Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ментальные карты / языковые и профессиональные компетенции / лексические навыки / коммуникативные навыки / критическое и аналитическое мышление / языковой корпус / mind maps / language and professional competencies / lexical skills / communication skills / critical and analytical thinking / linguistic corpus

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузнецова Юлия Александровна

Рассматривается методический потенциал ментальных карт как средства формирования лингвистических, универсальных культурологических, мыслительных, а также профессиональных умений и компетенций у студентов-юристов. На начальном этапе работы с темой ментальные карты позволяют сформировать прочные лексические навыки у студентов. Одновременно происходит развитие аналитических навыков по систематизации и экспликации информации о лексических единицах по определенной теме. В дальнейшем ментальные карты становятся основой для развития рецептивных и продуктивных речевых умений на иностранном языке как в устной, так и в письменной форме. Они используются для формирования и развития умений грамотно, эффективно, культурно приемлемо решать коммуникативные задачи на иностранном языке в деловом общении. При этом происходит постепенное усложнение коммуникативных задач, которые ставятся перед студентами: от построения монологических репродуктивных высказываний к более творческим по своему характеру диалогическим высказываниям до развития умений, необходимых для ведения деловых игр, диспутов и дебатов, а также составления деловых писем и служебных документов, адресованных клиентам и коллегам. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что методика составления ментальных карт при работе над лексикой на занятиях по английскому языку показывает свою эффективность в качестве метода активного обучения профессиональной иноязычной коммуникации, направленного на развитие у обучающихся необходимых компетенций и связанных с ними навыков и умений, включающих умения межкультурного общения, критического мышления, поиска и анализа информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кузнецова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLYING THE TECHNOLOGY OF MIND-MAPS AT ENGLISH CLASSES IN ORDER TO FORM LANGUAGE AND PROFESSIONAL COMPETENCIES OF LAW STUDENTS

This article examines the methodological potential of mind maps as a means of forming linguistic, universal cultural and cognitive, as well as professional skills and competencies of law students. At the initial stage of working with the topic, mind maps help students to form lasting lexical skills. At the same time, analytical skills of systematizing and explicating information about lexical units on a specific topic are being developed. Then mind maps become the basis for the development of receptive and productive speech skills in a foreign language, both oral and written, and are used in order to form and develop skills to competently, effectively solve communicative tasks in a foreign language in business communication, respecting cultural features. At the same time, there is a gradual complication of the communicative tasks set for students: from monological reproductive statements, to more creative dialogical statements to the development of skills of taking part in business games, disputes and debates, as well as writing of business letters and memos addressed to clients and colleagues. The conducted research allows us to conclude that the method of mind maps shows its effectiveness when working on a lexical topic in English classes as a method of activity-based training in professional foreign language communication aimed at developing students’ necessary competencies and related skills and abilities, including the skills of intercultural communication, critical thinking, search and information analysis.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ»

УДК 37.013.32

DOI: 10.15593/2224-9389/2024.1.14

Научная статья

Ю.А. Кузнецова

Саратовская государственная юридическая академия, Саратов, Российская Федерация

Поступила: 10.01.2024 Одобрена: 26.02.2024 Принята к печати: 21.03.2024

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ

Рассматривается методический потенциал ментальных карт как средства формирования лингвистических, универсальных культурологических, мыслительных, а также профессиональных умений и компетенций у студентов-юристов. На начальном этапе работы с темой ментальные карты позволяют сформировать прочные лексические навыки у студентов. Одновременно происходит развитие аналитических навыков по систематизации и экспликации информации о лексических единицах по определенной теме. В дальнейшем ментальные карты становятся основой для развития рецептивных и продуктивных речевых умений на иностранном языке как в устной, так и в письменной форме. Они используются для формирования и развития умений грамотно, эффективно, культурно приемлемо решать коммуникативные задачи на иностранном языке в деловом общении. При этом происходит постепенное усложнение коммуникативных задач, которые ставятся перед студентами: от построения монологических репродуктивных высказываний к более творческим по своему характеру диалогическим высказываниям до развития умений, необходимых для ведения деловых игр, диспутов и дебатов, а также составления деловых писем и служебных документов, адресованных клиентам и коллегам.

Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что методика составления ментальных карт при работе над лексикой на занятиях по английскому языку показывает свою эффективность в качестве метода активного обучения профессиональной иноязычной коммуникации, направленного на развитие у обучающихся необходимых компетенций и связанных с ними навыков и умений, включающих умения межкультурного общения, критического мышления, поиска и анализа информации.

Ключевые слова: ментальные карты, языковые и профессиональные компетенции, лексические навыки, коммуникативные навыки, критическое и аналитическое мышление, языковой корпус.

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии / This work is licensed under Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).Эта

Yu.A. Kuznetsova Received: 10.01.2024

Accepted: 26.02.2024

Saratov State Law Academy, Published: 21032024

Saratov, Russian Federation

APPLYING THE TECHNOLOGY OF MIND-MAPS AT ENGLISH CLASSES IN ORDER TO FORM LANGUAGE AND PROFESSIONAL COMPETENCIES OF LAW STUDENTS

This article examines the methodological potential of mind maps as a means of forming linguistic, universal cultural and cognitive, as well as professional skills and competencies of law students. At the initial stage of working with the topic, mind maps help students to form lasting lexical skills. At the same time, analytical skills of systematizing and explicating information about lexical units on a specific topic are being developed. Then mind maps become the basis for the development of receptive and productive speech skills in a foreign language, both oral and written, and are used in order to form and develop skills to competently, effectively solve communicative tasks in a foreign language in business communication, respecting cultural features. At the same time, there is a gradual complication of the communicative tasks set for students: from monological reproductive statements, to more creative dia-logical statements to the development of skills of taking part in business games, disputes and debates, as well as writing of business letters and memos addressed to clients and colleagues.

The conducted research allows us to conclude that the method of mind maps shows its effectiveness when working on a lexical topic in English classes as a method of activity-based training in professional foreign language communication aimed at developing students' necessary competencies and related skills and abilities, including the skills of intercultural communication, critical thinking, search and information analysis.

Keywords: mind maps, language and professional competencies, lexical skills, communication skills, critical and analytical thinking, linguistic corpus.

Введение

Занятия по английскому языку в вузе нацелены на решение многочисленных образовательных, развивающих и воспитательных задач и развитие разнообразных лингвистических, культурологических, мыслительных, а также профессиональных умений и компетенций. Кроме чисто лингвистических целей (связанных с введением, закреплением и повторением фонетических, грамматических и лексических правил, отработкой навыков чтения, перевода, письма, восприятия и продуцирования речи) преподаватель иностранного языка призван развивать общекоммуникативные умения через разнообразные виды деятельности (монологическая, диалогическая, письменная речевая деятельность и т.д.), способствовать развитию аналитических способностей учащихся, мыслительных операций (анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать), а также содействовать воспитанию культуры общения, уважения к разным точкам зрения и культурам.

В центре внимания компетентностного подхода к обучению находится умение грамотно, эффективно решать коммуникативные задачи на иностранном языке в деловом устном и письменном общении как при межличностном,

так и при межкультурном взаимодействии [1]. Справедливо отмечается, что в современном мире именно мягкие коммуникативные умения очень востребованы в любой профессиональной сфере, так как коммуникация является «основой жизнеобеспечения каждой фирмы, организации, предприятия», так как «благодаря коммуникации осуществляются сбор, анализ и систематизация информации как внутри предприятия, так и за его пределами, обеспечивается необходимый уровень взаимодействия с деловыми партнерами, конкурирующими фирмами, потребителями, поставщиками, финансистами, клиентами» [2, с. 12-14]. Для ведения эффективной коммуникации необходимо овладеть всеми вышеперечисленными умениями.

Многозадачность современного образовательного процесса требует применения новых методик и технологий, которые помогали бы формированию сразу нескольких навыков и умений.

Технология создания ментальных карт (mind maps)

Британский психолог Тони Бьюзен стал автором методики запоминания, творчества и организации мышления, которую он назвал mind maps -карты ума (памяти). В российской традиции данный термин обычно переводится как «интеллект-карта», «интеллектуальная карта» или «ментальная карта». Главными ее составляющими являются радиантное мышление или нелинейный органический поток мысли, цвет, изображение и слова. В основе ментальной карты лежит ключевое слово, выражающее центральное понятие, далее от него отходят ветви с ассоциатами первого, второго, третьего и т.д. уровней. Ассоциаты выражены словами или словосочетаниями. При этом в классической методике составления ментальных карт используется большое число картинок, иллюстрирующих понятия карты, а также разнообразное цветовой оформление. При создании интеллектуальных карт, по мнению автора, имитируется сущность мыслительных процессов нашего мозга, активизируются оба полушария головного мозга, стимулируются память и творческое мышление [3].

По мнению исследователей технологии ментальных карт, данная методика не только способствует решению конкретных практических языковых задач (тренировка и запоминание лексики и грамматики в результате их эффективной визуализации) [4], но и развивает такие мыслительные компетенции высшего порядка, как аналитическое, критическое и творческое мышление [4-8], формирует коммуникативную компетенцию [6, 7, 9]. Работая над составлением ментальной карты, студенты учатся мыслить аналитически, устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения, сравнивать и проводить аналогии, креативно мыслить [5, 6, 8].

Ментальные карты являются не только инструментом систематизации и наглядной визуализации определенного пласта лексики, но и, что самое ценное, они становятся основой развития рецептивных и продуктивных речевых умений на иностранном языке для дальнейшего успешного построения устных (как монологических, так и диалогических) и письменных высказываний [4, 9]. Работа над созданием ментальной карты также повышает заинтересованность и мотивацию студентов к последующей содержательной коммуникации.

Использование достижений корпусной лингвистики для формирования лексической базы у студентов

Проблема отбора лексики для введения ее в активный и пассивный запас студентов является очень актуальной особенно в условиях ограниченного числа часов на определенную лексическую тему. Существенную помощь в ее решении может оказать использование данных лингвистических корпусов. Для преподавателя английского языка бесценным педагогическом материалом может служить Корпус современного американского английского языка (англ. Corpus of Contemporary American English, COCA) [10]. Он представляет собой самый полный электронный корпус текстов, дополнительным преимуществом которого является его общедоступность в бесплатном режиме.

На основе анализа существующей научной литературы о корпусной лингвистике О.Ю. Павлова дает следующее наиболее обобщенное определение языкового корпуса: «языковой корпус - это репрезентативная выборка текстов или их фрагментов, представляющая собой определенным образом унифицированный, структурированный и размеченный текстовый массив конечного объема, доступный в электронном формате и предназначенный для решения конкретных исследовательских задач» [11, с. 285]. В данном определении представлены такие основные характеристики языкового корпуса, как репрезентативность, сбалансированность, представительность, наличие разметки, электронный формат. Конкретизируя цели и задачи использования языковых корпусов, лингвисты отмечают, что корпусы являются незаменимыми инструментами, обеспечивающими научные исследования в области лексики, словообразования и грамматики [11-14], а также являются помощниками при обучении переводу (параллельные корпусы) [15].

Языковой корпус становится также ценным источником материала, используемого для практических целей преподавания языка: он позволяет на основе изучения частотности реального словоупотребления в естественной языковой среде сформировать списки активной лексики студентов, а также частотные списки терминов для использования в профессиональных курсах [13, 15]. При этом надежные статистические данные корпуса кроме чисто

лингвистической информации позволяют воссоздать типичный социокультурный контекст, в котором та или иная языковая единица чаще всего функционирует. Следовательно, можно понять фрагмент когнитивной картины мира, ассоциативно связанный с данной языковой единицей, обусловленный национальным менталитетом и сознанием народа, его ценностными ориентирами и другими особенностями мировоззрения [16]. В юридической терминологии, изучаемой на занятиях по английскому языку в правовых вузах, находит отражение правовая картина мира социума, так как данная терминология репрезентирует правовые научные знания, а также фиксирует социально приемлемые и социально неприемлемые явления действительности, а также отношение общества к явлению, обозначенному термином [17]. Представленные в языковом корпусе частотные коллокации с тем или иным юридическим термином позволяют выявить наиболее коммуникативно значимые языковые ситуации, в которых данный термин используется в соответствующей правовой культуре и, таким образом, создают широкие возможности для рассмотрения языковых явлений через их тесную связь с культурой человека и народа в целом [16]. Таким образом, языковой корпус позволяет не только сформировать список наиболее актуальных для социума, коммуникативно релевантных терминологических сочетаний, но и глубже понять социально-культурный контекст, в котором они используются, и, следовательно, на их основе перейти к формированию навыков и умений межкультурного общения, критического мышления, поиска, оценки и анализа информации.

Примерные этапы работы с ментальными картами по теме "Types of Evidence"

Ментальные карты можно использовать на всех этапах изучения лексической темы с разными целями и задачами, степенью творчества и проработанности деталей.

Например, работу с темой "Types of Evidence" можно начать с введения активной лексики и составления с ней предварительной ментальной карты. При составлении списка активной лексики преподавателю рекомендуется пользоваться данными языкового корпуса о наиболее частотных коллокациях с ключевым термином данной темы (термином evidence), а также включать некоторые ключевые термины из текстов по данной теме и аудиоматериалов, используемых на занятиях. Так, Корпус современного американского английского языка позволяет сделать вывод о том, что наибольшей частотностью употребления отличаются глагольные коллокации с термином evidence, например, c такими глаголами, как find, provide, suggest, support, show, present, base, indicate, point, gather, prove, exist, collect, destroy, examine, ignore, obtain, uncover, conceal, fabricate, summarize. Далее немного меньшей

частотностью отличаются словосочетания с прилагательными, среди которых выделим следующие: scientific, physical, strong, empirical, clear, available, far, hard, circumstantial, compelling, convincing, forensic, insufficient, biological, photographic, admissible. Словосочетания с существительными встречаются реже, наиболее частотными из них являются piece of evidence, lack of evidence, claim of evidence, crime evidence, trial evidence, absence of evidence, witness evidence, existence of evidence. Необходимо отметить, что юридические термины в процессе взаимодействия с другими терминами также раскрывают свой социокультурный потенциал, помогая понять, какие аспекты действительности являются наиболее коммуникативно значимыми, интересуют и волнуют общество, какое место данное понятие занимает в культуре общества и каким образом оно оценивается [16].

На начальном этапе введения основной лексики по теме составленная с ее помощью ментальная карта может иметь пока самый обобщенный характер, но при этом студенты имеют возможность максимально креативно подойти к ее созданию, а также обсудить друг с другом возможные принципы группировки слов и словосочетаний и основные ассоциации, с ними связанные. Можно предложить составить ментальную карту совместно всей группой студентов. Основные задачи на данном этапе - тренировка и запоминание новой лексики через ее анализ, систематизацию и категоризацию, установление причинно-следственных связей, сравнение и установление аналогий. Термин evidence, конечно же, расположим в центре нашей ментальной карты, и, используя идеи студентов, будем прорисовывать и подписывать сначала более крупные, а затем более мелкие ответвления. Наиболее естественно первые две ветви назвать «действия» (actions) и «виды доказательств» (types of evidence) с их дальнейшими классификациями. В результате данной работы создается яркая легко визуализируемая картина (рисунок), в которую включены практически все термины по данной теме, что способствует их более легкому запоминанию. Многократные повторения данной лексики при дальнейшей работе с ментальной картой на последующих этапах создают интервальное повторение лексики, способствуя ее включению в долговременную память. Ниже приведен возможный вариант ментальной карты "Evidence. Types of Evidence".

Процесс создания данной предварительной ментальной карты также дает возможность развивать культурно обусловленные коммуникативные умения и навыки критического и аналитического мышления, позволяя поразмышлять, например, о том, как собираются доказательства в разных странах, на что они могут указывать, какими могут быть доказательства, что происходит в том случае, когда доказательства скрываются или фабрикуются.

На последующих этапах после знакомства с тематическими текстами и видеоматериалами, в которых описываются основные характеристики дока-

зательств и приводятся классификации доказательств, принятые в правовой науке разных стран, ментальная карта корректируется и дополняется студентами в процессе самостоятельной индивидуальной работы.

Рис. Ментальная карта "Evidence. Types of Evidence"

Скорректированные ментальные карты уже создаются с опорой на научные данные и умения студентов их анализировать и структурировать, выделять главное, выявлять черты сходства и различия. При этом, опираясь на созданные ими ментальные карты с терминами, студенты могут составить монологические высказывания по различным аспектам темы, например, рассказать о свойствах доказательств, различиях между отдельными видами доказательств, о том, как собираются и хранятся доказательства, оценить их убедительную силу, сравнить культурно-правовые картины мира в своей

стране и странах изучаемого языка. Также можно предложить студентам проанализировать различные криминалистические ситуации и собранные доказательства, оценить их вид и степень надежности, а также допустимости в суде.

Наконец, на заключительном этапе работы с данной лексической темой созданные студентами ментальные карты помогают сформировать целостное восприятие темы, которое позволяет выйти на более высокий уровень обобщения и коммуникации на английском языке по данной теме. Так, можно предложить провести деловую игру-обсуждение имеющихся по судебному делу доказательств, в которой несколько юристов, представляющих стороны по делу, пытаются обосновать убедительную силу собранных ими доказательств, а вторая сторона - опровергнуть ее. Интересно было бы выявить сходства и различия в подобных оценках юристов в разных странах. Результаты обсуждения можно изложить впоследствии в деловом письме клиенту или служебной записке другому юристу. Подвести итоги по теме можно проведением дискуссии или дебатов по одному или нескольким полемичным аспектам темы, например, дискуссию о достоверности свидетельских показаний.

Заключение

В работе показано, как технология создания ментальных карт, включенная в преподавание иностранного языка в сфере юриспруденции, способствует развитию языковых, универсальных и профессиональных компетенций. Применение ментальных карт на занятиях развивает не только лексические навыки, но и коммуникативные умения, а также умение анализировать, обобщать и систематизировать материал, строить умозаключения и креативно мыслить, что свидетельствует об эффективности данной технологии в преподавании и изучении иностранного языка для профессиональных целей у студентов-юристов.

Список литературы

1. Игнаткина, А.Л. Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку в сфере юриспруденции с применением метода кейс-стади / А. Л. Игнаткина // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. - 2023. -№ 1. - С. 33-45.

2. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А.П. Панфилова. - СПб.: Знание, 2004. - 493 с.

3. Бьюзен, Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления: пер. с англ. / Т. Бьюзен. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 208 с.

4. Щипицина, Л.Ю. Использование ментальных карт для развития лексического навыка у студентов вуза: параметры создания и критерии оценивания / Л.Ю. Щипицина // Ярослав. пед. вестник. - 2023. - № 2 (131). - С. 73-80.

5. Нежведилова, Л. А. Применение интеллект-карт при обучении английскому языку студентов 1-11 курсов неязыковых вузов / Л.А. Нежведилова // Молодой ученый. - 2015. - № 8 (88). - С. 1009-1012.

6. Прокофьева, О.Г. К вопросу о способах развития креативного мышления на занятиях по английскому языку / О.Г. Прокофьева // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2018. - № 11. - С. 113-118.

7. Ибрагимова, Р.М. Интеллект-карта как средство формирования семантического поля при обучении языкам / Р.М. Ибрагимова // Инновационные научные исследования: сетевой журнал. - 2021. - № 5-1(7). - C. 169-174.

8. Абраменко, О.В. Интеллект-карты как средство визуализации в обучении русской грамматике иностранных студентов начального этапа обучения / О.В. Абраменко, С.Э. Надха // Наука и школа. - 2017. - № 6. - С. 100-106.

9. Рассада, С.А. Использование модели семантических полей и лексико-темати-ческих карт в процессе обучения иноязычной лексике / С.А. Рассада, О.В. Фрезе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2017. - № 5. - С. 137-143.

10. Corpus of Contemporary American English [Электронный ресурс]. - URL: https://www.english-corpora.org/coca/ (дата обращения: 20.12.2023).

11. Павлова, О.Ю. Использование языковых корпусов в обучении иностранному языку / О.Ю. Павлова // Язык и культура. - 2021. - № 54. - С. 283-298.

12. Черепанова, А.И. Корпусные технологии в изучении английского языка [Электронный ресурс] / А.И. Черепанова. - URL: https://core.ac.uk/download/pdf/53080316.pdf (дата обращения: 24.12.2023).

13. Кузнецова, Э.К. Возможности использования лингвистического корпуса в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе / Э.К. Кузнецова // Казанский вестник молодых ученых. - 2020. - Т. 4, № 3. - С. 38-49.

14. Чернякова, Т.А. Использование лингвистического корпуса в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / Т.А. Чернякова. - URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/ispolzovanie-lingvisticheskogo-korpusa-v-obuchenii-inostrannomu-yazy-ku/viewer (дата обращения: 24.12.2023).

15. Ушакова, Н.В. Применение корпусов текстов в обучении иностранному языку / Н. В. Ушакова, Е. П. Курчева // Актуальные проблемы современного образования: материалы VII Междунар. науч.-метод. конф.; Воронеж, 20 апреля 2015 г. -Воронеж, 2015. - С. 111-114.

16. Кузнецова, Ю.А. Социокультурный потенциал юридических коллокаций / Ю.А. Кузнецова // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. - 2022. -№ 1. - С. 50-58.

17. Волгина, Е.В. Концепт "offence" в английской юридической терминологии: гендерный аспект / Е.В. Волгина // Язык и мир изучаемого языка: сборник научных статей. Вып. 8. - Саратов, 2017. - С. 13-17.

References

1. Ignatkina A.L. Realizatsiia kompetentnostnogo podkhoda v obuchenii angliis-komu iazyku v sfere iurisprudentsii s primeneniem metoda keis-stadi [Implementation of the competence-based approach in teaching English for legal purposes applying the case-study method]. PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, 2023, no. 1, pp. 33-45.

2. Panfilova A.P. Delovaia kommunikatsiia v professional'noi deiatel'nosti [Business communication in professional activities]. St. Petersburg, Znanie, 2004, 493 p.

3. Buzan T. Mind map mastery: The complete guide to learning and using the most powerful thinking tool in the universe (Russ. ed.: B'iuzen T. Intellekt-karty. Polnoe rukovodstvo po moshchnomu instrumentu myshleniia. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber, 2019, 208 p.).

4. Shchipitsina L.Iu. Ispol'zovanie mental'nykh kart dlia razvitiia leksicheskogo na-vyka u studentov vuza: parametry sozdaniia i kriterii otsenivaniia [Vocabulary mind-maps in developing vocabulary proficiency in university students: Development parameters and assessment criteria]. Iaroslavskiipedagogicheskii vestnik, 2023, no. 2 (131), pp. 73-80.

5. Nezhvedilova L.A. Primenenie intellekt-kart pri obuchenii angliiskomu iazyku studentov I-II kursov neiazykovykh vuzov [The use of mind maps in teaching English to first- and second-year students of non-linguistic universities]. Molodoi uchenyi, 2015, no. 8 (88), pp. 1009-1012.

6. Prokofeva O.G. K voprosu o sposobakh razvitiia kreativnogo myshleniia na za-niatiiakh po angliiskomu iazyku [Considering the question of methods of evolving creative thinking in English classes]. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGIuA), 2018, no. 1, pp. 113-118.

7. Ibragimova R.M. Intellekt-karta kak sredstvo formirovaniia semanticheskogo po-lia pri obuchenii iazykam [Mind-maps as a way of forming semantic field in learning foreign languages]. Innovatsionnye nauchnye issledovaniia: setevoi zhurnal, 2021, no. 5-1(7), pp. 169-174.

8. Abramenko O.V., Nadkha S.E. Intellekt-karty kak sredstvo vizualizatsii v obuchenii russkoi grammatike inostrannykh studentov nachal'nogo etapa obucheniia [Mind maps as a vizualization tool in teaching Russian grammar for starter level foreign students]. Nauka i Shkola, 2017, no. 6, pp. 100-106.

9. Rassada S.A., Freze O.V. Ispol'zovanie modeli semanticheskikh polei i leksiko-tematicheskikh kart v protsesse obucheniia inoiazychnoi leksike [The usage of the model of semantic fields and mindmaps in teaching foreign vocabulary]. Nauka o cheloveke: guman-itarnye issledovaniia, 2017, no. 5, pp. 137-143.

10. Corpus of Contemporary American English. Available at: https://www.english-corpora.org/coca/ (accessed 20.12.2023).

11. Pavlova O.Iu. Ispol'zovanie iazykovykh korpusov v obuchenii inostrannomu iazyku [Linguistic corpora in foreign language teaching]. Iazyk i kul'tura, 2021, no. 54, pp. 283-298.

12. Cherepanova A.I. Korpusnye tekhnologii v izuchenii angliiskogo iazyka [Corpus technologies in learning English]. Available at: https://core.ac.uk/download/pdf/ 53080316.pdf (accessed 24.12.2023).

13. Kuznetsova E.K. Vozmozhnosti ispol'zovaniia lingvisticheskogo korpusa v obuchenii inostrannym iazykam v neiazykovom vuze [Possibilities of using the linguistic corpus in foreign language teaching in a non-linguistic university]. Kazanskii vestnik mo-lodykh uchenykh, 2020, vol. 4, no. 3, pp. 38-49.

14. Cherniakova T.A. Ispol'zovanie lingvisticheskogo korpusa v obuchenii inostrannomu iazyku [The use of linguistic corpus in teaching a foreign language]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-lingvisticheskogo-korpusa-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku/viewer (accessed 24.12.2023).

15. Ushakova N.V., Kurcheva E.P. Primenenie korpusov tekstov v obuchenii in-ostrannomu iazyku [The use of text corpora in foreign language teaching]. Aktual'nye prob-lemy sovremennogo obrazovaniia. Proc. of 7th Int. Acad. Conf. (Voronezh, April 20th, 2015). Voronezh, 2015, pp.111-114.

16. Kuznetsova Iu.A. Sotsiokul'turnyi potentsial iuridicheskikh kollokatsii [Soci-ocultural potential of legal collocations]. PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, 2022, no. 1, pp. 50-58.

17. Volgina E.V. Kontsept "offence" v angliiskoi iuridicheskoi terminologii: gen-dernyi aspekt [The concept of "offence" in English legal terminology: Gender aspect]. Iazyk i mir izuchaemogo iazyka: sbornik nauchnykh statei, Saratov, 201^7, iss. 8, pp. 13-17.

Сведения об авторе

КУЗНЕЦОВА Юлия Александровна

e-mail: kuznetsova.julya@mail.ru

Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Саратовская государственная юридическая академия (Саратов, Российская Федерация)

About the authors

Yulia A. KUZNETSOVA

e-mail: kuznetsova.julya@mail.ru

Cand. Sc. (Philology), Department of Foreign Languages, Saratov State Law Academy (Saratov, Russian Federation)

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Вклад автора. 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Кузнецова, Ю.А. Применение технологии ментальных карт на занятиях по английскому языку при формировании языковых и профессиональных компетенций у студентов-юристов / Ю.А. Кузнецова // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. - 2024. - № 1. - С. 176-186.

Please cite this article in English as:

Kuznetsova Yu.A. Applying the technology of mind-maps at English classes in order to form language and professional competencies of law students. PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, 2024, no. 1, pp. 176-186 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.