ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Ирода Тошпулатовна Туробова
Преподаватель начального класса обшеобразовательной школы № 20, г. Бухара
АННОТАЦИЯ
Статья предназначена для широкого круга читателей: учителей педагогов по начальному обучению, тех, кто стремится понять природу начальных классов, повысить свой теоретический уровень. цель статьи - расширить представления читателей о современных курсах и методиках по теории обучения и возможностях повышения уровня преподавания.
Ключевые слова: педагогика/ начальное обучение/ организация деятельности/ коллектив/ школьник/ урок/ теория.
APPLICATION OF LEARNING TECHNOLOGY IN PRIMARY SCHOOL
IRODA TOSHPLATOVNA TUROBOVA
Elementary class teacher, general educational school № 20, Bukhara
ABSTRACT
The article is intended for a wide range of readers: teachers of primary education teachers, those who seek to understand the nature of primary classes, to improve their theoretical level. the purpose of the article is to broaden the understanding of readers about modern courses and methods of learning theory and the possibilities of improving the level of teaching.
Keywords: pedagogy / primary education / organization of activities / team / student / lesson / theory.
Технология обучения определяется как совокупность действий по отбору и определению порядка и последовательности использования дидактических средств, организации форм и методов обучения. Технология обучения - процесс реализации содержания обучения, обеспечивающий наиболее эффективное достижение поставленных целей. Технология обучения - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Технология обучения предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов. В технологии обучения наиболее сложным является
вопрос об описании личностных качеств учащихся. На всех стадиях педагогического процесса может использоваться избранная концепция структуры личности, но сами качества необходимо интерпретировать в понятиях диагностики. Методика описания диагностики опыта личности и ее интеллектуальных качеств представлена некоторой совокупностью параметров и связанных с ними ориентированные тесты для контроля степени достижения учащимися диагностики поставленных целей обучения. Названная совокупность включает параметры, характеризующие содержание обучения и качество его усвоения. В учебном пособии раскрывается характеристика понятий «образовательная технология» и «технология обучения». Рассматриваются конкретные технологии обучения и этапы их реализации, которые применяются в начальной школе. Предлагаются примеры уроков по разным учебным предметам, показывающие возможности применения различных технологий обучения.
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает переосмысление профессиональной деятельности учителя с точки зрения организации учебы младших школьников. В соответствии со стандартом результаты образования становятся его системообразующим компонентом. Такое понимание позволило достаточно точно определить цель и основной результат начального образования, а именно развитие личности ученика на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Достижению обозначенной цели способствуют технологии образования, определяющие пути и способы личностного и познавательного развития учащихся. Гарантированность планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования является основой для самостоятельного успешного усвоения учениками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. В связи с вышесказанным особое место может быть отведено реализации технологий обучения в начальном образовании. Проблема применения педагогических технологий в образовательном процессе школы является одной из современных и быстро развивающихся проблем педагогики как науки. В предлагаемом статье раскрывается общая характеристика понятий «педагогическая технология», «образовательная технология» и «технология обучения», анализируются результаты исследования, связанные с применением технологий в деятельности учителя начальных классов. В дальнейшем изложении материала рассматриваются конкретные технологии обучения, которыми важно овладеть будущим педагогам. Каждая технология представляется с позиции раскрытия ее сущности и основных понятий, составляющих теоретическую основу, а также описываются этапы реализации технологии и приводятся
примеры уроков, показывающие возможности применения технологий обучения на уроках в начальной школе.
В настоящее время, понятие «технология» занимает устойчивое место в ряду других педагогических категорий. Технология — наука о мастерстве (от греч. techne — искусство, logos — наука, закон). Изучающие проблему технологий, чаще всего используют такие понятия, как «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения».
Сформулированных учеными, позволяет схематично представить основные признаки, выделяемые в данном педагогическом понятии: цель — система действий учителя и ученика — результат. Систему, включающую: диагностику представление планируемых результатов обучения; средства диагностики текущего состояния и тенденций ближайшего развития учащихся;
набор моделей обучения;
критерии выбора или построения оптимальной модели для данных конкретных условий.
Модель обучения, составляющая основу технологии, также является системой, в которую входят методы и организационные формы обучения, образующие ее дидактическую базу, и педагогическая техника, включающая средства и приемы.
Методика рассматривает общие дидактические явления и процессы при изучении конкретной учебной дисциплины и отвечает на вопросы: зачем, чему и как учить в конкретном учебном предмете. Технология отвечает на вопрос «как учить результативно?». Следовательно, технологии обучения — это раздел дидактики, который, возможно, станет самостоятельной учебной дисциплиной, имеющей свой предмет изучения. Если технология применяется в конкретном учебном предмете, то дидактические подходы реализуются в методике. При изучении одного и того же предмета (например, математика) могут применяться разные технологии обучения (педагогическая мастерская, проблемное обучение и пр.), и одна и та же технология (например, технология развития критического мышления) может быть реализована при изучении разных учебных предметов (русский язык, литературное чтение, окружающий мир). проблема технологий обучения все более активно рассматривается применительно к начальному образованию. Это объясняется современными тенденциями развития начальной школы, направленными на достижение ее приоритетной цели — развитие личности ученика. Важным условием развития младшего школьника является включение его в самостоятельную познавательную деятельность, в процессе которой осваиваются универсальные учебные действия и формируется самостоятельность как качество личности. Если исходить из того, что одним из
существенных признаков любой образовательной технологии является последовательность выполняемых учеником действий, то можно выявить большие возможности каждой технологии в организации самостоятельной деятельности учащихся, обеспечивающей развитие младшего школьника как субъекта его учебной деятельности. Интерактивные технологии обучения, это такая организация процесса обучения, в котором обязательно участие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников, процессе обучающего познания.
«Есть успех - есть и желание учиться. Особенно важно это на первом этапе обучения - в начальной школе, где ребёнок не умеет преодолевать трудности, где неудача приносит настоящее горе».
В.А. Сухомлинский.
REFERENCES
1.ХОЛИКОВ КБ. МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗАХ // №3(66) МАРТ 2021 .НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. ПРОБЛЕМЫ НАУКИ ACADEMY // 57-60 СТР.
2.ХОЛИКОВ КБ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ //
ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, 99: 21-2 (2020), C.58-61.
3.ХОЛИКОВ КБ. МУЗЫКА И ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ВЕСТНИК ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ/ 440- 443
4.ХОЛИКОВ К Б. ВОКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, ФИЛОСОФИИ XXI ВЕКА СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ/ 118-121 СТР.
5.ХОЛИКОВ КБ. «АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ». SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601 (280-284)
6.ХОЛИКОВ КБ. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ НА ФОНЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
7.ХОЛИКОВ КБ. «ВАЖНЕЙШИЕ ОБЩИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 21811601
8.ХОЛИКОВ К. Б. ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНОСТЬ ФОРМЫ. ЦЕЗУРА, ЕЕ ПРИЗНАКИ. ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКИ, ИХ ФОРМООБРАЗУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ. МЕЛОДИЯ. ТЕМА. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
9.ХОЛИКОВ К. Б. ВАЖНЕЙШИЕ ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
10. ХОЛИКОВ К. Б. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФУГИРОВАННЫХ ФОРМ. ТРОЙНЫЕ И ЧЕТВЕРНЫЕ ФУГИ. ФУГЕТТА И ФУГАТО. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601 (pp. 681-685)
11. ХОЛИКОВ К. Б. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДВОЙНЫЕ ФУГИ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601 (pp. 686689)
12. ХОЛИКОВ К. Б. ЗАДАЧИ ХОРА ДЛЯ ВЫРОЖДАЮЩЕГОСЯ НАГРУЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОСВЕННОГО, ПРОТИВОПОЛОЖНЕГО И ПАРАЛЛЕЛНО-ДВИГАЮЩЕГОСЯ ГОЛОСА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601 (pp. 690696)
13. ХОЛИКОВ К. Б. НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ, СВОДИМЫЕ К ВОКАЛНЫМ УПРАВЛЕНИЯМ ГОЛОСА, ПРИ КАНТРАПУНКТНОЙ МУЗЫКИ
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601(pp. 697704)
14. ХОЛИКОВ К. Б. ГАРМОНИЯ К УПРАЖНЕНИЮ ГОЛОСА ИХ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -ПРИ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601(pp. 705-709)
15. ХОЛИКОВ К. Б. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601 (pp. 710-714)
16. ХОЛИКОВ К. Б. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ НАПИСАНИИ ОБЩЕГО РЕШЕНИЯ ДИКТАНТА ПО ПРЕДМЕТУ СОЛЬФЕДЖИО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601 (pp. 734-742)
17. ХОЛИКОВ К. Б. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЗБЕКИСТАНА ПО СФЕРЕ ХОРОВОГО ИСКУССТВО СОЛЬФЕДЖИО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601 (pp. 722-727)
18. ХОЛИКОВ К. Б. МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА ТЯГОТЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ МНОГОГОЛОСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ МУЗЫКЕ
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601 (pp. 728733)
19. ХОЛИКОВ К. Б. ПОДБОР СОСТАВА ХОРА И ИЗУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 10- 13 ЛЕТ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
20. ХОЛИКОВ К. Б. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ ДЫХАНИЯ В ВОКАЛЬНОЙ ПЕНИИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
21. ХОЛИКОВ К. Б. ПРОБЛЕМАТИКА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА ОБЪЕКТОВ - МУЗЫКАНТОВ В СФЕРЕ ФОРТЕПИАНО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 21811601
22. ХОЛИКОВ К. Б. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
23. ХОЛИКОВ К. Б. НОВЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ ВОВРЕМЯ ПЕНИИ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
24. ХОЛИКОВ К. Б. ПРИРОДА ОТНОШЕНИЙ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ИНСТРУМЕНТОМ ВОЗБУЖДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ПРИ КОЛЛЕКТИВНОМ ПЕНИИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
25. ХОЛИКОВ К. Б. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ГАРМОНИИ И АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
26. ХОЛИКОВ К. Б. РОЛЬ ТЕОРЕТИЧНОСТИ И ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ, ГАРМОНИИ И ПОЛИФОНИИ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
27. ХОЛИКОВ К. Б. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ШКОЛЕ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
28. ХОЛИКОВ К. Б. СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
29. ХОЛИКОВ К. Б. О СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ТРЕХ АККОРДОВ - ТОНИКИ, СУБДОМИНАНТЫ И ДОМИНАНТЫ
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
30. ХОЛИКОВ К. Б. К ВОПРОСУ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ ОБ АДРЕСАТЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ХОРА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601