Секция «Эксплуатацияавиационной техники»
стей, чрезмерной сложностью, неполнотой и изменчивостью данных о факторах окружающей среды. Решение проблемы обеспечения безопасности полетов в существенной мере определяется качеством профессиональной подготовленности авиационных специалистов. Поэтому система подготовки летно-диспетчерского состава является одним из важнейших направлений обеспечения безопасности полетов (БП) в системе гражданской авиации.
Библиографическая ссылка
1. Козлов В. В. Экспериментальное обоснование методологии совершенствования теоретической подготовки летного состава к действиям в особых ситуациях полета // Вестник Междунар. акад. проблем человека в авиации и космонавтике. М., 2002. Вып. 1 (8).
© Степанов А. С., Степанов С. М., 2010
УДК 669.713.7
Ю. А. Трегубов Научный руководитель - В. В. Лукасов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРИМЕНЕНИЕ СКОЛЬЗЯЩЕГО РЕЗЕРВИРОВАНИЯ В ТЕХНИКЕ
Рассматривается вопрос, связанный с применением скользящего резервирования в технике.
Резервирование это - метод повышения надежности технического объекта посредством введения в его состав дополнительных устройств, узлов и связей, предназначенных для быстрой замены (автоматически или вручную) вышедших из строя аналогичных им элементов основного оборудования.
Резервирование классифицируется на: структурное, временное, информационное, функциональное, нагрузочное, смешанное, постоянное, скользящее и другие.
Одно из перечисленных резервирований - скользящее часто применяется в машиностроение.
При скользящем резервировании резервный элемент может быть включен взамен любого из отказавших элементов основной системы.
Схема объектов со скользящим резервированием должно включать:
- основную систему - п элементов;
- резервную группу - т элементов.
Обычно т < п, т. е. число резервных элементов (РЭ) меньше числа основных (ОЭ), поэтому скользящее резервирование считается активным с дробной кратностью.
Отказ системы наступает в случае, когда число отказавших основных элементов превысит число резервных.
Примером может служить организация линии
системы уборки и выпуска шасси самолета, когда имеется одна основная и несколько резервных (пять для самолета ИЛ-76)
Рассмотрим случай определения вероятности безотказной работы (ВБР) системы с одним резервным элементом на п элементов основной системы.
РЭ и ' ^■'П элементов основной системы равнонадежны и РЭ не может отказать до момента его включения в работу.
Известны: Р, (?) = Р (/); Рп (?); Рр (/).
Получение расчетного выражения для ВБР системы аналогично тому, что было приведено для облегченного резерва:
- выделение возможных состояний системы, при которых она продолжает безотказно работать;
- вычисление вероятностей этих состояний.
События, обеспечивающие безотказную работу
(БР) системы в течение (0, ?):
А = {БР системы за наработку (0, /)};
А\ = {БР всех г элементов основной сис-
темы за наработку (0, ?)};
А2 = {БР при условии, что отказал один элемент
из ^ при X < I. переключающее устройство
работоспособно - включение РЭ и БР его на интервале (/- Т)}.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
Событие А выполняется в результате выполнения одного из событий Л\ или Л2
А =А, V А2.
Работа резервного элемента: ВБР системы за наработку (0, ^ равна: Р(А) = Р(Л0 + Р(Л2), где Р(А) = Рс (/); Р(Л0 = Рх(/) = Рос(/) = Ри(0 - ВБР основной системы (ОС) к моменту I. где Р,(/) = ... = ?„(!) = Р(/) -
ВБР каждого из ; — элементов; Р(А2) = Р2(1) -ВБР для события А2.
Для определения вероятности Р(Л2), рассмотрим событие А2:
= т~
А121 = {отказ одного (первого) из ° *" элементов ОС при Т < /};
Л:22 = {БР переключающего устройства (ПУ) до наработки X - момента включения РЭ};
Л:2з = {БР РЭ после включения его в работу, т. е. на интервале (/ - X)}.
Очевидно, что .112 = А12\ /V .1122 Л А12з, поэтому Р^1,) = Р^) • Р(А\2) • Р^з).
Индекс 1 - отказ 1 элемента ОС.
Соответствующие вероятности:
1. Выделяется бесконечно малый интервал [X, X + с/Т| и определяется ВО ОЭ в интервале
[Т, Т + сП.\./(Т)с1Т. = - с1Р(Г) / с1Т.
2. ВБР ПУ до момента Т отказа одного из элементов ОС равна РП(Т).
3. ВБР РЭ с момента Т его включения, т. е. за интервал (/ - X): Рр (I - Т).
Тогда ВБР системы в течение наработки [X, X + с1т.\ при отказе первого элемента ОС, равна: /(Т) с/т Рп (X) Рр (I - X), интегрируя по всем Хот 0 до I. определяется ВБР системы при условии, что первый из элементов ОС отказал:
Аналогичные рассуждения можно провести для каждого из п элементов ОС. После отказа одного из элементов, п - 1 элементов должны остаться работоспособными.
Вывод: использование математического аппарата данного метода позволяет решить большой круг проблем возникающих в авиации.
© Степанов А. С., Степанов С. М., 2010
УДК 669.713.7
Д. С. Урнышев Научный руководитель - Н. В. Никушкин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
АНАЛИЗ КОРРОЗИОННЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ СИЛОВОЙ КОНСТРУКЦИИ ПЛАНЕРА ВЕРТОЛЕТОВ ТИПА МИ-8Т
Приведены результаты обобщения и анализ коррозионных повреждений силовой конструкции вертолетов Ми-8Т. Определен наиболее опасный по коррозионной повреждаемости период эксплуатации вертолетов данного типа.
Наиболее опасными повреждениями для силовых (наиболее ответственных) элементов конструкции воздушных судов (ВС), имеющих значительную эксплуатационную наработку, являются повреждения, связанные с коррозией и усталостью материала. В этой связи вопросы прогнозирования потери несущей способности элементов конструкции ВС остаются постоянно востребованными [1].
В настоящее время для оценки коррозионного состояния парков ВС ГА отечественного производства разработан и введен в действие «Паспорт кор-
розионного состояния ВС» (ПКС), отражающий количество и качество коррозионных дефектов (параметров коррозии), выявленных на самолетах в процессе ТО и ремонтов. Это такие параметры, как: общее число коррозионных дефектов (ЧКД), число расслоений, число поверхностных и число сквозных коррозионных дефектов [2].
Работа выполнена на основе данных паспортов коррозионного состояния 24 вертолетов Ми-8Т за период с 2004-2009 гг. Вертолеты имели сходные условия эксплуатации: