Научная статья на тему 'Применение технологии развития критического мышления студентов для обеспечения качества усвоения учебного материала'

Применение технологии развития критического мышления студентов для обеспечения качества усвоения учебного материала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
546
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / УСВОЕНИЕ / КАЧЕСТВО / УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ / СТУДЕНТ ВУЗА / TECHNOLOGY / CRITICAL THINKING / ADOPTION / QUALITY / LEARNING MATERIAL / A STUDENT OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бердникова Ирина Александровна

Статья посвящена возможности применения технологии развития критического мышления студентов для обеспечения качества усвоения ими учебного материала. Данная технология позволяет, с одной стороны, эффективно развивать критическое мышление студентов в процессе обучения, а с другой стороны, исходя из определения критического мышления как особого способа организации учения, способствует более качественному усвоению учебного материала студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бердникова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing Students' Critical Thinking Technology for the Quality of Learning Material Adoption Providing

The article is devoted to the possibility of using the developing students' critical thinking technology for the quality of learning material adoption providing. On the one hand, this technology allows to develop students' critical thinking effectively; on the other hand, judging from the hypothesis that critical thinking is a particular way of learning process organization, this technology contributes to students' qualitative learning material adoption.

Текст научной работы на тему «Применение технологии развития критического мышления студентов для обеспечения качества усвоения учебного материала»

УДК 42 (07):153 ББК 81.432.1-9:88.351.3

Бердникова Ирина Александровна

соискатель г. Челябинск

Berdnikova Irina Alexandrovna

Applicant for a Degree Chelyabinsk

Применение технологии развития критического мышления студентов для обеспечения качества усвоения учебного материала Developing Students’ Critical Thinking Technology for the Quality of Learning Material Adoption Providing

Статья посвящена возможности применения технологии развития критического мышления студентов для обеспечения качества усвоения ими учебного материала. Данная технология позволяет, с одной стороны, эффективно развивать критическое мышление студентов в процессе обучения, а с другой стороны, исходя из определения критического мышления как особого способа организации учения, способствует более качественному усвоению учебного материала студентами.

The article is devoted to the possibility of using the developing students’ critical thinking technology for the quality of learning material adoption providing. On the one hand, this technology allows to develop students’ critical thinking effectively; on the other hand, judging from the hypothesis that critical thinking is a particular way of learning process organization, this technology contributes to students’ qualitative learning material adoption.

Ключевые слова: технология, критическое мышление, усвоение, качество, учебный материал, студент вуза.

Key words: technology, critical thinking, adoption, quality, learning material, a student of a higher educational institution.

Актуальность исследования определяется современным социальным заказом на подготовку высококвалифицированных специалистов, профессионально мобильных, конкурентоспособных, толерантных, коммуникабельных, способных эффективно строить демократическое и правовое государство, развивать рыночную экономику, преодолевать отставание от мировых тенденций экономического и социального развития. Все это могут обеспечить только носители современного качественного образования, поэтому проблема качества обучения как механизма осуществления образования является на сегодняшний день ключевой.

Качественное обучение подразумевает не просто накопление багажа знаний, а развитие современного мышления, миропонимания, формирование уме-

ний и навыков применять полученные знания для ориентации в информационном пространстве, оценки ситуации, решения нестандартных проблем. Однако современное профессиональное образование не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к квалификации кадров, в результате выпускники высших учебных заведений в значительной своей части оказываются неконкурентоспособными и невостребованными на рынке труда.

Качество обучения, прежде всего, зависит от качества усвоения учебного материала, выступающего основным звеном учебной деятельности субъекта обучения [4]. Несмотря на значительное количество исследований в области качества (Н.Д. Зырянова, А.В. Усова и др.) и работ, посвященных усвоению (И.И. Пронина, С. Л. Рубинштейн и др.), еще не в полной мере определено, чем отличается знание от учебного материала, какова природа и особенности качества усвоения учебного материала и каким образом оно может быть успешно обеспечено с учетом современных требований к уровню подготовки специалиста с высшим образованием.

Основополагающая идея нашего исследования состоит в том, что развитие критического мышления студентов позволяет значительно повысить качество усвоения учебного материала студентами, т.е. обеспечить качество обучения, приблизить его к требованиям современных мировых образовательных стандартов и рынка труда, подготовить конкурентоспособного специалиста, мобильного, нравственного, ответственного, способного квалифицированно выполнять свои профессиональные обязанности с учетом перспективных глобальных изменений в мире.

Исследователи, изучающие феномен критического мышления (КМ), сходятся во мнениях, что развивать КМ необходимо для: усвоения знаний (Н. В. Муштавинская, К. Поппер, Национальный совет по обучению критическому мышлению (National Council for Excellence in Critical Thinking Instruction)); формирования и развития умений и навыков (К. Мередит, Э. Норрис, Дж. Стил, Ч. Темпл, Д. Халперн, Р. Эннис); овладения способами деятельности (Б.Бейер, Э. Глассер и др.).

Заметим, что усвоение знаний и способов деятельности, а также развитие умений и навыков есть суть процесса обучения. Следовательно, развивать КМ -значит совершенствовать процесс обучения, повышать его эффективность, добиваться более высоких результатов реализации поставленных целей.

Феномен КМ в том, что его развитие возможно только в самостоятельной познавательной деятельности, репродуктивная деятельность или деятельность по штампу ведет к развитию камфорного мышления, постоянному соглашательству, неумению и нежеланию осмысливать информацию и действия, «мыслительной лени». Значит, ведущая роль в развитии КМ принадлежит студенту, это он развивает свое КМ с помощью и под руководством преподавателя, который лишь организует данный процесс и управляет им.

Следовательно, развивая КМ, мы, в первую очередь, реорганизуем процесс учения с учетом особенностей и способов развития КМ, что подразумевает использование приемов и методов его развития, а также введение этапов целепо-лагания, реализации индивидуальных целевых установок, оценки и систематизации знаний, составляющих основу технологии развития КМ и ведущих к получению более высоких результатов.

Учитывая вышесказанное, критическое мышление как педагогический феномен можно рассматривать как особый способ организации учения и определить как процесс естественного взаимодействия студентов с учебным материалом, в основе которого, наряду с когнитивными операциями, лежит критическая оценка и осмысление, результатом которого является усвоение учебного материала.

В нашем исследовании усвоение рассматривается как процесс и результат овладения, в ходе которого студенты воспринимают, осознают, запоминают учебный материал и применяют его для решения стандартных и нестандартных проблем в процессе обучения. Учебный материал (УМ) представляет собой объективную информацию, которая, в результате дидактической обработки, подготовлена к усвоению.

Большинство исследователей рассматривают усвоение знаний, а не учебного материала [2, 6, 7]. Анализируя различные подходы к усвоению и учитывая, что знание как процесс и как результат характеризуется обязательным наличием субъекта в отличие от информации, считаем, что, с процессуальной точки зрения, следует говорить об усвоении учебного материала: объективная информация преобразуется в субъективную, в усвоенный учебный материал, т. е. становится знанием как личностным достоянием студента.

Взаимодействие критического мышления и усвоения учебного материала есть процесс воздействия данных объектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Данная связь имеет положительную направленность, т.е. оба фактора развиваются в одном направлении. Результатом этого взаимодействия выступает качество усвоения учебного материала, т.к., с одной стороны, оно неразрывно связано с усвоением, составляющим его основу, а с другой стороны, зависит от уровня развития критического мышления: чем выше уровень КМ, тем более эффективно организован процесс усвоения УМ.

Таким образом, качество усвоения учебного материала объединяет в себе свойства усвоения и критического мышления, организующего данный процесс во взаимодействии, а также отражает меру соответствия результата усвоения поставленной цели.

Развитие критического мышления студентов для обеспечения качества усвоения учебного материала осуществляется в рамках специально разработанной системы, которая представляет собой упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и вступающее во взаимодействие со средой как целостное явление.

Цель, как внешний системообразующий фактор системы развития критического мышления, взаимосвязана с ее внутренними системообразующими факторами, а именно, с задачами развития КМ, конкретизирующими и уточняющими цель, и управлением, через которое она воздействует на данную систему.

Компонентами системы развития критического мышления студентов в статике являются: преподаватель, студент, средства критического мышления и содержание учебного материала. В динамике данная система функционирует как педагогический процесс, который включает в себя мотивационно-целевой, информационно-деятельностный и аналитико-результативный этапы (табл.1).

Таблица 1

Процесс развития критического мышления студентов вузов

Этап

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

Результаты

Методы

диагностирования

о

в

о

н

н

о

и

а

в

и

т

о

:=

ы

н

т

с

о

н

ь

т

я

е

о

н

н

о

и

а

Я

р

о

Диагностика

уровня

развития КМ студентов и уровня усвоения УМ.

Подбор учебного материала. Подготовка материалов

о КМ и способах его формирова-

ния. Развитие навыков целепола-гания и мотивирование активной деятельности студентов в аудиторной и

самостоятельной

работе

Овладение прие-

мами

и методами развития

КМ. Совершенствование

навыков определения

проблем. Поста-

новка индивидуальных целей деятельности. Осознание системы

собственных знаний

Осознание сути

критического

мышления

студентами.

Оценка

уровня собственных

знаний, активизация

познавательной деятельности. Осознание наличия и

сути противоречий и проблем

Организация учебной деятельности с

акцентом на развитие КМ. Планирование занятий и разработка заданий, консультирование студентов

Изучение содер-

жания

учебного материала с

использованием методов и приемов развития КМ. Реализация поставленных целей и разрешение

проблем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Активное использование

приемов и методов

развития КМ. Постановка индивидуальных целей и выявление противоречий и проблем более высокого уровня на

основе полученных

результатов________

Тестирование, метод экспертных оценок.

Целенаправленное педагогическое наблюдение, беседа. Фиксирование и анализ результатов интеллектуальной деятельности студентов.

Методы математической статистики и факторного анализа

Диагностика уровня развития

ЗУНов, отражающих

Демонстрация

Повышение уровня

КМ студентов и уровня усвоения УМ.

уровень развития критического

развития КМ студентов,

демонстрация навыков коммуникативного и рефлексивного поведения, оценки и систематизации

Подготовка и

проведение за-

четных занятий.

Анализ качества усвоения УМ и возможностей его применения

мышления.

Оценка результатов

собственных знаний. Качественное усвоение УМ

С точки зрения технологического подхода процесс развития критического мышления студентов конструируется как четко организованная, воспроизводимая технология с гарантированным результатом обеспечения качества усвоения учебного материала, исходя из заданных начальных установок (образовательные ориентиры - уровень развития КМ и усвоения УМ, цель обучения - обеспечение качества усвоения УМ).

Технология развития критического мышления студентов, ориентированная на обеспечение качества усвоения учебного материала, представляет собой целостную совокупность и порядок функционирования личностных, инструментальных и методологических средств, направленных на гарантированное достижение четко идентифицируемых, диагностических целей, реализуемых в изменяющихся условиях учебного процесса в высшем учебном заведении.

Предметом данной технологии выступает практическое взаимодействие между субъектами образовательного процесса (преподавателем и студентами), организованное на основе конструирования, систематизации, стандартизации способов и приемов обучения, в результате чего достигается устойчивый позитивный результат в точной реализации поставленных целей развития критического мышления и обеспечения качества усвоения учебного материала.

Технология развития критического мышления студентов является локальной; ассоциативно-рефлекторной и развивающей с психогенной и социогенной основой; личностно ориентированной, с ориентацией на развитие способов умственных действий и самоуправляющих механизмов личности студентов; орга-

низованной по принципу системы «малых групп», включая самостоятельную работу; активизирующей деятельность студентов через дидактическое реконструирование учебного материала и проблемно-поисковый, и сознательнокоммуникативный методы обучения; обучающе-воспитательной, светской, общеобразовательной, классно-урочной, гуманистической, массовой.

Структуру данной технологии составляют концептуальный и процессуальный компоненты. Концептуальный компонент представлен технологическим подходом. Процессуальный компонент технологии содержит цели, задачи, этапы, формы, методы, средства, результаты обучения.

Цели технологии развития критического мышления студентов формулируются как диагностичные, т.е. гарантируют достижение необходимых результатов, дают точное, однозначное описание того уровня развития критического мышления, а также сформированности качеств личности, которые должны демонстрировать студенты в результате процесса обучения.

Основными стадиями технологии развития критического мышления студентов являются: постановка общей цели, диагностика уровня развития критического мышления студентов и уровня усвоения учебного материала, разработка диагностически поставленных целей преподавания и учения, стадия непосредственного развития критического мышления и стадия оценки полученных результатов.

Стадия развития критического мышления включает в себя этап целепола-гания, подразумевающий постановку студентом индивидуальной цели и выработку ценностного отношения к ней; этап реализации индивидуальных целевых установок, включающий изучение, первичное оценивание и осмысление новой информации с точки зрения реализации поставленной на первом этапе цели; и этап оценки и систематизации знаний, на котором в ходе анализа и обсуждения новой информации идет процесс расширения личностной системы знаний студентов, разрешаются выделенные ранее проблемы и противоречия. Все эти этапы предполагают активное участие студентов в образовательном процессе.

В результате внедрения технологии развития критического мышления качество усвоения учебного материала студентами в среднем возросло на 25% и составило около 97% при начальном показателе равном 72%. В группе, где технология развития критического мышления функционировала без специальной активизации познавательной самостоятельности студентов и их взаимодействия с учебным материалам и друг с другом, наблюдалась наименьшая положительная динамика качества усвоения учебного материала - 9,88%.

Выводы: учитывая тот факт, что 1) критическое мышление выступает как особый способ организации учения; 2) критическое мышление взаимодействует с усвоением учебного материала; 3) результатом этого взаимодействия выступает качество усвоения, объединяющее в себе свойства критического мышления и усвоения учебного материала, приобретенные им в результате данного взаимодействия; 4) критическое мышление и усвоение учебного материала од-нонаправлено коррелируют (коэффициент ранговой корреляции по Спирмену равен 0,91), т.е. между ними существует статистически достоверная зависимость, а это значит, что, чем выше уровень развития критического мышления, тем выше уровень усвоения учебного материала; основная мысль, которая приходит в итоге, заключается в том, что, работая по технологии развития критического мышления студентов, можно обеспечить качество усвоения ими учебного материала.

Библиографический список

1. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения [Текст] / Л.В. Загрекова, В.В. Нико-лина. - М.: Изд-во Высш. шк., 2004. - 157с.

2. Зырянова, Н.Д. Оценка качества усвоения знаний и умений по физике учащимися старшей профильной школы в условиях дифференциации и индивидуализации обучения [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск: ЧГПУ, 2006. - 244 с.

3. Критическое мышление - углубленная методика [Текст] / Ч Темпл, Дж. Л. Стил, К.С. Мередит - М.: Изд-во Института «Открытое Общество», 1998. - 198 с.

4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Изд-во Питер, 2000. - 712 с.

5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. -М.: Изд-во Нар. образование, 1998. - 255 с.

6. Усова, А.В. Проверка и пути повышения качества знаний учащихся: учеб.-метод. пособие [Текст] /А.В. Усова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2007. - 42 с.

7. Халперн, Д. Психология критического мышления [Текст] / Д. Халперн. - СПб.: Изд-во Питер, 2000. - 512 с.

Bibliography

1. Critical Thinking: The Profound Technology / Ch. Temple, G. Steel, K. Meredit - Moscow: “Otkrytoye Obshchestvo”, 1998. - 198 p.

2. Halpern, D. Psychology of Critical Thinking. - Saint-Petersburg: Piter, 2000. - 512 p.

3. Rubinshtein, S. Fundamentals of General Psychology. - Saint-Petersburg: Piter, 2000. -

712 p.

4. Selevko, G. Modern Educational Technologies. - Moscow: Narodnoye Obrazovanie, 1998. - 255 p.

5. Usova, A. Examination and Ways of Schoolchildren’s Knowledge Quality Improving. -Chelyabinsk: Chelyabinsk State Pedagogical University, 2007. - 42 p.

6. Zagrekova, L.Theory and Technology of Teaching. - Moscow: Vysshaya Shkola, 2004. -

157 p.

7. Zyryanova, N. Estimate of the Schoolchildren’s Knowledge Quality and Skills Adoption in Physics by Schoolchildren of the Specialized High School Under Conditions of Differentiation and Individualization. - Chelyabinsk: Chelyabinsk State Pedagogical University, 2006. - 244 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.