ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
THE USE OF MODERN TECHNOLOGY IN CONSTRUCTING A SYSTEM THAT PROVIDES THE POSSIBILITY OF CONSTRUCTING «VIRTUAL ENTERPRISE»
C.A. Королев, P.H. Ярулин S.A. Korolev, R.N. Yarulin
ФГБОУ ВПО "МГСУ"
Данной статьей мы описываем актуальные проблемы по тематике - применение современных технологий при построении системы, обеспечивающей возможность создания «Виртуальных предприятий».
With this article we describe the current problems on the subject - the use of modern technology in constructing a system that provides the ability to create "virtual enterprise".
Применение систем, обеспечивающих организацию «Виртуальных предприятий», в строительстве позволит повысить эффективность управления и взаимодействия участников строительного процесса. Построение систем обеспечивающих возможность организации ВП, является сложным, сточки зрения технического и технологического обеспечения, процессом. Организации, участвующие в строительном процессе, зачастую в своей работе уже используют широкий спектр систем автоматизации, позволяющие решать различные задачи по организации и оптимизации собственных бизнес-процессов. Взаимодействие между участниками процесса строительства осуществляется (в лучшем случае) при помощи электронных писем. Создание единой системы, способной организовать работу нескольких участников, силами одной строительной компании, является не выгонным вложением средств, так как состав участников, при выполнении одного или нескольких совместных проектов, может измениться и создаваемая система может стать не актуальной или будет создана уже после окончания основного проекта. Крупные строительные компании могут позволить себе затраты на создание подобных систем, но в этом случае данные компании получают возможность диктовать условия взаимодействия, что в случае однократного взаимодействия становится так же экономически не оправданным.
Принимая во внимание перспективность данного направления основополагающим принципами создания подобной системы должны являться:
• Общедоступность
• Динамичный состав участников системы
• Удобство эксплуатации.
ВЕСТНИК 6/2011
В этом случае организации, объединяющиеся в «Виртуальные предприятия», могут использовать имеющиеся системы автоматизации, а в случае отсутствия таковых, иметь возможность использовать предоставляемые сервисы, обеспечивающие в полной мере возможность взаимодействия.
Учитывая данные принципы можно выделить основные требования к системе, обеспечивающей возможность создания «Виртуальных предприятий»:
1. Система физически должна быть расположена на независимой площадке, не принадлежащей ни одному из возможных участников строительного процесса.
2. Доступ к системе должен обеспечиваться по средствам широкополосного канала интернет, с соответствующими ограничениями по безопасности.
3. Система должна иметь возможность обрабатывать большие объемы структурированных и хранение не структурированных данных. При этом доступ извне, непосредственно к хранилищу данных должен быть физически закрыт, а обеспечивать возможность работы с данными должна система.
4. Система должна предоставлять набор сервисов соответствующий требованиям при организации взаимодействия различным участника строительного процесса. Набор сервисов должен соответствовать специфики каждого из участников. По мере создания набора специфических сервисов вид возможных участников должен будет расшириться.
5. Система должна предоставлять возможность доступа к своим сервисам существующим системам при помощи общедоступных интерфейсов определенных на языке XML. Взаимодействие должно осуществляться согласно описанным форматам по средствам сообщений, основанных на XML, и передаваемых с помощью интернет протоколов. Система должна предоставлять возможность использовать свои сервисы по средствам общедоступного пользовательского интерфейса, который в свою очередь в полной мере должен обеспечивать возможность решения задач различных участников строительного процесса.
6. Система должна быть ориентирована на использование стандартов описывающих жизненный цикл изделий, а также стандартов описывающих различные технологические процессы в строительстве. Так же по мере развития системы должна быть возможность добавлять и изменять используемые стандарты.
7. Система должна обеспечивать возможность организации и автоматизации бизнес процессов.
Перечисленные ограничения позволяют определить спектр технологий, которые способны решить поставленные задачи. В рамках данной статьи мы рассмотрим ограничения связанные с технологической и программной платформой для развертывания комплекса «Виртуальные предприятия».
Информационные технологии меняются очень быстро и сегодня они образуют своего рода невидимый слой, который все ощутимее влияет на все аспекты нашей жизни. Электроэнергетические сети, управление дорожным движением, здравоохранение, водоснабжение, пищевая промышленность и т.д., а также большая часть финансовых транзакций в современном мире - все это сегодня зависит от информационных технологий. Новая модель оказания ИТ-услуг под названием cloud computing ("облачные вычисления") способна значительно уменьшить ИТ-расходы и сложность инфраструктур, а также оптимизировать рабочие нагрузки и функционирование ИТ-сервисов. Cloud-решения обладают высокой степенью масштабируемости, обеспечивают пользователям широчайшие возможности и создают основу для построения новой, Интернет-ориентированной экономики.
Облачные вычисления могут стать технологической платформой для реализации системы, обеспечивающей возможность создания «Виртуальных предприятий». Облачные вычисления - это инновационная технология, которая предоставляет динамично масштабируемые вычислительные ресурсы и приложения через Интернет в качестве сервиса под управлением поставщика услуг. В случае изменения потребностей системы, мощности информационного центра могут увеличиваться или уменьшаться. Основная причина появления этих технологий - снижение затрат на инфраструктуру. Все вычисления обрабатываются внутри «облака» - пользователю приходит лишь результат. Для использования данного сервиса требуется всего лишь доступ к Интернету на компьютере любой мощности что существенно снижает затраты на использование системы в организациях. Концепция облачных вычислений значительно изменила традиционный подход к доставке, управлению и интеграции приложений. По сравнению с традиционным подходом, облачные вычисления позволяют управлять более крупными инфраструктурами, обслуживать различные группы пользователей в пределах одного облака, то есть централизовать центр обработки данных на независимой площадке, не принадлежащей ни одному из возможных участников строительного процесса.
На данный момент существует несколько видов облачных сервисов:
SaaS (Software As a Service)
Этот тип облачных сервисов использует мультиабонентскую архитектуру: предоставляет через браузер доступ к отдельному приложению тысячам клиентов. Аббревиатура SaaS расшифровывается как Software-as-a-Service - программное обеспечение как сервис, этот вид услуг удобен для потребителя тем, что не требует авансовых инвестиций в сервер или лицензирования программного обеспечения.
Сервисы SaaS основаны на принципе подписки: программное обеспечение работает на стороне провайдера и предоставляется абонентам в аренду, при этом оплата зависит от числа пользователей, объема транзакций и т.п. Также удобно то, что приложения можно настроить под определенные потребности пользователей.
Коммунальные IT-услуги (utility computing)
Сама идея коммунальных IT-услуг далеко не нова, но сегодня эта форма облачных сервисов переживает второе рождение, благодаря таким «монстрам», как Amazon.com, Sun, IBM и многим другим компаниям, предлагающим доступ к накопителям и виртуальным серверам по требованию клиентов. Раньше такие сервисы использовались, в основном, для вспомогательных целей, но сегодня они способны заменить даже часть центра обработки данных предприятия.
Другие провайдеры предлагают решения, которые помогают IT-компаниям создавать виртуальные data-центры из общественных серверов: например, использовать память, устройства ввода-вывода, накопители и вычислительные ресурсы как виртуальный пул, доступный через сеть.
Облачные веб-сервисы
Близко к SaaS находятся провайдеры веб-сервисов, предлагающие API, которыми разработчики имеют возможность воспользоваться через Интернет - без необходимости скачивать полнофункциональное приложение.
Такие виды услуг предлагает широкий спектр провайдеров: от компаний, поставляющих отдельные бизнес-сервисы (в том числе, традиционные сервисы обработки кредитных карт), до полномасштабных API, предоставляемых, например, Google.
Платформа в качестве сервиса
Еще один вариант SaaS. Эта форма облачных сервисов поставляет в качестве сервиса среду разработки. Вы строите собственные приложения, работающие на инфра-
ВЕСТНИК 6/2011
структуре провайдера. Ваши пользователи работают с приложениями через Интернет -с серверов провайдера.
Эти сервисы ограничены дизайном и возможностями вендора, поэтому здесь вы не получите полную свободу для полета фантазии, но зато можете вполне рассчитывать на предсказуемость и прединтеграцию. В качестве примера можно назвать Google App Engine.
Управляемые услуги (managed service)
Одна из самых старых форм облачных сервисов. Компания, занимающаяся предоставлением этих сервисов, называется MSP (managed service provider). Сюда входит весь спектр услуг - от доставки ПО до дистанционного мониторинга и полной поддержки IT-инфраструктуры.
В эту категорию попадают сервисы сканирования на вирусы электронной почты, сервисы мониторинга приложений, различные сервисы управления охраной (Managed security services), антиспамовые сервисы и сервисы управления настольными компьютерами (desktop management services).
Платформы коммерческих сервисов
Гибрид SaaS и MSP. Данный вид облачных компьютерных сервисов чаще всего используется коммерческими компаниями: с их помощью пользователи могут заказать экскурсионный тур или, например, секретарские услуги с одной общей платформы, а сервис обеспечит им нужную информацию в соответствии с поисковыми параметрами и ценами, введенными пользователем.
Интернет интеграция
Сегодня интеграция облачных сервисов находится в начальной фазе своего развития. Компания OpSource недавно ввела топологию OpSource Services Bus, использующую интеграционную технологию небольшого стартапа под названием Boomi. SaaS-провайдер Workday приобрел компанию CapeClear - ESB-провайдера (enterprise service bus), нацеленного на B2B интеграцию. Grand Central с 2005 года стремится стать универсальным "bus in the cloud" провайдером и объединять более мелких SaaS-провайдеров для доставки интегрированных решений конечным пользователям.
Но в целом взаимосвязи между различными облачными сервисами сегодня еще довольно редки. Поэтому некоторые предпочитают вместо словосочетания «cloud computing» - «облачные сервисы», употреблять термин «sky computing» - «небесный сервис», т.е. система, состоящая из многих изолированных сервисов-«облачков», к каждому из которых IT-клиенты должны подключаться отдельно.
С другой стороны, поскольку виртуализация и SOA (сервис-ориентированная архитектура) постепенно проникает на предприятие, идея связанных сервисов начинает привлекать все большее внимание. По некоторым прогнозам в перспективе каждое предприятие должно стать узлом «облака». Но вряд ли эта задача будет решена в ближайшее время - скорее, это представляет собой долговременный тренд с отдаленным горизонтом.
Вопрос о том, к каким из вышеперечисленных сервисов будет относиться комплекс «Виртуальные предприятия» требует особого рассмотрения и будет поднят в следующих статьях.
Развитие в сфере информационных технологий, появление новых стандартов и возможность создании сервис - ориентированных решений, позволят в ближайшее время создать столь эффективный инструмент, как систему обеспечивающую возможность создания «Виртуальные предприятия».
Литература:
1. Иванов Д.А. Виртуальные предприятия и логистические цепи: комплексный подход к организации и оперативному управлению в новых формах производственной кооперации. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.
2. Архипов А.В., Иванов Д.А. Обобщенная задача оперативного планирования работ в производственно-логистических сетях. // Информационные технологии, 2005. - №3
3. Риз Д., Облачные вычисления(С1оМ Application Architectures) - БХВ-Петербург, 2011
4. http://www.ibm.com/ru/c1oud/
5. http://www.hwp.ru/articles/CHto_v_deystvitelnosti_predstavlyayut_soboy_oblachnie_servisi/
Literature:
1. Ivanov D.A. Virtual enterprises and the logistics chain: an integrated approach to the organization and operational management in the new forms of industrial cooperation. - SPb.: Univ StPSUEF, 2003.
2. Arhipov A.V., Ivanov D.A. The generalized operational planning activities in manufacturing and logistics networks. / / Information Technology, 2005. - № 3
3. Reese, D., Cloud Computing (Cloud Application Architectures) - BHV-Petersburg, 2011
4. http://www.ibm.com/ru/cloud/
5. http://www.hwp.ru/articles/CHto_v_deystvitelnosti_predstavlyayut_soboy_oblachnie_servisi/
Ключевые слова: виртуальное предприятие, виртуализация, управление в строительстве, строительные инновации, строительная компания, бизнес процесс, автоматизированная система, системы автоматизации, облачные вычисления, инновации в строительстве.
Keywords: virtual enterprise, virtualization, management construction, construction innovation, the construction company, business process automation system, automation, cloud computing, innovation in construction.
Телефоны авторов: 8(905)786-98-48 - Ярулин Рустам Назипович 8(926)268-75-80 - Королев Сергей Александрович
E-mail:
[email protected] - Ярулин Рустам Назипович [email protected] - Королев Сергей Александрович
Рецензент: заместитель генерального директора ООО «КУБС-Групп», заведующая научно-исследовательским и консультационным - аналитическим центром современных бизнес - технологий (НКЦ СБТ) ГАСИС, доцент, кандидат технических наук, Алешина Лариса Сергеевна.