Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТАКСОНОМИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ БЛУМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ПРИМЕНЕНИЕ ТАКСОНОМИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ БЛУМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
709
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКСОНОМИЯ БЛУМА / ЗНАНИЕ / ПОНИМАНИЕ / ПРИМЕНЕНИЕ / СИНТЕЗ / АНАЛИЗ / КАТЕГОРИЯ / АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КРИТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / КОГНИТИВНЫЙ НАВЫК / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МЕТОД ОЦЕНКИ / ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Итинсон Кристина Сергеевна, Чиркова Вера Михайловна

Таксономия образовательных целей Блума представляет собой один из наиболее широко применяемых способов организации уровней знаний и использует многоуровневую шкалу для их выражения, необходимого для достижения каждого измеримого результата учащегося. Подобная организация измеримых результатов обучения позволяет выбрать подходящие методы оценки для каждого конкретного курса. Авторы статьи изучили шесть основных категорий Блума: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка, которые варьируются от когнитивных навыков более низкого уровня (знать и понимать) до когнитивных навыков более высокого порядка (применять, анализировать, оценивать, создавать). Эти категории подразумевают путь от простого (запомнить) к сложному (создать), и от конкретного к абстрактному. Авторы статьи утверждают, что проведенный анализ теоретических источников, посвященных рассмотрению таксономии Б. Блума, даёт возможность показать важнейшую взаимосвязь между четким сформулированными требованиями к результатам обучения и качеством профессиональной подготовки студентов. Практической значимостью статьи является разработка авторами таксономии образовательных целей Блума применительно к изучению иностранных языков в вузе. В статье использованы методы комплексного теоретического и описательного анализа. В заключение авторы приходят к выводу, что таксономия Блума - это прекрасный способ описать степень, в которой педагоги хотят, чтобы учащиеся понимали и использовали образовательные концепции, а также продемонстрировать определенные ценности и интересы. Очень важно, чтобы каждый преподаватель мог определить тот уровень знаний студентов, который он от них ожидает получить, потому как, это помогает установить, какие методы оценки в классе наиболее подходят для курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Итинсон Кристина Сергеевна, Чиркова Вера Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLYING THE TAXONOMY OF EDUCATIONAL GOALS OF BLOOM IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

Bloom's taxonomy of educational goals is one of the most widely used ways of organizing levels of knowledge and uses a multi-level scale to express them, necessary to achieve each measurable student result. This organization of measurable training results allows you to choose the appropriate evaluation methods for each particular course. The authors of the article examined six main categories of Bloom: knowledge, understanding, application, analysis, synthesis, assessment, which range from lower-level cognitive skills (to know and understand) to higher-order cognitive skills (to apply, analyze, evaluate, create). These categories imply a path from simple to complex, and from concrete to abstract. The authors of the article argue that the analysis of theoretical sources devoted to the consideration of B. Bloom's taxonomy makes it possible to show the most important relationship between clear formulated requirements for educational results and the quality of professional training of students. The practical significance of the article is authors develop the taxonomy of Bloom's educational goals in relation to teaching foreign languages at the university. The article uses methods of complex theoretical and descriptive analysis. In conclusion, the authors conclude that Bloom's taxonomy is an excellent way to describe the degree, which educators want students to understand and use educational concepts, as well as demonstrate certain values and interests. It is very important that each teacher can determine the level of knowledge students expect from them, because, it helps to determine which assessment methods in the classroom are most suitable for the course.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТАКСОНОМИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ БЛУМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

ITINSON Kristina Sergeevna and others

APPLYING THE TAXONOMY OF EDUCATIONAL...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

V7TK" I ©,2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

■ |(сс) VXJ С5У Tbs is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0027 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ПРИМЕНЕНИЕ ТАКСОНОМИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ БЛУМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 777287 SPIN: 5121-8467 ORCID: 0000-0003-3039-9609

ИТИНСОН Кристина Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры

иностранных языков Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, 3, e-mail: bkristina89@gmail.com) AuthorlD: 538937 SPIN: 1324-6140 ORCID: 0000-0002-5212-772X

ЧИРКОВА Вера Михайловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры

«Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, 3, e-mail: michutka.2010@yandex.ru) Аннотация. Таксономия образовательных целей Блума представляет собой один из наиболее широко применяемых способов организации уровней знаний и использует многоуровневую шкалу для их выражения, необходимого для достижения каждого измеримого результата учащегося. Подобная организация измеримых результатов обучения позволяет выбрать подходящие методы оценки для каждого конкретного курса. Авторы статьи изучили шесть основных категорий Блума: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка, которые варьируются от когнитивных навыков более низкого уровня (знать и понимать) до когнитивных навыков более высокого порядка (применять, анализировать, оценивать, создавать). Эти категории подразумевают путь от простого (запомнить) к сложному (создать), и от конкретного к абстрактному. Авторы статьи утверждают, что проведенный анализ теоретических источников, посвященных рассмотрению таксономии Б. Блума, даёт возможность показать важнейшую взаимосвязь между четким сформулированными требованиями к результатам обучения и качеством профессиональной подготовки студентов. Практической значимостью статьи является разработка авторами таксономии образовательных целей Блума применительно к изучению иностранных языков в вузе. В статье использованы методы комплексного теоретического и описательного анализа. В заключение авторы приходят к выводу, что таксономия Блума - это прекрасный способ описать степень, в которой педагоги хотят, чтобы учащиеся понимали и использовали образовательные концепции, а также продемонстрировать определенные ценности и интересы. Очень важно, чтобы каждый преподаватель мог определить тот уровень знаний студентов, который он от них ожидает получить, потому как, это помогает установить, какие методы оценки в классе наиболее подходят для курса.

Ключевые слова: таксономия Блума, знание, понимание, применение, синтез, анализ, категория, активное обучение, критическая педагогика, когнитивный навык, иностранный язык, интеллектуальное развитие, метод оценки, цель обучения, педагогический процесс, педагогическая мотивация, образовательная цель.

APPLYING THE TAXONOMY OF EDUCATIONAL GOALS OF BLOOM IN THE PROCESS OF

TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

© Author(s) 2021

ITINSON Kristina Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, senior lectures of the department of

foreign languages Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: bkristina89@gmail.com) CHIRKOVA Vera Michailovna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department of

"Russian language and speech culture" Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: michutka.2010@yandex.ru) Abstract. Bloom's taxonomy of educational goals is one of the most widely used ways of organizing levels of knowledge and uses a multi-level scale to express them, necessary to achieve each measurable student result. This organization of measurable training results allows you to choose the appropriate evaluation methods for each particular course. The authors of the article examined six main categories of Bloom: knowledge, understanding, application, analysis, synthesis, assessment, which range from lower-level cognitive skills (to know and understand) to higher-order cognitive skills (to apply, analyze, evaluate, create). These categories imply a path from simple to complex, and from concrete to abstract. The authors of the article argue that the analysis of theoretical sources devoted to the consideration of B. Bloom's taxonomy makes it possible to show the most important relationship between clear formulated requirements for educational results and the quality of professional training of students. The practical significance of the article is authors develop the taxonomy of Bloom's educational goals in relation to teaching foreign languages at the university. The article uses methods of complex theoretical and descriptive analysis. In conclusion, the authors conclude that Bloom's taxonomy is an excellent way to describe the degree, which educators want students to understand and use educational concepts, as well as demonstrate certain values and interests. It is very important that each teacher can determine the level of knowledge students expect from them, because, it helps to determine which assessment methods in the classroom are most suitable for the course.

Keywords: Bloom's taxonomy, knowledge, understanding, application, synthesis, analysis, category, active learning, critical pedagogy, cognitive skill, foreign language, intellectual development, evaluation method, learning goal, pedagogical process, pedagogical motivation, educational goal.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Большинство средних и высших учебных заведений

придерживаются традиционных методов обучения, когда преподаватель учит студентов, а студенты обучаются. Преподаватель объясняет новую тему, студенты внимательно слушают, иногда задают вопросы, таким

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37) p-ISSN: 2309-1754; г-ШБЫ: 2712-8474

ИТИНСОН Кристина Сергеевна и другие ПРИМЕНЕНИЕ ТАКСОНОМИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ...

образом, обучающиеся являются пассивными «объектами» процесса обучения, которые слушают лекции, читают учебники, смотрят обучающие видео или презентации. Однако в процессе активного обучения студенты должны самостоятельно искать решения поставленных задач под контролем преподавателя. Такие задачи более высокого уровня лучше всего описаны с помощью таксономии Блума, которая повлияла на создание особого вида педагогики - критической педагогики.

Таксономия образовательных целей Блума представляет собой один из наиболее широко применяемых способов организации уровней знаний и использует многоуровневую шкалу для их выражения, необходимого для достижения каждого измеримого результата учащегося. Подобная организация измеримых результатов обучения позволяет выбрать подходящие методы оценки для каждого конкретного курса.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Во второй половине XX века Бенджамин Блум предложил категории образовательных целей, получивших название таксономии Блума, которая применялась поколениями преподавателей и используется педагогами в настоящее время. Блум предложил шесть основных категорий: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка, которые варьируются от когнитивных навыков более низкого уровня (знать и понимать) до когнитивных навыков более высокого порядка (применять, анализировать, оценивать, создавать). Эти категории подразумевают путь от простого (запомнить) к сложному (создать), и от конкретного к абстрактному. Уровень знаний организован с точки зрения возрастающей сложности, так что более высокий уровень знаний предполагает более сложное оценивание результатов обучения. Таксономия Блума изучается и применяется на практике следующими учеными: Буевич О.В., Гаврилова И.В., Петрова Т.А., Шевелева П.Е., Ганеева А.Р., Уксусов М.А., Кобцева С.А., Владимирова Е.В., Глотова М.Ю., Самохвалова Е.А., Толмачева Н.А., Кузовова Н.Л., Антипенко В.М., Котович Л.В. [1-9].

Султанова Г.С. в своей статье рассматривает таксономию учебных целей Б. Блума как инструмент интеллектуального развития студентов. Представляя ее структуру и раскрывая основные уровни, автор показывает, что построение педагогического процесса на основе этой таксономии дает возможность педагогу развивать персональную профессионально-педагогическую мотивацию и сосредотачиваться на трех ключевых областях деятельности по интеллектуальному развитию обучающихся. При этом их включение в совместную деятельность по постановке и реализации учебных целей различного уровня не только обеспечивает развитие интеллектуальных способностей учащихся, но и помогает осмыслению интеллектуального опыта педагогов и становлению у них профессионального образа мира [10].

Обосновывается актуальность исследования. Актуальность статьи обусловлена последними современными тенденциями, наметившимися в нашей стране и в мире, которые касаются модернизации всех сфер образования. Задача качественной подготовки профессиональных кадров, способных найти свое место на рынке труда в непростых условиях пандемии остро стоит на повестке дня. Проведенный анализ теоретических источников, посвященных рассмотрению таксономии Б. Блума, даёт возможность показать важнейшую взаимосвязь между четким сформулированными требованиями к результатам обучения и качеством профессиональной подготовки студентов.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Для достижения по-

ставленной цели необходимо провести анализ научных изысканий отечественных и зарубежных ученых, чтобы оценить перспективы и возможности использования таксономии Блума для повышения качества процесса обучения в вузе [12-16].

Используемые методы, методики и технологии. В статье использованы методы комплексного теоретического и описательного анализа. Авторы статьи разрабатывают таксономию образовательных целей Блума применительно к изучению иностранных языков в вузе.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Рассмотрим авторские пояснения о содержании основных категорий «Таксономии образовательных целей» (рисунок 1).

Рисунок 1 - Таксономия Блума

«Знание» включает в себя изучение законов, идей, процедур, теорий. «Понимание» означает интерпретацию или экстраполирование идеи, не обращая внимания на результаты и последствия, взаимосвязи, не абстрагируясь на другие ситуации. Под «применением» понимается использование абстракций в определенных и конкретных ситуациях. «Анализ» представляет собой разделение полученных знаний на составляющие элементы или части таким образом, чтобы понять относительную иерархию идей и определить зависимость между высказанными идеями. «Синтез» включает в себя объединение элементов и частей для получения одного целого, использование нескольких источников для интеграции сложных идей в одну новую и значимую концепцию с учетом заданных ограничений. И, наконец, «оценка» порождает суждения по идеям или методам с использованием внешних доказательств или критериев, обоснованных наблюдениями и опытом [1719].

Таксономия Блума является мощным инструментом для разработки целей обучения, поскольку она объясняет сам образовательный процесс. Так, прежде чем понять концепцию, ее необходимо запомнить. Затем, чтобы использовать эту концепцию на практике, её следует сначала понять. В дальнейшем, чтобы оценить процесс, его нужно проанализировать. И после всего, чтобы сделать точный вывод, необходимо пройти тщательную оценку.

Тем не менее, в практике преподавания педагоги обычно начинают с навыков более низкого порядка и постепенно проходят через всю таксономию для каждой концепции, которую представляют в своем курсе, что является утомительным как для преподавателя, так и для учащихся! Вместо этого более практично начинать с рассмотрения уровня, на котором уже находятся учащиеся курса.

Таксономия образовательных целей Блума применительно к изучению иностранных языков представлена в виде таблицы 1.

Таблица 1 - Таксономия Блума применительно к изучению иностранных языков в вузе

ITINSON Kristina Sergeevna and others

APPLYING THE TAXONOMY OF EDUCATIONAL..

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

Уровень Блума Ключевые глаголы (ключевые слова) Пример цели обучения

Создавать проектировать, формулировать, строить, изобретать, создавать, сочинять, генерировать, выводить, изменять, разрабатывать Обучающийся может составить собственное монологическое/диалогическое высказывание по изученной теме

Оценивать выбирать, поддерживать, соотносить, определять, защищать, судить, оценивать, сравнивать, противопоставлять, аргументировать, оправдывать, поддерживать, убеждать, выбирать, оценивать Ученик может отстаивать свою точку зрения по предложенной теме на иностранном языке

Анализировать классифицировать, разбивать, категоризировать, анализировать, составлять диаграммы, иллюстрировать, критиковать, упрощать, ассоциировать Учащийся способен составить интеллект-карту к слову или понятию

Применять рассчитывать, прогнозировать, применять, решать, иллюстрировать, использовать, демонстрировать, определять, моделировать, выполнять, представлять Студент способен представить доклад по выбранной им самим теме или выполнить творческий проект совместно с преподавателем

Понимать описывать, объяснять, перефразировать, перефразировать, приводить оригинальные примеры, резюмировать, противопоставлять, интерпретировать, обсуждать. Учащийся может участвовать в обсуждении проблемы или вопроса на иностранном языке

Помнить список, декларация, наброски, определение, имя, соответствие, цитата, отзыв, идентификация, маркировка, признание Ученик применяет полученные знания непосредственно в процессе общении на иностранном языке за пределами учебного заведения

Рекомендации, построенные вокруг таксономии Блума, предполагают, что глаголы в каждой категории описывают прогрессивное развитие когнитивных навыков. Глаголы на более низких уровнях таксономии Блума означают приобретение знаний и фактов, в то время как глаголы на более высоких уровнях таксономии Блума рассматривают сложные навыки мышления, включая применение знаний к практическим проблемам, анализ различных интерпретаций и создание новых знаний или альтернативных предложений существующих правил [20].

Например, низкий уровень «запоминания» может быть оценен с помощью простого теста с множественным выбором, но более высокий уровень оценки потребует более качественных письменных ответов, презентаций или устных обсуждений, чтобы получить достоверные результаты. В контексте конкретного вопроса или задачи глаголы действия, которые мы связываем с уровнями таксономии Блума, имеют специфические и однозначные значения. Вырванные из контекста, эти глаголы теряют свою специфику.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Зарубежные исследователи высказывают предположение, что таксономия может быть наиболее полезной для той категории преподавателей, которые уже прошли через определенные шаги в осмыслении образовательных целей и учебной программы. Некоторые методисты выражают своё опасение по поводу того, что таксономия может привести к фрагментации и атомизации образовательных целей, так как части, окончательно включенные в классификацию, могут сильно отличаться от более масштабных целей, поставленных в самом начале.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Таксономия Блума - это прекрасный способ описать степень, в которой педагоги хотят, чтобы учащиеся понимали и использовали образовательные концепции, а также продемонстрировать определенные ценности и интересы. Очень важно, чтобы каждый преподаватель мог определить тот уровень знаний студентов, который он от них ожидает получить, потому как, это помогает определить, какие методы

оценки в классе наиболее подходят для курса. Наиболее распространенная форма оценивания знаний учащихся, используемая на вводных курсах в университете, тесты с несколькими вариантами ответов, может быть вполне адекватной для оценки знаний и понимания, но этот тип оценки часто оказывается недостаточным, когда преподаватели хотят оценивать знания студентов на более высоких уровнях.

Таким образом, часто используемые методы оценивания, возможно, предоставляют средства для выставления оценок, но в действительности не дают преподавателям адекватной обратной связи для определения того, достигают ли студенты целей курса. Обычно это происходит из-за сочетания отсутствия формализованных целей с самого начала, отсутствия преобразования этих целей в результаты, которые можно измерить, и неиспользования методов оценки, способных измерить ожидаемые результаты учащихся с учетом уровней знаний, необходимых для их достижения. Используя модель разработки курса при помощи таксономии Блума, мы можем с большей уверенностью гарантировать, что учебная программа, методы обучения и методы оценки в классе должным образом согласованы с целями курса.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Система оценки играет значительную роль в улучшении образовательного процесса школ, колледжей, вузов. Таксономия Блума представила на обсуждение шесть стадий обучения, начиная от более низких степеней, то есть, запоминание, понимание и обращение к более высоким областям, то есть, анализу, оценке, объединение которых повлияет на качество процесса обучения и, собственно, на методы оценивания знаний студентов.

Дальнейшего изучения требуют вопросы, связанные с расширением возможностей использования таксономии Блума при создании рабочих программ дисциплины. Однако, таксономию Блума не нужно применять исключительно после определения целей курса. Таксономия Блума и слова, связанные с ее различными категориями, могут помочь в самом процессе определения целей. Таким образом, таксономия Блума может использоваться итеративно, чтобы сначала сформулировать, а затем уточнить цели курса. Наконец, таксономия Блума может быть применена для определения того, какие методы оценки в классе наиболее подходят для измерения этих целей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Буевич О.В. Систематизация интернет-технологий для решения профессиональных задач учителя-словесника по таксономии Блума //Южно-уральские научные чтения. 2016. №1(2). С.15-22.

2. Гаврилова И.В. Применение таксономии Б. Блума в процессе обучения решению алгоритмических задач // Академия педагогических идей Новация. 2019. №2. С. 39-43.

3. Петрова Т.А. Формирование заданий при обучении экономике в школе с использованием таксономии Блума //Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 2(24). С. 146-150.

4. Шевелева П.Е., Ганеева А.Р. Проектирование учебных заданий по математике на основе таксономии Блума // материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы информатизации физико-математического образования». 2016. С. 280-282.

5. Уксусов М.А., Кобцева С.А. Таксономия Блума в преподавании иностранного языка // сборник научных статей «Язык. Речь. Коммуникация». 2016. С. 196-200.

6. Владимирова Е.В. Роль таксономии Блума в освоении иностранного языка студентами юридического вуза // сборник научных трудов «Инновационные внедрения в области педагогики и психологии». 2018. С. 14-16.

7. ГлотоваМ.Ю., Самохвалова Е.А. Цифровая таксономия Блума и модель цифровой трансформации образования в учебном процессе вуза //Информатика и образование. 2019. № 6(305). С. 42-48.

8. Толмачева Н.А., Кузовова Н.Л. Проектирование компетент-ностно-ориентированных заданий по физике в соответствии с таксономией Блума //Вопросы педагогики. 2019. №5(1). С. 208-212.

9. Антипенко В.М., Котович Л.В. Таксономия Блума: возможности применения при составлении контрольных работ по обще-ствознанию // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2019. №35(8). С.57-73.

10. Султанова Г.С. Таксономия Блума как инструмент интеллектуально развивающего обучения студентов // Высшее образование

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

сегодня. 2019. № 1. С. 14-19.

11. Muhammad Tufail Chandio, Saima m Pandhiani Bloom's Taxonomy: improving assessment teaching-learning process // Journal of Education and Educational Development. 2017. Vol. 3 No. 2. pp. 203-221.

12. Sirous Tabrizi, Glenn Rideou Active Learning: Using Bloom's Taxonomy to Support Critical Pedagogy // International Journal for Cross-Disciplinary Subjects in Education (IJCDSE). 2017. Vol. 8. pp. 3202-3209.

13. S. Fleming Fitting Bloom's Taxonomy with Active Learning //Bright Hub Education. 2017. Available at: http://www.brighthubeducation. com/teaching-methods-tips/23494-how-active-learning-and-blooms-taxonomy-relate-to-one-another.

14. N. Burbules, R. Berk Critical Thinking and Critical Pedagogy: Relations, Differences, and Limits // Critical Theories in Education. 2016. Available at: http://faculty.education.illinois.edu/burbules/papers/ critical.html.

15. M. Weimer Critical Pedagogy Brings New Teaching and Learning Challenges //Faculty Focus. 2018. Available at: http://www.facultyfocus. com/articles/teaching-and-learning/critical-pedagogy-brings-new-teaching-and-learning-challenges.

16. M.J. Riasati, F. Mollaei Critical Pedagogy and Language Learning //International Journal of Humanities and Social Science. 2016. Vol. 2. No. 21, pp. 223-229.

17. L. Kessing-Styles The relationship between critical pedagogy and assessment in teacher education // Radical Pedagogy. 2016. Vol. 5. Available at: http://radicalpedagogy.icaap.org/content/issue5_1/03_ keesing-styles. html.

18. Claudia J. Stanny Reevaluating Bloom's Taxonomy: What Measurable Verbs Can and Cannot Say about Student Learning // Education sciences. 2016. Vol.6, No.37. pp. 49-62.

19. Alison Crowe, Clarissa Dirks, Mary Pat Wenderoth Biology in Bloom: Implementing Bloom's Taxonomy to Enhance Student Learning in Biology // CBE—Life Sciences Education. 2017. Vol. 7. No. 4. Available at: https://doi.org/10.1187/cbe.08-05-0024.

20. Malik Muhammad Sohail Assessing the Learning Level of Students through Bloom's Taxonomy in Higher Education in Punjabl // Journal of Educational and Social Research.2016. Vol. 4. No.3. pp. 83-87.

Статья поступила в редакцию 13.07.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

ИТИНСОН Кристина Сергеевна и другие ПРИМЕНЕНИЕ ТАКСОНОМИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.