Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5029
611
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГЛЯДНОСТЬ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / УЧИТЕЛЬ / УРОК / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прудникова Татьяна Ивановна

Научная статья посвящена вопросу использования наглядных пособий на уроках в начальной школе. Раскрываются возможности и способы использования средств наглядности в учебном процессе. Приведены примеры реализации данной задачи в практической деятельности. Проанализированы особенности эффективности наглядных учебных пособий. Установлено, что при использовании дополнительных материалов обучения обучающиеся усваивают учебный материал быстрее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF VISUAL AIDS IN PRIMARY SCHOOL CLASSROOMS

The scientific article is devoted to the use of visual aids in the classroom in primary school. The possibilities and ways of using visual means in the educational process are revealed. Examples of the implementation of this task in practice are given. The features of the effectiveness of visual teaching aids are analyzed. It was found that when using additional teaching materials, schoolchildren master the educational material faster.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

6. Попова В.И. Ценностно-смысловая коммуникация или как достичь взаимопонимания в воспитательной деятельности педагога. Проблемы современного педагогического образования, Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов / В.И. Попова. - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 63. - Ч.3 - 355 с.

7. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования / В.И. Слободчиков. - Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. - 263 с.

8. Чуланова Н.А. Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся общеобразовательной организации посредством урочной и внеурочной работы с текстовой информацией / Н.А. Чуланова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2017. - № 2 (29) - С. 65-70.

Педагогика

УДК 371

кандидат филологических наук, старший преподаватель Прудникова Татьяна Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Научная статья посвящена вопросу использования наглядных пособий на уроках в начальной школе. Раскрываются возможности и способы использования средств наглядности в учебном процессе. Приведены примеры реализации данной задачи в практической деятельности. Проанализированы особенности эффективности наглядных учебных пособий. Установлено, что при использовании дополнительных материалов обучения обучающиеся усваивают учебный материал быстрее.

Ключевые слова: наглядность, процесс обучения, средства обучения, учитель, урок, обучающиеся.

An^tatton. The scientific article is devoted to the use of visual aids in the classroom in primary school. The possibilities and ways of using visual means in the educational process are revealed. Examples of the implementation of this task in practice are given. The features of the effectiveness of visual teaching aids are analyzed. It was found that when using additional teaching materials, schoolchildren master the educational material faster.

Keywords: visibility, learning process, teaching aids, teacher, lesson, learners.

Введение. Ученик младших классов мыслит, в представлении К.Д. Ушинского, «формами, красками, звуками, ощущениями в принципе» [2, c. 451. Мышление его описывается как конкретно-образное. Обучение младших школьников должно сопровождаться средствами наглядных пособий. У детей, только начинающих обучение, внимание недостаточно устойчиво, они часто отвлечены непосредственно от процесса обучения. Исходя из этого с первых дней обучения детское внимание необходимо «воспитывать». Это «воспитание» возможно именно при помощи наглядностей. Работа современного учителя над развитием, воспитанием, обучением младших школьников невозможна без применения различных наглядных материалов [6, c. 971. Проблема наглядности при обучении вновь становится актуальной за последние годы. Одним из важных средств в работе с младшими обучающимися является использование наглядности. Данная проблема рассматривается в различных работах таких известных педагогов и психологов, как И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, Г.Ф. Красножонова, А.М. Прихожан, Р.С. Немов, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, Д.Б. Эльконин и др.

Я.А. Коменский первым предложил использование наглядности как общедидактического принципа [5, c. 651. Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. В педагогической системе К.Д. Ушинского использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова, служит наглядность.

Целью статьи - проанализировать особенности обучения в начальной школе с использованием наглядных учебных пособий.

Средства наглядности - это такие средства обучения, при помощи которых усвоение учебного материала напрямую зависит от качественного применения наглядных пособий и технических средств [9, c. 168]. Наглядные средства обучения обязательны к использованию в работе с детьми младшего школьного возраста. Эта идея имеет свое основание в научно-методической литературе о психологических особенностях развития внимания младшего школьника.

Изложение основного материала статьи. Из методов наглядного обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию [8, c. 90]. С помощью наблюдения активизируется ученическое любопытство к окружающему миру, анализируются природные, социальные явления, дети учатся сосредотачивать свое внимание на основном, выделять ведущие признаки, отсеивать второстепенное, менее важное. Средствами демонстрации внимание учащихся концентрируется на существенном, а не случайно выявленном, на наружных свойствах анализируемых предметов, явлений, процессов. Для объяснения учащимся чего-то нового, ранее неизвестного материала очень хорошо подходит иллюстрация. В настоящее время применение наглядных пособий, в сравнении с натуральными объектами, имеет большее количество преимуществ. Наглядность дает возможность показать необъятный круг явлений, доступных для непосредственного наблюдения и дать представление о том, что находится на дальнем расстоянии или невозможно увидеть невооруженным глазом ребенка. Спектр возможностей наглядных пособий - отличный помощник в создании нетрадиционных, уникальных, познавательных уроков для младших школьников.

Наглядность имеет следующие разновидности [4, c. 651:

- естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые), ее функция - знакомство с натуральными объектами;

- экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда), служит для ознакомления с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений;

- картинные и картинно-динамические наглядности (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино), предназначены для ознакомления с фактами, предметами, явлениями;

- объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры) позволяет познакомить с такими предметами, в которых объемное изображение играет важную роль в восприятии;

- звуковая наглядность дает возможность воспроизведения звуковых образов;

- символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы) развивает абстрактное мышление, знакомит с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира;

- смешанная наглядность (учебный звуковой кинофильм) наиболее полно воссоздает живое отображение действительности.

Важно знать, что для использования наглядности, определенных методик в педагогике не выявлено, поэтому применение и использование этого средства вызывает некоторые затруднения у педагога. В учителя возникает необходимость самостоятельного придумывания хода действий при использовании наглядных пособий.

До того как начать готовить к уроку какой-либо вид наглядных пособий, необходимо обдумать в какой момент уместно их применить, учитывая возможности с точки зрения дидактики. Главным образом, учитель, конструируя свой урок, обязан опираться, непосредственно на цели, задачи, планируемые результаты, то есть что в конечном итоге ученик должен вынести из этого урока. Необходимо отбирать такие пособия, которые раскроют изучаемый предмет, объект, явления с наиболее существенной стороны, позволят ученику вычленять, группировать, сравнивать те признаки, которые описывают основу представления или понятия. Учебная задача указывает на выбор оптимальной формы связи наглядности и учительского пояснения. Во-первых, наглядное пособие становится непосредственно ключом к информации, а пояснения со стороны учителя направляют, уточняют получаемые учащимися знания. Во-вторых, наглядность становится лишь опорой для понимания недоступного явления, а учитель, в главной степени, провоцирует к наблюдению, направляет детей к пониманию тех или иных фактов, явлений, предметов, помогает объяснить исследованные во время наблюдения факты. Наглядное пособие только лишь подтверждает, иллюстрирует, конкретизирует полученную от учителя информацию либо сообщение, содержащее информацию, про явления и связи, недоступные прямому восприятию [3, с. 107].

Опираясь на мнение ученых, при организации самостоятельной работы творческого или же исследовательского характера, наглядные пособия, как, непосредственно, дидактический материал могут выступать в роли источника информации для учащихся [6, с. 45]. При этом роль учителя не отходит на второй план, его задачей остается объяснение, направление на верный путь мысли учащихся.

Наглядность можно использовать не только как источник знания, но и как источник получения информации при контроле учащихся. Используя сюжетные картинки из какого-либо произведения, можно попросить учащегося пересказать отрывок. Еще один способ использования наглядности в целях контроля на уроках русского языка во втором классе, изучая раздел «Части речи» просмотреть серию из Простоквашино, при этом дав детям задание, выписать как можно больше глаголов.

То, сколько различных наглядностей вы можете применить на одном уроке, объясняется тем, каковы образовательные, воспитательные и развивающие цели урока. Иногда, для объяснения конкретного материала учителю хватает одного учебника, не используя других наглядных материалов. Напротив, для другого урока необходим целый комплекс различных наглядных пособий.

Учитывая все вышесказанное, метод наглядности - это обучение средствами демонстрирования или же иллюстрирования, целью которого становится влияние на зрительные, слуховые анализаторы для более красочного восприятия полученной информации.

Особенность применения средств наглядности во время обучения младших школьников описывается показателями сформированной ученической познавательной увлеченности, такими как:

- сконцентрированное внимание на изучаемом предмете или теме (так, заинтересованность класса распознается «внимательной тишиной»);

- ученик самостоятельно, без воздействия взрослого стремится изучить новое, узнать больше, активно участвует в беседе;

- радуется, преодолевая трудности, не останавливается на достигнутом, покоряет новые высоты;

- проявляет свои эмоции [11, с. 254].

Развитие самостоятельности, внимания, стремления к знаниям у учащихся происходит в процессе познания, вырабатывается привычка.

Увлеченные в процесс учащиеся не замечают то, что они учатся, они узнают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют словарь, запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазируют. Используя наглядность можно вовлечь в работу даже самых пассивных детей, они начинают получать удовольствие от процесса познания, прикладывают больше усилий, чем обычно, бояться упустить любую информацию во время урока.

Внедрение в свой урок наглядных пособий делает из скучного учебного процесса, яркий, наполненный живыми эмоциями, горящими глазами детей, готовых получать все больше и больше различной информации от учителя. Дети активизируются, их работоспособность повышается, они не перестают питать поток знаний. А чем больше дети включены в процесс познания на уроке, тем успешнее происходит усвоение учебного материала, развивается познавательная активность.

Несомненно, используя наглядные пособия на уроках необходимо учитывать ряд методических рекомендаций:

- уместно ли использование наглядности среди системы других видов деятельности на уроке;

- насколько целесообразно использовать их на разных этапах урока;

- создание новых приемов для использования наглядностей, учитывая цели урока и уровень знания учащихся;

- использования разнообразных видов наглядного материала [10, с. 65].

Вариации применения наглядностей на этапах урока разнообразны. Если средство наглядности применять на этапе актуализации знаний, целью использования наглядных методов становится организация заинтересованности детей, стимулирования их активности. Применение средств наглядности на этапе открытия нового знания, в середине урока наглядность решает задачу усвоения нового и развития активности. Исходя из этого, наглядные методы можно применить на любом из этапов урока, учитывая методические требования. Кроме того, их можно использовать не только на разных этапах уроков, но и на разных типах. Используя наглядные методы на уроке объяснения нового материала, учащиеся должны быть скоординированы для устных рассуждений. Закрепляя пройденный материал, можно использовать наглядность как опору для воспроизведения изученного [7, с. 176].

Используя наглядные пособия на уроках важно учитывать ряд методических условий:

- возрастные особенности;

- использование наглядности должно быть уместно;

- демонстрируемый предмет должен быть виден всем учащимся;

- обязательно выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

- тщательно продумывать пояснения в ходе демонстрации явлений;

- наглядность должна быть совместима с содержанием материала;

- участие учащихся в поиске необходимой информации в наглядных пособиях или демонстрационных материалах [1, с. 36].

Выводы. Таким образом, использование наглядных пособий развивает абстрактное мышление младших школьников, способствует овладению учениками важнейшими мыслительными операциями, в том числе и развитию воображения.

Литература:

1. Аппарович Н.И. О системе наглядных средств обучения // Преподавание истории в школе. - 2017. - № 5. - С. 97-101.

2. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться. Книга для учителей и родителей. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Союз, 2000. - 159 с.

3. Вергелес Г.И., Денисова А.А. Технологии обучения младших школьников: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»: стандарт третьего поколения. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 254 с.

4. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов / под ред. Т.Г. Рамзаевой. СПб., 2019. - 428 с.

5. Грозян Н.Ф., Прудникова Т.И. Дидактические принципы Я.А. Коменского: принципы реализации в современной школе // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 70. - Ч. 2. - С. 63-66.

6. Десятов Д. Использование наглядности как средства формирования предметных компетенций учащихся на уроках истории // Научные записки ЗНУ, Серия: Педагогические науки. - 2017. - № 88. - 256 с.

7. Иванова Н.Ю. Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся. - 2016. - 412 с.

8. Лавлинский С.П. Технология литературного образования: Коммуникативно- деятельностный подход. - М.: Процесс-Традиция, 2018. - 364 с.

9. Маранцман В.Г. Литературное и речевое развитие школьников в их взаимосвязи и специфике // Литературное и речевое развитие школьников. - СПб., 2018. - 369 с.

10. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М.: Педагогика, 2016. - 261 с.

11. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 416 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Рамазанова Эльмира Асановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО

ГОДА ЖИЗНИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования умений творческого рассказывания детей седьмого года жизни. Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. В статье предложено теоретическое обоснование проблемы обучения творческому рассказыванию детей седьмого года жизни, описано понятие и сущность творческого рассказывания, раскрыты особенности формирования умений творческого рассказывания детей у детей седьмого года жизни.

Ключевые слова: дошкольник, словесное творчество, творческое рассказывание, дети седьмого года жизни.

Annotation. The article is devoted to the current problem of the formation of creative storytelling skills of children of the seventh year of life. The psychological, pedagogical and methodological literature on the research problem is analyzed. The article offers a theoretical justification of the problem of teaching creative storytelling to children of the seventh year of life, describes the concept and essence of creative storytelling, reveals the features of the formation of children's creative storytelling skills in children of the seventh year of life.

Keywords: preschooler, verbal creativity, creative storytelling, children of the seventh year of life.

Введение. Развитая речь является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, так как, дошкольное детство - это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи. В процессе развития речи дошкольников решаются задачи умственного, эстетического и нравственного развития детей.

В настоящее время изучению развития словесного творчества дошкольников посвящено большое количество научно-исследовательских работ. Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения.

Т.А. Алиева [1] считает, что речь представляет собой один из самых важных компонентов человеческой деятельности, ведь без речи невозможно общение, мышление и другие процессы. Речь является творческим видом деятельности, несмотря на тему, её содержание и средства, выбираемые говорящим для выражения этого содержания.

По мнению Васьковой О.Ф. [3] речевое творчество представляет собой самостоятельный специфический вид художественного творчества.

Этот вид художественного творчества воспроизводится в речи и ярко показывает, насколько говорящий владеет языком, достаточен ли уровень его речевой компетенции, а также проявления желания и способности.

Чуковский К.И. [11] считает, что для дошкольника речевое творчество это способ решения необычной, новой для него задачи. Так как в процессе такого вид творчества он создаёт новую речевую форму, или самостоятельно приобретает новое для него знание. То есть, речевое творчество можно отнести к продуктивным видам деятельности, целью которого является создание связного, логически выстроенного текста, к примеру, загадка, рассказ, составленный по картинкам, сказка и другое. Структура речевого творчества состоит из трёх компонентов: когнитивного (познавательного); рефлексивного (аналитического); продуктивного (преобразующего).

Все эти компоненты, как считает Веснина О.А. [5], имеют тесную связь с творческой мотивацией ребёнка, в первую очередь. Отсюда возникает закономерный вывод об интересе дошкольника к продукту речевого творчества, который им создаётся.

Изложение основного материала статьи. Дошкольный возраст, входящий в сенситивный период - это время формирования и развития творческой речевой деятельности у ребёнка, который занят общением и активным познанием окружающего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.