Научная статья на тему 'Применение современных методов химического образования в средней школе'

Применение современных методов химического образования в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясова Р.Р.

В статье авторами описана возможность использования современных методов химического образования (видео-опытов, дидактической игры и т.д.) при проведении уроков химии в средней школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение современных методов химического образования в средней школе»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

и контролирует их выполнение в различных формах мониторинга.

-гражданин общества, с активной позицией участника практической природоохранительной деятельности.

Список использованной литературы: 1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования .

© Замурий С. Ю., Руднева М.В., 2016

УДК 337

Р.Р. Ильясова

К.х.н., доцент, ФГБОУ ВО «БашГУ г. Уфа, Российская Федерация

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В статье авторами описана возможность использования современных методов химического образования (видео-опытов, дидактической игры и т.д.) при проведении уроков химии в средней школе.

Ключевые слова Педагогические методы, технологии.

В условиях модернизации современного образования для учителя химии особенно актуальным становится оптимальный выбор методов, средств, технологий предметного обучения, конечная цель которых - формирование и развитие у учащихся умений и навыков самостоятельно ставить и принимать решения, в том числе, нестандартные в будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Учителю химии необходимо учитывать особенности познавательной деятельности учащихся на уроках, важно научить понимать и объяснять реальные свойства веществ видимого мира и невидимого микромира, используя теоретические, а также модельные представления. Следует отметить, что постоянно возрастающий объем информации, непрерывное обновление учебного материала приводят к тому, что у многих учащихся изначально невысок интерес к изучению химии, науки достаточно сложной: современные учебники химии богаты набором сложных уравнений, формул, схем. Отсюда частое нежелание учащихся изучать непростые учебные тексты химического содержания и отсутствие умений воспринимать их. В результате появление трудностей в усвоении предмета в дальнейшем приводит к недостатку знаний абитуриентов по химии.

Поэтому сделать учебный материал на уроке химии интересным и понятным - это важнейшая задача учителя химии.

В связи с вышеуказанным, становится актуальным совершенствование форм и методов обучения химии, которые стимулируют мыслительную деятельность учащихся, развивают их познавательную активность, умения, навыки, учат практически использовать химические знания. Для повышения эффективности обучения можно использовать наряду с традиционными методами и нетрадиционные формы организации обучения.

Авторами изучены и экспериментально исследованы на занятиях традиционные методы обучения химии (рассказ, беседа и иллюстративно-демонстрационный метод) и нетрадиционные (дискуссия, игра, демонстрация видео-опытов) в 8 классах МАОУ ЦО N° 35 г. Уфы на уроках по общей химии, тема «Классы неорганических соединений». При этом:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

- В контрольном классе 8А была обозначена только тема, сам материал урока ученики должны были изучить самостоятельно на уроке. Контроль результатов обучения был проведен в форме тестирования знаний, положительных результатов оказалось около 30%.

- В классе 8Б использовались такие методы обучения, как рассказ и иллюстративно-демонстрационный метод с включением демонстрации видео-опытов в процессе урока. Контроль результатов обучения был осуществлен с помощью тестирования, положительных результатов оказалось около 60%. Первые результаты подтвердили, что использование рассказа и иллюстративно-демонстрационного метода, в целом, существенно повышают качество обучения и успеваемость класса, в отличие от только самостоятельной работы учащихся.

В классе 8В уроки проводились в форме дискуссий. Положительным моментом данной формы проведения урока оказался эффективный психологический механизм - самостоятельный поиск правильного ответа учащимися, что действительно является основным фактором успеха в данном случае. Однако следует отметить, что при обсуждении нового материала на таких уроках легко отойти от темы. Также следует учесть, что не все участники могут вступать в спор с другими учащимися, т.к. психологически стеснительны и тревожны.

В экспериментальном классе 8Г уроки проводились в форме дидактической игры. Эти уроки вызвали наибольшую заинтересованность учеников. Первая часть игры, как правило, предполагала теоретический тур - индивидуальное рассмотрение теоретического материала. Вторая часть - практический тур: была проведен в групповой форме и была предназначена для выявления умений и навыков решать задачи по теме урока. Третья часть - это подведение итогов, анализ и обсуждение ответов, рекомендации. Исследования показали, что учебный материал, представленный в игровой форме, усваивался достаточно неплохо, чему способствовала непринужденная обстановка, при этом деятельность учащихся носила творческий характер. Однако следует отметить, что игровой урок требует от учителя больших затрат времени на подготовку такого урока по сравнению со временем, потраченным на его организацию и проведение. А также могут возникнуть сложности по организации совместной работы класса, проблемы с дисциплиной отдельных участников.

Таким образом, совершенствование профессионально - дидактических умений учителя химии невозможно без его вооружения современными методами обучения. При обучении химии можно использовать все известные на сегодня педагогические методы, приемы, технологии с учетом возрастных, индивидуальных и других характеристик учащихся.

© Ильясова Р.Р., 2017

УДК 378

Г.К.Исмагилова

К.ф.н, преподаватель ФГАОУ ВО «КФУ»,

Э.Р.Набиуллина

студентка ФГАОУ ВО «КФУ» г. Казань, Российская Федерация

ГС ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Аннотация

Статья посвящена вопросу использования информационных технологий в учебном процессе. Авторы раскрывают возможности и направления использования информационных технологий в современном образовании. Особое внимание уделяется преимуществам применения информационно-коммуникационных технологий по сравнению с традиционными методами обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.