Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология сотрудничества / обучающийся / педагог / образование / инновационные технологии / technology of cooperation / student / teacher / education / innovative technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столярова Елизавета Александровна, Пьянова Наталия Викторовна, Пьянов Руслан Романович

В статье проанализирована тенденция применения технологии сотрудничества в современных условиях развития образовательной сферы. Выделены основные характерные черты и проанализирована сущность данной технологии. Таким образом, в результате исследования раскрыта методология применения технологии сотрудничества на уроках технологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Столярова Елизавета Александровна, Пьянова Наталия Викторовна, Пьянов Руслан Романович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF TECHNOLOGY COOPERATION IN THE FRAMEWORK OF TECHNOLOGICAL EDUCATION

The article analyzes the trend of the use of cooperation technology in the modern conditions of the development of the educational sphere. The main characteristic features are highlighted and the essence of this technology is analyzed. Thus, as a result of the research, the methodology of applying the technology of cooperation in the lessons of technological education is revealed.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

THE USE OF GAMING TECHNOLOGIES IN TECHNOLOGY LESSONS

Abstract. The article is devoted to the actual problems of the introduction of gaming technologies into the education system. On the example of the subject area "Technology", the possibilities are revealed and examples of the use of pedagogical games that increase cognitive activity in the classroom are given. The results of the study showed that the assimilation of the material during the game takes place in an easier and more exciting format.

Keywords: pedagogical games, education, game technologies, student, teacher, technology lesson.

УДК 371.311.4

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Столярова Елизавета Александровна, магистрант (e-mail: elizaveta.aleksa@mail.ru) Пьянова Наталия Викторовна, к.э.н., доцент, (e-mail: rus.bagira@mail.ru) Пьянов Руслан Романович, студент (e-mail: ruslan.pjanov@yandex.ru) Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Орёл

В статье проанализирована тенденция применения технологии сотрудничества в современных условиях развития образовательной сферы. Выделены основные характерные черты и проанализирована сущность данной технологии. Таким образом, в результате исследования раскрыта методология применения технологии сотрудничества на уроках технологического образования.

Ключевые слова: технология сотрудничества, обучающийся, педагог, образование, инновационные технологии.

К вопросу применения инновационных образовательных технологий обращались многие педагоги исследователи, однако данная тема остается актуальной, не смотря на нынешние тенденции развития образовательной среды.

Организация процесса обучения, посредством внедрения новых методов, средств и технологий, достигает результативных показателей и выполняет главную цель обучения - успешное усвоение полученных знаний и применение их на практике.

К современным образовательным технологиям относят:

— Интерактивные уроки;

— Проектное, исследовательские методы;

— Смешанное обучение;

— Разноуровневое обучение;

— Технология обучения в сотрудничестве;

— Применение ИКТ в образовательном процессе;

— Здоровьесберегающие технологии;

— Технологии критического мышления и тд.

Все вышеперечисленные технологии объединяют общие характеристики - концептуальность (основа-научная идея), целостность (абсолютно все технологии взаимосвязаны и находятся в общей системе), управляемость (означает применение технологии в целях изучения, анализа и совершенствования), воспроизводимость (технологии доступны для применения в разных сферах образования, предметных областях, а теоретическая подготовка и практические умения педагогов позволяют применять данные технологии на занятиях), эффективность (вышеприведенные технологии несут результативность и достижение образовательных задач).

Интерес предоставляет технология обучения в сотрудничестве и ее применение в предметной области «Технология», поэтому в данной работе раскроем ее сущность в образовательном процессе и основные применяемые компоненты технологии.

Технология обучения в сотрудничестве берет свое начало в конце 1970-х. Известность данная технология приобрела благодаря трудам Роджерса Джонсона, Девида Джонсона, Р. Славина, Дж. Аронсона, группы Шломо Шаран, в которых ученые-педагоги детально разработали основную идеологию данного обучения. [4]

Из советских педагогов-новаторов, которые также занимались активным исследованием данной технологии, можно выделить работы В. А. Сухо-млинского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко.

Овладеть знанием - это значит не только запомнить, это ещё и переносить полученные знания в новую ситуацию и быть способным их применить. [1]

Основная тенденция в исследуемой технологии - это организация процесса обучения в малых учебных группах, в основном включающих 3-5 человек. Таким образом можно выделить основные характерные черты:

1. Обучение выстраивается без принуждения, каждый обучающийся в праве высказать свою точку зрения в ходе обсуждений;

2. Отсутствует критика и оценивание, если обучающийся совершил ошибку, т.к. с помощью ошибок люди приобретают опыт и навыки. Главное направить деятельность обучающегося, ведь совершить ошибку - не значит отступать. В частности, можно предоставить ученикам возможность самим оценить результаты деятельности.

3. Сочетание личностно-ориентированного подхода и коллективного. В ходе проделанной работы команда имеет не только общий результат, но и каждый из участников овладевает новыми знаниями и навыками. Так, воз-

никает ответственность за свои действия с целью достижения успеха команды, развиваются способности сотрудничества в командной работе и коммуникативные навыки.

4. В процессе данного обучения команда в любом случае достигает результат и обучающийся каждый раз улучшает свои показатели, по сравнению с предыдущим разом.

Стоит учитывать, что распределение в команды происходит с помощью педагога исходя из личностных характеристик и психологической совместимости, с целью более эффективного использования методики.

Так, слабые обучающиеся будут увлечены в получении новых знаний у более сильных, а сильные обучающиеся заинтересованы, чтобы все члены группы усвоили необходимый материал. Таким образом ребята учатся быть ответственными за свою деятельность и поддерживать других участников.

Виды технологии сотрудничества - «пила», исследование в команде и «обучаемся совместно». [6]

В предметной области «Технология» обучение в сотрудничестве возможно с начального этапа изучения предмета. К примеру, в 5 классе по теме урока «Бутерброды и горячие напитки» занятие по усвоению пройденного материала можно выстроить следующим образом:

1. Повторить пройденный материал с помощью викторины или устного опроса.

2. Разделить девочек на группы и предоставить ингредиенты каждой команде.

3. Дать задание - разгадать кроссворд по пройденной теме, где девочкам откроется вид бутерброда, который они должны приготовить. (Открытые, закусочные, закрытые, бутерброд сандвич).

4. Далее девочки распределяют роли, часть готовят, а часть делают описание и предоставление.

5. В заключении команды угощают друг друга получившимися бутербродами, очинивают свои результаты и анализируют свою деятельность.

Следовательно, обучающиеся повторили материал, усвоили полученный, применили свои знания на практике, объективно дали оценку своего вклада в решение общих задач группы.

Организация уроков с помощью данной технологии применима ко всем разделам обучения технологии, не только кулинарии, но и к швейному делу, моделированию и конструированию, к художественному ремеслу, декоративно-прикладному творчеству и т.д.

Технология сотрудничества лежит в основе многих других методик, так как обучение в данной концепции происходит через диалог и объединение.

Ее можно дополнять другими видами технологий, как в приведенном раннее примере, используются методы интерактивного, игрового и проектного обучения, также можно сопровождать информационно-коммуникационные технологиями.

Следовательно, можно сделать вывод, что работа в команде стимулирует к проявлению высокого уровня творчества, к более углубленному изучению вопроса и к большему количеству генерирования идей.

Список литературы

1. Жукова З. П. Использование технологии сотрудничества на уроках труда как условие развития самостоятельности учащихся начальных классов [Электронный ресурс] // «Открытый урок» — Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/410780

2. Нухова М.М. Технология сотрудничества как педагогическая стратегия активного обучения // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:href="https://scienceforum.ru/2017/article/2017039796">https://sciencefor um.ru/2017/article/2017039796

3. Обучение в сотрудничестве [Текст]: пособие / А. Оганнисян [и др.] — Ереван: Антарес, 2015. — 124 с.

4. Саидова, З. Х. Обучение в сотрудничестве / З. Х. Саидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 701703.

5. Современные образовательные технологии: виды и тренды [Электронный ресурс] // GeekBrains - 2022. — Режим доступа: https://gb.ru/blog/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii/ (дата обращения: 03.10.2023).

6. Холюта, О. Ю. Внедрение технологий обучения в сотрудничестве как один из факторов управления качеством образования / О. Ю. Холюта. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 8 (246). — С. 196-199.

Stolyarova Elizaveta, Master's student

(e-mail: elizaveta.aleksa@mail.ru) Natalia

Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel

Pyanova Natalia, Candidate of Economics, Associate Professor,

(e-mail: rus.bagira@mail.ru )

Pyanov Ruslan, stude

(e-mail: ruslan.pjanov@yandex.ru) Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel APPLICATION OF TECHNOLOGY COOPERATION IN THE FRAMEWORK OF TECHNOLOGICAL EDUCATION Abstract. The article analyzes the trend of the use of cooperation technology in the modern conditions of the development of the educational sphere. The main characteristic features are highlighted and the essence of this technology is analyzed. Thus, as a result of the research, the methodology of applying the technology of cooperation in the lessons of technological education is revealed. Keywords: technology of cooperation, student, teacher, education, innovative technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.