Научная статья на тему 'Применение современных коммуникационных технологий при подготовке конкурентоспособных графических дизайнеров'

Применение современных коммуникационных технологий при подготовке конкурентоспособных графических дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODERN COMMUNICATIONS TECHNOLOGY / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / TRAINING PROCESS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙНЕР / COMPETITIVE GRAPHIC DESIGNER / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / SPECIAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милокумов Сергей Александрович, Чвала Марина Станиславовна

В статье проанализированы существующие методы использования мультимедийных технологий. Предложены возможности применения коммуникационных технологий в высшем учебном заведении при подготовке графических дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of Modern Communication Technologies in Training of Competitive Graphic Designers

In the article the existing methods of using multimedia technologies are analyzed. The possibility of using communication technologies in higher education institution for preparation the graphic designers are suggested.

Текст научной работы на тему «Применение современных коммуникационных технологий при подготовке конкурентоспособных графических дизайнеров»

С. А. Милокумов, М. С. Чвала

УДК 378.147:7.05

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ

КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ

ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ

туальность исследования обусловлена развитием современного общества, а следовательно, применением средств современных коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в образовательных учреждениях. Технологии уже стали важной составляющей образования XXI века. Современный преподаватель должен знать возможности современных коммуникационных технологий и применять их в процессе подготовки студентов. Необходимость эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки студентов подтверждается соответствующими решениями и рекомендациями, закрепленными в документах ЮНЕСКО. Экспертные оценки доказывают, что цифровые инструменты и сильная педагогическая база способны помочь высшим учебным заведениям в применении новых стратегий для приобретения студентами и традиционных профессиональных знаний, умений, навыков, и специальных, запрашиваемых работодателями.

Цель статьи - проанализировать возможности современных коммуникационных и мультимедийных технологий для освещения вопроса их применения в высшем учебном заведении при подготовке графических дизайнеров. Задачи: изучить и проанализировать существующие методы применения мультимедийных технологий в высших учебных заведениях; определить возможные способы применения коммуникационных технологий

при подготовке графических дизайнеров в высшем учебном заведении.

Реформа образования направлена на формирование эталона личности - космополита, «которому присуща толерантность и готовность к диалогу, способность к инновациям, творчеству и адаптации к изменениям, который способен осуществлять сотрудничество и положительно относится к культурному разнообразию мира» [4, с. 143]. Вектор развития образования в Российской Федерации направлен на реализацию компетентностного подхода - перехода на систему компетентно-стей при разработке содержания образования и оценке результатов обучения студентов. Современному высшему учебному заведению, идущему в ногу со временем, в связи с возрастающими требованиями к качеству подготовки выпускников необходимо обеспечить овладение обучающимися компетенциями, закрепленными в государственном образовательном стандарте подготовки специалиста, привить студентам желание углублять существующие знания, приобретать новые, стремиться к новому, критически переосмысливать приобретенный опыт, развивать профессиональные умения и навыки, личностные качества и после окончания обучения в вузе за счет создания динамического образовательного пространства. Общественный заказ требует разработки интегративной программы по развитию конкурентоспособности студентов на межпредметном уровне, которая не только бы знакомила обучаемых со спецификой будущей профессиональной деятельности, но и способствовала овладению ими умениями, навыками; развитию их личностных качеств для эффективной профессиональной деятельности в конкурентной среде. Стоит задача в актуализации целей, задач, содержания обучения на основе инновационных технологий для подготовки востребованных на рынке труда специалистов.

Ученые В. А. Красильникова, Г. В. Лаврентьев, В. А. Стародубцев едины в том, что при реализации компетентностного подхода в образовании большим дидактическим потенциалом обладают информационно-комму-

никационные технологии, которые направлены на развитие мотивации учения, самостоятельной творческой деятельности студентов, позволяют создавать Интернет-сообщества для интерактивного коммуникативного взаимодействия их участников, расширяют возможности использования различной информации. Возможность реализации преподавателями инновационных технологий зависит от наличия в высших учебных заведениях определенных условий, связанных с благоприятной обстановкой, с комплексом мер организационного, методического и психологического характера [2, с. 72].

В сфере образования широкое распространение получили такие офисные прикладные программы и средства информационных и коммуникационных технологий, как текстовые процессоры, программы для создания презентаций, органайзеры, графические редакторы и другие. Благодаря сетевым средствам информационных и коммуникационных технологий обеспечивается доступ к литературе, образовательным курсам, осуществление консультаций специалистов, проведение вебинаров, онлайн-конференций, семинаров, организация дистанционного обучения. В основе функционирования средств информационных и коммуникационных технологий лежат средства мультимедиа, способствующие повышению качества образования студентов за счет применения различных программных и технических средств. Мультимедиа - это компьютерная технология, которая дает возможность объединить в компьютерной системе изображения, тексты, гипертексты, звуки, речь, видеофайлы, анимацию.

При глобальном рассмотрении мультимедиа стоит упомянуть, что с технической стороны вопроса ее логично разделить на аппаратное и программное обеспечение. К аппаратной стороне вопроса относится техника: от USB-кабеля до монитора. Программную сторону мультимедиа можно разделить на два взаимосвязанных и в то же время самостоятельных раздела: прикладной - используемые ежедневно пользовательские программы, а также специализированный раздел, к

которому можно отнести именно программы и кодеры для создания мультимедийного материала и приложений, такие как редакторы графики, анимации, видео, звука и прочего. Таким образом, современные мультимедийные технологии, объединяясь в один объект, всеми своими элементами воздействуя на основные органы чувств человека - зрение и слух - моделируют его реальность, а значит, являются самой эффективной коммуникативной связью между людьми.

Информационные ресурсы - это знания, зафиксированные на материальном носителе, которые были подготовлены специалистами с целью дальнейшего применения при решении профессиональных и социальных задач. Информационные ресурсы Интернет представляют собой «совокупность информационных технологий и баз данных, доступных при помощи этих технологий и существующих в режиме постоянного обновления» [3, с. 12].

Среди информационных ресурсов Интернета - электронная почта, использование которой положило начало развитию сетевого взаимодействия; система телекоммуникаций «Usenet»; система файловых архивов; службы мгновенных сообщений, которые позволяют обмениваться информацией, организовывать видеоконференции; базы данных «WWW»; базы данных «Gopher»; базы данных «WAIS»; система почтовых списков сети BIT-NET - «LISTSERV»; справочная служба; поисковые машины, личные Web-страницы преподавателей, созданные с целью передачи опыта, презентации, форумы, обучающие программы, тренажеры, обучающие системы на базе мультимедиа, диагностические программы и др. [3, с. 12-26].

Развитие и возрастающая популярность технологий синдикации Web-контента RSS (Really Simple Syndication), а также платформ для создания блогов расширили возможности использования Интернета в образовательном процессе. Сеть Интернет позволяет создавать виртуальные творческие объединения, учебные блоги, группы по интересам, изучать учебные дисциплины в системе открытых и «виртуальных» образовательных учреждений.

Все это способствует развитию личности как в профессиональном, так и в культурном плане. Возможность использования блогов в учебном процессе подтверждается работами В. П. Веретенниковой, Г. П. Кузнецовой,

B. А. Стародубцева, С. В. Титовой, А. В. Филатовой и других. Впервые термин «блог» ввел Дж. Барджер в 1997 году. Цель блога -обсуждение учебных заданий, проектов, путей их реализации, выполненных работ, контроль над процессом усвоения учебных материалов. Основное содержание блога - систематизированные текстовые записи, изображения, видеозаписи, мультимедиа. Блоги все активнее применяют в высшей школе, размещая на них расписание, даты сдачи контрольных работ, программы учебных дисциплин, список литературы, проводя консультации, отвечая на вопросы по выполнению самостоятельной работы.

Типология и основные характеристики блогов определены С. А. Беловым. Ученый выделяет следующие виды блогов по авторскому составу: блог преподавателя, блог студента либо группы учащихся, коллективный блог курса - совместный блог преподавателя и академической группы. По типу мультимедиа существуют следующие виды блогов: текстовый, в котором могут размещаться письменные работы обучающихся; подкаст, содержащий обучающие аудиозаписи; фото-блог, видеоблог и мультимедийный блог. По форме блоги разделяются на микроблоги и макроблоги. В зависимости от предоставления права участия в обсуждениях выделяют открытые и закрытые блоги. По степени интегрированности в процесс обучения студентов различают основной блог, основанный на учебном курсе, и поддерживающий, целью которого является помощь в выполнении учебного проекта, творческого задания, обсуждение конкретных тем [1, с. 65].

C. А. Белов пишет о возможности социализации и самовыражения как отдельных личностей, так и социальных групп с помощью учебного блога [1, с. 61]. Учебный блог снимает барьеры общения, которые могут возникнуть в процессе; студенты внимательнее

относятся к содержанию своих работ, охотнее пишут, публикуют файлы в блоге, зная, что его читают другие люди, и от них можно получить обратную связь. Для более эффективного внедрения блогов в учебный процесс следует продумать долгосрочную стратегию введения блога в процесс изучения дисциплин, объяснить студентам цели и задачи работы с блогом и его место в учебной дисциплине, определить критерии оценивания работы обучающихся на блоге, предусмотреть время, необходимое для обучения студентов пользоваться блогом, использовать работу на блоге как неотъемлемую часть учебного процесса. Использование учебных блогов в образовательном процессе позволяет студентам получать консультации в процессе выполнения самостоятельных заданий, совершенствовать навыки организации деятельности для решения поставленных задач, развивать навыки поиска, анализа и систематизации информации, необходимой для решения проблем [6].

Ряд преимуществ в процессе обучения студентов имеет и организация вебинаров, позволяющих проводить опросы, тестирование в режиме реального времени, задавать вопросы, совместно обсуждать загруженные файлы, осуществлять запись с целью дальнейшего анализа, организовывать мозговой штурм для решения поставленных задач, выполнять упражнения под руководством преподавателя. Привлекательность вебинаров еще связана и с существованием бесплатных сервисов либо пробных версий, что делает их доступными. Среди них «Mirapolis Virtual Room», «MyOwnConference», «OnWebinar», «Webinar2.ru», «Webinar.tw», «OoVoo», «Team Viewer». Интернет-конференция также является одним из важных инструментов, повышающих качество обучения. Такие мероприятия позволяют приглашать к участию многочисленную аудиторию слушателей из разных стран, докладчиков, которые из-за занятости либо территориальной удаленности не смогли бы принять участие в конференции в иной форме, осуществлять запись выступлений. Однако стоит отметить и отрицательные

черты вебинаров, интернет-конференций: докладчик, лектор не сможет установить с участниками виртуальных мероприятий такую же эмоциональную связь, как при общении в аудитории, зале; многие лекторы теряют живость повествования; большинство участников лишь наблюдают за происходящим с экранов, не участвуя в обсуждениях, опросах, не делая заметок, конспектов, что снижает эффективность обучения.

Для развития у будущих графических дизайнеров профессиональных компетенций можно использовать в процессе изучения специальных дисциплин компьютерные обучающие программы, мини-игры, тесты, которые основываются на взаимодействии. Электронные игры с социокультурной точки зрения представляют собой «систему поддержки обучения, так как они заставляют игрока действовать, решать проблемы и размышлять» [4, с. 157]. Современные адаптивные интерфейсы обучающих программ, разработанных ультрасовременными специалистами в сфере информационных технологий, могут удивить совершенно новым подходом в изучении материалов, а интересная, с эффектом новизны, форма обучения повышает качество усвоения информации.

«Bezier Game» - достаточно простая и эффективная игра, которая позволит ускорить овладение обучающимися востребованным инструментом в создании векторной графики -«Pen Tool». «Shape Type» - более сложная игра, в которой пользователю ставится задача восстановить форму буквы различных шрифтов посредством манипулирования опорными точками. «The Eyeballing Game» - игра для тренировки глазомера. В игре предлагается исправить всевозможные геометрические фигуры за установленное время. «Kern Type» - игра, в которой игрока просят двигать буквы так, чтобы достичь идеальный правильный кернинг. Эти мини-игры можно использовать в процессе изучения дисциплин «Шрифт», «Проектирование». В мини-игре «Color Method» за определенное время необходимо подобрать цвет по оттенку, насыщенности, комплементарности. «Online Color

Challenge» направлена на проверку чувства цвета. Основная задача - расположить цвета в верной последовательности по оттенку. Эти игры оказали бы помощь в изучении дисциплины «Цветоведение». Существует также масса программных игр на проверку компетентности дизайнера в тестовом виде, но практически все они на английском языке. Такие средства создания тестов, как «Test Maker», «Any Test» могут быть использованы для контроля качества знаний студентов, определения их готовности к изучению следующего материала. Благодаря использованию электронных тестов сократится время, затрачиваемое преподавателем на проверку заданий.

Уже сегодня ясно, что технологии, которые включают в себя визуальный и ауди-альный путь восприятия в динамичном исполнении, повышают процент вовлечения и внимания зрителя, а значит, косвенно повышают степень усвоения данных. В процессе совершенствования мультимедийных технологий и способов их применения процесс обучения также вынужден эволюционировать в способе преподнесения информации, а значит, необходима отшлифовка и структурирование всех методических обеспечений, теоретических и материальных баз, подготовка и обогащение их современными способами подачи информации: структурирование, создание графиков, подача цифр в визуальном формате инфографики.

Инфографика на сегодняшний день является одной из самых популярных и лаконичных способов подачи информации, ведь она значительно упрощает восприятие сведений, упрощает процесс их освоения и запоминания. Главная задача при создании инфографи-ки - фильтрация сведений, выстраивание логической цепочки при подаче информации. Этот графический способ подачи всевозможной информации и данных решает свою главную задачу - быстро и четко преподнести сложную и объемную информацию, ведь человек лучше воспринимает информацию в наглядном виде. С помощью зрения человек получает значительную часть информации об окружающем его мире, быстро распознает

образы и знаки. Инфографика может принимать любые формы: диаграммы, иллюстрации, эмблемы, знаки. Максимально привлекая внимание зрителей, выстраивая взаимосвязи, одновременно показывая различные значения в контексте, она упрощает усвоение большого объема данных и позволяет быстро установить закономерности и тенденции. Существуют разные виды инфографики: статическая, масштабируемая, кликабельная, ани-мированная, видеоинфографика, интерактивная [5, с. 62-85]. Статическая инфографика, давно ставшая частью дизайна сайтов, легко распространяется в Интернете. Масштабируемую инфографику при необходимости можно увеличить и рассмотреть детали; на сайтах предоставляют инструменты для выполнения такой функции. Уменьшенное изображение позволяет лучше понять контекст и зависимости между элементами. Пользовательский интерфейс также присутствует в кликабель-ной инфографике - дополнительная информация выносится за пределы изображения, что способствует лучшему восприятию сведений. Анимированная инфографика повышает степень внимания благодаря использованию звука и подвижных элементов, открывая новые перспективы для преподнесения объемной информации. Обеспечение анимации происходит за счет использования HTML-кода, изображений в формате GIF. Сравнительно новой является видеографика - ее популярность стабильно растет. В интерактивной инфографике пользователь может влиять в той или иной степени на визуализацию данных, освоение информации.

Повышению эффективности обучения может способствовать разработка и применение электронных учебников, учебно-методических пособий, методических указаний, включающих в себя тексты с использованием гиперссылок, мультимедийные вставки, задания для самостоятельной работы и конкретно поставленные, лаконичные вопросы для контроля знаний. Электронные учебники, пособия позволяют достаточно глубоко изучить материал, скомпонованный в блоки, использовать анимацию, аудиофайлы, видеоэлементы

для наглядности, что повышает мотивацию обучения у студентов, способствует лучшему восприятию больших объемов информации, пониманию сущности изучаемых явлений. При разработке электронных учебников, пособий следует учитывать, что материал должен соответствовать современному педагогическому уровню; информацию следует излагать четко, ясно, логично, способствуя пониманию сути изучаемых явлений, процессов, избегая отступлений от темы; стоит использовать различные формы заданий; повествование иллюстрировать аналогами.

Использование информационно -комму -никационных технологий в образовательном процессе повышает активность и мотивацию студентов, эффективность самостоятельной деятельности обучающихся, их заинтересованность; способствует развитию творческой деятельности преподавателей; направлено на повышение качества обучения, развитие дополнительного и опережающего образования; предоставляет огромные возможности для переработки, передачи различной информации.

Современный уровень развития информационно-коммуникационных технологий обеспечивает обширный доступ к образовательным ресурсам, способствует интеграции российской системы образования в мировую сеть, облегчает доступ к международным ресурсам в области образования, науки и культуры.

В условиях постоянного развития общества и коммуникативных форм связи игнорировать новые, более результативные формы достижения цели невозможно. Благодаря эволюции техники мультимедийные технологии шагнули далеко вперед и доступны практически каждому образованному человеку. Проанализировав всю эффективность и потенциал использования данных технологий в процессе обучения, нужно заключить, что подобное направление нужно развивать в высших учебных заведениях. Это не только упростит процесс обучения, но и улучшит его. Остается актуальным вопрос реализации данного процесса, ведь для использования вышеописанных технологий важна и технологиче-

ская сторона вопроса. Понадобится не только время для закупки оборудования и обучения обучающего персонала пользовательским основам работы с данными технологиями, но и выполнение большого пласта работы специалистов: от программистов, психологов и технологов до дизайнеров и художников. Чтобы упросить и усовершенствовать процесс обучения, достаточно начать использовать хотя бы меньшую часть уже существующих возможностей применения инфографи-ки, интерактивных компьютерных программ и игр, интерфейсов и гаджетов.

АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы существующие методы использования мультимедийных технологий. Предложены возможности применения коммуникационных технологий в высшем учебном заведении при подготовке графических дизайнеров.

Ключевые слова: современные коммуникационные технологии, процесс обучения, конкурентоспособный графический дизайнер, специальные дисциплины.

SUMMARY

In the article the existing methods of using multimedia technologies are analyzed. The possibility of using communication technologies in higher education institution for preparation the graphic designers are suggested.

Key words: modern communications technology, training process, competitive graphic designer, special disciplines.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белов С. А. Формирование коммуникативной составляющей ИКТ-компетентно-сти будущих педагогов профессионального обучения средствами учебного блога: дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2014. - 190 с.

2. Дегтярева Е. А. Подготовка преподавателей вуза к освоению и использованию образовательных инноваций: дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2015. - 191 с.

3. Интернет-технологии в образовании: учебно-методическое пособие. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. - 114 с.

4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография /

под ред. Бадарча Дендева. - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 с.

5. Крам Р. Инфографика. Визуальное представление данных. - СПб.: Питер, 2015. -384 с.

6. Carvin A. What Exactly is a Blog, Anyway? [Электронный ресурс]. - URL: //www. pbs.org/teachers/learning.now/2006/05/what_exa ctly_is_a_ blog_anyway.html.

И. В. Гришко

УДК: 37.013.77

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЗНАКОВО-КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМПАТИЙНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

п

Уроблема взаимопонимания, взаимодействия, сотрудничества в современных социокультурных условиях, характеризующихся признаками нестабильности и социальных конфликтов, приобретает большое значение во многих сферах нашей жизни. Это особая система отношений, в которой определенное место занимает эмпатийная культура.

Согласно квалификационной характеристике, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761-н, социальный педагог оказывает социальную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.