Научная статья на тему 'Применение структурных показателей для антимонопольного регулирования банковской конкуренции в России'

Применение структурных показателей для антимонопольного регулирования банковской конкуренции в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ИНДЕКС КОНЦЕНТРАЦИИ / ИНДЕКС ХЕРФИНДАЛЯ-ХИРШМАНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кладова А. А.

В статье рассматривается подход антимонопольных органов к оценке уровня конкуренции на российском рынке банковских услуг. Трактовка применяемых в этих целях структурных показателей конкуренции сопоставлена с подходом Банка России к оценке концентрации оте­чественной банковской отрасли. Предложена авторская шкала соотношения между уровнем концентрации российского банковского рынка и типом его рыночной структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение структурных показателей для антимонопольного регулирования банковской конкуренции в России»

управления и специальным знаниям; расширения возможностей выхода на высококонкурентные мировые рынки наукоемкой продукции и услуг.

Список литературы:

1. Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: зарубежный и российский опыт. - М.: Книжный дом ЛИБРО-КОМ, 2011.

2. Инновационные кластеры наноиндустрии / Под ред. Г.Л. Азоева. -М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2012. - 296 с.

3. Каширин А.И., Семенов А.С. Инновационный бизнес: венчурное и бизнес-ангельское инвестирование. - М.: Дело, 2012. - 255 с.

4. Ожиганов Э.Н. Политика инновационного развития: глобальная конкуренция и стратегическая перспектива России. - изд. 2-е. - М.: URSS: ЛИБРОКОМ, 2012. - 176 с.

5. Рогова Е.М., Ткаченко Е.А., Фияксель Э.А. Венчурный менеджмент. -М.: Высш. шк. экономики, 2011. - 438 с.

6. Татаркин Д.А., Сидорова Е.Н. Государственно-частное партнерство в системе стратегического развития территорий. - Екатеринбург: Институт экономики РАН, 2011. - 121 с.

ПРИМЕНЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ

© Кладова А.А.*

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова,

г. Ярославль

В статье рассматривается подход антимонопольных органов к оценке уровня конкуренции на российском рынке банковских услуг. Трактовка применяемых в этих целях структурных показателей конкуренции сопоставлена с подходом Банка России к оценке концентрации отечественной банковской отрасли. Предложена авторская шкала соотношения между уровнем концентрации российского банковского рынка и типом его рыночной структуры.

Ключевые слова банковская конкуренция, индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Функционирование банковского сектора экономики традиционно является объектом всеобъемлющего государственного регулирования в боль-

* Ассистент кафедры Финансов и кредита, соискатель.

шинстве стран мира. При этом государственный надзор за банковской деятельностью начал осуществляться существенно раньше, чем антимонопольное регулирование в указанной сфере. Более того, к началу 1970-х гг. для банковской сферы ведущих экономик мира были характерны значительные ограничения действия рыночных сил в форме контроля за ценами или объемом совершаемых кредитными организациями сделок, ограничения доступа на рынок и ряда других мер. Столь жесткая политика в области банковской конкуренции исходила из убеждения о том, что принятие банками высоких рисков в условиях острой конкурентной борьбы отрицательно сказывается на стабильности сектора в целом.

С начала 1970-х гг. произошла смена господствующей парадигмы регулирования банковского сектора, и в результате процессов дерегулирования и финансовой либерализации был сформирован постулат, согласно которому разумный уровень банковской конкуренции является благом для потребителей банковских услуг. В то же время большинство ученых сходятся во мнении о том, что по достижении определенного порогового уровня банковской конкуренции дальнейший ее рост будет повышать стимулы к принятию банками чрезмерных рисков и, соответственно, увеличивать вероятность наступления банкротства кредитных организаций [6, с. 5].

В связи с этим обоснованным представляется подход, в силу которого надлежащим уровнем конкуренции в банковском секторе можно считать уровень, являющийся совместимым с приемлемой, скорректированной на риск нормой рентабельности банковской деятельности и в то же время позволяющий удовлетворять потребности вкладчиков и заемщиков при издержках производства, близких к минимальным [5, с. 3].

Определение параметров здорового уровня конкуренции для конкретного банковского сектора на практике осложнено рядом факторов. Основным из указанных факторов является то, что результаты оценки уровня банковской конкуренции могут существенно отличаться в зависимости от того, какой из современных подходов был использован при исследовании: структурный или неструктурный. Методологической основой структурного подхода является сформированная в рамках Гарвардской парадигмы гипотеза «структура-поведение-результат» (structure - conduct - performance), а ключевыми методами структурной оценки уровня конкуренции в банковской отрасли - индекс концентрации CRn и индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Конкуренция в российском банковском секторе стала предметом постоянного надзора со стороны антимонопольных органов в связи со вступлением в силу в 1999 г. Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Благодаря введению в действие пришедшего на смену указанному выше нормативному акту Федерального закона «О защите конкуренции» [2] (далее - ФЗ «О защите конкуренции») подход к антимонопольному регулированию российского банковского рынка стал максимально системным.

В развитие и дополнение норм ФЗ «О защите конкуренции» ФАС России утвердила Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке [3], универсально применяемый к различным сферам российской экономики. В качестве одного из основных этапов такого анализа Порядок предполагает определение уровня концентрации соответствующего рынка путем расчета для него значений индекса (коэффициента) концентрации CRn и индекса Херфиндаля-Хиршмана.

При этом данный нормативный документ приводит более чем узкие трактовки промежуточных значений указанных показателей, не дифференцируя их для тех или иных типов рынков. Более того, несмотря на допустимость применения при анализе состояния конкуренции на соответствующем рынке коэффициентов концентрации для различных значений п (где п - число крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке), шкала промежуточных значений приводится только для показателя CRз.

Подобный подход, не учитывающий как отраслевую, так и историческую специфику банковского сектора России, на практике обусловливает низкую информативность рассчитанных таким образом структурных показателей при регулировании банковской конкуренции. В частности, традиционным для отечественной банковской отрасли является выделение не трех, а пяти крупнейших игроков рынка. Таким образом, расчет показателя CR3 для рынка банковских услуг в России не будет полностью отражать реально происходящие в секторе процессы, тогда как более соответствующий структуре рынка показатель CR5 не может быть однозначно истолкован в свете положений Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке. Кроме того, не соответствует общепринятой мировой практике оценки банковской конкуренции и закрепленная в указанном нормативном документе шкала промежуточных значений индекса Херфиндаля-Хиршмана.

Подход Банка России к оценке концентрации на отечественном банковском рынке в большей степени соответствует действительности, подразумевая расчет индексов CR5 и CR2oo, а также индекса Херфиндаля-Хиршмана. Причем оценка значений последнего осуществляется в соответствии со шкалой, применяемой Антимонопольным комитетом США при принятии решения о выдаче разрешения на слияние банков. В то же время полученные Банком России числовые значения индексов концентрации не трактуются в соответствии с какой-либо шкалой (табл. 1).

Исходя их данных, представленных в таблице, в практике российских надзорных органов отсутствует единый подход к оценке показателей концентрации отечественного банковского сектора, максимально отражающий действительное состояние рынка и позволяющий положить трактовку значений указанных показателей в основу эффективных мер в области антимонопольного регулирования.

Таблица 1

Трактовка промежуточных значений структурных показателей банковской конкуренции в России

Наименование показателя ФАС России Банк России

ся„ - 70 % < СЯ3 < 100 % - высокий уровень концентрации; - 45 % < СЯз < 70 % - умеренный уровень концентрации; - СЯ3 < 45 % - низкий уровень концентрации Шкалы промежуточных значений для СЯ5 и СК.200 отсутствуют.

Индекс Херфин-даля-Хиршмана (НН1) - 2000 <НН1< 10000 - высокий уровень концентрации; - 1000 < НН1< 2000 - умеренный уровень концентрации; - НН1 < 1000 - низкий уровень концентрации - НН1 > 0,18 (или 1800, если рыночные доли банков выражены в процентах) - высокий уровень концентрации; - 0,1 < НШ < 0,18 (или 1000) - умеренный уровень концентрации; - НН1 < 0,1- слабый уровень концентрации

Источник: составлено по [1, 3].

Кроме того, как в нормативных документах ФАС России, так и в аналитических обзорах Банка России не раскрывается то, какая рыночная структура соответствует банковскому рынку, характеризуемому как слабо, умеренно или сильно концентрированный. Выработка универсальных стандартов такого соответствия, применимых к банковскому рынку любого уровня в любой стране, является весьма проблематичной в силу уникальности каждого конкретного рынка банковских услуг. Вследствие этого при исследовании степени концентрации того или иного банковского рынка следует разрабатывать для него индивидуальную шкалу соответствия уровней концентрации типам рыночной структуры [4, с. 121].

Рис. 1. Соотношение между уровнями концентрации и типом структуры российского банковского рынка

Совместив подходы ФАС России и Банка России, можно предложить следующую шкалу такого рода для российского банковского рынка в целом (рис. 1).

Подобная трактовка обусловлена изначальной высокой концентрирован-ностью отечественной банковской отрасли: несмотря на большое число действующих в России банков, почти 100 % совокупных банковских активов сосредоточены в руках двухсот крупных игроков. При этом более половины указанных активов находится в распоряжении пяти крупнейших банков (по состоянию на 01.01.2013 г. значение рассчитываемого Банком России индекса CR5 составило 50,3 %, увеличившись за последние пять лет на 8 п.п.).

Значение индекса концентрации CR3 для российского банковского рынка по состоянию на 01.01.2013 г. составило 43 а значение индекса Херфин-даля-Хиршмана по активам составило 0,101 [1]. В соответствии с предложенной шкалой значения индекса концентрации указывают на то, что для российского рынка банковских услуг характерна монополистическая конкуренция, тогда как в соответствии со значением индекса Херфиндаля-Хиршмана игроки на указанном рынке действуют в условиях слабой олигополии.

Учитывая тот факт, что такие дискретные показатели, как индекс концентрации, игнорируют структурные сдвиги в частях банковского сектора, не охваченных при их расчете, оценка уровня банковской конкуренции на основе кумулятивного индекса Херфиндаля-Хиршмана - показателя «с полной информацией» - представляется более точной и адекватно отражающей распределение рыночной власти между всеми игроками российского банковского рынка.

Список литературы:

1. Банк России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbr.ru.

2. Федеральный закон от 26 июля 2007 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Приказ ФАС России от 28 апреля 2010 г. №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

4. Кладова А.А., Парфенова Л.Б. О проблемах оценки банковской конкуренции в России // Маркетинг в сфере финансовых и страховых услуг. -2012. - № 2 (02). - С. 116-133.

5. Carbo S.; Humphrey D.; Rodriguez F. A Revenue-based Frontier Measure of Banking Competition: Working Paper №10-9 [Электронный ресурс] // Research Department, Federal Reserve bank of Philadelphia. - Режим доступа: www.philadelphiafed.org/research-and-data.

6. Vives X. Competition and Regulation in Banking [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://blog.iese.edu/xvives/files/2011/09/Competition-and-regu-lation-in-banking.pdf.

1 Расчет автора по данным Банка России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.