Научная статья на тему 'Применение технологии развития критического мышления при обучении чтению на уроках английского языка'

Применение технологии развития критического мышления при обучении чтению на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1636
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мандарова Марианна Васильевна

В статье рассматривается технология развития критического мышления как эффективный метод развития навыков чтения на уроках английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение технологии развития критического мышления при обучении чтению на уроках английского языка»

3. Харченко Е.В., Тарануха Л.В. Профессиональное общение и речевое воздействие в современной России // Вестник Южно-Уральского государственного университета, серия «Лингвистика», 2009, вып. 8. № 2 (135). С. 29-34.

4. Шевцов А.Ю. Сочетание формального, неформального, информального образования при подготовке младших школьников к межкультурному общению // Вестник Южно-Уральского государственного университета, серия «Образование. Педагогические науки», 2018. Т. 10. № 2. С. 104-107.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Мандарова М.В.

Мандарова Марианна Васильевна - магистрант, кафедра английской филологии, Институт зарубежной филологии и регионоведения, Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: в статье рассматривается технология развития критического мышления как эффективный метод развития навыков чтения на уроках английского языка.

Ключевые слова: урок английского языка, обучение чтению, технология развития критического мышления.

Изучение иностранных языков стало неотъемлемой частью жизни современного человека. Самым необходимым иностранным языком для обучения является английский язык. Изучение английского языка и других иностранных языков начинается еще в начальных классах. Главной целью современного школьного образования является воспитание личности, которая способна отлично мыслить, и имеющая навыки жизни в конкурентном и высокотехнологичном мире. Поэтому, чтобы жить и развиваться в современном мире необходимо изучать иностранные языки.

Актуальность данного исследования заключается в том, что изучение английского языка является приоритетной задачей современного образования. Огромное количество информации приходит к нам именно с англоязычных ресурсов, чтобы свободно в ней ориентироваться и подбирать нужную, он должен мыслить критически. Поэтому способность критически мыслить является одной из приоритетных задач школьного образования. Данное условие можно достигнуть с при помощи развития навыков чтения с применением технологии развития критического мышления.

Цель работы - выявление эффективности применения технологии критического мышления при обучении чтению на английском языке.

Задачи: - описать главную цель изучающего чтения

- ознакомиться с ТРКМ

- рассмотреть результаты развития навыков изучающего чтения с использованием ТРКМ.

Чтение является одним из главных инструментов обучения английскому языку Автор Фоломкина С.К. приводит общую характеристику чтения: «Чтение входит в сферу коммуникативно общественной деятельности человека и обеспечивает в ней одну из форм - письменную - вербального (словесного) общения». [5, с. 5]. Овладение навыками чтения на иностранном языке является необходимым умением современного человека. Известно, что существует несколько видов чтения. Для опыта был из видов чтения был выбран вид изучающего чтения, т.е. полное и точное, детальное понимание

текста. Вид изучающего чтения был выбран не так просто. По статистике, 11-классники, которые сдают ЕГЭ по английскому языку в разделе «Чтение» испытывают наибольшие трудности именно с заданиями 12-18 Полное и точное понимание информации в тексте. Данные задания являются заданиями высокого уровня сложности. Средний процент выполнения в 2016 г. - 60,2%, в 2017 г. - 63%. Данные проценты явно ниже в сравнении с другими разделами «Чтение». [1, с. 15]

Главной целью изучающего вида чтения является полное и точное понимание всей информации, данной в тексте. При процессе, читающий должен понять всю информацию, критически ее осмыслить и интерпретировать. [3, с. 114-115]

Для развития навыков изучающего чтения нами была выбрана Технология критического мышления. По определению Национального Совета по развитию критического мышления: «Критическое мышление - это интеллектуально дисциплинированный процесс активного и умелого применения, анализа, синтеза и/или оценивания информации, собранной или произведенной путем наблюдения, опыта, рефлексии, аргументации или коммуникации, в качестве руководства к (выстраиванию) мнения (веры) и деятельности». [2]

Технология развития критического мышления (ТРКМ) - это технология, которая формирует навыки работы с текстом. Главной особенностью технологии является работа с новой информацией. Главная цель технологии - развитие интеллектуальных способностей учащихся, которые позволят ему учиться самостоятельно. [4, с. 12]

Базой исследования мы выбрали МБОУ «Баягинская среднеобразовательная школа им. И.М. Хатылаева». Опытной группой являлся 11 класс данной школы. Всего в группе было 8 учащихся с разными уровнями английского языка. Для выявления эффективности применения технологии критического мышления при обучении чтению на английском языке учащимся был предложен текст с заданиями. Задания были составлены при помощи приемов ТРКМ. Результаты исследования можно увидеть в Рис. 1 и 2.

В 1 этап и 3 этап

Атласова Анита Бурнашев Влад Васильева Соня Готовцев Дь

Рис. 1. Индивидуальные результаты учащихся 11 класса (1)

Рис. 2. Индивидуальные результаты учащихся 11 класса (2)

Исследование состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. Для наглядности, мы сопоставили первый и последний - третий этапы. Первый этап - это результаты проверки первоначальных навыков изучающего чтения у учащихся. Третий этап - это результаты после выполнения специальных заданий, т.е. окончательные результаты исследования.

Наиболее полно сформированный навык чтения характеризуется совокупностью нескольких критериев, при этом критерии будут меняться с каждым видом чтения. Оценивание навыков чтения является одной из задач обучения чтению на иностранном языке. Оценка навыков чтения помогает определить уровень умения учащихся работать с различными текстами, находить слабые места и проводить коррекцию навыка чтения на всех этапах обучения чтению. Для оценки навыков сформированности изучающего чтения были использованы такие критерии как полное и точное понимание информации в тексте, понимание структурно-смысловых связей в тексте, понимание лексико-тематической основы текста, умения выражать оценочные суждения о прочитанном.

В заключении, судя по результатам исследования можно сказать, что технология критического мышления является эффективным для обучения чтению на английском языке. Использования данной технологии будет полезна и эффективна при работе с текстом.

Список литературы

1. Вербицкая М.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по иностранным языкам / М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян, Н.В. Симкин. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // www.fipi.ru/sites/default/files/document/1503698714/inostrannye_yazyki_2017.pdf/ (дата обращения: 25.05.2018).

2. Критическое мышление: описание (определение) с сайта Фонда за критическое мышление // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://evolkov.net/critic.think/defining.crit.think.html/ (дата обращения: 25.05.2018).

3. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А. А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010. 464 с.

4. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб. метод. пособие / И.В. Муштавинская. СПб.: КАРО, 2009. 89 с.

5. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: учебно-методическое пособие / С. К. Фоломкина. - Изд. 2-е, испр. Москва : Высшая школа, 2005. 253 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.