Научная статья на тему 'Применение способов прототипирования пользовательских интерфейсов при создании электронных образовательных ресурсов средствами веб-технологий в обучении будущих учителей'

Применение способов прототипирования пользовательских интерфейсов при создании электронных образовательных ресурсов средствами веб-технологий в обучении будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ELECTRONIC TEACHING RESOURCE / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС / USER'S INTERFACE / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ELECTRONIC EDUCATIONAL SYSTEMS / WEB-TECHNOLOGIES / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремов А.С.

Данная статья посвящена проблеме разработки и использования пользовательских интерфейсов электронных образовательных ресурсов. Интерфейсы в наши дни присутствуют практически везде. Будь то интерфейс калькулятора или интерфейс системы Windows. При разработке каждого интерфейса была заложена логика взаимодействия с ним и каждая следующая версия несла в себе задачу облегчить работу пользователя с данным интерфейсом. Так и пользовательские интерфейсы в электронных образовательных ресурсах призваны облегчить работу пользователей (они же обучающиеся) с конкретным электронным образовательным ресурсом. В данной статье даны теоретические и практические рекомендации по созданию пользовательских интерфейсов в электронных образовательных ресурсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефремов А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLYING THE METHODS OF USER INTERFACE PROTOTYPING WHEN CREATING ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES BY MEANS OF WEB TECHNOLOGIES IN TRAINING FUTURE TEACHERS

APPLYING THE METHODS OF USER INTERFACE PROTOTYPING WHEN CREATING ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES BY MEANS OF WEB TECHNOLOGIES IN TRAINING FUTURE TEACHERS. The main theme of the article concerns rules and using of some psychological researchers, which will help future teachers to create more user specific interfaces. It will help pupils to understand the subject more precisely. Electronic educational systems of growth knowledge will be very helpful in teacher's future practice. The research shows future teachers how to develop the training system. It's more likely to use it with young children, but as for design and interface prototyping this system suits very well. The paper states a new role for a teacher: a teacher becomes a mentor. In future education mentors won't be teaching as usual. They will guide pupil to understand most of material by themselves. And with correct electronic educational resources interface design it will be much easier.

Текст научной работы на тему «Применение способов прототипирования пользовательских интерфейсов при создании электронных образовательных ресурсов средствами веб-технологий в обучении будущих учителей»

физики: статики, динамики, термодинамики, электричества и др.) в определенной (одной) научной области, в данном случае - физики. Уточнение характеристик важно, чтобы не было путаницы с такой характеристикой учителя, как «энциклопедист», что означает всесторонне образованный, обладающий разносторонними знаниями, например, владеющий знаниями не только в области физики, но и химии, математики, истории и пр.

Обсудив используемые в образовательном лексиконе приведенные категории, можно предложить и обосновать базовые и ключевые компетенции профессиональной компетентности школьного учителя, и сформулировать понятие «профессиональной компетентности учителя». Именно с таких этимологических позиций мы определяем профессиональную компетентность учителя, включающую две группы компетенций.

Профессиональная компетентность учителя - это обобщенная профессионально-личностная структурно-функциональная характеристика учителя, включающая базовые и ключевые компетенции, обеспечивающие готовность и способность учителя осуществлять социально-педагогические функции в режиме, как функционирующей, так и развивающейся модели школы [8 - 10].

Так, к базовым компетенциям мы относим теоретико-методологическую, научно-исследовательскую, психолого-педагогическую, методическую, предметную компетенции.

К ключевым - инновационную, информационно-технологическую, воспитательно-развивающую, проективно-менеджер-скую, коммуникативно-рефлексивную компетенции.

В данной статье мы ограничились только перечислением компетенций, каждая из которых имеет соответствующее содер-

Библиографический список

жательно-функциональное наполнение. В дальнейшем, исходя из данного компонентного состава модели учителя, можно моделировать структуру и содержание профессиональной образовательной программы подготовки педагога к профессиональной предметной (и иной, например, воспитательной, организационной, просветительской) деятельности.

Как варианты, можно рассматривать, например, для уровня бакалавриата - формирование и развитие базовых компетенций, для уровня магистратуры (или для системы дополнительного профессионального образования) - формирование и развитие ключевых компетенций.

Таким образом, на современном этапе развития общего образования в России меняется социально-профессиональная роль учителя, задача которого не ограничивается передачей суммы информации и базовых предметных знаний и, его профессиональных компетенций, полученных однажды в педагогическом вузе недостаточно на весь период его продолжительной и сложной педагогической деятельности.

Меняется содержание как базовых, так, и это главное, ключевых компетенций учителя, обеспечивающих не только профессиональное функционирование индивида, но и его профессиональное развитие, повышающее конкурентоспособность учителя современной - также постоянно меняющейся школы.

Предлагаемая и описанная нами модель профессиональной компетентности учителя, включающая базовые и ключевые компетенции, может быть использована в качестве основы для проектирования моделей программ подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров на любом этапе их профессиогенеза.

1. Харченко Л.Н. Матрица компетенций преподавателя высшей школы. ПЕДАГОГИКА XXI ВЕКА: СТАНДАРТЫ И ПРАКТИКИ: материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2016; 342 - 347.

2. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н.

3. Зицер Д. и Н. Практическая педагогика: азбука неформального образования. Санкт-Петербург, 2007.

4. Деркач А.А. Акмеологичекие основы развития профессионала. Москва, 2004.

5. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие. Москва, 2005.

6. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: монография. Ростов-на-Дону, 2010.

7. Симен-Северская О.В. Формирование педагогической компетентности специалиста социальной работы в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2002.

8. Харченко Л.Н., Панова И.Е. Эволюция профессиональной культуры учителя биологии. Биология в школе. 2010; 7: 16 - 21.

9. Харченко Л.Н. Преподаватель современного вуза: компетентностная модель. Москва, 2014.

10. Харченко Л.Н., Панова И.Е. Инновации в образовании и российские синдромы. Мир образования - образование в мире. Научно-методический журнал. 2016; 2 (62): 93 - 98.

References

1. Harchenko L.N. Matrica kompetencij prepodavatelya vysshej shkoly. PEDAGOGIKA XXI VEKA: STANDARTY I PRAKTIKI: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 chastyah. 2016; 342 - 347.

2. Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhaschih. Razdel «Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rabotnikov obrazovaniya. Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya i social'nogo razvitiya RF ot 26.08.2010 g. № 761n.

3. Zicer D. i N. Prakticheskaya pedagogika: azbuka neformal'nogo obrazovaniya. Sankt-Peterburg, 2007.

4. Derkach A.A. Akmeologichekie osnovy razvitiya professionala. Moskva, 2004.

5. Zeer 'E.F. Modernizaciya professional'nogo obrazovaniya: kompetentnostnyjpodhod: uchebnoe posobie. Moskva, 2005.

6. Efremova N.F. Formirovanie iocenivanie kompetencij vobrazovanii: monografiya. Rostov-na-Donu, 2010.

7. Simen-Severskaya O.V. Formirovanie pedagogicheskoj kompetentnosti specialista social'noj raboty v processe professional'noj podgotovki v VUZe. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2002.

8. Harchenko L.N., Panova I.E. 'Evolyuciya professional'noj kul'tury uchitelya biologii. Biologiya vshkole. 2010; 7: 16 - 21.

9. Harchenko L.N. Prepodavatel'sovremennogo vuza: kompetentnostnaya model'. Moskva, 2014.

10. Harchenko L.N., Panova I.E. Innovacii v obrazovanii i rossijskie sindromy. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. Nauchno-metodicheskij zhurnal. 2016; 2 (62): 93 - 98.

Статья поступила в редакцию 14.03.17

УДК 378

Efremov A.S., postgraduate, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: alex17021991@gmail.com

APPLYING THE METHODS OF USER INTERFACE PROTOTYPING WHEN CREATING ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES BY MEANS OF WEB TECHNOLOGIES IN TRAINING FUTURE TEACHERS. The main theme of the article concerns rules and using of some psychological researchers, which will help future teachers to create more user specific interfaces. It will help pupils to understand the subject more precisely. Electronic educational systems of growth knowledge will be very helpful in teacher's future practice. The research shows future teachers how to develop the training system. It's more likely to use it with young children, but as for design and interface prototyping this system suits very well. The paper states a new role for a teacher: a teacher becomes a mentor. In future education mentors won't be teaching as usual. They will guide pupil to understand most of material by themselves. And with correct electronic educational resources interface design it will be much easier.

Key words: electronic teaching resource, user's interface, electronic educational systems, web-technologies.

А.С. Ефремов, аспирант Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Челябинск, Е-mail: alex17021991@gmail.com

ПРИМЕНЕНИЕ СПОСОБОВ ПРОТОТИПИРОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ ПРИ СОЗДАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СРЕДСТВАМИ ВЕБ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Данная статья посвящена проблеме разработки и использования пользовательских интерфейсов электронных образовательных ресурсов. Интерфейсы в наши дни присутствуют практически везде. Будь то интерфейс калькулятора или интерфейс системы Windows. При разработке каждого интерфейса была заложена логика взаимодействия с ним и каждая следующая версия несла в себе задачу облегчить работу пользователя с данным интерфейсом. Так и пользовательские интерфейсы в электронных образовательных ресурсах призваны облегчить работу пользователей (они же обучающиеся) с конкретным электронным образовательным ресурсом. В данной статье даны теоретические и практические рекомендации по созданию пользовательских интерфейсов в электронных образовательных ресурсах.

Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, пользовательский интерфейс, пользовательское взаимодействие.

Электронные образовательные ресурсы - это термин, который объединяет в себе все образовательные средства обучения, которые были созданы при помощи компьютерных технологий. Сейчас чаще всего используются цифровые образовательные ресурсы, но до этого были аналоговые образовательные ресурсы и они тоже входили в понятие электронных образовательных ресурсов. В нашем случае в основном рассматриваются цифровые образовательные ресурсы. Очень часто электронные образовательные ресурсы недооценивают и считают, что они необходимы только для хранения большого количества информации или ее визуализации. В действительности области применения электронных образовательных ресурсов намного шире. Например, обучающийся может выбирать для себя различную сложность при изучении материала или образовательный ресурс самостоятельно будет подстраиваться под возможности ученика. Помимо этого электронные образовательные ресурсы интерактивны. Они дают возможности, которые не удается отобразить на бумаге [1]. Пользовательский интерфейс несёт в себе возможность излагать знания в такой форме, что бы их смог использовать преподаватель, а ученик мог их понять и усвоить.

Основные ориентиры в области образования изложены в Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы. Целью данной программы является создание и обеспечение условий для эффективного развития российского образования, которое, в свою очередь, направлено на создание конкурентоспособных индивидуумов. Для достижения данных целей предлагается следующие решения в области развития образования: создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, развитие современных методических механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования; реализация мер по-пул яризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление способных и одаренных учеников [2]. В связи с этим, возрастают требования к представлению знаний с помощью компьютера. Существуют различные схемы понимания и усвоения материала. Одни из них связаны с речью, другие со слухом, третьи же связаны со зрительными образами (форма, цвет, размер и др.). Выделяют различные спо-

собы представления знаний: силлогистический, система фреймов, позиционные системы и т.д. Психологами же доказано, что каждому индивидууму проще воспринимать какие-то определенные способы представления знаний [3]. Это нужно учитывать при создании электронных образовательных ресурсов.

Пользовательский интерфейс - комплекс программных и аппаратных средств, нацеленный на взаимодействие пользователя и компьютера. Основу данного взаимодействия составляют диалоговые окна, которые осуществляют обмен информационных данных между пользователем и программой. Данные взаимодействия производятся в реальном масштабе времени для достижения конкретной цели. В каждом диалоге присутствуют процессы ввода и вывода информации. Именно эти процессы и обеспечивают связь программы и пользователя. Обмен информацией из диалоговых окон осуществляется передачей сообщения [4].

Для чего же необходим пользовательский интерфейс и умение его проектировать? Во-первых, предварительное проектирование пользовательского интерфейса позволит более детально проработать план урока, предмета или всего курса. Это позволит исключить из ЭОР нелепые ошибки (например, отсутствие навигации). Во-вторых, улучшенный интерфейс взаимодействия с системой повышает вовлеченность ученика в предмет и не мешает обучению.

Чтобы нагляднее пояснить для чего же необходимо знание методов создания интерфейсов обратимся к психофизиологии (Психофизиология - пограничная область психологии, изучающая роль всей совокупности биологических свойств, и прежде всего свойств нервной системы, в детерминации психической деятельности и устойчивых индивидуально-психологических различий) [5].

С точки зрения системы, человека и компьютер можно сопоставить. Мы являемся такой же информационной системой. Мы получаем входные данные, обрабатываем информацию и выдаем результат. Но если у компьютера данные считываются с клавиатуры, то человек может воспринимать данные при помощи различных органов осязания. В данном случае мы рассмотрим осязательный орган.

Рассмотрим рисунок 1.

* А ~ И 1

Рис. 1. Пример с 5 объектами

Ф ° А - ?* El

Можно ли быстро запомнить, какие объекты изображены на картинке, и через 20 секунд назвать их все в том же порядке? Довольно легко. На рисунке 2 запомнить все объекты сложнее.

Скорее всего, человек не запомнит все картинки сразу или ошибется в их порядке. Данный эффект называется «Кошелек Миллера» и звучит так: любой среднестатистический индивидуум в единичный промежуток времени способен разом запомнить около семи элементов. Погрешность запоминания в среднем составляет от - 2 до 2 элементов. Таким образом среднестатистический человек за раз может запомнить от 5 до 9 элементов [6]. Получается, что данный индивидуум способен запомнить и повторить не более девяти элементов, чаще всего, на практике,не болеепяти. Кошельком Миллераназванэкрет-ковременная память человека, в которую, как в кошелек, одновременно можно поместить от пяти до девяти монет (в среднем нао иэапм,чтммннет севьН. Важно то мнить, что ламяткне пытается запомнить какие-либо обособленные детали запоминаемого объекта. В основном запоминаются внешние признаки объекта. Иными словами, нет разницы, находятся ли в нашем кошельке монеты достоинством 1 или 10 рублей - важно, что в кошельке их семь. Если же количество элементов больше семи, то мозг начинает разбивать их на более мелкие группы (тоже от 5 до 9 элементов).

Эталсинологическаязакономерноснь вяе-вые была икло-жена в работе Дж. А. Миллера «Магическое число семь плюс-минус два» (The Magical Number Seven, Plus or Minus Two: Some Umits овоив CapocityfoH ProcessinplnformMtion)[7]. Тлкпх прин-

ципов следует придерживаться при размещении графических элементов и других объектов в ЭОР.

В 2004 году Мэри Дисон провела исследование, в котором доказала, что люди быстрее читают длинные строки, хотя им больше нравятся короткие строки в предложениях. Таким образом, 100 символов в строке являются оптимальной длиной строки, хотя люди в исследовании предпочитали от 45 до 72-х символов. Почему же люди читают быстрее длинные строки, нежели короткие? Всё из-за того, что при чтении длинной строки мы не отрываемся на переносы и не теряемся при переносе строки.

Ещё существует принцип группировки: согласно данному правилу - экран интерфейса необходимо разбивать на ясно выраженные блоки элементов.Желательноозаглавитькаждый блок элементов. Группировка таких элементов должна руководствоваться логикой и здравым смыслом. Это касается как эле-ментоввндтойгрутпе,твкнра сноложениянаних фупп д°н относительно друга. При группировке важно не забывать о недавно озвученном принципе кошелька Миллера. Сам по себе принцип уже является группировкой элементов (как было написано выше, если мозг не может запомнить большое количество элементов -он группирует их в подгруппы с количество элементов от 5 до 9). К примерам использования принципа группировки можно отнести пункты в меню или кнопки социальных сетей в одном блоке информаави.

На сайте Lynda.com, занимающимся обучением людей различного возраста и профессий хорошо видны логические блоки, рауделяющве сайт (см. вис. 3).

Рис. 3. Пример логических блоков.

На сайте присутствуют блоки популярных категорий видео. Так же присутствуют 2 блока с видео, которые пользователь сайта уже просмотрел или смотрел когда-либо. Они могут «вернуть» потерявшегося пользователя обратно к курсу, который он уже когда-то выбрал и хотел посмотреть и случайно забыл. Так же в самом низу присутствует блок со всеми видео по различным категориям.

С практической точки зрения пользователю всегда удобнее смотреть на разделенные какой-либо логикой блоки информации. Будь то обрамление блоков или линия обводки. Со временем пользователь запомнит, к какой части относится каждый блок и будет быстрее ориентироваться в пространстве данного электронного образовательного ресурса.

При создании эффективного интерфейса необходимо помнить о таких принципах как «Кошелек Миллера» или исследование оптимальной длины строки.

В рамках нашего исследования были рассмотрены основные принципы создания интерфейсов. Были рассмотрены как психологические особенности пользователей (их возможность восприятия предметов и форм), так и логические аспекты дизайна в целом.

В качестве методической системы обучения была выбрана система развивающего обучения. Развивающей системой обучения можно назвать ту систему, которая в первую очередь направлена на развитие творческого, абстрактного мышления индивидуумов. Наиболее известными системами развивающего обучения являются системы: Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Система Л.В. Занкова основана на принципах обучения на высоком уровне трудности, приоритете и ведущей роли теоретических знаний, высокого темпа изучения материала.

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова основывается на близких, но несколько иных принципах: дедуктивный способ изучения материала, высокий уровень его абстрагирования, нацеленность на формирование теоретических знаний и теоретического мышления учащихся на основе содержательного анализа, планирования, рефлексии [8]. Можно сказать, что данная методическая система рассчитана на начальную школу, но творческие навыки нужно развивать и в старшем звене школы, а рефлексивный метод обучения идеально подходит для раскрытия творческого потенциала ученика. Будь то ученик начальных классов или студент высшего учебного заведения.

После изучения различных систем наш выбор остановился на системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Обсуждение обучения студентов, согласно реформе образования, в наши дни сходится на том, что необходимо перестать выставлять студента в единственной роли - роли объекта педагогического воздействия. Реформа образования несёт в себе идею формирования самостоятельных индивидуумов, грамот-

Библиографический список

ных специалистов, способных решать поставленные перед ними задачи. Такие специалисты востребованы рынком и способны адаптироваться в динамичной профессиональной среде. Постоянная работа над самим собой должна решить ряд проблем в подготовке данного типа специалистов - выпускников высших учебных заведений. Необходимо подчеркнуть, что именно работа над самим собой является определяющим фактором в формировании компетентного и конкурентоспособного специалиста. Учебная деятельность студента требует постоянной рефлексии, оценки того, «что я знал» и «что я узнал».

При таком способе обучения будущие преподаватели должны постоянно совершенствовать свои навыки. Решать задачи повышенной сложности, если видят, что с лёгкостью справятся с поставленной преподавателем задачей. В этом и лежит сама суть рефлексивного подхода к обучению будущих преподавателей.

Но изменение дизайна электронных образовательных ресурсов не единственная задача при прототипировании интерфейса. Так же при прототипировании дизайна интерфейса у педагога происходит переосмысление позиций педагога (рефлексия), который становится в большей степени координатором или наставником, чем непосредственным источником знаний и информации. Помимо координации педагог может заложить основы логики при проектировании интерфейса не только электронных образовательных ресурсов, но и любой другой программы. Будь то приложение на телефоне или версия приложения для персонального компьютера.

Таким образом, можно сделать вывод, что оптимальным способом организации и проектирования образовательного процесса будет являться такой способ, при котором:

1. Формирование открытой познавательной позиции учащегося является главной целью познавательной деятельности. Именно на неё необходимо делать акцент при организации обучения;

2. Учитель выступает в роли наставника. Он готов предложить свою помощь в направлении изучения, он не ограничивает выбор ученика определённым материалом, напротив - способствует расширению кругозора ученика;

3. Учебный материал используется для организации обучения, а не как основная цель изучения;

4. Развитие ученика выходит на главный план. Вместо запоминания определенного материала или понимания программы обучения выдвигаются новые идеи - определения изучаемого материала и реализация его изучения.

В практике создания, как прототипов интерфейсов, так и создании различных материальных вещей очень часто используются принципы золотого сечения и другие. Именно такие принципы мы попытались заложить в сознание студентов при обучении их созданию интерфейсов пользователей. Эти знания помогут им как при создании методических материалов на любом носителе, так и при создании прототипа ЭОР.

1. Электронные образовательные ресурсы в учебной деятельности образовательного учреждения. Available at http://elearn.irro.ru/ upload/files/personal-folders/5/lekciya_7.1.pdf

2. К О Н Ц Е П Ц И Я Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Available at http://government.ru/ media/files/mlorxfXbbCk.pdf

3. Далингеров В.А. Пользовательский интерфейс и индивидуальные учебные стили учащихся (User's intrface and individual scholastic styles of students). Available at http://cyberleninka.ru/article/n/polzovatelskiy-interfeys-i-individualnye-uchebnye-stili-uchaschihsya

4. Пользовательский интерфейс. Полные уроки. Available at: http://edufuture.biz/index.php?title

5. Психофизиология. Проблемы, методы исследования. Основные тезисы. Available at: http://azps.ru/articles/tezis/8psychofiziol.html

6. D.L. Schacter The Seven Sins of Memory. Available at: http://scholar.harvard.edu/files/schacterlab/files/schacter_american_psycholo-gist_1999.pdf

7. Семь плюс минус два (7 ± 2). Кошелек Миллера. Available at: https://4brain.ru/memory/_sem-pljus-minus-dva.php

8. Виды методических систем. Available at http://www.anovikov.ru/artikle/met_sys.htm

References

1. Elektronnye obrazovatel'nye resursy v uchebnoj deyatel'nosti obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Available at http://elearn.irro.ru/upload/files/ personal-folders/5/lekciya_7.1.pdf

2. K O N C E P CI Ya Federal'noj celevojprogrammy razvitiya obrazovaniya na 2016 - 2020 gody. Available at http://government.ru/media/files/ mlorxfXbbCk.pdf

3. Dalingerov V.A. Pol'zovatel'skij interfejs i individual'nye uchebnye stili uchaschihsya (User's intrface and individual scholastic styles of students). Available at http://cyberleninka.ru/article/n/polzovatelskiy-interfeys-i-individualnye-uchebnye-stili-uchaschihsya

4. Pol'zovatel'skij interfejs. Polnye uroki. Available at: http://edufuture.biz/index.php?title

5. Psihofiziologiya. Problemy, metody issledovaniya. Osnovnye tezisy. Available at: http://azps.ru/articles/tezis/8psychofiziol.html

6. D.L. Schacter The Seven Sins of Memory. Available at: http://scholar.harvard.edu/files/schacterlab/files/schacter_american_psycholo-gist_1999.pdf

7. Sem'plyus minus dva (7 ± 2). Koshelek Millera. Available at: https://4brain.ru/memory/_sem-pljus-minus-dva.php

8. Vidy metodicheskih sistem. Available at http://www.anovikov.ru/artikle/met_sys.htm

Статья поступила в редакцию 18.03.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.