Проблемы экономики и менеджмента
Д.А. Чернышев
атташе, Министерство иностранных дел Российской Федерации
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ГОСТИНИЧНОМУ КОМПЛЕКСУ РФ
Аннотация. В статье раскрываются основные тенденции развития гостиничного комплекса РФ, дальнейшего формирования корпоративной предпринимательской среды в индустрии гостеприимства, повышения конкурентоспособности национального гостиничного продукта. Анализируются вопросы совершенствования системы корпоративного управления в гостиничном комплексе.
Ключевые слова: гостиничный комплекс, корпоративная предпринимательская среда, организационно-управленческие подходы, корпоративная культура, менеджмент гостиниц.
D.A. Chernyshev, Russian Ministry of Foreign Affairs
USE OF MODERN ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT APPROACHES IN THE HOTEL COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION.
Abstract. The article reveals major trends of the Russian hotel complex development and further evolution of corporate business environment in the hospitality industry. The issues of corporate governance system improvement within the hotel complex and the necessity of further competitive growth of national hotel output are analyzed in the article.
Keywords: hotel complex, corporate business environment, organizational and management approaches, organizational culture, hotel management, marketability.
Гостиничный бизнес в России активно развивается. В регионах открываются или планируются к открытию новые гостиницы. Ведутся работы по реконструкции и реновации уже существующих гостиничных комплексов. Международные гостиничные сети расширяют свое присутствие не только в Москве, Санкт-Петербурге или Сочи, но и в других регионах России. Стали появляться и уверенно развиваться российские гостиничные сети, предоставляющие своим гостям высокий уровень сервиса, соответствующий международным стандартам. На сегодняшний день общее количество коллективных средств размещения составляет около 12,5 тыс. единиц, номерной фонд которых насчитывает более одного млн койко-мест [1]. По оценкам Российской гостиничной ассоциации (РГА), в настоящее время в стране функционирует около 5,1 тыс. гостиниц, общим номерным фондом 1 млн номеров [2]. По данным официальной государственной статистики, в РФ по состоянию на 1 января 2010 г. насчитывалось 7410 гостиниц и аналогичных средств размещения (мотели, кемпинги и др.), которые имели общую единовременную вместимость 497,3 тыс. мест и обеспечили обслуживание услугами размещения в общей сложности 18545,7 тыс. чел [3]. В специальном обзоре Deloitte, посвященному вопросам гостиничной проблематики в России, отмечается, что сейчас самый большой номерной фонд в Москве (35000 номеров), Санкт-Петербурге (15000 номеров), а также Сочи (около 9000 номеров), в котором на 1000 жителей приходится 26,15 номера - самый высокий показатель в РФ [4]. Фактическая обеспеченность гостиничными номерами на 1000 чел. жителей для ряда крупных городов при аналитическом международном сравнении экспертами распределяется следующим образом: Москва - 1,30, Санкт-Петербург - 1,35, Мадрид -5,88, Токио - 7,27, Париж -7,31, Нью-Йорк - 8,39, Йоханнесбург - 8,74, Лондон - 112,82, Амстердам -20,21, Лас Вегас -69,74 [5]. В 2007г., согласно экспертной оценке Discovery Research Group, объем гостинично-
100
№ 1(5) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
го бизнеса в РФ составлял около 2 млрд долл. США, из которых половина доходов приходится на Москву [6]. По другим международным оценкам, вклад гостиничной отрасли в РФ возрос на 7,5% в 2009 г. и достиг в стоимостном выражении национального гостиничного рынка 37,3 млрд долл. При этом, с точки зрения сегментации гостиничного рынка, 68,1% доходов генерируют внутренние туристы, которые размещаются в российских гостиницах и аналогичных средствах размещения. Относительно всего современного европейского гостиничного рынка, на долю гостиниц и аналогичных средств размещения Российской Федерации по величине генерируемых доходов приходится 4,1%, тогда как Германия занимает долю в 19,1%, Франция -17,4% Великобритания -17,2% [7].
В нашей стране планируется проведение крупномасштабных мероприятий самого высокого международного уровня, в том числе Саммит АТЭС -2012г. (Владивосток), Всемирная Студенческая Универсиада -2013 г. (Казань), ХХ11 Зимняя Олимпиада -2014 г. (Сочи), Чемпионат мира по футболу в 2018 г. (согласно заявочной книги нашей страны в ФИФА - пройдет в 13 городах России). Все эти мероприятия потребуют ускоренного развития отечественной гостиничной отрасли, чтобы обеспечить соответствующие условия размещения всех гостей и их участников. Например, только «Сочи-2014» - крупнейший инвестиционный проект в Российской Федерации, когда возводится одновременно более 800 самостоятельных объектов капитального строительства. В результате реализации этого проекта будет создано более 50 новых предприятий и 43 тыс. рабочих мест [8]. Согласно плану строительства объектов, к Олимпиаде - 2014 в Сочи будет запущено 57 тыс. гостиничных номеров в непосредственной близости от спортивных объектов и более 138 тыс. номеров в пределах 50 км от центра Олимпийских игр [9].
Отмечаемые здесь процессы в гостиничной отрасли полностью соответствуют Концепции Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)». В рамках программы намечено сформировать современные туристские кластеры на территориях с уникальными природными ресурсами и богатым историко-культурным наследием. Там будет создана сеть современных курортных и туристских объектов, отвечающих международным стандартам и способных значительно повысить конкурентоспособность рынка туристских услуг страны.
В результате реализации ФЦП численность иностранных туристов увеличится в 6,4 раза, а российских туристов - в 1,5 раза. Также, по прогнозам, объем платных туристских услуг, оказанных населению, увеличится в 4,7 раза, объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения - в 4,3 раза. Планируется рост численности работников, занятых в туристической отрасли, в 1,4 раза. На реализацию мероприятий ФЦП планируется направить 332 млрд руб., в том числе: средства федерального бюджета - 96 млрд руб. (28,9%); средства региональных бюджетов - 25 млрд руб. (7,5%); внебюджетные средства - 211 млрд руб. (63%) [10].
Сегодня гостиничная отрасль России выходит на качественно новый уровень хозяйственных отношений, который характеризуется началом активных интеграционных процессов в мировую экономическую систему, включая высокие международные стандарты гостиничного сервиса и особым образом сформированную корпоративную пред-
№ 1 (5) - 2012
101
Проблемы экономики и менеджмента
принимательскую среду. Вместе с тем, это не только создает объективные предпосылки для дальнейшего развития отечественных гостиничных предприятий в масштабах отдельных субъектов федерации и страны в целом, но и предъявляет новые, более жесткие требования к конкурентоспособности национального гостиничного продукта в личностных восприятиях конечных потребителей (гостей). Строительство новых, реновация и техническая реконструкция устаревших объектов гостиничной недвижимости в сочетании с найденными эффективными управленческими решениями в профессиональной гостиничной деятельности, позволяют добиться конкурентных преимуществ национального гостиничного продукта. В том числе, в региональном аспекте, а также на уровне корпоративной предпринимательской среды отдельной гостиничной сети и гостиничного предприятия. Тем не менее, по оценкам Росуризма, туристские возможности нашей страны используются всего на 5% [11]. То есть огромный туристский потенциал в нашей стране используется далеко не полностью. Так, по оценкам объединенного совета Всемирной туристской организации (ЮНВТО), Россия способна принимать в год до 40 млн иностранных туристов. Однако, согласно последним данным статистики, с туристической целью в год нас посетили всего около 2,3 млн человек. Подобная ситуация наблюдается на протяжении многих лет [12].
В настоящее время становится очевидным, что дальнейшее эффективное освоение и рациональное использование созданного туристского потенциала страны тесно взаимосвязано с применением современных организационно-управленческих подходов к гостиничному комплексу, который относится к числу одной из наиболее быстро развивающихся сервисных отраслей мировой и региональной экономики. Это подтверждается неуклонным расширением совокупной ёмкости номерного фонда отелей и аналогичных средств размещения, значительными инвестициями в строительство новых и реконструкцию действующих отелей, а также определенным вкладом гостиничного комплекса в мировой ВВП. В этой связи, современные тенденции развития отечественного и мирового гостиничного рынка, а также практический опыт мировых отраслевых лидеров глобального гостиничного бизнеса показывают, что достижение успеха гостиничным предприятием, как работающей корпорации, в достижении конкурентных преимуществ позиционирования и в полученных результатах профессиональной деятельности, в значительной степени обусловлены и предопределены наличием нового стратегического ресурса управления хозяйственной системы - корпоративной предпринимательской среды. Благодаря использованию гостиничным менеджментом научно обоснованных организационно-управленческих подходов, будет происходить формирование требуемой корпоративной предпринимательской среды высоких результатов, что на практике доказывает эффективность созданной системы корпоративного управления.
В корпоративной предпринимательской среде формируются требуемые человеческие ресурсы персонала гостиничного предприятия, способные к решению поставленных задач сервисного обслуживания гостей. Тем самым, корпоративная предпринимательская среда образует кадровый потенциал гостиничного предприятия и открывает широкий простор для внедрения инноваций в технологический процесс гостиничного обслуживания гостей. На этой основе значительно раздвигаются границы личностных и профессиональных компетенций человеческих ресурсов гостиничного предприятия.
102
№ 1(5) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
Инновационный путь развития гостиничного предприятия, где задействованы человеческие ресурсы линейного персонала и менеджерского звена, объективно выдвигает вопрос воспроизводства корпоративной предпринимательской среды, в том числе за счет использования современных информационных технологий гостиничного обслуживания гостей. Инновации, встроенные в воспроизводимую корпоративную предпринимательскую среду гостиничного предприятия, еще более усиливают управляющее воздействие кадрового менеджмента, оказываемое на человеческие ресурсы персонала отеля. Важно заметить, что требуемые личностные и профессиональные компетенции персонала гостиницы нового типа, изначально закладывает не только воспроизводимая корпоративная предпринимательская среда, но также и царящая здесь корпоративная культура отеля, между которыми существует диалектическое единство их внутреннего взаимодействия. Выявленные кадровым менеджментом гостиницы в практической деятельности по управлению персоналом ресурсы корпоративной предпринимательской среды одновременно становятся также и ресурсами корпоративной культуры отеля (находят выражение через базовые корпоративные ценности стабильного трудового коллектива). Все эти ресурсы используются комплексно и подчинены выбранной кадровой политике и кадровой стратегии гостиничного предприятия. На их основе, в рассматриваемом гостиничном предприятии, для эффективного использования трудового потенциала гостиничных работников возникает новый качественный уровень существующей взаимосвязи этих явлений общественной практики, а именно, корпоративная предпринимательская среда и корпоративная культура высоких результатов, объединенные общим инновационным пространством развития, где происходит становление личности гостиничного работника нового типа - подлинного профессионала своего дела.
Можно также утверждать, что в инновационном пространстве достигается системная интеграция имеющихся человеческих ресурсов персонала и корпоративной предпринимательской среды отеля, в результате чего достигается эффективный результат в запланированных продажах номерного фонда и дополнительных гостиничных услуг конечным потребителям. Таким образом, в пространстве корпоративной предпринимательской среды гостиничного предприятия, как активно функционирующей корпорации отраслевого рынка, видится ключ к саморазвитию и самосовершенствованию кадрового менеджмента по управлению человеческими ресурсами персонала гостиницы, обладающего выраженным клиентоориентированным подходом. В настоящее время в целом имеет место единство взглядов современной науки и практики о том, что человеческие ресурсы выступают одним из важнейших факторов производства для любого хозяйствующего субъекта, когда их эффективное использование во многом предопределяет успех ведения бизнеса на целевом рынке производимых товаров и услуг. Постоянно растущая конкуренция на отечественном гостиничном рынке заставляет многие гостиничные предприятия не только пересматривать прежние организационноуправленческие подходы к управлению человеческими ресурсами персонала, но и постоянно искать и находить новые пути и методы повышения эффективности работы для этой категории гостиничных работников. В этой связи в воспроизводстве корпоративной предпринимательской среды, отвечающей требованиям эффективного управления человеческими ресурсами персонала отеля, видится магистральный путь решения обозначенной важной проблемы.
№ 1 (5) - 2012
103
Проблемы экономики и менеджмента
Актуальность проведенного исследования во многом обусловлена также и тем, что в настоящее время отсутствует целостное научное объяснение природы и сущности корпоративной предпринимательской среды на макроуровне, т.е. гостиничной отрасли в целом, а также на микроуровне отдельной гостиничной корпорации, а, следовательно, нет четких научно-методологических организационно-управленческих подходов к раскрытию содержания, роли и значения корпоративной предпринимательской среды высоких результатов. Данное обстоятельство мешает задействовать воспроизводимую корпоративную предпринимательскую среду в качестве нового крупного инструмента кадрового менеджмента гостиничной практики по достижению конкурентных преимуществ профессиональной гостиничной деятельности. До сих пор во многом невыясненными в современной науке и практике остаются методологические вопросы соотношения корпоративной предпринимательской среды и корпоративной культуры гостиничного предприятия. Вместе с тем, ещё мало изучены вопросы о формах выражения объективного содержания корпоративной предпринимательской среды как феномена воздействия общественной практики, применительно к человеческим ресурсам персонала отеля, а также объем и основные черты корпоративной предпринимательской среды как категории кадрового менеджмента гостиничного предприятия.
Таблица - Место корпоративной предпринимательской среды в гостиничном предпринимательстве и гостиничной отрасли РФ
ГОСТИНИЧНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО:
(где: гостиничное предпринимательство = гостиничный бизнес)
Внекорпоративная предпринимательская среда всех прочих хозяйствующих субъектов, кроме гостиничных корпораций
Корпоративная предпринимательская среда на уровне функционирующих гостиничных корпораций
Общая предпринимательская среда гостиничного бизнеса РФ (гостиничная отрасль РФ)
Как нам представляется, актуальность темы данного исследования объясняется недостаточной разработанностью инструментария для формирования благоприятной корпоративной среды гостиничного предпринимательства. Высокая теоретическая и практическая значимость данной проблематики в свете выполнения Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» обусловили выбор цели настоящего исследования. В данном контексте существует настоятельная потребность нового научного осмысления возможных путей создания действенного механизма интеграции воспроизводимой корпоративной предпринимательской среды и существующих человеческих ресурсов персонала в рамках рассматриваемого гостиничного предприятия. В настоящей статье предпринята попытка дать представление о существующей взаимосвязи корпоративной предпринимательской среды и человеческих ресурсов персонала отеля и на этой основе решить ряд вопросов, по которым в настоящее время в специальной литературе предмета нет каких-то устоявшихся выводов и крупных обобщений. Рабочая гипотеза данного исследования, по утверждению автора, заключается в том, что развитие и совершенствова-
104
№ 1(5) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
ние корпоративной предпринимательской среды приводит к инновации в гостиничной отрасли как современной экономической системе, что объективно связано с новыми возможностями от полученного организационно-управленческого ресурса в гостиничном предпринимательстве. В структурированном виде рабочую гипотезу можно представить в графическом виде (Таблица).
Список литературы:
1. Российская газета - Экономика. Туризм. - 2011, 16 марта.
2. Российская Бизнес-газета, 2011, 25 октября.
3. Российский статистический ежегодник. Официальное издание-- М.: Росстат, 2010, - 303 с.
4. Товкайло М. и др. Новые гостиницы в России не нужны. Ведомости, 2011, 14 октября.
5. www.hvs.com/cjntwnt/3187.pdf
6. www.kapitalrus.rub2bcontext/research
7. Hotels & Motels in Russia.Datamonitor, 2010, P. 2-11.
8. Российская газета - Экономика. Частно-государственное партнерство. -2011, 27 октября.
9. Федулин А. Кадры «под Олимпиаду» Российская Бизнес-газета - Карьера и менеджмент. 2011, 5 апреля.
10. Российская газета - Экономика. Туризм. - 2011, 16 марта.
11. Российская газета - Экономика. Туризм. - 2010, 19 марта.
12. Федулин А. Требуется портье: Где регионам найти кадры для гостиничного бизнеса. Российская Бизнес-газета. - 2009, 22 декабря.
List of references:
1. Rossiiskaya Gazeta (Russian Newspaper) - Economy. Tourism. March 16, 2011
2. Rossiiskaya Biznes Gazeta (Russian Business Newspaper), October 25, 2011
3. Russian statistical yearbook. Official edition. Moscow. Rosstat.(Federal State Statistics Service), 2010, 303 p.
4. M.Tovkailo. "Novie gostinitsi v Rossii ne nujni". ("Russia does not need new hotels"). Vedomosti. October 14, 2011
5. www.hvs.com/cjntwnt/3187.pdf
6. www.kapitalrus.rub2bcontext/research
7. Hotels & Motels in Russia. Datamonitor, 2010, P. 2-11.
8. Rossiiskaya Gazeta (Russian Newspaper) - Economy. Private/State partnership. October 27, 2011
9. A.Fedyulin. "Kadri pod Olimpiadu". ("Staff for Olympic Games"). Rossiiskaya Biznes Gazeta (Russian Business Newspaper) - Career and Management. April 5, 2011.
10. Rossiiskaya Gazeta (Russian Newspaper) - Economy. Tourism. March 16, 2011
11. Rossiiskaya Gazeta (Russian Newspaper) - Economy. Tourism. March 19, 2011
12. A.Fedyulin. "Trebuetsya portie: Gde regionam naiti kadri dlya gostinichnogo biznesa". ("Receptionist is required. Where the regions should find personnel for the hotel industry"). Rossiiskaya Biznes Gazeta (Russian Business Newspaper). December 22, 2009.
№ 1 (5) - 2012
105