Научная статья на тему 'Применение среды LabVIEW при моделировании объектов и процессов подъемно транспортного машиностроения'

Применение среды LabVIEW при моделировании объектов и процессов подъемно транспортного машиностроения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
700
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДЪЕМНО ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / HOISTINQ AND HANDLINQ EQUIPMENT / SOFTWARE / MODELINQ / VIRTUAL MODEL

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мокин Д. Г.

Рассмотрены возможности применения программного обеспечения LabVIEW в области подъемно -транспортного машиностроения. Представлены несколько примеров использования программного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION LABVIEW SOFTWARE FOR MODELING OBJECTS AND PROCESSES OF HOISTING AND TRANSPORT MACHINERY

Considered possibilities of application of software LabVIEW in the field of hoistinq and handlinq Equipments. Presented some examples of use of the software.

Текст научной работы на тему «Применение среды LabVIEW при моделировании объектов и процессов подъемно транспортного машиностроения»

УДК 621.86.87

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДЫ LABVIEW ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ ОБЪЕКТОВ И ПРОЦЕССОВ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

Д.Г. Мокин

Рассмотрены возможности применения программного обеспечения LabVIEW в области подъемно-транспортного машиностроения. Представлены несколько примеров использования программного обеспечения.

Ключевые слова: подъемно-транспортная техника, программное обеспечение, моделирование, виртуальная модель.

Современные ПЭВМ позволяют моделировать и создавать виртуальные объекты техники и процессы, осуществляемые этой техникой, при помощи специального программного обеспечения (ПО). К такому программному обеспечению относятся MathLab, MathCAD, Vissim, SolidWorks и другие. Одним из представителей семейства подобных ПО является LabVIEW (Laboratory Virtual Instruments Engineering Workbench). Его основным преимуществом в сравнении, например с MathCAD, является возможность задания входных параметров в режиме реального времени и, соответственно, получение всех результатов в также в режиме реального времени (с некоторой задержкой, которая зависит от сложности вычислений и оптимизации этих вычислений).

Основные задачи, решаемые при помощи LabVIEW:

- создание виртуальных приборов, моделирующих реальные приборы, предназначенные для сбора и анализа данных;

- моделирование и визуальное отображение явлений различной физической природы;

- вычисление математических формул и визуальное представление (в том числе с использованием графиков различного рода) на основе применения встроенного математического аппарата.

Рассмотрим некоторые возможности данного ПО на примере моделирования объектов и процессов подъемно-транспортного машиностроения, модели которых разработаны в Калужском филиале Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана.

На рис. 1 представлен градиентный график потребного количества лифтов в здании, полученный в среде LabVIEW при помощи виртуального прибора, реализующего алгоритм расчета числа лифтов согласно ГОСТ Р 52941-2008 «Лифты пассажирские. Проектирование систем вертикального транспорта в жилых зданиях». Входными параметрами являются этажность здания и плотность пассажиропотока в нем (среднее количество потенциальных пассажиров, проживающих на всех этажах здания).

Зоны выбора количества лифтов

О 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 95 100

Этажность здания

Максимальное число лифтов: 16

Рис. 1. Потребное количество лифтов согласно ГОСТР 52941-2008

Как отмечалось ранее, расчеты в среде ЬаЬУШШ ведутся в режиме реального времени. Таким образом, возможно применение указанной среды для моделирования реального объекта в тех случаях, когда необходимая информация о входных параметрах модели получается непосредственно с объекта. Например, был создан виртуальный прибор, определяющий текущее положение центра тяжести автомобильного крана в зависимости от текущего положения поднимаемого груза в пространстве. Лицевая панель прибора представлена на рис. 2. На приведенном рисунке график отображает положение центра тяжести автомобильного крана в границах опасной и рабочей зон. Лицевая панель снабжена индикатором опасного режима работы. Исходными данными для определения положения центра тяжести автомобильного крана являются координаты центров тяжести его узлов, а также координаты текущего положения груза.

При помощи среды ЬаЬУГЕШ также возможно составление и моделирование работы электрических схем управления, в том числе механизмами подъемно-транспортной техники. На рис. 3 представлена виртуальный прибор, моделирующий работу электродвигателя грузоподъемной лебедки. Все элементы схемы виртуальной электрической схемы выполнены в виде подпрограмм, после чего организованы в соединительную панель подпрограмм в соответствии с реальной электрической схемой посредством проводников данных, соответствующих классу электропровода. Класс электропровода содержит соответствующую информацию об электропроводе (текущее напряжение, фаза и т.д.).

Рис. 2. Лицевая панель программы по определению центра тяжести автомобильного крана

Рис. 3. Виртуальная модель электродвигателя грузоподъемной лебедки

Кроме того, среда LabVIEW может быть использована для моделирования различных процессов, протекающих в узлах подъемнотранспортных машин. В частности, была разработана и реализована модель износа лифтовых канатоведущих шкивов [1-3], а в настоящее время ведется работа по созданию виртуальной модели колебания груза, подвешенного на гибком тросе крановой тележки.

Таким образом, очевидны широкие возможности программного обеспечения LabVIEW при создании моделей объектов и процессов подъемно-транспортного машиностроения.

Список литературы

1. Анцев В.Ю., Витчук П.В. Расчет параметров канатоведущего шкива лифта в процессе износа // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. 2012. № 2-6 (292). С. 112 - 118.

2. Анцев В.Ю., Витчук П.В. Компьютерная модель износа лифтовых канатоведущих шкивов // Инновационное развитие образования, науки и технологий: Тезисы докладов 3-й Всероссийск. науч.-техн. конференции. Тула; под общ. ред. А.Л. Чеботарева. В 2 ч. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 52-56.

3. Анцев В.Ю., Витчук П.В., Плахова Е.А. Взаимосвязь характеристик пассажиропотока здания и износа лифтовых канатоведущих шкивов // Механика и физика процессов на поверхности и в контакте твердых тел, деталей технологического и энергетического оборудования: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. В.В. Измайлова. Вып. 6. Тверь: ТвГТУ, 2013. С. 110-114.

Мокин Дмитрий Геннадьевич, канд. техн. наук, [email protected]. Россия, Калуга, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (Калужский филиал)

APPLICA TION LABVIEW SOFTWARE FOR MODELING OBJECTS AND PROCESSES OF HOISTING-AND-TRANSPORT MACHINERY

D.G. Mokin

Considered possibilities of application of software LabVIEW in the field of Hoisting and Handling Equipments. Presented some examples of use of the software.

Key words: hoisting and handling equipment, software, modeling, virtual model.

Mokin Dmitry Gennadevich, candidate of technical science, dim-gans@,list.ru. Russia, Kaluga, Bauman Moscow State Technical University Kaluga Branch.

Получено 28.06.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.