР, и 47 (47,5%) из 119 заявили, что они знали, как использовать AED.

После работы с системой виртуальной реальности испытуемых спросили, знают ли они, как выполнить правильные действия, большинство испытуемых (114/119, 95,8%) снова заявили, что они знают, как позвонить в 911 для экстренной остановки сердца; 93 (79,5%) из 119 заявили, что они знали, как выполнять СЛР, и только 30 (25,2%) из 119 заявили, что они знают, как запросить AED. 108 (90,6%) испытуемых из 118 чувствовали себя комфортно при использовании устройства VR, 92 (86,4%) из 119 заявили, что среда VR была реалистичной, а 97 (81,5%) из 119 испытуемых заявили, что они чувствовали, как будто они были на реальном событии во время сценария.

Проведенный обзор существующих продуктов виртуальной реальности позволяет предположить их эффективность как в развитии умений, связанных с алгоритмами действий и ориентацией на месте происшествия, так и в отработке мануальных навыков с применением имеющихся знаний и умений. Одними из наиболее часто отрабатываемых ситуаций, требующих оказания экстренной и неотложной помощи для подобных тренажеров являются состояния, при которых критически важна психологическая готовность спасателя. Соответствующие разработки симуляторов виртуальной реальности могут быть положены в основу аналогичных продуктов в России, в крайнем случае можно рекомендовать адаптировать уже имеющиеся продукты с учетом нашей специфики. Технология пригодна для большинства контингента обучаемых и может быть использована на разных этапах обучения. Ее слабым местом пока является отсутствие серьезной научной базы

по эффективности применения, что вызвано постоянным качественным ростом технологии и изменением требований к аппаратному обеспечению.

В целом, анализ использования мирового передового опыта и результаты наших исследований позволяют предположить, что интеграция VR в тренинг первой помощи может быть эффективной образовательной стратегией, которая выходит за рамки трансляции знаний и навыков и включает в себя основанный на психофизиологии опыт обучения первой помощи и реанимации, в частности, в смоделированной среде с высоким уровнем стресса.

Список литературы:

[1] Фореман Н., Коралло Л. Прошлое и будущее 3-D технологий виртуальной реальности // Научно-технический вестник ИТМО. - 2014, № 6.

- C. 94-101.

[2] Pre-crime software recruited to track gang of thieves [Электронный ресурс] // NewScientist, 11 march 2015. - Режим доступа: https://www. newscientist.com/article/mg22530123-600-pre-crime-software-recruited-to-track-gang-of-thieves/ (дата обращения: 12.02.2021).

[3] Бадзюк И.Л., Ермаков А.Р. Применение технологий виртуальной реальности при изучении дисциплины «Первая помощь» // Образование и право. - 2021, №7. - С 321-326.

[4] Emspak J. What is augmented reality? Live Science. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.livescience.com/34843-augmented-reality.html (дата обращения: 31.05.2021).

[5] Assessing practical skills in cardiopulmonary resuscitation. Discrepancy between standard visual evaluation and a mechanical feedback device / B. Sánchez González, L.Martínez, M. Cerdá, E. Piacentini, J. Trenado, S. Quintana // Medicine. 2017.

- 96 (13), e6515. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/ PMC5380293/pdf/medi-96-e6515.pdf

[6] Gurusamy K., Aggarwal R., Palanivelu L., et al. Systematic review of randomized controlled trials on the effectiveness of virtual reality training for laparoscopic surgery. - Br. J. Surg. 2008. - V. 95. - P. 1088-1097.

[7] Virtual reality cardiopulmonary resuscitation (CPR): Comparison with a standard CPR training mannequin / F. Semeraro, G. Ristagno, G. Giulini, T. Gnudi, J.S. Kayal,A. Monesi, R. Tucci,A. Scapigliati // Letter to the Editor. 2019. - Volume 135, P. 234235. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.resuscitationjournal.com/article/S0300-9572(18)31108-0/fulltext#relatedArticles.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

[8] Semeraro F., Frisoli A., Bergamasco M., Cerchiari E.L. Virtual reality enhanced mannequin (VREM) that is well received by resuscitation experts [Электронный ресурс] // Resuscitation, 2009. - V. 80. - P. 489-492.

[9] Semeraro F., Scapigliati A., Ristagno G., et al. Virtual reality for CPR training: how cool is that? Dedicated to the next generation [Электронный ресурс] // Resuscitation, 2017. - V. 121. - P. e1-2.

[10] Nolan J, Hazinski M, Aicken R, et al. Part I: Executive Summary: 2015 International Consensus on Cardiopulmonary Resuscitation and Emergency Cardiovascular Care Science with Treatment Recommendations [Электронный ресурс]. -Resuscitation 2015. - V. 95. - e1-e32.

[11] Perkins G, Colquhoun M, Deakin C, et al. Adult basic life support and automated external defibrillation [Электронный ресурс]. - Resuscitation Council UK. - Режим доступа: https://www.resus. org.uk/resuscitation-guidelines/adult-basic-lifesupport-and-automated-external-defibrillation/ (дата обращения: 20.05.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12] Perkins G, Travers A, Considine J, et al. Part 3: Adult basic life support and automated external defibrillation: 2015. International Consensus on Cardiopulmonary Resuscitation and Emergency Cardiovascular Care Science with Treatment Recommendations [Электронный ресурс]. -Resuscitation 2015. - V. 95. - P. e43-e70.

[13] Plessas A. Computerized virtual reality simulation in preclinical dentistry: can a computerized simulator replace the conventional phantom heads and human instruction? [Электронный ресурс] // Simulation Healthcare, 2017. - V. 10. - P. 332-338.

[14] Powell W. Five ways virtual reality is improving healthcare [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.independent.co.uk/life-style/health-and-families/five-waysvirtual-reality-is-improving-healthcare-a7801006.html (дата обращения: 20.09.2021).

[15] «Lifesaver» [Электронный ресурс] / Сайт: «Resuscitation Council UK». - Режим доступа: https://life-saver.org.uk/ (дата обращения: 10.09.2021).

[16] Using an Immersive Virtual Reality System to Assess Lay Provider Response to an Unannounced Simulated Sudden Cardiac Arrest in the Out-of-Hospital Setting / Leary M., Almodovar A., Buckler D.G. Bhardwaj A., Blewer A.L., Abella B. [Электронный ресурс] // Simulation in Healthcare: The Journal of the Society for Simulation in Healthcare: April 2019. - V. 14. - P. 82-89. - Режим доступа: https://journals. lww.com/simulationinhealthcare/Fulltext/2019/04000/ Using_an_Immersive_Virtual_Reality_System_ to.3.aspx.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

Spisok literatury:

[1] Foreman N., Korallo L. Proshloe i budush-chee 3-D tekhnologii virtual'noi real'nosti // Nauch-no-tekhnicheskii vestnik ITMO. - 2014, № 6. - C. 94-101.

[2] Pre-crime software recruited to track gang of thieves [Elektronnyi resurs] // NewScientist, 11 march 2015. - Rezhim dostupa: https://www.newscientist. com/article/mg22530123-600-pre-crime-software-re-cruited-to-track-gang-of-thieves/ (data obrashche-niia: 12.02.2021).

[3] Badziuk I.L., Ermakov A.R. Primenenie tekhnologii virtual'noi real'nosti pri izuchenii distsipliny «Pervaia pomoshch'» // Obrazovanie i pravo. - 2021, №7. - S 321-326.

[4] Emspak J. What is augmented reality? Live Science. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.livescience.com/34843-augmented-real-ity.html (data obrashcheniia: 31.05.2021).

[5] Assessing practical skills in cardiopulmonary resuscitation. Discrepancy between standard visual evaluation and a mechanical feedback device / B. Sánchez González, L.Martínez, M. Cerdá, E. Piacentini, J. Trenado, S. Quintana // Medicine. 2017. - 96 (13), e6515. - [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/ PMC5380293/pdf/medi-96-e6515.pdf

[6] Gurusamy K., Aggarwal R., Palanivelu L., et al. Systematic review of randomized controlled trials on the effectiveness of virtual reality training for laparoscopic surgery. - Br. J. Surg. 2008. - V. 95. - P. 1088-1097.

[7] Virtual reality cardiopulmonary resuscitation (CPR): Comparison with a standard CPR training mannequin / F. Semeraro, G. Ristagno, G. Giulini, T. Gnudi, J.S. Kayal, A. Monesi, R. Tucci, A. Scapigliati // Letter to the Editor. 2019. - Volume 135, P. 234235. - [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: https:// www.resuscitationjournal.com/article/S0300-9572(18)31108-0/fulltext#relatedArticles.

[8] Semeraro F., Frisoli A., Bergamasco M., Cerchiari E.L. Virtual reality enhanced mannequin (VREM) that is well received by resuscitation experts [Elektronnyi resurs] // Resuscitation, 2009. - V. 80. -P. 489-492.

[9] Semeraro F., Scapigliati A., Ristagno G., et al. Virtual reality for CPR training: how cool is that? Dedicated to the next generation [Elektronnyi resurs] // Resuscitation, 2017. - V. 121. - P. e1-2.

[10] Nolan J, Hazinski M, Aicken R, et al. Part I: Executive Summary: 2015 International Consensus on Cardiopulmonary Resuscitation and Emergency Cardiovascular Care Science with Treatment Recom-

mendations [Elektronnyi resurs]. - Resuscitation 2015. - V. 95. - e1-e32.

[11] Perkins G, Colquhoun M, Deakin C, et al. Adult basic life support and automated external defibrillation [Elektronnyi resurs]. - Resuscitation Council UK. - Rezhim dostupa: https://www.resus.org.uk/ resuscitation-guidelines/adult-basic-lifesup-port-and-automated-external-defibrillation/ (data obrashcheniia: 20.05.2021).

[12] Perkins G, Travers A, Considine J, et al. Part 3: Adult basic life support and automated external defibrillation: 2015. International Consensus on Cardiopulmonary Resuscitation and Emergency Cardiovascular Care Science with Treatment Recommendations [Elektronnyi resurs]. - Resuscitation 2015. - V. 95. - P. e43-e70.

[13] Plessas A. Computerized virtual reality simulation in preclinical dentistry: can a computerized simulator replace the conventional phantom heads and human instruction? [Elektronnyi resurs] // Simulation Healthcare, 2017. - V. 10. - P. 332-338.

[14] Powell W. Five ways virtual reality is improving healthcare [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.independent.co.uk/life-style/ health-and-families/five-waysvirtual-reality-is-improv-ing-healthcare-a7801006.html (data obrashcheniia: 20.09.2021).

[15] «Lifesaver» [Elektronnyi resurs] / Sait: «Resuscitation Council UK». - Rezhim dostupa: https://life-saver.org.uk/ (data obrashcheniia: 10.09.2021).

[16] Using an Immersive Virtual Reality System to Assess Lay Provider Response to an Unannounced Simulated Sudden Cardiac Arrest in the Out-of-Hos-pital Setting / Leary M., Almodovar A., Buckler D.G. Bhardwaj A., Blewer A.L., Abella B. [Elektronnyi resurs] // Simulation in Healthcare: The Journal of the Society for Simulation in Healthcare: April 2019. - V. 14. - P. 82-89. - Rezhim dostupa: https://journals. lww.com/simulationinhealthcare/Fulltext/2019/04000/ Using_an_Immersive_Virtual_Reality_System_ to.3.aspx.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.