Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.
2024. № 55. С. 173-182. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2024. 55. pp. 173-182.
Научная статья
УДК 7.025.4 + 004.94
doi: 10.17223/22220836/55/14
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕСТАВРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО
ИСКУССТВА
Екатерина Михайловна Коляда1, Анна Михайловна Грудинина2
1 2 Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. В статье анализируется возможность использования современных цифровых технологий в реставрации. Проанализированы условия и возможная широта использования этих технологий в данном направлении. Рассмотрена возможность использования аддитивных технологий в процессе подготовки, сбора информации и моделирования отдельных утраченных элементов, что показано на примере анализа скульптурной композиции «Ларца с образцами минералов и горных пород Херсонской губернии» из коллекции Горного музея СПГУ.
Ключевые слова: цифровые технологии, аддитивные технологии, реставрация
Для цитирования: Коляда Е.М., Грудинина А.М. Применение современных цифровых технологий в реставрации предметов декоративно-прикладного искусства // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 55. С. 173-182. doi: 10.17223/22220836/55/14
Original article
MODERN DIGITAL TECHNOLOGIES APPLICATION IN DECORATIVE AND APPLIED ART RESTORATION
Ekaterina M. Kolyada1, Anna M. Grudinina2
1 2 Saint-Petersburg Mining University, Saint-Petersburg, Russian Federation
Abstract. The possibility of using modern digital technologies in restoration of decorative and applied art objects are analyzed in current article. From the analysis of publications in European journals, the relevance of the introduction of modern technologies in the restoration of decorative and applied art objects is obvious. The authors used in their research the next articles: "Technical and aesthetic considerations in the conservation of ancient ceramic and terracotta objects in the J Paul Getty museum: five case studies" (Elston M., 1990); "In situ virtual restoration of artifacts by imaging technology" (Qiao C., 2020); "e-Restoration of Faces Appearing In Cultural Heritage Artefacts" (Lanitis A., 2009), etc., which address the application of digital technologies in various fields of restoration, from architecture to decorative arts.
The object of presented research was the "Chest with samples of minerals and rocks from the Kherson province" (1888) from the collection of the St. Petersburg Mining Museum which, according to the inventory, has the following losses: "the coats of arms of Kherson province -
© Е.М. Коляда, А.М. Грудинина, 2024
Odessa and Nikolaev are lost on the chest". Previously, the chest was in imperial family collection.
The classification of digital restoration methods and perspective of their use in restoration of the cultural value from the point of view of preserving of the object of interest are analyses in this article. It is underlined that these methods should be compliance to the basic principles of restoration (reversibility, difference, etc.). By using as an example of the sculptural composition of the "Chest with samples of minerals and rocks from the Kherson province", the application of digital technologies as an auxiliary tool and method with a practical orientation is discussed. The method of using modern modeling programs at the stage of collecting information and observing the principle of historicism as an auxiliary tool is described. The method of modeling the lost elements using AutoCAD, Mudbox and Photoshop programs are also presented.
Thus, this article provides an example of visual implementation of several methods of modern restoration using digital technologies, in compliance with the laws and principles of traditional restoration. It was concluded, that modern digital and information technologies are promising research methods, but require further study of ways of their wider implementation in restoration processes.
Keywords: digital technologies, additive technologies, restoration
For citation: Kolyada, E.M. & Grudinina, A.M. (2024) Modern digital technologies application in decorative and applied art restoration. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 55. pp. 173-182. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/55/14
Памятники истории и культуры - это часть мирового наследия, хранящего информацию о прошлом и играющего важную роль в духовном и эстетическом развитии современного человека и будущих поколений. Сохранение таких памятников - сложная, но важная и ответственная задача. Реставрация -это трудоемкий и кропотливый процесс, который требует от реставратора глубоких и обширных знаний как о самом памятнике, так и о технологиях, использованных при его изготовлении. Однако подлинность не является основанием для полного отказа от современных технологий в процессе консервации или реставрации памятников. Современные цифровые технологии, в том числе аддитивные, получают все большее распространение, однако преимущественно используют как вспомогательный инструмент в процессе реставрации памятника.
Основные условия и принципы реставрации сложились в 90-х гг. XIX в. В тот же период сложились «основные «законы» традиционной реставрации, соблюдение которых при реставрации любого памятника должно выполняться вне зависимости от ценности и состояния объекта [1; 2. Р. 3-4]:
1) недопустимо вносить собственное видение («творчество») в авторскую работу;
2) реставрация должна быть направлена на устранение причин и последствий разрушительных процессов, а также на удаление всех посторонних наслоений;
3) «любая реставрация недопустима без точного знания природы объекта», техники его обработки и характера действия применяемых реактивов, т.е. должен соблюдаться принцип историзма [1; 2. Р. 4];
4) «любая ошибка или неудача должна быть изучена и проанализирована», а весь процесс работы и его результаты задокументированы [2. Р. 4].
Однако только некоторые из приведенных выше методов, в частности, аддитивные технологии (3Б-сканирование и 3Б-печать), стали широко использоваться в работе реставраторов. Наравне с аддитивными технологиями
в музейном и реставрационном деле популярность стали приобретать технологии дополнительной реальности1. Несмотря на то, что новые технологии могут предоставлять новые решения для восстановления объектов, выбор, какой метод следует использовать в работе, требует предварительной оценки и учета указанных выше «законов» реставрации.
В том случае, когда часть предмета разрушена или имеет серьезные утраты, выделяют ряд традиционных методов, исходя из законов реставрации и характера дефектов:
• «физическое восстановление - реконструкция и восстановление утраченных элементов памятника с целью полного восстановления его состояния» [3; 4. Р. 1];
• цифровая реставрация - «восстановление первоначального вида памятника, за счет реконструкции утраченных деталей в цифровом пространстве с использованием мультимедийной технологии» [4. Р. 1; 5. Р. 16-17; 6];
• «цифровое проекционное восстановление - это процесс восстановления декора, цвета или текстуры путем проецирования изображения на поверхность объектов» [4. Р. 1; 7. Р. 197; 8; 9];
• восстановление за счет шаблона - восстановление неполных артефактов до полного состояния путем использования прототипов (шаблона), которые размещаются за предметом, создавая визуальный эффект целостности объекта [4. Р. 1];
• восстановление AR - использование технологий дополненной реальности (AR) для реконструкции предметов, затем цифрового восстановления их на интеллектуальных устройствах [10. Р. 6-7; 11-14; 4. Р. 1].
Однако из приведенных законов современной реставрации в данной работе будет рассмотрено преимущественно третье правило реставрации: любая реставрация недопустима без точного знания природы объекта. Это означает, что перед началом восстановления объекта необходимо подготовить проект реставрации, следует собрать необходимую информацию и сформировать представление о первоначальном виде предмета. Сбор информации -первый этап, который обусловливает соблюдение принципа историзма для реставрации. Результаты исследований архивных материалов, технологий и методик используют при проведении работ по воссозданию памятников.
Указанный выше принцип будет проиллюстрирован на конкретном примере, в качестве которого выбрана чугунная скульптурная композиция, являющаяся частью декора «Ларца с образцами минералов и горных пород Херсонской губернии» из коллекции Санкт-Петербургского горного музея. Данный ларец изначально являлся частью первой коллекции из личного музея императора Александра III, но был передан в собрание горного музея в 1773 г. Вероятнее всего, согласно сохранившимся записям, «цесаревич получил эту коллекцию» в качестве памятного подарка «от представителя Херсонского земства» [15. С. 220]. Следует отметить, что изучение аналогов и поиск исторической информации о конкретном периоде позволяет решить сразу несколько задач, которые необходимы для выполнения качественной реставрации объекта. Так, использование метода историзма, куда входит процессе поиска аналогов, помогает оценить историческую значимость объекта, т.е.
1 VR, ЛИ - технологии, позволяющие интегрировать реальный объект в цифровом (графическом) формате в режиме реального времени.
оценить уникальность предмета. Также метод историзма позволяет уже на раннем этапе анализа сделать предварительное решение о путях сохранности объекта, его дефектах и утратах, о необходимости консервации или об объеме последующих реставрационных работ.
Ларец представляет собой шкатулку из орехового дерева, которая наполнена образцами минералов, руд и горных пород из месторождений полезных ископаемых Херсонской губернии. Ларец был создан «по рисункам архитектора А. Бернадаци и скульптором И. Санович в Одессе в 1888 г.» [15. С. 220]. Внутри ларца находятся «два акварельных рисунка на ткани, подписанных Л.Ф. Лагорио (1888 г.): «Кривой Рог» и «Рудник Криворогского общества»» [15. С. 220]. На крышке ларца помещена (находится) чугунная скульптурная композиция гномов. На шкатулке имеется ряд утрат, которые на основании исторических записей можно определить, например: «на ларце утрачены монограммы цесаревича „Н" под короной и гербы Херсонской губернии -Одессы и Николаева» [15. С. 220].
Фотоматериал, который был найден, подтверждает внешний вид утраченных гербов Одессы и Николаева на памятнике, что согласуется с описью сохранности объекта. Был проведен поиск изображений гербов, исходя из того, что изделие было изготовлено в 1888 г. Найдены изображения гербов, утвержденных в период, наиболее близкий ко времени изготовления изделия, которые приведены на рис. 1.
Рис. 1. Герб города Николаева 1883 г. (а) и герб Одессы (б), утвержденный в середине XIX в., представленный на флаге Одессы [16, 17]
Fig. 1. Coat of arms of Nikolaev (1883) (а) and the coat of arms of Odessa (б), approved in the middle of the XIX century, represented on the flag of Odessa [16, 17]
Поиск аналогового материала, необходимый для восстановления элементов с утраченными гербами, показал, что искать необходимый материал также было целесообразно не только в работах того же периода (ограды, решетки, памятники и т.д.), но и в материалах по геральдике, поскольку изображения гербов и флагов городов являются официально утвержденными символами, которые представляют собой достоверный источник информации для реконструкции или реставрации объекта.
Помимо поиска аналогового материала на начальном этапе реставрации была составлена картограмма дефектов или схематичное изображение памятника, на котором указаны участки с деформациями, дефектами, а также с загрязнениями и т.д. [18. С. 15]. Процесс составления картограммы является важной частью, поскольку позволяет составить необходимое представление о состоянии памятника, что существенно влияет на выбор методов реставрации. На этапе составления картограмм все чаще используются современные технологии.
В качестве примера можно привести вариант разработки картограмм с помощью программ AutoCAD и Photoshop. Первоначальный этап проводится в программе AutoCAD, где картограмма формируется подобно чертежу за счет встроенных инструментов программы («полилиния», «сплайн») [19. С. 53-59]. При этом для ускорения и упрощения работы были использованы фотографии памятника, которые помещали в рабочее пространство AutoCAD и по ним осуществляли черчение эскизов. Созданные заготовки для картограмм в AutoCAD (раздел печати в формате jpeg) переводят в программу Photoshop. В дальнейшем обработка чертежей и их цветовая схематическая заливка проводятся в программе Photoshop с использованием инструментов: слой, кисть, заливка и т.п. Полученный нами итоговый вариант картограммы скульптурной композиции с ларца из Херсонской губернии представлен на рис. 2.
Рис. 2. Картограмма дефектов скульптурной композиции с ларца с образцами минералов и горных пород Херсонской губернии и из коллекции Горного музея
Fig. 2. Cartogram of defects in the sculptural composition from a casket with samples of minerals and rocks of the Kherson province and from the collection of the Mining Museum
Описанные выше этапы являются частью начального этапа реставрации, который включал поиск аналогового материала и сбор информации для разработки методики реставрации. Необходимо указать, что поиск аналогов и составление картограмм входит в паспорт изделия, в который также включают описание нынешнего состояния памятника, перечень утрат, дефектов, а также план реставрации и материалы фотофиксации.
Приведенный выше вариант применения цифровых технологий - это вспомогательный вариант их использования в процессе реставрации. В случае практического варианта использование новых технологий может реализовываться в процессе моделирования отдельных утраченных элементов в виде виртуальной 3Б-модели [20-22]. Полученные модели впоследствии могут использоваться для цифровой реставрации за счет использования технологий дополнительной реальности или для последующей 3Б-печати. Тут необходимо уточнить, что на сегодняшний день 3Б-печать используется не для печати полноценных утраченных элементов, а для печати литейных форм. Последний вариант является наиболее используемым направлением в реставрации. Аддитивные технологии могут также быть использованы для полноценной печати отдельных утраченных элементов. При этом в процессе печати можно использовать полимеры (SLA, FMD, FFF и т.д.) или металлический порошок (SLM). В этом случае будет реализовываться принцип реставрации - отличимость от оригинала, и реализовываться метод цифровой реставрации как восстановление за счет использования шаблона, который позволяет создать визуальный эффект целостности объекта. В качестве примера можно привести процесс моделирования утраченных гербов городов Николаев и Одесса со скульптурной композиции ларца с образцами минералов и горных пород Херсонской губернии» из коллекции Санкт-Петербургского горного музея. Построение 3D-моделей проводилось в программах AutoCAD и Mudbox. Основание гербов выстраивалось в программе AutoCAD за счет использования инструментов «сплайн» или «полилинии» [19. С. 53-59]. Аналогичным образом вычерчивался во фронтальной проекции чертеж будущего герба. При этом во избежание ошибок и искажения в процессе рисования было принято решение отрисовать половину изображения, после чего ее зеркалили с помощью инструмента «зеркало». Затем с помощью инструмента Extrud проводили моделирование твердотелой модели на основании каркаса и экспортировали полученную модель в программу Mudbox. Для корректной работы программы версии приложений должны быть одного года выпуска. Окончательный этап моделирования проводили в программе Mudbox, в результате чего было сформировано рельефное изображение герба с использованием ранее «созданных шаблонов с помощью инструментов Sculpt Tools» [23]. Для избежания ошибок во время моделирования рекомендуется увеличить «уровень сглаживания с 0 до 6» с помощью сочетания клавиш «Shift + D» [23]. Конечный рельеф формировали с использованием инструментов Sculpt Tools и осуществляли сглаживание (кнопка Shift). Процесс моделирования и его итог представлены на рис. 3-5.
В задачи данной статьи входил анализ существующих технологий и методов реставрации с использованием современных цифровых технологий. Была приведена существующая классификация методов цифровой реставрации и проанализирована распространенность этих технологий.
s ъ / * s s i • / - * »»-."J
Рис. 3. Моделирование новой текстуры для создания штампа в Mudbox Fig. 3. Modeling a new texture to create a stamp in Mudbox
Рис. 4. Штампы для изготовления рельефа, нарисованные в программе Mudbox Fig. 4. Stamps for the production of relief, drawn in the Mudbox program
Рис. 5. Процесс моделирования утраченного элемента на примере герба города Одесса Fig. 5. The process of modeling the lost element on the example of the coat of arms of the city of Odessa
Приведен пример реализации современных технологий в процессе восстановления реального исторического объекта с использованием таких программ, как AutoCAD, Mudbox и Photoshop. Рассмотренный выше материал наглядно показывает перспективность тесного взаимодействия существующих принципов традиционной реставрации с аддитивными и другими цифровыми технологиями. Стоит отметить, что, хотя «3D-реконструкция», а также другие цифровые технологии «являются в первую очередь способом визуализации архитектурных памятников, эти процессы способствуют ускорению и упрощению процессов консервации и реставрации, поскольку они менее трудоемки для предметов декоративно-прикладного искусства (керамики, мебели, металла и т.д.)» [22; 24. Т. 2. C. 219-220]. По этой причине современные цифровые технологии являются перспективным направлением в реставрации, что требует особого внимания и дальнейшего изучения.
Список источников
1. Принципы реставрации // Искусствоед.ру - сетевой ресурс об искусстве и культуре. 2019. URL: https://iskusstvoed.ru/2019/09/23/principy-restavracii/ (дата обращения: 19.05.2022).
2. Lyons R.A. Restoring antique furniture: a complete guide. Englewood Cliffs. N. J. : Prentice Hall, 2016. P. 138.
3. Elston M. Technical and aesthetic considerations in the conservation of ancient ceramic and terracotta objects in the J Paul Getty museum: five case studies // USA: Studies in Conservation. 1990. Vol. 35 (2). P. 69-80. doi: 10.1179/SIC.1990.35.2.69
4. Qiao C., Zhang W., Gong D. In situ virtual restoration of artifacts by imaging technology // Heritage Science. 2020. Vol. 8 (110). doi: 10.1186/s40494-020-00458-0
5. Lanitis A, Stylianou G. e-Restoration of Faces Appearing In Cultural Heritage Artefacts // Austria: virtual systems and multimedia. 2009. P. 15-20. doi: 10.1109/VSMM.2009.8
6. Голдобина Л.А., Орлов П.С. BIM-технологии и опыт их внедрения в учебный процесс при подготовке бакалавров по направлению 08.03.01 «Строительство» // Записки Горного института. 2017. Т. 224. С. 263. doi: 10.18454/pmi.2017.2.263
7. Lerones P., Llamas J., Gomezgarciabermejo J., Zalama E., Oli J.C. Using 3D digital models for the virtual restoration of polychrome in interesting cultural sites // Journal of Cultural Heritage. 2014. Vol. 15. P. 196-198. doi: 10.1016/J.CULHER.2013.03.009
8. Voronina M.V., Tretyakova Z.O., Krivonozhkina E.G., Buslaev S.I., Sidorenko G.G. Augmented reality in teaching descriptive geometry, engineering and computer graphics-systematic review and results of the Russian teachers' experience // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2019. Vol. 15. V. 12. P. 1-17.
9. Мальцева Е.А., Пиирайнен В.Ю. Динамическая визуализация в концепции городской среды // Уральский государственный архитектурно-художественный университет. 2020. Т. 766. С. 12-14.
10. MaiettiF., Di Giulio R., PiaiaE., MediciM., Ferrari F. Enhancing Heritage fruition through 3D semantic modelling and digital tools: the INCEPTION project // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2018. Vol. 364 (1). doi: 10.1088 /1757-899X/364/1/012089
11. Игнатьев С.А., Третьякова З.О., Воронина М.В. Дополненная реальность в начертательной геометрии // Геометрия и графика. 2020. Т. 8, № 2. С. 41-50.
12. Игнатьев С.А., Третьякова З.О., Воронина М.В. Обзор образовательных курсов на основе технологий дополненной реальности // Геометрия и графика. 2020. Т. 8, № 3. С. 67-86.
13. Игнатьев С.А., Третьякова З.О., Воронина М.В. Технологии дополненной реальности в проектной деятельности студентов // Геометрия и графика. 2020. Т. 8, № 2. С. 51-57.
14. Tretyakova Z.O., VoroninaM.V., Merkulova V.A. Geometric modelling of building forms using BIM, VR, AR-technology // Materials Science and Engineering. 2019. Vol. 687, № 4. P. 1-8.
15. Боровкова Н.В., Попова Е.Е., Полярная Ж.А. Проблемы изучения формирования музейных коллекций в 1918-1930 г. М. : ИПК «Вести», 2014. Вып. VI, ч. 2. С. 217-230.
16. Герб Николаева // «Геральдикум» - сетевой ресурс о территориальной геральдике во всех ее проявлениях. 2020. URL: http://www.heraldicum.ru/ukraine/towns/nikolay.htm (дата обращения: 25.05.2022).
17. Герб Одессы // «Геральдикум» - сетевой ресурс о территориальной геральдике во всех ее проявлениях. 2020. URL: http://www.heraldicum.ru/ukraine/towns/odessa.htm (дата обращения: 25.05.2022).
18. Лельчук А.И. Реставрация: реставрационный паспорт: учеб.-метод. пособие. СПб. : СПГХПА им. А.Л. Штиглица, 2018. 52 с.
19. Кириллова Т.И., Поротникова С.А., Семенова Н.В. Компьютерная графика AutoCAD 2018: учеб. пособие / под общ. ред. Н.В. Семеновой. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. 224 с.
20. Лядов С.В. Моделирование месторождений с использованием программного комплекса IRAP RMS компании ROXAR // Записки Горного института. 2003. Т. 155, № 2. С. 38.
21. Марасанова М.В. Компьютерное моделирование процессов рудообразования // Записки Горного института. 2002. Т. 152. 36 с.
22. Прибыткова К.А., Коляда Е.М. 3D-технологии в художественной обработке материалов. От замысла до реализации // СПбГУПТД: Наука и образование в области технической эстетики, дизайна и технологии художественной обработки материалов : материалы X Междунар. науч.-практ. конф. вузов России. 2018. С. 300-304.
23. Видеоуроки по моделированию в Mudbox. 2016. URL: https://www.youtube.com/ playlist?list=PLTYpQm2G3rWj2hIgWtZOh5k1uzIN5edo5 (дата обращения: 19.05.2022).
24. Косенкова К.Б. Современные тенденции использования 3D-реконструкций памятников историко-культурного наследия // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2014. Т. 2, № 2. С. 218-225.
References
1. Iskusstvoed.ru. (2019) Printsipy restavratsii [Principles of Restoration]. [Online] Available from: https://iskusstvoed.ru/2019/09/23/principy-restavracii/ (Accessed: 19th May 2022).
2. Lyons, R.A. (2016) Restoring Antique Furniture: A Complete Guide. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall. p. 138.
3. Elston, M. (1990) Technical and aesthetic considerations in the conservation of ancient ceramic and terracotta objects in the J. Paul Getty museum: five case studies. USA: Studies in Conservation. 35(2). pp. 69-80. DOI: 10.1179/SIC.1990.35.2.69
4. Qiao, C., Zhang, W. & Gong, D. (2020) In situ virtual restoration of artifacts by imaging technology. Heritage Science. 8(110). DOI: 10.1186/s40494-020-00458-0
5. Lanitis, A. & Stylianou, G. (2009) e-Restoration of Faces Appearing in Cultural Heritage Artefacts. VSMM '09: Proceedings of the 2009 15th International Conference on Virtual Systems and Multimedia. pp. 15-20. DOI: 10.1109/VSMM.2009.8
6. Goldobina, L.A. & Orlov, P.S. (2017) BIM-tekhnologii i opyt ikh vnedreniya v uchebnyy protsess pri podgotovke bakalavrov po napravleniyu 08.03.01 "Stroitel'stvo" [BIM-technologies and experience of their implementation in the educational process in the training of bachelors in the direction 08.03.01 "Construction"]. Zapiski Gornogo instituta. 224. pp. 263. DOI: 10.18454/pmi .2017.2.263
7. Lerones, P., Llamas, J., Gomezgarciabermejo, J., Zalama, E. & Oli, J.C. (2014) Using 3D digital models for the virtual restoration of polychrome in interesting cultural sites. France: Journal of Cultural Heritage. 15. pp. 196-198. DOI: 10.1016/J.CULHER.2013.03.009
8. Voronina, M.V., Tretyakova, Z.O., Krivonozhkina, E.G., Buslaev, S.I. & Sidorenko, G.G. (2019) Augmented reality in teaching descriptive geometry, engineering and computer graphics-systematic review and results of the Russian teachers' experience. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 15(12). pp. 1-17.
9. Maltseva, E.A. & Piiraynen, V.Yu. (2020) Dinamicheskaya vizualizatsiya v kontseptsii gorodskoy sredy [Dynamic visualization in the concept of urban environment]. Ural'skiy gosudarstvennyy arkhitekturno-khudozhestvennyy universitet. 766. pp. 12-14.
10. Maietti, F., Di Giulio, R., Piaia, E., Medici, M. & Ferrari, F. (2018) Enhancing Heritage fruition through 3D semantic modelling and digital tools: the INCEPTION project. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 364(1). p. 9. DOI: 10.1088 /1757-899X/364/1/012089
11. Ignatiev, S.A., Tretyakova, Z.O. & Voronina, M.V. (2020a) Dopolnennaya real'nost' v nachertatel'noy geometrii [Augmented reality in descriptive geometry]. Geometriya i grafika. 2(8). pp. 41-50.
12. Ignatiev, S.A., Tretyakova, Z.O. & Voronina, M.V. (2020b) Obzor obrazovatel'nykh kursov na osnove tekhnologiy dopolnennoy real'nosti [Review of educational courses based on augmented reality technologies]. Geometriya i grafika. 3(8). pp. 67-86.
13. Ignatiev, S.A., Tretyakova, Z.O. & Voronina, M.V. (2020c) Tekhnologii dopolnennoy real'nosti v proektnoy deyatel'nosti studentov [Technologies of augmented reality in students' project activities]. Geometriya i grafika. 2(8). pp. 51-57.
14. Tretyakova, Z.O., Voronina, M.V. & Merkulova, V.A. (2019) Geometric modelling of building forms using BIM, VR, AR-technology. Materials Science and Engineering. 4(687). pp. 1-8.
15. Borovkova, N.V., Popova, E.E. & Polyarnaya, Zh.A. (2014) Problemy izucheniya formirovaniya muzeynykh kollektsiy v 1918-1930 g. [Problems of studying the formation of museum collections in 1918-1930]. Vol. 4(2). Moscow: Vesti. pp. 217-230.
16. Geral'dikum. (2020a) Gerb Nikolaeva [The Coat of Arms of Nikolaev]. [Online] Available from: http://www.heraldicum.ru/ukraine/towns/nikolay.htm (Accessed: 25th May 2022).
17. Geral'dikum. (2020b) Gerb Odessy [The Coat of Arms of Odessa]. [Online] Available from: http://www.heraldicum.ru/ukraine/towns/odessa.htm (Accessed: 25th May 2022).
18. Lelchuk, A.I. (2018) Restavratsiya: restavratsionnyy pasport [Restoration: Restoration Passport]. St. Petersburg: SPGKhPA im. A.L. Shtiglitsa. p. 52.
19. Kirillova, T.I., Porotnikova, S.A. & Semenova, N.V. (2019) Komp'yuternaya grafika AutoCAD 2018 [AutoCAD 2018 Computer Graphics: A Study Guide]. Ekaterinburg: Ural State University. p. 224.
20. Lyadov, S.V. (2003) Modelirovanie mestorozhdeniy s ispol'zovaniem programmnogo komplek-sa IRAP RMS kompanii ROXAR [Field modeling using ROXAR's IRAP RMS software system]. Zapiski Gornogo instituta. 2(155). p. 38.
21. Marasanova, M.V. (2002) Komp'yuternoe modelirovanie protsessov rudoobrazovaniya [Computer modeling of ore formation processes]. Zapiski Gornogo instituta. 152. p. 36.
22. Pribytkova, K.A. & Kolyada, E.M. (2018) 3D-tekhnologii v khudozhestvennoy obrabotke materialov. Ot zamysla do realizatsii [3D-technologies in artistic processing of materials. From conception to realization]. SPbGUPTD: Nauka i obrazovanie v oblasti tekhnicheskoy estetiki, dizayna i tekhnologii khudozhestvennoy obrabotki materialov [SPbGUPTD: Science and education in the field of technical aesthetics, design and technology of artistic processing of materials]. Proc. of the Tenth International Conference. pp. 300-304.
23. Youtube. (2016) Video-uroki po modelirovaniyu v Mudbox [Video tutorials on modeling in Mudbox]. [Online] Available from: https://www.youtube.com/playlist?list=PLTYpQm2G3rWj2hIg WtZOh5k1uzIN5edo5 (Accessed: 19th May 2022)
24. Kosenkova, K.B. (2014) Sovremennye tendentsii ispol'zovaniya 3D-rekonstruktsiy pamyatnikov istoriko-kul'turnogo naslediya [Current trends in the use of 3D reconstructions of historical and cultural heritage monuments]. Vestnik leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2(2). pp. 218-225.
Сведения об авторах:
Коляда Е.М. - доктор искусствоведения, доцент; профессор кафедры материаловедения и технологии художественных изделий Санкт-Петербургского горного университета (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: [email protected]
Грудинина А.М. - студентка I курса магистратуры по специальности 29.04.04 кафедры материаловедения и технологии художественных изделий Санкт-Петербургского горного университета (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about authors:
Kolyada E.M. - Saint-Petersburg Mining University (Saint-Petersburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Grudinina A.M. - Saint-Petersburg Mining University (Saint-Petersburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 28.05.2022; одобрена после рецензирования 10.10.2022; принята к публикации 15.08.2024.
The article was submitted 28.05.2022; approved after reviewing 10.10.2022; accepted for publication 15.08.2024.