Научная статья на тему 'Применение среды виртуального моделирования advisor для оценки топливной экономичности и характеристик движения автомобилей'

Применение среды виртуального моделирования advisor для оценки топливной экономичности и характеристик движения автомобилей Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Смирнов Петр Ильич

В данной статье дано описание программной среды ADVISOR для моделирования процессов движения автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Смирнов Петр Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение среды виртуального моделирования advisor для оценки топливной экономичности и характеристик движения автомобилей»

УДК 656.13

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДЫ ВИРТУАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ADVISOR ДЛЯ ОЦЕНКИ ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИК ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ Смирнов Петр Ильич, старший преподаватель (e-mail: petrsm@bk.ru) Вологодский государственный университет, г.Вологда, Россия

В данной статье дано описание программной среды ADVISOR для моделирования процессов движения автомобилей.

Ключевые слова: автомобиль, моделирование, выбор оптимальной модели, конкурентоспособность, топливная экономичность.

Бурное развитие математического анализа, компьютерных технологий и аппаратных средств, а также последние изыскания в области создания средств и элементов исскуственного интеллекта (Artificial Intelligence) и электронных нейронных сетей (neural networks) позволили далеко шагнуть в области компьютерного моделирования и симуляции реальных процессов в программных средах.

В области проектирования и расчёта транспортных средств, несмотря на непоколебимую фундаментальность основных постулатов теории автомобиля, в последние десятилетия наметились тенденции к переосмыслению и высокоточному моделированию базовых процессов, позволяющие с помощью современных программно-аппаратных средств углубить наши знания и полнее понять основные зависимости циклов движения автомобилей. Этому же способствовало активное внедрение всеми производителями гибридных и полностью электрических транспортных средств (Electric vehicle, EVs), проектирование и доводка которых потребовали полного использования современных средств и технологий моделирования, прототи-пирования и доводки до их физического воплощения в виде предсерийных образцов.

Одним из таких прогррамных коплексов для симуляции и анализа движения автомобилей является Advanced Vehicle Simulator (ADVISOR) (с) Это программа моделирования на базе программного пакета среды MATLAB / Simulink для быстрого анализа производительности и топливной экономичности автомобилей с традиционными (бензиновыми / дизельными), гибридно-электрическими, полностью электрическими и силовыми агрегатами на топливных элементах. Новые функции разработаны под названием «Advanced Vehicle Simulator». ADVISOR является зарегистрированным товарным знаком компании Alliance for Sustainable Energy, LLC, менеджером и оператором Национальной лаборатории возобновляемых источников энергии для Министерства энергетики Соединенных Штатов.

1

¡Ullfc I*]

<11 "К. !tl

ilUl ЩИ 1.41 Л-л 1ПН VilH)

ГгИИ*!***»!«*?

f iinl CutnyI Irl [rtlLT^llLy j+j

4-IT —_— ""■"

¡3 - ■ «if

_____

II ЮПИ 2ЛШ ЯЮП 4ЛПП SUII Speed ij-pinN

Рисунок 1 - Возможности графического интерфейса пользователя среды

ADVISOR

Данный программный продукт представляет собой программное расширение для среды MATLAB с реализацией среды моделирования и симуляции движения и работы транспортных средств в различных режимах. Интерфейс программы реализован в виде диалоговых окон с возможностью настройки и редактирования как новых транспортных средств, так и загруженных из иных источников. Особенно интересна поддержка проведения испытаний по всем основным стандартизированным циклам движения с эмуляцией и контролем как основных тягово-мощностных показателей, так и выходных характеристик - расхода топлива, силы тяги на колесах и экологических показателей - выбросы токсичных компонентов отработавших газов.

Данный продукт также обеспечивает основу для детального моделирования и анализа используемых компонентов трансмиссии, для определения исходных данных проектируемого автомобиля и алгоритмов, проведения тягово-скоростного анализа с использованием всех возможностей среды моделирования Simulink и аналитических мощностей MATLAB.

Создатели ADVISOR предлагают использовать его возможности для: - оценки топливной экономичности проектируемых транспортных средств;

- построения и анализа скоростных и тягово-мощностных характеристик;

- сравнения относительные выбросы отработавших газов, произведенных на нескольких стандартизированных циклах движения;

- симуляции и настройки алгоритма управления энергопотреблением для конвертера топлива гибридного автомобиля;

- оптимизации передаточных чисел в коробке передач, для минимизации использование топлива или увеличения тяговых характеристик и т. д.

J Vehicle linijyt"—flflVISOU ZHi

H? Ldt UWii ifeb

Vehicle Input

ComptMIt Г'1й Sclrc Ной

llw&LfOYffor jj 3

Full C41-4IU Li.34ifip.41 l.lU;<lkWlSI ET^t ■feHfcni 4»

0 1000 Д»0 ЯНЭ «09 5HB HKB

LputJ >|irn)

Рисунок 2 - Диалоговые окна редактирования параметров моделирования среды ADVISOR

Применяемые при расчётах, математические модели ADVISOR, в основном представляют собой известные эмпирические зависимости, которые опираются на известные или определенные в условиях лаборатории константы и отношения, и некоторые равновесные модели, использующие данные, собранные при стационарных (например, в условиях постоянного крутящего момента и скорости) испытаниях и корректируемые для учета переходных эффектов, таких как влияние моментов инерции компонентов трансмиссии, неравномерности вращения двигателя и т.д.

ADVISOR был предварительно написан и использован в ноябре 1994 года. С тех пор он был многократно изменен, чтобы соответствовать уровню развития систем управления современных гибридных транспортных средств в США. Только в январе 1998 года были предприняты согласованные усилия, направленные на доводку и документирование ADVISOR, позволившие применить его широкому кругу специалистов.

С тех пор более 4500 человек загрузили одну или несколько версий ADVISOR, включая всех OEM-производителей и основных поставщиков автомобильных компонентов. Около 2/3 всех пользователей происходят из отраслей промышленности и 1/3 от университетов.

Краткий список основных пользователей ADVISOR включает в себя: DaimlerChrysler, Ford Motor Company, General Motors Corp., Автомобильные системы Delphi, Visteon и сотни других.

ADVISOR использует базовую физику и положения теории автомобиля и известные характеристики основных компонентов для моделирования существующих или будущих транспортных средств. Цель его использования заключается в прогнозировании характеристик транспортных средств, которые еще не были построены.

В общем случае исследователь выполняет следующие два шага:

1. Выбор транспортного средство, используя измеренные или оцененные компоненты и данные транспортного средства - аналога.

2. Задание скорости, времени, дорожных условий для симуляции движения автомобиля.

Затем ADVISOR проводит измерения основных выходных процессов, таких как скорость, напряжение, ток и мощность генераторных установок.

Не Е(* Urtfc ЛгГ,

т. шш^в *j

ОС ишь

i:

#

& г-

я

ф ¡г1 if 10

(L 0,

Рисунок 3 - Демонстрация вывода результатов моделирования ездового цикла для исходных параметров автомобиля

Применение ADVISOR позволяет исследователю отвечать на такие вопросы, как: может ли автомобиль обеспечить определенные тягово-скоростные качества, сколько топлива и / или электрической энергии было необходимо для заданного маршрута и режима движения, как состояние заряда батарей колеблется в течение всего цикла, каковы максимальные мощности, передаваемые компонентами трансмиссии, каково распределе-

ние крутящих моментов и скоростей, какова средняя эффективность передачи энергии в трасмиссии?

Кроме того, можно например исследовать чувствительность расхода топлива по отношению к массе автомобиля, аэродинамическому сопротивлению или иному варианту компоновки транспортного средства.

Графический интерфейс пользователя (graphical user interface, GUI) ADVISOR и файлы сценариев автоматически отвечают на многие из этих вопросов, в то время как другие требуют определенного программирования и анализа со стороны пользователя.

Поскольку ADVISOR является модульным, его модели компонентов могут быть относительно легко расширены и улучшены. Например, электрохимическая модель батареи, в комплекте с диффузией, поляризацией и тепловыми эффектами, может быть легко помещена в транспортное средство для взаимодействия с моделью двигателя, которая использует заданную топливную карту экономичности. Разумеется, разработка новых подробных моделей компонентов трансмиссии требует глубокого знакомства с теорией ДВС, автомобиля, а также системы MATLAB / Simulink.

С другой стороны несомненно, что применения специалистами и исследователями возможностей среды ADVISOR приведет как к совершенствованию существующих моделей транспортных средств, так и к выпуску новых более эффективных моделей.

В рамках нашей работы мы применяем данную среду моделирования для проведения аналитических экспериментов для исследования зависимостей расходования топлива в зависимости от конструктивных особенностей автомобилей и проверки предложенных нами теоретических зависимостей.

Список литературы

1. Пикалев. О.Н., Смирнов П.И. Интегральный показатель оценки конкурентоспособности автомобилей на основе анализа системы сервисного обслуживания //Академическая наука - проблемы и достижения: материалы VII международной научно-практической конференции ,2015 г.- North Charleston, SC, USA.- С 218-220 с.

2. Смирнов П.И. Методика оценки конкурентоспособности легковых автомобилей //Наука в современном информационном обществе: материалы VII международной научно-практической конференции 9-10 ноября 2015 г.- North Charleston, USA.-Том 1.-С 130-133с.

3. Пикалев. О.Н., Смирнов П.И. Метод оценки конкурентоспособности легковых автомобилей на основе определения их потребительской привлекательности //Современные материалы, техника и технологии - научно-практический журнал ЮЗГУ.- Курск: ЗАО "Университетская книга" , 2015.- №2.

4. Шишканов Р.А. Сервисное обслуживание автомобилей как фактор повышения конкурентоспособности//Вестник СГСЭУ. 2009. № 3 (27).

5. Корнилов Д.А., Коникова Г.А., Незнахин М.Е. Методика оценки потребительских характеристик автомобилей. Формирование дерева потребительских свойств (часть 2)//Экономика и предпринимательство. -2013. -№ 12, ч. 3. -С. 619-623.

6. Корнилов Д.А Конкурентоспособность продукции как функция соответствия потребительских характеристик товара его стоимости//Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2011. №4(89) С. 267-278.

Piter Smirnov, teacher

(e-mail: petrsm@bk.ru)

Vologda State University, Vologda, Russia APPLICATION OF THE ADVISOR VIRTUAL MODELING MEDIUM FOR EVALUATION OF FUEL ECONOMICITY AND CHARACTERISTICS OF MOTOR VEHICLES

Abstract: This article describes the ADVISOR software environment for modeling the processes of automobile traffic.

Keywords: car, modeling, choice of the optimal model, competitiveness, fuel efficiency.

УДК 658.5

ПРОЦЕДУРА САМООЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ СМК ПРОИЗВОДСТВА АВТОКОМПОНЕНТОВ Степанова Кристина Михайловна, студент (e-mail: o3orni3a@yandex.ru) Сущев Анатолий Константинович, к.т.н., доцент, действительный член Академии проблем качества (e-mail: aksushev@yandex.ru) Владимирский государственный университет, Россия

Рассмотрена процедура самооценки уровня развития процессов СМК производства автокомпонентов по критериям, характеризующим возможности и результаты процессов для определения направлений улучшения их результативности и эффективности.

Ключевые слова: процессы СМК, модель, оценка, производство автокомпонентов.

Автомобильная промышленность предъявляет повышенные требования к качеству автокомпонентов и, как следствие, к внедрению в производство автокомпонентов передовых методов управления качеством. Для оценки уровня развития процессов СМК производства автокомпонентов необходимо проводить анализ наличия требуемых ресурсов и процедур и результатов их выполнения по показателям, характеризующим [1]:

- выполнение требований стандартов ИСО серии 9000 к процессам СМК;

- применение в процессах методов управления качеством продукции.

Структура модели самооценки уровня развития процессов СМК

производства автокомпонентов приведена на рисунке 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.