УДК 378:53
ББК В3р+Ж6р ГСНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.02; 13.00.01
Мерзлякова Ольга Павловна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики обучения физике, технологии и мультимедийной дидактики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
Наговицына Татьяна Валентиновна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра теории и методики обучения физике, технологии и мультимедийной дидактики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: средства массовой информации; принципы дидактики; обучение физике; обучение технологии.
АННОТАЦИЯ. Рассмотрена возможность реализации основных принципов классической дидактики при создании образовательной аудиовизуальной среды на основе СМИ, приведены примеры приемов использования средств массовой информации при обучении физике и технологии.
Merzlyakova Olga Pavlovna,
Candidate of Prdagogy, Associate Professor of Department of Theory and Methods of Teaching Physics, Technology and Multimedia Didactics of Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
Nagovitsyna Tatyana Valentinovna,
Candidate of Prdagogy, Senior Lecturer of Department of Theory and Methods of Teaching Physics, Technology and Multimedia Didactics of Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
APPLICATION OF MASS MEDIA IN TRAINING OF SCHOOLCHILDREN
KEY WORDS: mass media; principles of didactics; teaching physics; education technology.
ABSTRACT. The article considers the possibility of realization of the basic principles of the classical didactics when creating educational audiovisual media-based environment and provides examples of application of media for teaching physics and technology.
Интенсивность воздействия средств массовой информации (СМИ) на современного человека возрастает с каждым днем. Ограничить усиливающееся информационное давление на подрастающее поколение практически не представляется возможным, информационные потоки окружают школьника повсюду: Интернет, телевидение, радио и пр. Функционирование современной школы невозможно без учета ее взаимосвязи с окружающим социумом, без учета влияния на ученика интенсивного и постоянного информационного воздействия [2]. В связи с этим перед школой стоит задача поиска путей использования этой информации (а зачастую и «псевдоинформации») в образовательных целях.
Основная часть этой информации поступает в аудиовизуальной форме и создает своего рода информационную аудиовизуальную среду. «Конкуренцию» этой среде должна составить специально созданная образовательная среда, использующая возможности и средства внешней информации для решения образовательных задач [1].
Однако нередко учителя, увлекаясь использованием аудиовизуальных технологий, забывают о том, что их использование не является самоцелью, созданная на их основе аудиовизуальная среда должна являться дидактически развивающей, способствующей продуктивной познавательной деятельности учащихся, для чего необходимо ее соответствие дидактическим принципам.
Рассмотрим сущность основных принципов классической дидактики и их реализацию при создании и применении обучающей и развивающей аудиовизуальной среды на основе использования СМИ в учебном процессе по технологии.
> Принцип научности и достоверности: информация, предлагаемая школьникам, должна соответствовать критериям научности, к которым, на наш взгляд, можно отнести официальность и рецензируемость источников информации, авторитетность авторов и т. п. Учитывая данный принцип, рекомендуется включать в учебный процесс информацию с официальных сайтов, научных и учебных телеканалов, рецензируемых
© Мерзлякова О. П., Наговицына Т. В., 2014
печатных изданий. В процессе обучения технологии можно использовать такие источники информации как журнал «Наука и школа», научно-популярный физико-математический журнал «Квант», сайты научно-практических конференций, семинаров, виртуальные экскурсии на производственные предприятия, лаборатории и пр. Богатый фотоматериал представлен в электронных архивах журналов «Вокруг света», «Гео» и пр., на сайтах различных технологических гигантов, таких как «Тойота», «Самсунг» и пр.
Однако даже в телевизионных передачах и научно-популярных журналах сегодня встречается достаточно много противоречивой информации. Задача учителя при этом - формировать у школьников критическое мышление при ее анализе.
> Принцип наглядности: один из важнейших принципов дидактики, согласно которому изучаемый материал целесообразно представлять так, чтобы выделялись наиболее существенные свойства изучаемого объекта.
Например, при изучении принципа действия двигателя внутреннего сгорания
целесообразно показывать работу компьютерной модели, а при обучении различным видам технического обслуживания - видеозапись конкретных действий механика.
> Принцип систематичности и последовательности: информация, предлагаемая учащимся, должна соответствовать программе дисциплины, быть логически структурированной и целостной. Для этого необходимо предъявлять учебный материал в систематизированном виде, учитывать как его ретроспективу, так и перспективу, принимать во внимание межпредметные связи изучаемой информации. Например, после изучения темы «Хлопчатобумажные и льняные ткани» курса технологии школьникам рекомендуется проанализировать источники СМИ, на основе этих источников заполнить таблицу (таблица 1) и подготовить доклад-презентацию о происхождении и классификации волокон. Такая работа позволит школьникам закрепить пройденный материал и применить эти сведения уже в практической деятельности при изучении следующей темы «Конструирование и моделирование одежды».
Таблица 1.
Анализ источников СМИ по теме «Краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях»
Темы Ссылка на источники СМИ
Журналы, газеты Телевидение Сайты
Исторические сведения о производстве хлопчатобумажных и льняных тканей
Свойства и характеристика волокон растительного происхождения
Пряжа и прядение, ткани и ткачество
История видов одежды из х/б и льняной ткани
> Принцип целесообразности: любое применение СМИ в учебном процессе должно иметь четко поставленную цель. Например, с целью формирования у школьников критического мышления можно представить противоречивую информацию, взятую из различных источников. С целью профориентации обучающихся целесообразно предлагать им виртуальные экскурсии на различные промышленные предприятия, в научные центры, лаборатории и т. п. Для формирования у школьников эстетических знаний по оформлению интерьера помещения, использованию современных материалов в его отделке, умений подбирать мебель в соответствии со стилем интерьера, размещать декоративные элементы в интерьере целесообразно организовать на занятиях по технологии проект «Дизайн интерьера комнаты как создание удобной и комфортной среды обитания».
Школьники самостоятельно анализируют информацию из таких телепередач, как «Школа ремонта», «Квартирный вопрос», «Про декор», и используют ее для выполнения практического задания.
> Принцип природосообразности означает соответствие степени сложности и глубины изучения теоретического материала индивидуальным особенностям учащихся. Недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность информации, при которой овладение ею становится непосильным для обучаемого.
Примером учета этого принципа является демонстрация учащимся только фрагмента какой-либо телепередачи в предварительной обработке учителем (с соответствующими пояснениями и комментариями, показом натурных экспериментов, моделей, объектов и т. п.).
Например, на уроках технологии при изучении темы «Приготовление блюд из сырых овощей» просмотр видеофрагментов телепередач «Барышня и кулинар», «Вкусные истории» позволяет при выполнении практической работы по художественной резке овощей и фруктов (карвинг) на сложных моментах использовать возможность повтора трудовой операции, детально просматривать ход трудового приема.
Многие видеофильмы могут содержать непонятную терминологию, или, наоборот, молодежный сленг, из-за чего приходится отказываться от демонстрации этих фильмов школьникам, несмотря на другие значительные достоинства фильма.
> Принцип связи теории с практикой: предлагаемая школьникам информация должна быть современна, актуальна и демонстрировать практическую значимость изучаемого теоретического материала в реальной современной жизни. Например, при изучении основ обработки пищевых продуктов можно показывать оформление блюд в ресторанах как образец и, наоборот, показывать последствия пренебрежения правилами обработки и хранения пищевых продуктов из архивов новостей.
> Принцип сознательности и активности: предполагает применение школьниками средств массовой информации для самостоятельного поиска и преобразования сведений при четком осознании конечных целей и задач учебной деятельности. Использование СМИ строится на основе дея-тельностного подхода. Для повышения активности обучения следует генерировать разнообразные учебные задания и ситуа-
ции, формулировать разные типы вопросов, предоставлять обучаемому возможность выбора той или иной траектории обучения. Реализация данного принципа является возможной при организации обучения методом case-study. Например, по разделу технологии «Создание изделий из текстильных материалов» представление case-study состоит из нескольких пунктов. Представление кейса в начале занятия - перед просмотром со школьниками фрагмента телепередачи «Модный приговор» учитель предлагает перечень вопросов, например:
1. Перечислите недостатки фактического гардероба главного героя передачи.
2. Какие рекомендации Вы дали бы персонажу в соответствии с родом его деятельности?
На этом этапе показы фрагментов не сопровождаются мнением специалистов, принимающих участие в программе. Ответы специалистов приводятся только после ответов учеников и сравниваются с ними.
На второй стадии просмотра телепрограммы учащиеся анализируют гардероб главного участника, выбранный им самостоятельно. Затем отвечают на вопросы: какой из трех выходов наиболее соответствует профессии участника, какие рекомендации специалисто были учтены участником, чего не хватает для завершения образа участника, каким он должен быть.
На третьей стадии учащиеся просматривают второй выход участника, демонстрирующий образ, созданный стилистами. Они слушают мнения сторон защиты и обвинения, после чего составляют описание представленных образов с эскизами (таблица 2).
Таблица 2.
Описание образа участника
№ п. п. Эскиз Описание (одежда, обувь, аксессуары, прическа)
Образ
На заключительной стадии учитель предлагает учащимся выполнить домашнее задание - провести анализ собственного школьного гардероба и образа в целом.
Рассматривая вопрос использования ряда дидактических принципов, необходимо учитывать своеобразие и особенности конкретного учебного предмета, на котором используются СМИ, специфику соответствующей науки, ее понятийный аппарат, особенности методов исследования и ее закономерности.
Кроме того, принимая во внимание недостаток урочного времени, отведенного на изучение дисциплин естественнонаучного и технологического циклов, а также учитывая разнообразные образовательные потребности учащихся, следует рассмотреть возмож-
ности использования СМИ во внеурочной деятельности.
Приведем несколько примеров применения СМИ во внеурочной деятельности:
• кружок «Киностудия» - учащиеся создают коллекции учебных фрагментов по разделам и темам учебных предметов (таблица 3).
• школьный телеканал «Новости в мире науки и производства» - школьники собирают информацию о современных достижениях в области технологии, различных инновациях, открытиях и представляют ее всем остальным, например, в виде еженедельного выпуска новостей, посмотреть который можно на сайте школы.
• стенгазета - группа учащихся представляет собой редакционную коллегию по
выпуску периодической газеты или журнала на основе СМИ. Например, это может быть газета о каких-либо современных технологиях, декоративно-прикладном творчестве, инновациях и т. д. В рубриках таких
В итоге ученик приобретает не только предметные знания, но и метапредметные умения по критической переработке окружающей информации для решения своих
газет могут быть освещены следующие вопросы: «Из истории великих открытий», «Производство и технологии», «Полезные советы», «Самоделкин» и пр.
Таблица 3.
профессиональных и бытовых проблем, что в полной мере отвечает духу и идеологии новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Использование фрагментов телепередач при изучении тем по технологии
Раздел Тема Название телепередачи
Создание изделий из текстильных материалов Свойства текстильных материалов. Конструирование швейных изделий. Моделирование швейных изделий. «Модный приговор» «Стилистика»
Оформление интерьера. Художественные ремесла Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного творчества «Школа ремонта» «Квартирный вопрос» «Идеальный ремонт»
Кулинария Сервировка стола. Этикет. «Про декор»
ЛИТЕРАТУРА
1. Антипова Е. П., Усольцев А. П. Развитие учащихся в процессе обучения физике на основе использования современных мультимедийных средств : метод. пособие для учителей физики и студ. пед. вузов / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2009.
2. Усольцев А. П. Противоречия современной образовательной системы с позиций синергетической теории / / Вестник Томского гос. пед. ун-та. Серия: Естественные и точные науки. 2004. №6. С. 160-163.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. П. Усольцев.