Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА КИТАЯ ДЛЯ РОССИЙСКОГО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА КИТАЯ ДЛЯ РОССИЙСКОГО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / СОГЛАШЕНИЯ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ / НАЛОГОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богаткина Юлия Геннадьевна, Лындин Виктор Николаевич, Еремин Николай Александрович, Сарданашвили Ольга Николаевна

Рассматриваются вопросы налогообложения недропользования в Китае и России с применением договоров на условиях соглашений о разделе продукции (СРП). Показано, что в Китае такой вид договоров является одним из наиболее рациональных подходов к налогообложению добычи углеводородов. Показано, что СРП в Китае применяются только для морских месторождений. В качестве эксперимента проведена экономическая оценка эффективности разработки Приразломного месторождения, находящегося на шельфе Арктики. С этой целью была применена экономическая методика, разработанная в ИПНГ РАН, в которую были включены налоговые модели СРП России и Китая. Расчеты показали хорошую сходимость результатов оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богаткина Юлия Геннадьевна, Лындин Виктор Николаевич, Еремин Николай Александрович, Сарданашвили Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICA TION OF THE CHINA PSA TAX REGIME IN THE CONDITIONS OF RUSSIAN SUBSOIL USE

The article discusses the issues of taxation of subsoil use in China and Russia with the use of contracts under the terms of production sharing agreements. It is shown that in China this type of agreements is one of the most rational approaches to taxation. It was noted that the PSA of China is used only for offshore fields, which made it possible, as an experiment, to conduct an economic assessment of the effectiveness of the development of the Prirazlomnoye field located on the Arctic shelf. For this purpose, an economic methodology was applied, developed at the IOGS RAS, which included the tax models of PSA in Russia and China. The calculations showed good convergence of the evaluation results.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА КИТАЯ ДЛЯ РОССИЙСКОГО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ»

ЭКОНОМИКА

УДК 004:330.322:622.276

ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА КИТАЯ ДЛЯ РОССИЙСКОГО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

Ю.Г. Богаткина, В.Н. Лындин, Н.А. Еремин, О.Н. Сарданашвили

Рассматриваются вопросы налогообложения недропользования в Китае и России с применением договоров на условиях соглашений о разделе продукции (СРП). Показано, что в Китае такой вид договоров является одним из наиболее рациональных подходов к налогообложению добычи углеводородов. Показано, что СРП в Китае применяются только для морских месторождений. В качестве эксперимента проведена экономическая оценка эффективности разработки Приразломного месторождения, находящегося на шельфе Арктики. С этой целью была применена экономическая методика, разработанная в ИПНГ РАН, в которую были включены налоговые модели СРП России и Китая. Расчеты показали хорошую сходимость результатов оценки.

Ключевые слова: морские месторождения, инвестиционный проект, соглашения о разделе продукции, налоговое моделирование, экономическая оценка.

С 80-х годов в России растет интерес к Китаю, где в условиях быстрого непрерывного экономического роста и относительной социальной стабильности проводится успешная рыночная реформа. Один из экономических рычагов, давно и успешно используемых Китаем для поддержания экономического благосостояния, являются соглашения о разделе продукции (СРП) для недропользователей страны [4-6, 10]. Базовый закон КНР, регулирующий отношения с иностранными инвесторами по добыче нефтегазовых ресурсов на китайском континентальном шельфе, был принят Госсоветом КНР в 1982 году [7, 8]. В Китае СРП является одной из наиболее рациональных моделей налогообложения, при использовании которой у производителя появляются стимулы к увеличению производства, а у государства - возможность получения дохода за счет получения доли прибыльной продукции и обязательных налогов. При создании модели соглашения о разделе продукции, адаптированной к местным условиям, Китай пошел на широкое использование знаний западных специалистов. В КНР,

как и в России, принят типовой контракт на недропользование. В целом только за период 1980 - 1988 гг. Китай подписал 43 контракта о разделе продукции при разработке морских месторождений с нефтяными консорциумами, охватывающими около 60 компаний из более чем десяти стран (а также восемь контрактов на геофизические изыскания на шельфе Желтого и Южно-Китайского морей). Общая площадь концессионных участков сейчас превышает 150 тысяч квадратных километров, объем согласованных к помещению иностранных капиталовложений равен 2,9 млрд долларов при реально освоенных средствах в 2,5 млрд долларов. В настоящее время общий объем прямых иностранных инвестиций в Китай достигает около 39 млрд долл. в год.

В Китае недропользование базируется на законодательстве, в основу которого положена модифицированная "индонезийская" модель СРП [6]. СРП в Китае применяется исключительно только для морских месторождений. Монопольными правами на разработку, добычу и реализацию нефти на выделенном Правительством участке месторождения обладает Государственная нефтяная компания (ГНК), которая полностью отвечает за осуществление операций по международному сотрудничеству в нефтедобыче. Иностранный инвестор в Китае получает право на пользование недрами на условиях СРП исключительно на конкурсной основе. СРП в Китае используется только для новых и неразрабатываемых участки недр. Нефтяной контракт (НК) с иностранным инвестором-победителем конкурса на право пользования недрами на условиях СРП в Китае подписывает уполномоченная ГНК. Она временно передает ему определяемые НК права по разработке месторождения. Все решения по реализации СРП принимаются в Китае совместно ГНК и инвестором. В соответствии с законодательством иностранный инвестор в Китае полностью берет на себя риски по освоению запасов, осуществляет инвестиции и разведку месторождения. После обнаружения промышленного нефтегазового месторождения в Китае ГНК и иностранный инвестор, сохраняя независимость юридических лиц, совместно инвестируют добычу сырья. В Китае при реализации СРП на период разведки, разработки и добычи полезных ископаемых иностранный инвестор выполняет функции оператора. По согласованию с ГНК эти функции - на стадии успешной добычи - могут быть переданы ГНК. Собственность на нефтяные ресурсы в пределах юрисдикции КНР принадлежит государству.

В Китае осуществляется жесткий госконтроль за недропользованием при заключении нефтяного контракта на условиях СРП. Система контроля для этого случая адекватна системе государственного управления в КНР.

Условия реализации контрактов КНР сходны с моделью Российского СРП [1-6]. Рассмотрим основополагающие подходы налоговых моделей подробней.

В нефтегазодобывающей отрасли России пока не создана удовлетворительная расчетная модель экономической оценки эффективности внедрения вариантов разработки месторождения. Существующие разные методические подходы не дают однозначных и надежных результатов расчета, являются не сопоставимыми, что затрудняет принятие решения о целесообразности инвестиционных проектов. В связи с этим был разработан альтернативный методический подход и предложена новая экономико-математическая модель оценки эффективности проектного документа на условиях СРП.

Для оценки был сохранен многокритериальный подход. Основными критериями оценки экономической эффективности вариантов разработки месторождения были приняты следующие показатели:

• поток денежной наличности;

• чистый дисконтированный доход инвестора;

• доход государства;

• прибыльная продукция.

Такая экономико-математическая модель показана на рисунке.

Экономико-математическая модель налогообложения

на условиях СРП

Под прибыльной продукцией понимается разница между выручкой от реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках за вычетом той части, которая идет на уплату налога, на добычу полезных ископаемых и величины компенсационной продукции на покрытие необходимых затрат инвестору. Прибыльная продукция подлежит распределению между инвестором и государством.

Величина чистого дохода включает долю прибыльной продукции инвестора за вычетом разницы между компенсационной продукцией, не-

обходимыми затратами и налога на прибыль, взятого от величины прибыльной продукции инвестора.

В необходимые затраты входят капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения, эксплуатационные расходы без амортизации, сгруппированные в условно-постоянные, условно-переменные, страховые социальные отчисления и отчисления на транспорт продукции.

Доход государства складывается из установленной договорным соглашением доли прибыльной продукции и налогов в государственно-территориальные органы (налог на добычу полезных ископаемых и налог на прибыль).

В отличие от российского СРП китайская модель предусматривает расчет налога «Роялти», ставка которого варьируется от 0 до 12,5 % от дохода в зависимости от уровня добычи. Основная цель этого налога - сокращение ресурсной ренты недропользователя. Расчет налога «Роялти» в Китае производится по скользящей шкале и позволяет снизить регрессивность такого налога. Величина компенсационной нефти не превышает 62,5 %, в то время для месторождений на шельфе Арктики модель российского СРП предусматривает 90 % компенсации. В Китае прибыльная нефть государства, как и налог «Роялти», исчисляется по скользящей шкале в зависимости от уровня добычи. При этом доля государственного участия может достигать 60 %. Налог на прибыль в российской модели составляет 20 %, а в КНР принимается в размере 33 % (табл. 1) [4].

В качестве эксперимента была проведена оценка основных экономических показателей варианта разработки Приразломного месторождения с учетом различных налоговых механизмов [9]. Расчеты были проведены с начала 2014 года по фактическим технологическим показателям до 2020 года и далее по прогнозным показателям до 2038 года с использованием экономических моделей, разработанных в ИПНГ РАН. Результаты расчетов представлены в табл. 2. Отметим, что в качестве обязательного рентного налога по российской модели может применяться налог на добычу полезных ископаемых. Такой налог был принят в модели на начало 2014 года в размере 113 $/т.

Величина компенсационной продукции по российской модели была принята в размере 70 % на покрытия затрат инвестора, а прибыльная продукция государства принята в размере 60 %. Величина налога «Роялти» по китайской модели составила 12,5, а величина прибыльной продукции государства также составила 60 %. Как показали расчеты, результаты оценки имеют хорошую сходимость. Модели российского и китайского СРП отражают то, что величина чистого дисконтированного дохода по китайской модели несколько ниже. Однако окончательное решение о принятии варианта будет зависеть от результатов переговоров между государством и инвестором (инвесторами).

Таблица 1

Налоговая модель на условиях СРП Китая_

Тип платежа Описание

Налог «Роялти» Скользящая шкала ставки роялти:

0 % при добыче нефти до 20 000 барр. в год

4 % то же 20 001...30 000 барр. в год

6 % то же 30 001.40 000 барр. в год

8 % то же 40 001.60 000 барр. в год

10 % то же 60 001.80 000 барр. в год

12,5 % то же 80 001 и более барр. в год

Псевдороялти: 5 % консолидирированный промышленный и коммерческий налог, базирующийся на валовом доходе.

Налог на прибыль Налог на прибыль - 33 %

корпорации

Компенсационная Предел возмещения издержек - 50 % - 62,5 % (в год).

нефть

Прибыльная нефть Доля государства зависит от размера добычи: 10 % при добыче нефти до 10 000 барр. в год

20 % то же 10 000.20 000 барр. в год

30 % то же 20 000.40 000 барр. в год

40 % то же 40 000 - 60 000 барр. в год

50 % то же 60 000 - 100 000 барр. в год

60 % свыше 100 000 барр. в год.

Таблица 2

Технико-экономические показатели разработки Приразломного _месторождения с 2014 г по 2038 гг.__

Технико-экономические показатели Российское налогообложение с применением НДПИ, Российское СРП с применением НДПИ, млн дол. Китайское СРП, млн дол.

млн дол.

Фонд добывающих скважин, шт. 19 19 19

Фонд нагнетательных скважин, шт. 16 16 16

Срок разработки, лет 25 25 25

Срок окупаемости, годы 5 5 5

Суммарная выручка 27669 27669 27669

Суммарные капитальные вложения 1999 1999 1999

Суммарные эксплуатационные затраты без амортизации 486 486 486

Налоги и отчисления (Доход государства) 22084 20060 20186

Поток денежной наличности 3099 5124 4998

Чистый дисконтированный доход 226 1568 1475

ВНР, % 11,6 24 23

Индекс доходности инвестиционного проекта 1,12 2 2

Сегодня актуальной проблемой является формирование гибкой системы налогообложения, которая учитывает интересы государства, арктических регионов, нефтегазодобывающих компаний и способствует эффективному освоению месторождений в Арктике, в том числе труднодоступных и капиталоёмких.

В заключение отметим, что применение СРП в России для нефтегазовых месторождений является предметом для дальнейших дискуссий. В частности, это актуально для низкорентабельных месторождений, эксплуатация которых осуществляется по действующему налоговому режиму недропользования в России. Оценка экономической эффективности разработки таких месторождений показывает предельную или даже отрицательную рентабельность. На наш взгляд применение СРП для этих месторождений позволит значительно повысить экономический эффект их разработки.

Указанные выше экономические особенности оценки нефтегазовых месторождений на условиях СРП могут являться методическими указаниями для составления технологических схем и проектов разработки месторождений природных углеводородов. Данная статья подготовлена по результатам работ, выполненных в рамках Программы государственных академий наук на 2013 - 2021 годы, разд. 9 «Науки о Земле»; направления фундаментальных исследований: 131. «Геология месторождений углеводородного сырья, фундаментальные проблемы геологии и геохимии нефти и газа, научные основы формирования сырьевой базы традиционных и нетрадиционных источников углеводородного сырья», 132 «Комплексное освоение и сохранение недр Земли, инновационные процессы разработки месторождений полезных ископаемых и глубокой переработки минерального сырья», в рамках государственного задания по теме: «Фундаментальный базис инновационных технологий нефтяной и газовой промышленности (фундаментальные, поисковые и прикладные исследования)» № АААА-А19-119013190038-2.

Список литературы

1. Закон РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343/ (дата обращения 15.10.20).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018). URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения 15.10.20).

3. Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2030 года. URL: http://www.rosnedra.gov.ru/article/8743.html (дата обращения 15.02.18).

4. Бобылев Ю.Н. Реформа налогообложения минерально-сырьевого сектора. М.: Институт экономики переходного периода. 2001. 123 с.

5. Бобылев Ю.Н, Турунцева М.Ю. Налогообложение минерально-сырьевого сектора экономики. М.: Институт Гайдара, 2010. С. 42

6. Бобылев Ю.Н. Мировой опыт налогообложения добывающей промышленности. М.: РАНХиГС, 2013. С. 24

7. Гельбрас В.Г. Экономика Китайской Народной Республики: важнейшие этапы развития, 1949-2010 гг. М: Гуманитарий, 2011. Ч. 1. 421с.

8. Фан Тинтин Энергетическая политика Китая на современном этапе. М.: МАКС Пресс, 2012. 192 с.

9. Рогозин Д.О. Освоение Арктики - вопрос национальной безопасности. URL: http://www.arctic-info.ru/news/20.12.2013/dmitrii-rogozin--osvoenie-arktiki-vopros-nacional_noi-bezopasnosti (дата обращения 07.06.2017 г.)

10. Соглашения о разделе продукции при морской нефтедобыче в Китае. URL: https://www.yabloko.ru/Themes/SRP/srp-china.html (дата обращения 21.09.2020).

Богаткина Юлия Геннадьевна, канд. техн. наук, вед. науч. сотр., ubgt@mail.ru Россия, Москва, Институт Проблем Нефти и Газа Российской Академии Наук (ИПНГ РАН),

Лындин Виктор Николаевич, канд. экон. наук, доц., vlyndin@mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина,

Еремин Николай Александрович, д-р техн. наук, проф., зам. директора, ermn@mail. ru, eremin@ipng. ru, Россия, Москва, Институт Проблем Нефти и Газа Российской Академии Наук (ИПНГ РАН), Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина,

Сарданашвили Ольга Николаевна, канд. техн. наук, стар. науч. сотр., o.sardan@mail.ru, Россия, Москва, Институт Проблем Нефти и Газа Российской Академии Наук (ИПНГ РАН)

APPLICA TION OF THE CHINA PSA TAX REGIME IN THE CONDITIONS OF RUSSIAN

SUBSOIL USE

Yu.G. Bogatkina, V.N. Lyndin, N.A. Eremin, O.N. Sardanashvili

The article discusses the issues of taxation of subsoil use in China and Russia with the use of contracts under the terms of production sharing agreements. It is shown that in China this type of agreements is one of the most rational approaches to taxation. It was noted that the PSA of China is used only for offshore fields, which made it possible, as an experiment, to conduct an economic assessment of the effectiveness of the development of the Prirazlomnoye field located on the Arctic shelf. For this purpose, an economic methodology

was applied, developed at the IOGS RAS, which included the tax models of PSA in Russia and China. The calculations showed good convergence of the evaluation results.

Key words: offshore fields, investment project, production sharing agreements, tax modeling, economic assessment.

Bogatkina Yulia Gennadievna, candidate of technical Sciences sciences, the vedas. scientific co., ubgt@mail.ru Russia, Moscow, Institute of Oil and Gas Problems of the Russian Academy of Sciences (IPng RAS),

Lyndin Viktor Nikolaevich, candidate of economic Sciences, docent, vlyndin@mail. ru, Russia, Moscow, Gubkin Russian state University of oil and gas (national research University) named after I. M. Gubkin,

Eremin Nikolay Aleksandrovich, doctor of technical sciences, professor, associate director, ermn@mail. ru, eremin@ipng. ru, Russia, Moscow, Institute of Oil and Gas Problems of the Russian Academy of Sciences (IPng RAS), Russian state University of oil and gas (national research University) named after I. M. Gubkin,

Sardanashvili Olga Nikolaevna, candidate of technical Sciences science, senior researcher, o. sardan@mail. ru, Russia, Moscow, Institute of Oil and Gas Problems of the Russian Academy of Sciences (IPng RAS)

Reference

1. The law of the Russian Federation "on subsoil" of 21.02.1992 N 2395-1 (last revision). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343/ (accessed 15.10.20).

2. Tax code of the Russian Federation (part second)" from 05.08.2000 N 117-FZ (as amended on 25.12.2018). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28165/ (accessed 15.10.20).

3. Development strategy of the mineral resource base of the Russian Federation until 2030. URL: http://www.rosnedra.gov.ru/article/8743.html (accessed 15.02.18).

4. Bobylev Yu. n. Reform of taxation of the mineral resource sector. M.: Institute of Economics of the transition period. 2001. 123 p.

5. Bobylev Yu. N., Turuntseva M. Yu. Taxation of the mineral resource sector of the economy. Moscow: Gaidar Institute, 2010. P. 42

6. Bobylev Yu. N. World experience of taxation of the extractive industry. Moscow: Ranepa, 2013. P. 24

7. Gelbras V. G. Economy of the people's Republic of China: the most important stages of development, 1949-2010. M: Humanitarii, 2011. CH. 1. 421c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Fan tingting Energy policy of China at the present stage, Moscow: MAKS Press, 2012, 192 p.

9. Rogozin D. O. Development of the Arctic-a question of national security. URL: http://www.arctic-info.ru/news/20.12.2013/dmitrii-rogozin--osvoenie-arktiki-vopros-nacional_noi-bezopasnosti (accessed 07.06.2017)

10. production sharing Agreements for offshore oil production in China. URL: https://www.yabloko.ru/Themes/SRP/srp-china.html (date of issue 21.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.