Научная статья на тему 'Применение социологических исследований в практике управления персоналом предприятий СССР'

Применение социологических исследований в практике управления персоналом предприятий СССР Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1677
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вайсбург А.В.

В статье рассказывается об основных сферах применения социологических исследований на предприятиях СССР. Описываются формы организации социологической поддержки сферы управления персоналом предприятия. Рассматриваются проблемы и преимущества проведения исследований персонала в советское время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение социологических исследований в практике управления персоналом предприятий СССР»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

синтетические, придающие материалу дополнительные полезные свойства, продлевающие срок службы. Увеличение доли синтетики нарушает тепловой обмен, что приводит к переохлаждению, и в дальнейшем, к возникновению простудных заболеваний [2].

На протяжении нескольких месяцев нашим университетом МГУДТ проводился опрос среди родителей школьников, для выявления основных требований к школьной форме. Одним из важных требований, помимо качества формы, является цена за комплект. Так, большинство опрошенных готовы платить не более 3-4 тысяч рублей за комплект, состоящий из жакета/пиджака, блузки/сорочки, юбки/брюк. При этом нужно понимать, что комплект в такую цену, не должен быть из изделий некачественных, а наоборот, это средняя стоимость комплекта качественной, удобной формы, отвечающей всем гигиеническим, эксплуатационным, эстетическим требованиям и нормам. В комплект за 3-4 тысячи руб., также должны быть включены затраты на эмблемы, отличительные символы и аксессуары, определяющие направление школы. Именно от тематики школы будет зависеть стиль, покрой, выбор тканей, цветов и комплектация школьной формы.

Полный комплект формы должен быть взаимозаменяемым и включать в себя различные изделия. Современная школьная одежда многовариантна, состоит из:

- для девочек (девушек): пиджак, юбка, жакет, жилетка, сарафан, блуза, водолазка (тонкий свитер), брюки;

- для мальчиков (юношей): брюки, пиджак, жакет, жилетка, рубашка, водолазка (тонкий свитер), галстук.

Учащиеся не могут носить в течение всего года одни и те же изделия, поэтому конструкции должны

быть разработаны с учетом пусть и незначительных, но возможных трансформаций одежды. Это могут быть, допустим, двухсторонние жилетки, или съемные воротники на блузках/жакетах, красивые отвороты на рукавах и т.д. Так как форма будет тематическая, то и эмблемы/отличительные знаки должны будут изготавливаться индивидуально для каждой школы.

В течение последних нескольких лет все чаще и чаще поднимается вопрос о введение школьной формы в школах России. Как и России, во многих странах мира законы об образовании не конкретизируют вопрос об использовании школьной формы. Дети не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за ее отсутствие, если их родители не хотят, чтобы их ребенок носил определенную одежду для школы. Тем не менее, до сих пор во многих школах отсутствует форма единого образца. Многие родители ссылаются на дороговизну и плохое качество изделий. В свою очередь школьники не хотят выглядеть одинаково и носить изо дня в день одно и то же. Поэтому введение тематической современной, эргономичной, модной школьной одежды, доступной по цене, позволит учащимся освоить новые социальные роли, сформировать свою личность.

Список использованной литературы:

1. http://www.moscowschool.ru/

2. http://34. rospotrebnadzor.ru/press/public/91754/

© М. А. Гусева, Д. А. Айкян, 2015

УДК 316.4

А.В. Вайсбург, к.с.н., доцент Факультет управления и социальных коммуникаций Тверской государственный технический университет г. Тверь, Российская Федерация

ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ

ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЙ СССР

Аннотация

В статье рассказывается об основных сферах применения социологических исследований на

241

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

предприятиях СССР. Описываются формы организации социологической поддержки сферы управления персоналом предприятия. Рассматриваются проблемы и преимущества проведения исследований персонала в советское время.

Ключевые слова

Социологические исследования, управление персоналом, организация

Практика проведения социологических исследований в организациях известна достаточно давно. Наиболее активно стали ее применять, начиная с 1960-х годов на большинстве советских заводов и предприятий [4, с. 43]. Повсеместное в то время распространение социологических служб на предприятиях сталкивалось с проблемой их размещения в структуре организации.

По мнению В.И. Герчикова встречались различные варианты подчиненности социологической службы на предприятии [1, с. 4-7]:

1. создание социологической службы в отделе научной организации труда и управления (НОТиУ) (40% предприятий бывшего министерства средств связи).

2. Размещение отдельных подразделений в социально-кадровой службе предприятия (автоЗИЛ, АЗЛК - 22%).

3. Организация социологической службы в составе экономического подразделения (ВАЗ, КАМАЗ -9%).

4. Работа социолога-одиночки в любом подразделении организации.

5. Деятельность стороннего социолога-консультанта.

Исследованиям персонала уделялось очень большое внимание. На большинстве крупных предприятий были также открыты службы социального развития [2, с. 97]. Целью данных служб было повышение эффективности социального управления. Эти службы занимались проблемами человека на производстве, в них работали социологи, психологи, психофизиологи, педагоги (социальные работники).

В основном, социологические исследования, проводимые на советских предприятиях, затрагивали темы, касающиеся сферы управления персоналом. Исследовались тематики профессиональной ориентации; адаптации новичков; профессионально-квалификационного продвижения работников; формирования резерва; выборов руководства; режима гибкого рабочего времени; профилактики нарушений трудовой дисциплины; работы с увольняющимися. Работала служба «ваше настроение», комната психологической разгрузки и служба семьи.

При этом деятельность социологических подразделений и отдельных исследователей сталкивалась с целым рядом трудностей:

1. до 1985 года не было специалистов, окончивших профессиональное образование по специальности «Социология»;

2. исследователи не обладали знанием методик и методов социологических исследований;

3. проводимые исследования были недостаточно научными и точными;

4. отсутствовал доступ к профессиональной научной и периодической литературе;

5. огромное влияние на проведение исследований в сфере управления персоналом оказывала партийная идеология и, следовательно, существовали ограничения по тематикам проводимых исследований;

6. встречалась фальсификация «неугодных» руководству результатов социологических исследований.

Однако, перечисленные сложности, во многом стимулировали исследователей того времени на

самообразование, самосовершенствование, разработку новых методик и методов, обмен опытом.

Социологические исследования персонала того времени отличались регулярностью, крупномасштабностью, разноплановостью тематик, глубиной и всесторонностью. На основе результатов этих исследований принимались обоснованные управленческие решения в сфере управления персоналом организации. Достаточно опытные руководители крупных предприятий формировали архивы с результатами подобных исследований, которые, в настоящее время, некоторые предприятия размещают в Едином архиве социологических данных [3]. На их основе возможно проведение ретроспективных социологических исследований в сфере управления персоналом.

242

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Список использованной литературы:

1. Герчиков, В.И. Роль социологических служб предприятия в управлении социальными факторами производства, формированием и социальным развитием коллектива [Текст] /В.И. Герчиков. - Препринт. -Новосибирск, 1986. - 125 с.

2. Грушин, Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы [Текст] /Б.А. Грушин. - М., 1967. - 174 с.

3. Единый архив социологических данных [Электронный ресурс] // http://sophist.hse.ru/

4. Зайцев, А.К. Социолог на предприятии: пособие практику [Текст] / А.К. Зайцев. - Калуга, 1993. - 167 с.

© А.В. Вайсбург, 2015

УДК 378

В.Ф. Горохов

Канд. филос. наук, доцент кафедры социологии и гуманитарной культуры Национальный исследовательский ядерный университет « МИФИ»

г. Москва, Российская Федерация

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы социализации личности студента. Исследуются сущность, признаки и этапы социализации. Показаны особенности социализации в условиях высшего учебного заведения. Констатируется, что вузовская пора - это период освоения высоких стандартов жизни, норм, идеалов и социальных ценностей. Основательно изучая социологическую науку, студенты получают хорошую возможность познать самого себя и «доработать» себя. Делается вывод о том, что социологические знания наполняют жизнь будущих специалистов глубоким смыслом и позитивной энергией.

Ключевые слова

Социология, социализация, студент, преподаватель.

Тема личности и её социализации является сверхважной научной и житейской проблемой. Как известно, каждый человек рождается только индивидом, кандидатом в личность, потенциальной личностью. Чтобы реально стать ею, он должен пройти долгий и многоступенчатый путь социального созревания. Этот путь социологи и психологи называют социализацией, а культурологи - инкультурацией или культурализацией.

Итак, что же такое социализация? При многообразии определений, практически все исследователи акцентируют внимание на том, что социализация - есть непрерывный процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (норм, ценностей, образцов поведения, статусов, ролей, установок, обычаев, верований), необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.

Социализация - это не только усвоение и воспроизводство старого, устоявшегося, но и формирование творческих способностей личности, развитие её навыков и умений, способностей двигаться вперёд, к новому, неизведанному.

Теоретические проблемы социализации актуализировали такие известные учёные как Ф. Гиддингс, Дж. Мид, Ч. Кули, Э. Дюркгейм, Г. Тард, З. Фрейд, П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Э. Эриксон и многие другие исследователи [1]. Не каждый из них называл это явление социализацией. Некоторые исследователи рассуждали о развитии личности, другие писали о становлении, восхождении, формировании, созревании и т.д. Но в смысловом контексте речь шла об одном и том же явлении - о формировании развитого человеческого потенциала. Разумеется, имелись существенные различия во взглядах и подходах к данному вопросу.

243

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.