Научная статья на тему 'Применение технологии "портфолио" на уроках литературы (из опыта работы ГБПОУ "Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего")'

Применение технологии "портфолио" на уроках литературы (из опыта работы ГБПОУ "Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
677
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ПОРТФОЛИО / PORTFOLIO / ЛИТЕРАТУРА / LITERATURE / ДРАМАТУРГИЯ А.М. ГОРЬКОГО / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА / METHODICAL MANUAL / GORKY'S PLAYS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Задорожная Надежда Викторовна

В статье описывается опыт использования технологии «Портфолио» на уроках литературы при изучении пьесы А.М. Горького «На дне».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USAGE OF ‘PORTFOLIO’ TECHNOLOGY IN LITERATURE CLASSES (FROM WORK EXPERIENCE OF OSADCHIY CHELYABINSK TECHNICAL COLLEGE OF INDUSTRY AND MUNICIPAL ECONOMY)

The article describes the usage of ‘portfolio’ technology in literature classes during studying Gorky’ play ‘The lower depths’.

Текст научной работы на тему «Применение технологии "портфолио" на уроках литературы (из опыта работы ГБПОУ "Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего")»

TECHNOLOGICAL PROCESSES AND WORLDSKILLS TASKS: COMPLIANCE PROBLEMS (REGIONAL COMPETITION EXPERT'S OPINION)

M. A. Eliseev

The article discusses the issue of students training for participation in WorldSkills International. Particular attention is paid to the comparative analysis of the WSI and KNAUF Company requirements for the technological process of frame and trim constructions assembling. The author proposes the solutions for the problems of WSI and KNAUF requirements inconsistency.

Key words: WorldSkills International, dry building and plaster work, dry building specialist, frame and trim constructions assembling.

References

1. O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda, available at: http://kremlin.ru/acts/news/57425.

2. Nikitina E. Ju., Tanaeva Z. R. Pedagogicheskoe upravlenie professional'noj podgotovkoj budushhih specialistov k rabote s nesovershennoletnimi pravonarushiteljami, Moscow: Gumanitar. izd. centr VLADOS, 2010, 233 p. (In Russian)

3. WorldSkills Russia : Cel' i missija, available at: http://worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-worldskills/ czel-i-missiya.html.

4. O utverzhdenii nazvanij kompetencij VSR, available at: https://worldskills.ru/assets/docs//PO-28-2018_up.pdf.

5. WorldSkills Russia, opisanie kompetencii № 21, available at: https://drive.google.com/file/ d/0B-LuFXGsBUHFTGFlM3Y3SVFJdXc/view.

6. Budanov B. A., Poplavskij V. V. Tehnologija montazha karkasno-obshivnyh konstrukcij: uchebnik dlja nach. prof. obrazovanija, Moscow: Izd. centr «Akademija», 2012, 176 p. (In Russian)

7. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovanija po professii 08.01.25 Master otdelochnyh stroitel'nyh i dekorativnyh rabot, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71476306.

Елисеев Максим Алексеевич, мастер про- Eliseev M. A., vocational trainer, South-Ural

изводственного обучения ГБПОУ «Южно-Ураль- versatile college, Chelyabinsk, e-mail: tynomax@

ский многопрофильный колледж», г. Челябинск, bk.ru e-mail: tynomax@bk.ru

Сведения для цитирования: Задорожная, Н. В. Применение технологии «Портфолио» на уроках литературы (из опыта работы ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. ОСАДЧЕГО») [Текст] / Н. В. Задорожная // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 37-44.

УДК 372.016:82 ББК 74.268.3

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИМ. Я. П. ОСАДЧЕГО»)

Н. В. Задорожная

В статье описывается опыт использования технологии «Портфолио» на уроках литературы при изучении пьесы А. М. Горького «На дне».

Ключевые слова: образовательная технология, портфолио, литература, драматургия А. М. Горького, методическая разработка.

Технология «Портфолио» наряду с запросом на новую образовательную парадигму пришла в педагогику из экономики, политики и мира искусства. Если экономика под портфолио подразумевает источники, в которых рассредоточена собственность (понятия «портфель акций» или «портфель инвестиций» всем знакомы), то в мире искусства имеется в виду набор достижений (например, у скульптора это может быть папка фотографий готовых работ, эскизов, макетов и т. д.). В сфере образования портфолио активно начало применяться в США и Канаде в 80-е гг. ХХ в. с целью отбора педагогов при приеме на работу в университет или колледж. Данная технология показала свою эффективность, потому сферу ее применения быстро расширили. Прежде всего под технологией «Портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных образовательных результатов студента в определенный период его обучения.

Однако в области образования портфолио рассматривается с двух позиций: как форма оценивания образовательных продуктов и как процесс организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, в ходе которой студенты отбирают, анализируют и оценивают некие учебные единицы. Некоторые авторы указывают на такую особенность портфолио, как ориентация на результат [1], способность «фиксировать и оценивать как учебную, так и вне-учебную активность обучающихся» [2, с. 79]. Таким образом, портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности обучающихся, предназначенные для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки обучающимися результатов своей деятельности, для осознания собственной позиции. Именно из такого понимания термина «портфолио» мы будем исходить в данной статье и в качестве примера рассмотрим урок-портфолио по литературе, посвященный теме «Истина или сострадание: что лучше? Обвинители и защитники Луки», разработанный по пьесе «На дне» писателя — юбиляра этого года А. М. Горького.

Познаем самих себя: пусть при этом мы не постигнем истины, зато наведем порядок в собственной жизни, а это для нас самое насущное дело.

БлезПаскаль

Урок-портфолио позволяет решить такие педагогические задачи, как:

1) вовлечение обучающихся в познавательную сферу приобретения знаний и умений по литературе с использованием различных источников информации;

2) формирование внутренней мотивации и поддержание интереса к учебной дисциплине «Литература» через создание тематического портфолио;

3) формирование умения учиться (ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность);

4) повышение активности и самостоятельности авторов портфолио, расширение возможности обучения и самообучения;

5) развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся, формирование у них адекватной самооценки.

В этом ключе удачным представляется понимание данной технологии как «основы индивидуального маршрута студентов» [3, с. 52].

Особенностью организации урока-портфо-лио являются следующие ключевые моменты:

1) на организационном этапе большое значение придается эмоциональному настрою и введению студентов в тему занятия, а также сообщению об особенностях урока-портфолио; при актуализации опорных знаний тема и цель урока формулируются студентами самостоятельно (при этом следует обратить внимание на то, что тема урока должна быть сформулирована как проблема, над решением которой студенты будут трудиться на протяжении занятия);

2) на этапе изучения нового материала в ходе беседы, работы с информационными карточками, словарями, просмотра видеоматериала обучающиеся самостоятельно заполняют порт-фолио по теме занятия; при этом преобладает использование частично-поисковых, наглядных и словесных методов;

3) контроль полученных знаний осуществляется через проверку портфолио по эталону и заполнение карты самооценивания;

4) домашнее задание предполагает продолжение работы студента над тематическим

портфолио: заполнение четвертого раздела портфолио новыми фактами по теме занятия;

5) на этапе подведения итогов занятия оценивается работа каждого студента в соответствии с предложенной картой самооценивания;

6) рефлексия также направлена на самооценивание продуктивности участия в занятии и определение практической значимости полученных знаний.

Тема урока: «Истина или сострадание: что лучше? Обвинители и защитники Луки (по пьесе А. М. Горького "На дне")».

Цели урока:

- воспитательная: формирование личностного отношения к истине и состраданию, а также активной жизненной позиции посредством спора о вечных истинах;

- образовательная: знание содержания пьесы А. М. Горького «На дне», сценической истории этого произведения;

- развивающая: развитие умения работать с текстом и разными видами словарей, аргументировать свою точку зрения, сравнивать, анализировать, а также совершенствование навыка выразительного чтения.

Средства обучения: текст художественного произведения (пьеса А. М. Горького «На дне»), раздаточный материал (фрагменты словарных статей), словари (толковый, фразеологический, синонимов, антонимов, В. И. Даля), бланки тематического портфолио, аудиозапись «Прощальный вальс», видеофрагмент из постановки МХАТа им. М. Горького 1952 г. «На дне», презентация.

Ход урока:

I. Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих, готовности к занятию, прослушивание фрагмента «Прощального вальса», сообщение об особенностях уро-ка-портфолио, объявление первой части темы урока).

1. Какие ассоциации, чувства, мысли вызывает у вас «Прощальный вальс»?

2. Что вы взяли с собой из школы? (Багаж знаний.)

3. Как иначе, по-современному, можно назвать багаж знаний, достижений? (Портфолио.)

4. Сегодня мы с вами проведем необычное занятие — урок-портфолио по проблеме, обозначенной в начале ХХ века А. М. Горьким, — «Истина или сострадание: что лучше?». Как вы уже знаете, этот вопрос связан с выдающимся произведением писателя «На дне», написанным в 1902 году. Данная пьеса имеет очень непро-

стую судьбу: она пережила запреты и цензуру, на протяжении более ста лет не умолкают споры о ее идейном содержании, художественном своеобразии. Драму восхваляли и критиковали, но равнодушным она не оставляла никого.

5. Заполните, пожалуйста, титульный лист портфолио. Как вы считаете, с каким героем Горький связывает вопрос «Истина или сострадание: что лучше?». (Лука.)

II. Актуализация опорных знаний (формулирование второй части темы урока, определение цели урока, разделов портфолио, фиксация данных сведений в портфолио, сообщение критериев оценивания портфолио).

1. При работе над пьесой «На дне» А. М. Горький указывал, в чем состоит главная проблема пьесы: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?». Как относятся другие герои к Луке (обвиняют его или же защищают)?

2. Запишите вторую часть темы: «Обвинители и защитники Луки».

3. Как вы думаете, что станет сегодня нашей целью на уроке? (Мы с вами постараемся определить свое отношение к данному произведению и его героям, прежде всего к Луке, понять, прав ли он.) Запишите цель занятия в портфолио.

4. Чтобы ответить на поставленный вопрос, давайте определим, что для этого нам с вами потребуется сделать. (Разобраться, что такое истина и сострадание, проанализировать высказывания героев о человеке, рассмотреть отношение автора к Луке.) В соответствии с поставленными задачами предлагаю обозначить следующие три раздела портфолио:

1) «Ключевые понятия»;

2) «Высказывания героев о человеке»;

3) «Отношение автора к Луке».

5. Запишите названия разделов в портфолио.

6. Обратите внимание, в соответствии с какими критериями будет оцениваться портфолио в конце занятия.

III. Изучение нового материала.

1. Ключевые понятия.

1.1. Какие ключевые понятия сегодня мы рассмотрим на уроке? Предлагаю поработать с ними и заполнить первый раздел портфолио.

1.2. Подберите синонимы, антонимы к словам «истина» и «сострадание», а также выберите из словарей фразеологизмы с данными словами (при этом нужно подчеркнуть наиболее существенные из них).

Истина Сострадание

Синонимы, синонимичные выражения Правда; соответствие действительности; Жалость; сочувствие; отзывчивое, участ-

утверждение, проверенное практикой, опытом; справедливость; честность; правота ливое отношение к переживаниям, несчастьям других; одобрительное, благожелательное отношение; соболезнование;

печаль; сожаление

Антонимы Обман, ложь, неправда, заблуждение, мечта Непонимание, безучастное отношение, бесчувственность

Фразеологизмы (устойчивые выражения) Истина хороша, да и правда не хуже; правда-матка; голая правда; правда дороже золота; правда — хорошо, а счастье лучше, В сострадающем сердце печаль друга отзывается как своя

где правда, там и счастье; в ком добра нет, в том и правды мало

2. Высказывания героев о человеке.

2.1. Как сказалось появление Луки в ночлежке на жизни обитателей этого заведения? (Появление странника Луки в ночлежке, его неожиданно активная роль в спорах о природе человека, его праве на счастье, на мечту — спорах, превративших всех в «философов поневоле», резко изменили всю ситуацию в ночлежке.)

2.2. Но только ли обитателей ночлежки затрагивает этот спор? Кто еще бывает здесь? (Еще забегают сюда и Василиса, и ее муж, выслеживая Ваську Пепла, подталкивая его на преступление, еще вторгается сюда с улицы сапожник Алешка с гармонью со стихийным протестом «И чтобы мной, хорошим человеком, командовал товарищ мой... пьяница, — не желаю!». Поэтому спор выходит за пределы ночлежки и, можно сказать, касается каждого человека, в том числе и нас с вами.)

2.3. Дайте характеристику Луке. Чем этот человек отличается от обитателей ночлежки? Как он относится к своим новым соседям? (Странник, 60 лет, ко всем старается подойти со словом утешения. Анну он успокаивает разговором о блаженной тишине, которая ожидает ее после смерти. Пепла соблазняет картинами вольной жизни в Сибири. Актеру он сообщает о прекрасных бесплатных лечебницах, где излечивают от

алкоголизма. Повсюду Лука сеет слова утешения и надежды. Этим он отличается от обитателей ночлежки, которые порой не слышат друг друга и не проявляют по отношению к своим соседям никакого участия. Можно предположить, что на его долю выпало немало испытаний. Сам он признается, что мягкий от того, что много мяли.)

2.4. Как Лука ответил бы на вопрос, что лучше — правда или сострадание? («.правда-то, может, обух для тебя.»; «не всегда правдой душу вылечишь».)

2.5. Кто из обитателей ночлежки мечтатель, фантазер, склонный верить утешениям Луки, а кто скептик, «бесчувственный» правдолюбец? (Анна, Настя, Актер верят Луке; Сатин, Бубнов, Пепел — скептики. Первые имеют право на мечту, на молитву; вторые — носители «злой» правды, тоски, безнадежности, прикованные к этой правде, как к цепи.)

2.6. Главный спор происходит прежде всего между Лукой и Сатиным. О чем они спорят? (О человеке.)

2.7. Как вы думаете, Лука и Сатин — антиподы или родственные души?

2.8. Чтобы ответить на этот вопрос, проследим их высказывания о человеке на протяжении всей пьесы и оформим их в виде таблицы (это будет второй раздел нашего портфолио).

Лука Сатин

1. Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают. 2. Все мы на земле странники. 3. Все, милая, терпят. всяк по-своему жизнь терпит. 4. Пьяница — тоже человек. 5. Человек — все может. лишь бы захотел. 6. Уважьте человеку. не в слове — дело, а — почему слово говорится? — вот в чем дело! 7. Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь. значит — была она. 1. Нет на свете людей лучше воров. 2. Человек — вот правда. 3. Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему. 4. Кто слаб душой. и кто живет чужими соками — тем ложь нужна. одних она поддерживает, другие — прикрываются ею. 5. Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека! 6. Человек может верить и не верить. это его дело! Человек — свободен. он за все платит сам.

Лука Сатин

8. Жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел. Я те скажу — вовремя человека пожалеть. хорошо бывает! 9. Тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит. а человек — научит. Человек — может добру научить. 10. Не всегда правдой душу вылечишь. 11. Человек должен уважать себя. 12. А — для лучшего люди-то живут. 7. Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! 8. Надо уважать человека! Не жалеть. не унижать его жалостью. уважать надо! 9. Человек — выше сытости!.. 10. Человек рождается для лучшего!

2.9. Так кто же такие Сатин и Лука — антиподы или родственные души? (Оба они утешители, кроме слов да еще немалого жизненного опыта ничем не располагающие, только слова утешения у них разные: в Луке живет праведник, носитель идей сострадания, в Сатине же много вложенных идей грядущего технократического, интеллектуального обновления человечества, идеи о величии разума человека. Кажущиеся антиподами, Сатин и Лука во многих случаях ведут себя одинаково: оба они пытаются спасти Ваську Пепла и Наташу, видя, какую коварную интригу спланировала Василиса, любовница Пепла и жена Костылева. Даже после ухода Луки, ухода, который обычно трактуется как бегство лжеца, сеятеля иллюзий, как крах его — хотя он никому не обещал задержаться здесь!)

2.10. Как Сатин относится к Луке? На этот вопрос давайте ответим после просмотра видеофрагмента из постановки пьесы А. М. Горького — эпизода, в котором обитатели ночлежки высказывают свое мнение о Луке. (Именно Сатин страстно защищает Луку: «...молчать о старике!.. Старик — не шарлатан!».)

3. Отношение автора к Луке.

3.1. Давайте рассмотрим отношение А. М. Горького к Луке и заполним третий раздел портфолио на основании моего рассказа (заполнение пропусков).

3.2. Пьеса «На дне» запечатлела переломный момент в судьбе Горького. Он, словно боясь отстать от революции, от ее боевых, категоричных законов, щедро рассыпает по тексту реплики, осуждающие Луку. В пьесе отчасти выстроена целая линия осуждения, даже высмеивания Луки. Но талант Горького сопротивлялся схематичному делению героев на положительных и отрицательных. Каждый из героев Горького — и Лука, и Сатин — хорош по-своему

3.3. Неоднозначное отношение Горького к своим героям отразилось и на постановке этой пьесы. Как свидетельствует современник Горького, писатель был недоволен тем, как трактовал

монолог Сатина о человеке первый исполнитель роли Сатина на сцене МХТ К. С. Станиславский. Горький отмечал в этой связи, что Станиславскому в роли Сатина не хватает уверенности. А артист Художественного театра В. В. Луж-ский вспоминал, что во время авторского чтения пьесы «На дне» Горький «симпатизировал Луке очень, пожалуй, больше всех из действующих лиц». Однако после первых же представлений пьесы ее автор выразил свою антипатию к Луке, вступив в спор с исполнителем его роли — артистом И. Москвиным, отказавшимся играть злого Луку. В конце 20-х гг. ХХ в. в «Письме курским красноармейцам» Горький, давая трактовку пьесы «На дне», пишет о «хитром Луке». Еще более резко высказался он об этом герое в начале 1930-х гг. в статье «О пьесах» [4, с. 11-12]. Но одно дело — субъективное отношение автора к уже созданному герою, обусловленное подчас атмосферой времени, другое — объективное содержание созданного писателем образа персонажа. Поэтому читатель имеет право любить или не любить того или иного героя.

IV Подведение итогов урока.

1. Что лучше: истина или сострадание? (Человеку в равной мере нужны и трезвая правда, и освещающая жизнь мечта: человек без мечты как птица без крыльев.)

2. Лука и Сатин: антиподы или родственные души? Почему Сатин неожиданно защищает Луку в конце пьесы?

3. Кто ближе автору — Лука или Сатин? Можно ли однозначно ответить на этот вопрос?

4. Кто из обителей ночлежки является обвинителем/защитником Луки?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V Рефлексия.

1. Какой из героев пьесы вам ближе и почему? (Я бы ответила словами В. Ходасевича: «Положительный герой [Сатин] менее удался Горькому, нежели отрицательный [Лука], потому что положительного он наделил своей официальной идеологией, а отрицательного — своим живым чувством любви и жалости к людям» [5, с. 199-200].)

2. Проверьте заполненное портфолио по эталону и определите уровень его выполнения.

3. Какие затруднения возникли у вас при заполнении портфолио?

VI. Домашнее задание.

1. Найдите значения имен героев пьесы. Существует ли связь между именем и поведением героев? (Заполнение четвертого раздела порт-фолио.)

Таким образом, портфолио — это целенаправленная и специально организованная индивидуальная работа студентов с различными источниками информации, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения автора в определенной области знаний; поэтому конечной целью учебного портфолио является результат познавательной деятельности в виде заранее спланированного багажа знаний и сформированных умений.

Портфолио

Фамилия, имя студента_

Учебная дисциплина Литература

Тема_

Дата «_»_20_г.

Цель занятия_

Содержание портфолио 1._

2._

3 ._

4. Домашнее задание.

Раздел 1.

Истина Сострадание

Синонимы, синонимичные выражения

Антонимы

Фразеологизмы (устойчивые выражения)

Раздел 2.

Лука Сатин

Раздел 3.

Пьеса «На дне» запечатлела_момент в судьбе Горького. Автор к своим героям

относился_, в том числе и к Луке. Горький то «_Луке очень, пожалуй, больше всех из действующих лиц», то выражал к нему свою_, то называет

его_. Это свидетельствует о том, что талант Горького сопротивлялся схематичному делению героев на_и_.

Лист самооценивания портфолио

^—Критерии Разделы 2 балла 1 балл 0 баллов

Титульный лист Все верно Есть одно замечание Много замечаний

Содержание Все верно Есть одно замечание Много замечаний

Раздел 1 Заполнены все ячейки Отсутствует одна ячейка Отсутствуют две и более ячейки

Раздел 2 Выписано 20-22 высказывания Выписано 12-19 высказываний Выписано 11 и менее высказываний

Раздел 3 Все пропуски заполнены правильно Отсутствуют или заполнены неверно до двух пропусков Отсутствуют или заполнены неверно три и более пропуска

ИТОГО

Критерии оценивания:

- 10 баллов — очень высокий уровень, «отлично»;

- 8-9 баллов — высокий уровень, «хорошо»;

- 7-6 баллов — средний уровень, «удовлетворительно»;

- 5 и < баллов — низкий уровень, «неудовлетворительно.

Раздел 4. Существует ли связь между именем и поведением героев?

Имя Значение имени Какая существует связь между именем и поведением героев?

Михаил Иванович Костылев

Василиса Карповна

Наташа

Медведев

Васька Пепел

Клещ Андрей Митрич

Анна

Настя

Квашня

Бубнов

Барон

Сатин

Актер

Лука

Библиографический список

1. Имамова, Т. А. Организация портфолио библиотечного специалиста профессиональной образовательной организации [Текст] / Т. А. Имамова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 4 (12). — С. 51-54.

2. Ермухаметов, С. А. Организация и проведение оценки качества профессионального обучения студентов образовательной организации в условиях сетевого взаимодействия [Текст] / С. А. Ермухаметов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2015. — № 1 (07). — С. 73-80.

3. Ковалева, Н. В. Педагогические условия формирования исследовательской компетентности у студентов в условиях педагогического колледжа [Текст] / Н. В. Ковалева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2014. — № 1 (05). — С. 49-55.

4. Уроки литературы в 11 классе [Текст] : книга для учителя / под ред. В. П. Журавлева. — М. : Просвещение, 2000. — 237 с.

5. Русская литература ХХ века. 11 класс [Текст] : учебник-практикум для общеобразоват. учреждений / под ред. Ю. И. Лыссого. — М. : Мнемозина, 2010. — 542 с.

For citation: Zadorozhnaya, N. V. Usage of 'Portfolio' technology in literature classes (from work experience of Osadchiy Chelyabinsk technical college of industry and municipal economy) [Text] / N. V Zadorozhnaya // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 2 (18). — P. 37-44.

USAGE OF 'PORTFOLIO' TECHNOLOGY IN LITERATURE CLASSES (FROM WORK EXPERIENCE OF OSADCHIY CHELYABINSK TECHNICAL COLLEGE OF INDUSTRY AND MUNICIPAL ECONOMY)

N. V. Zadorozhnaya

The article describes the usage of 'portfolio' technology in literature classes during studying Gorky' play 'The lower depths'.

Key words: educational technology, portfolio, literature, Gorky's plays, methodical manual.

References

1. Imamova T. A. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2016, no. 4 (12), pp. 51-54. (In Russian)

2. Ermuhametov S. A. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2015, no. 1 (07), pp. 73-80. (In Russian)

3. Kovaleva N. V. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2014, no. 1 (05), pp. 49-55. (In Russian)

4. Zhuravleva V. P. Uroki literatury v 11 klasse: kniga dlja uchitelja, Moscow : Prosveshhenie, 2000, 237 p. (In Russian)

5. Lyssy Ju. I. Russkaja literatura HH veka. 11 klass: uchebnik-praktikum dlja obshheobrazovat. Uchrezhdenij, Moscow: Mnemozina, 2010, 542 p. (In Russian)

Задорожная Надежда Викторовна, кандидат филологических наук, заместитель директора по УМР ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадче-го», г. Челябинск, е-шаП: nadezhda.zadorozhnaja@ yandex.ru

Zadorozhnaya N. V., deputy director, candidate of philological sciences, Osadchiy Chelyabinsk technical college of industry and municipal economy, Chelyabinsk, е-mail: nadezhda.zadorozhnaja@yan-dex.ru

Сведения для цитирования: Смаглий, Т. И. Педагогические условия развития познавательной активности студентов при кредитной системе обучения [Текст] / Т. И. Смаглий, Т. А. Смаглий // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 44-50.

УДК 378.14 ББК 74.58

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

Т. И. Смаглий, Т. А. Смаглий

Статья посвящена проблеме развития познавательной активности студентов в условиях кредитной системы обучения. В ней описываются педагогические условия успешного формирования познавательной активности студентов, в качестве которых выступают: качественное информационное обеспечение образовательного процесса, организация диалогического общения преподавателей и студентов, управление самообразовательной деятельностью студентов.

Ключевые слова: познавательная активность, самообразование, кредитная система, информационное обеспечение, качество образования, диалогическое общение, педагогические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.