Научная статья на тему 'Применение современного управления логистикой в Китае в рамках программы "один пояс и один путь"'

Применение современного управления логистикой в Китае в рамках программы "один пояс и один путь" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / "ОДИН ПОЯС И ОДИН ПУТЬ"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ли Цян

В последние годы обозначилось явное лидерство Китая в мировой экономике. Ускорение товарных и транспортных потоков требует применения современных методов логистического управления. Реализация масштабных проектов Китая, направленных на дальнейшую интеграцию в мировой экономике и утверждение лидерства в ней, также требует применения современных методов управления логистикой. В статье приводятся сведения, характеризующие изменившуюся роль Китая в мировой экономике. Обосновывается необходимость поиска новых подходов управления движением материальных и нематериальных потоков. Раскрывается содержание инициативы «Один пояс и один путь». В статье приведены сведения о результатах реализации инициативы «Один пояс и один путь» за время её существования. Определены основные тенденции в применении современных подходов управления логистикой в странах «Один пояс и один путь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение современного управления логистикой в Китае в рамках программы "один пояс и один путь"»

Применение современного управления логистикой в Китае в рамках программы «Один пояс и один путь»

Ли Цян

аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

В последние годы обозначилось явное лидерство Китая в мировой экономике. Ускорение товарных и транспортных потоков требует применения современных методов логистического управления. Реализация масштабных проектов Китая, направленных на дальнейшую интеграцию в мировой экономике и утверждение лидерства в ней, также требует применения современных методов управления логистикой. В статье приводятся сведения, характеризующие изменившуюся роль Китая в мировой экономике. Обосновывается необходимость поиска новых подходов управления движением материальных и нематериальных потоков. Раскрывается содержание инициативы «Один пояс и один путь». В статье приведены сведения о результатах реализации инициативы «Один пояс и один путь» за время её существования. Определены основные тенденции в применении современных подходов управления логистикой в странах «Один пояс и один путь». Ключевые слова: логистика, современные методы управления, «Один пояс и один путь».

Динамичное развитие экономики Китая (рисунок 1) определяет рост объемов потребления и производства в стране. В свою очередь требуется поиск и внедрение современных концепций управления движением грузов и транспортных средств на основе передовых принципов логистики.

Повышение значимости китайской экономики, выход её на первое место в мире потребовал внедрения крупных проектов, обеспечивающих эффективное торгово-экономическое взаимодействие Китая и других стран. Одним из масштабных проектов в этом направлении стала внедренная в 2013 году инициатива «Один пояс, один путь».

Со времени реализации данной инициативе к ней присоединилось свыше 100 стран и международных организаций, из которых более 40 подписали межгосударственные соглашения о сотрудничестве. Совокупный товарооборот Китая со странами, расположенными на линии рассматриваемого проекта за время его реализации составил 3,1 трлн. долл., инвестиции китайских компаний в эти страны приближаются к 50 млрд. долл.1

По сути, проект «Один пояс - один путь» выполняет интегрирующую роль в реализации международных транспортных коридоров и части проходящих по их территории маршрутов, которые связаны с Китаем. Это объясняет уникальные исходные посылки выбора логистических подходов в рамках проекта «Один пояс - один путь».

«Один пояс - один путь» проходит через страны, находящиеся на трёх континентах - Азии, Европе и Африке. Численность населения стран, расположенных по линии «Одного пояса, одного пути» составляет 4,4 млрд. человек (или 63 % от общей численности населения в мире), объем экономики порядка 23 трлн. долл. (29 % от мирового объема)2. Таким образом, значимость выбора эффективных методов управления логистикой на пути с колоссальным экономическим потенциалом не вызывает сомнений.

В современных условиях происходит всё большее применение на практике принципов интегрированной логистики. Концепции информационной и маркетинговой логистики обладают недостатками, не позволяющими реализовать их в полной мере в текущих высококонкурентных условиях, повышенных запросах потребителей, что характерно для стран и предприятий, применяющих методы логистики по линии проекта «Один пояс, один путь».

Концепция интегрированной логистики, по сути, развивает маркетинговую концепцию, в ней учитываются новые условия осуществления предпринимательской деятельности в современных условиях:

- иной подход к пониманию рынка и логистики как стратегической составляющей управления конкурентным развитием компании;

- перспективы интеграции логистических партнеров, а также новых организационных отношений между ними;

- применение новых технологических возможностей, в том числе информационно-компьютерных технологий, контроля и управления в различных сферах производства, а также распределения продукции3.

Хотя страны, участвующие в проекте «Один пояс и один путь» используют значительное число методы и подходы современного управления логистикой, обратим внимание на следующие:

- широкое распространение мультимодальных перевозок и, в частности, тенденции к контейнеризации;

- применение инновационных моделей управления логистикой (4РЦ 5 PL);

- развитие современных объектов логистической инфраструктуры, в том числе мультимодальных логистических центров;

- применение кластерных инициатив в развитии макрологистических систем.

Использование мультимодальных перевозок в системе современных методов управления логистикой имеет ряд неоспоримых преимуществ, в том числе:

О £

Я

3

V

2 а

8

00

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

- осуществление перевозки грузов одной международной компанией, а не несколькими, что позволяет обеспечить сохранность грузов и его безопасность;

- сокращение времени для согласования технических вопросов и оформления сопутствующей документации;

- составление маршрута с учётом пожеланий заказчика;

- возможность доставления товара в любую точку мира;

- снижение расходов на перевозку;

- возможность доставки грузов до места назначения в соответствии с требованиями заказчика.

В последние годы объем контейнерных перевозок как в мире, так и с использованием ресурсов китайских компаний существенно увеличивается (рисунок 2).

Анализируя современные подходы управления логистикой в странах «Один пояс, один путь» важно также обратиться к моделям аутсорсинговых логистических услуг, широко развитых в рассматриваемой группе стран. Так, ускорение движения грузопотоков определило широкое распространение рынков аутсор-синговых услуг в логистической сфере.

В соответствии с международной классификацией, выделяются 5 уровней логистического аутсорсинга:

■ Ж - автономная логистика, характеризующаяся самостоятельным выполнением грузовладельцем логистических операций;

■ 2PL - или традиционная логистика, характеризующаяся частичным аутсорсингом. Здесь компания-грузовладелец осуществляет непосредственно лишь часть логистических функций (планирование, складирование, формирование логистической цепочки), но привлекает аутсорсинг, поскольку не обладает собственным транспортом. Аутсорсинговая компания в таком случае имеет ограниченный функционал и территорию обслуживания, используя собственный транспортный парк;

■ 3PL - модель комплексного логистического обслуживания, в соответствии с которой аутсорсинг поручается специализированной компании, а грузовладелец не занимается логистикой. Специализация компаний требует создания штата высококвалифицированных сотрудников.

■ 4PL - модель интегрированного логистического аутсорсинга, при которой грузовладелец использует ресурсы сторонней компании, предоставляя ей право оказывать услуги как по комплексному транспортному логистическому сервису, так и по планированию и проекти-

Рисунок 1. Изменение некоторых макроэкономических показателей Китая, 1990 - 2017 гг. Источник: на основе данных Международного валютного фонда

Рисунок 2 Источник:

Темпы контейнеризации в Китае, 2000 - 2017 гг. на основе данных Всемирного Банка

рованию цепочек поставок;

■ 5PL - модель виртуального логистического обслуживания, характеризуется дополнением деятельности 4PL^rn-стического провайдера услугами сетевого бизнеса.

Можно с большой долей вероятности прогнозировать дальнейшее распространение высокотехнологичного логистического аутсорсинга в странах, взаимодействующих с Китаем в рамках инициативы «Один пояс, один путь». В частности, наибольшей популярностью будут обладать модели 4PL и 5PL, операторы которых предоставляют широкий комплекс современных логистических услуг.

Литература

1. Галушкин А.А. Повышение конкурентоспособности предпринимательских организаций на основе совершенствования логистического процесса: монография. - Москва : Юстиция, 2016. - 294 с.

2. Ли М. Сотрудничество между кнр и рф в рамках концепции «один пояс и один путь» // Актуальные проблемы современной науки. 2015. №3 (82). С. 55-57.

3. Логистика: монография / В. В. Ба-гинова [и др.]. - Москва : РУСАЙНС, 2016. - 270 с.

4. Уянаев С.В. Китайский проект «один пояс - один путь»: концепция, план, сотрудничество с Россией // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 4. С. 8-21.

5. Хуэй Ли Позволим «Одному поясу, одному пути» принести еще больше пользы миру / XI Международный форум «Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества при обеспечении международной информационной безопасности» [Электронный ресурс] URL -https://interaffairs.ru/virtualread/ia_rus/ 5201 7/files/assets/downloads/ publication.pdf (дата обращения 12.11.2018 г.)

6. Чубаров И.Г., Калашников Д.Б. "Один пояс - один путь": глобализация по-китайски // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 1. С. 25-33.

Ссылки:

1 Хуэй Ли Позволим «Одному поясу, одному пути» принести еще больше

пользы миру / XI Международный форум «Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества при обеспечении международной информационной безопасности» [Электронный ресурс] URL -https://interaffairs.ru/virtualread/ia_rus/ 5201 7/files/assets/downloads/ publication.pdf (дата обращения 12.11.2018 г.)

2 Ли М. Сотрудничество между кнр и рф в рамках концепции «один пояс и один путь» // Актуальные проблемы современной науки. 2015. № 3 (82). С. 5557.; Уянаев С.В. Китайский проект «один пояс - один путь»: концепция, план, сотрудничество с Россией // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 4. С. 8-21.; Чубаров И.Г., Калашников Д.Б. "Один пояс - один путь": глобализация по-китайски // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 1. С. 25-33.

3 Галушкин А.А. Повышение конкурентоспособности предпринимательских организаций на основе совершенствования логистического процесса: монография. - Москва : Юстиция, 2016. - 294 с.; Логистика: монография / В. В. Багинова [и др.]. - Москва : РУСАЙНС, 2016. - 270 с.

Application of modern logistics management in China in the framework of the program "One Belt and One Road"

Li Qiang

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University

In recent years, China's clear leadership in the world economy has emerged. The acceleration of goods and transport flows requires the use of modern methods of logistics management. The implementation of large-scale projects of China aimed at further integration into the world economy and the establishment of leadership in it, also requires the use of modern methods of logistics management. The article provides information describing the changed role of China in the world economy. The necessity of search of new approaches of management of the movement of material and non-material flows is proved. The content of the initiative «one belt and one road»is revealed. The article provides information on the results of the initiative «one belt and one road» during its existence. The main trends in the application of modern approaches to logistics management in the countries of «one belt and one road».

Keywords: logistics, modern management methods,

«one belt and one road» References

1. Galushkin A.A. Improving the competitiveness

of business organizations on the basis of improving the logistics process: a monograph.

- Moscow: Justice, 2016. - 294 p.

2. Lee M. Cooperation between the People's

Republic of China and the Russian Federation in the framework of the concept of «one belt and one way» // Actual problems of modern science. 2015. № 3 (82). Pp. 55-57.

3. Logistics: monograph / V.V. Baginova [and

others]. - Moscow: RUSAINS, 2016. - 270 p.

4. Uyanaev S.V. The Chinese project "One Belt -

One Way": concept, plan, cooperation with Russia // Problems of the Far East. 2015. No. 4. P. 8-21.

5. Hui Li Allowing "One Belt, One Way" to bring

even more benefit to the world / XI International Forum "Partnership of State, Business and Civil Society in Ensuring International Information Security" [Electronic resource] URL

- https://interaffairs.ru/virtualread /ia_rus/ 52017/files/assets/downloads/publication.pdf (appeal date 12.11.2018)

6. Chubarov I.G., Kalashnikov D. B. "One belt -

one way": globalization in Chinese // World economy and international relations. 2018. T. 62. No. 1. P. 25-33.

О À

В

S

i? N

e

n

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.