Научная статья на тему 'Применение скользящего резервирования в технике'

Применение скользящего резервирования в технике Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
196
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Трегубов Ю.А., Лукасов В.В.

Рассматривается вопрос, связанный с применением скользящего резервирования в технике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение скользящего резервирования в технике»

Секция «Эксплуатацияавиационной техники»

стей, чрезмерной сложностью, неполнотой и изменчивостью данных о факторах окружающей среды. Решение проблемы обеспечения безопасности полетов в существенной мере определяется качеством профессиональной подготовленности авиационных специалистов. Поэтому система подготовки летно-диспетчерского состава является одним из важнейших направлений обеспечения безопасности полетов (БП) в системе гражданской авиации.

Библиографическая ссылка

1. Козлов В. В. Экспериментальное обоснование методологии совершенствования теоретической подготовки летного состава к действиям в особых ситуациях полета // Вестник Междунар. акад. проблем человека в авиации и космонавтике. М., 2002. Вып. 1 (8).

© Степанов А. С., Степанов С. М., 2010

УДК 669.713.7

Ю. А. Трегубов Научный руководитель - В. В. Лукасов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРИМЕНЕНИЕ СКОЛЬЗЯЩЕГО РЕЗЕРВИРОВАНИЯ В ТЕХНИКЕ

Рассматривается вопрос, связанный с применением скользящего резервирования в технике.

Резервирование это - метод повышения надежности технического объекта посредством введения в его состав дополнительных устройств, узлов и связей, предназначенных для быстрой замены (автоматически или вручную) вышедших из строя аналогичных им элементов основного оборудования.

Резервирование классифицируется на: структурное, временное, информационное, функциональное, нагрузочное, смешанное, постоянное, скользящее и другие.

Одно из перечисленных резервирований - скользящее часто применяется в машиностроение.

При скользящем резервировании резервный элемент может быть включен взамен любого из отказавших элементов основной системы.

Схема объектов со скользящим резервированием должно включать:

- основную систему - п элементов;

- резервную группу - т элементов.

Обычно т < п, т. е. число резервных элементов (РЭ) меньше числа основных (ОЭ), поэтому скользящее резервирование считается активным с дробной кратностью.

Отказ системы наступает в случае, когда число отказавших основных элементов превысит число резервных.

Примером может служить организация линии

системы уборки и выпуска шасси самолета, когда имеется одна основная и несколько резервных (пять для самолета ИЛ-76)

Рассмотрим случай определения вероятности безотказной работы (ВБР) системы с одним резервным элементом на п элементов основной системы.

РЭ и ' ^■'П элементов основной системы равнонадежны и РЭ не может отказать до момента его включения в работу.

Известны: Р, (?) = Р (/); Рп (?); Рр (/).

Получение расчетного выражения для ВБР системы аналогично тому, что было приведено для облегченного резерва:

- выделение возможных состояний системы, при которых она продолжает безотказно работать;

- вычисление вероятностей этих состояний.

События, обеспечивающие безотказную работу

(БР) системы в течение (0, ?):

А = {БР системы за наработку (0, /)};

А\ = {БР всех г элементов основной сис-

темы за наработку (0, ?)};

А2 = {БР при условии, что отказал один элемент

из ^ при X < I. переключающее устройство

работоспособно - включение РЭ и БР его на интервале (/- Т)}.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

Событие А выполняется в результате выполнения одного из событий Л\ или Л2

А =А, V А2.

Работа резервного элемента: ВБР системы за наработку (0, ^ равна: Р(А) = Р(Л0 + Р(Л2), где Р(А) = Рс (/); Р(Л0 = Рх(/) = Рос(/) = Ри(0 - ВБР основной системы (ОС) к моменту I. где Р,(/) = ... = ?„(!) = Р(/) -

ВБР каждого из ; — элементов; Р(А2) = Р2(1) -ВБР для события А2.

Для определения вероятности Р(Л2), рассмотрим событие А2:

= т~

А121 = {отказ одного (первого) из ° *" элементов ОС при Т < /};

Л:22 = {БР переключающего устройства (ПУ) до наработки X - момента включения РЭ};

Л:2з = {БР РЭ после включения его в работу, т. е. на интервале (/ - X)}.

Очевидно, что .112 = А12\ /V .1122 Л А12з, поэтому Р^1,) = Р^) • Р(А\2) • Р^з).

Индекс 1 - отказ 1 элемента ОС.

Соответствующие вероятности:

1. Выделяется бесконечно малый интервал [X, X + с/Т| и определяется ВО ОЭ в интервале

[Т, Т + сП.\./(Т)с1Т. = - с1Р(Г) / с1Т.

2. ВБР ПУ до момента Т отказа одного из элементов ОС равна РП(Т).

3. ВБР РЭ с момента Т его включения, т. е. за интервал (/ - X): Рр (I - Т).

Тогда ВБР системы в течение наработки [X, X + с1т.\ при отказе первого элемента ОС, равна: /(Т) с/т Рп (X) Рр (I - X), интегрируя по всем Хот 0 до I. определяется ВБР системы при условии, что первый из элементов ОС отказал:

Аналогичные рассуждения можно провести для каждого из п элементов ОС. После отказа одного из элементов, п - 1 элементов должны остаться работоспособными.

Вывод: использование математического аппарата данного метода позволяет решить большой круг проблем возникающих в авиации.

© Степанов А. С., Степанов С. М., 2010

УДК 669.713.7

Д. С. Урнышев Научный руководитель - Н. В. Никушкин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АНАЛИЗ КОРРОЗИОННЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ СИЛОВОЙ КОНСТРУКЦИИ ПЛАНЕРА ВЕРТОЛЕТОВ ТИПА МИ-8Т

Приведены результаты обобщения и анализ коррозионных повреждений силовой конструкции вертолетов Ми-8Т. Определен наиболее опасный по коррозионной повреждаемости период эксплуатации вертолетов данного типа.

Наиболее опасными повреждениями для силовых (наиболее ответственных) элементов конструкции воздушных судов (ВС), имеющих значительную эксплуатационную наработку, являются повреждения, связанные с коррозией и усталостью материала. В этой связи вопросы прогнозирования потери несущей способности элементов конструкции ВС остаются постоянно востребованными [1].

В настоящее время для оценки коррозионного состояния парков ВС ГА отечественного производства разработан и введен в действие «Паспорт кор-

розионного состояния ВС» (ПКС), отражающий количество и качество коррозионных дефектов (параметров коррозии), выявленных на самолетах в процессе ТО и ремонтов. Это такие параметры, как: общее число коррозионных дефектов (ЧКД), число расслоений, число поверхностных и число сквозных коррозионных дефектов [2].

Работа выполнена на основе данных паспортов коррозионного состояния 24 вертолетов Ми-8Т за период с 2004-2009 гг. Вертолеты имели сходные условия эксплуатации:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.