ИННОВАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ INNOVATIVE TEACHING PRACTICES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
УДК /UDC 378.9
DOI 10.54509/22203036_2024_2_160 EDN UPQJON
Белова Лариса Александровна
кандидат филологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск
Быстрай Елена Борисовна
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск
Челпанова Елена Владимировна
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой английского языка и методики обучения английскому языку, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск
Belova Larisa A.
Candidate of Philology Science, Associate Professor, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk
Bystray Elena B.
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of German Language and Methods of Teaching the German Language, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk
Chelpanova Elena V.
Candidate of Pedagogy Science, Head of Department of English Language and Methods of Teaching the English Language, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk
ПРИМЕНЕНИЕ СКАФФОЛДИНГА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
SCAFFOLDING METHOD IN THE EDUCATION PRACTICE OF STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка, уверенных в своих силах и стремящихся к саморазвитию. В их ста-
новлении значительную роль может сыграть старший наставник, который окажет своевременную поддержку, сориентирует и поделится своим опытом с будущими педагогами.
Цель исследования - обоснование целесообразности использования в ходе прохождения студентами учебной практики скаффолдинга, обеспечивающего получение поддержки и помощи студентами от преподавателя в процессе обучения, в результате которой у обучающихся повышается уровень самостоятельности при выполнении более сложных заданий.
Новизна исследования представлена как разработка конкретных учебных тактик при подготовке будущих педагогов на основе использования принципов скаффолдинга: предоставлять поддержку и руководство в начале, постепенно уступать свою роль обучающемуся, позволяя ему самостоятельно справляться с заданиями и делать выводы.
Abstract. The relevance of the study is due to the need for professional training of future foreign language teachers who are confident in their abilities and strive for self-development. A senior mentor can play a significant role in their development, providing timely support, guidance and sharing his experience with future teachers.
The purpose of the study is to substantiate the feasibility of using scaffolding during students' educational practice, ensuring that students receive support and assistance from the teacher in the learning process, as a result of which students increase their level of independence when performing more complex tasks.
The novelty of the study is presented as the development of specific educational tactics in the preparation of future teachers based on the use of scaffolding principles: provide support and guidance at the beginning, gradually cede their role to the student, allowing him to independently cope with tasks and draw conclusions.
Ключевые слова: скаффолдинг, учебная практика, моделирование, микротичинг, учитель иностранного языка.
Keywords: scaffolding, educational practice, modeling, microteaching, foreign language teacher.
Введение
В современном изменяющемся мире роль профессии учителя остается неизменной. Учитель - это человек, передающий знания, и наставник, который помогает обучающимся сформироваться как личность, найти себя профессионально, проявлять самостоятельность в принятии решений. Перед обществом встают задачи профессиональной подготовки кадров, ориентированных на творческую инициативу, конкурентоспособность, мобильность. Выпускники педагогических вузов должны не только обладать теоретическими знаниями, но и быть уверенными в своих
силах. Уверенность в себе - это одна из составляющих успешности в профессии. Уверенный учитель чувствует себя комфортно в классе, умеет контролировать обстановку, поддерживать дисциплину на уроке, найти индивидуальный подход к обучающимся. Он не боится высказывать свое мнение и принимать решения. Уверенность в себе помогает учителю оценивать свои сильные и слабые стороны и стремиться к развитию. Организация учебного процесса также требует от педагога определенных навыков. Учитель должен уметь проводить уроки интересно, применять современные образовательные технологии, адаптировать учебный материал под индивидуальные возможности обучающихся. По мнению А. В. Ворожейки-ной и И. А. Скоробренко, «молодые педагоги, выпускники педагогических вузов, попадая в профессиональный мир со всем многообразием проявлений его сущности и с его особенностями, зачастую сомневаются в правильности своих действий и решений, не могут аргументированно обосновать их, а потому им необходим опытный коллега, который поделится советами и даст практические рекомендации по организации профессиональной деятельности» [1, с. 159-160]. Такую профессиональную поддержку и сопровождение в подготовке будущего учителя предлагает метод скаффолдинг.
Термин «скаффолдинг» был впервые применен американскими учеными на основе работ Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития [7]. Данная концепция предполагает получение поддержки и помощи обучающимися от учителя или наставника в процессе обучения, в результате которой у обучающихся повышается уровень самостоятельности при выполнении более сложных заданий.
Изучению метода скаффолдинга посвящено много трудов в отечественной и зарубежной педагогике и психологии. А. Эпплби и Д. Ленджер рассматривали скаффолдинг как временную поддержку, которая должна сходить на нет, и разработали критерии скаффолдинга: целенаправленность, соответствие возможностям, структурированность, сотрудничество, интернализа-ция [9]. В исследованиях 90-х гг. скаффолдинг сравнивали с обучением детей через открытие [11]. В нулевых годах И. Вереникина в своей работе отметила, что ученик является самостоятельным исследователем; применяя принципы скаффолдинга, не следует воспринимать учеников пассивными исполнителями инструкций [12]. В это же время появились работы, посвященные применению скаффолдинга при обучении иностранным языкам. Ю. Г. Рыбкина описывает стратегии скаффолдинга при обучении английскому языку в школе [5].
Опыт применения скаффолдинга как интерактивного метода профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в высшей школе представлен в статье С. К. Гучетль [2]. Л. М. Попов и П. Н. Устин анализируют применение скаффолдинга в тандеме «аспирант - научный руководитель» при написании диссертации [4]. Возможности использования ролевых игр на уроках иностранного языка в рамках применения технологии скаффолдинга в техническом вузе описывают Е. И. Чиркова, М. В. Процуто, Е. М. Зорина, Ю. А. Цапаева [8].
Изучив накопленный опыт, мы пришли к определенным выводам. Скаффолдинг предоставляет обучающимся поддержку и направление в процессе обучения. Он помогает им разобраться в сложных понятиях и заданиях, развивая их понимание и способность к самостоятельной работе. Скаффолдинг предполагает постепенное увеличение сложности заданий. Преподаватель, предоставляя поддержку и руководство в начале, постепенно уступает свою роль обучающемуся, позволяя ему самостоятельно справляться с заданиями и делать выводы. Педагог ставит перед обучающимися задачи, которые требуют анализа и оценки полученной информации, что помогает студентам развивать свои навыки критического мышления и способность аргументировать свои мнения.
Использование технологии скаффолдинга в процессе освоения будущими учителями методики обучения иностранному языку требует соблюдения правил, определяющих переход от простого к более сложному:
- предъявлять новый материал с опорой на усвоенный ранее;
- объяснять термины перед изучением новой темы по теоретической дисциплине (теоретической фонетике, теоретической грамматике, лексикологии, истории языка, стилистике);
- вводить лексику и отрабатывать употребление новых слов в словосочетаниях и предложениях перед изучением разговорных тем по практическим дисциплинам;
- использовать наглядность в виде таблиц, иллюстраций, ассоциограмм;
- организовывать взаимодействие с группой в режиме индивидуальной, групповой и фронтальной работы с опорой на сотрудничество и поддержку;
- использовать интерактивные методы обучения, проектную методику, игровые технологии, аутентичные материалы;
- предоставлять студентам возможность самостоятельно решать проблемы, а затем обсуждать их решения и давать обратную связь;
- при осуществлении контроля дать обучающимся возможность самостоятельно исправить ошибки и объяснить правильный вариант.
Соблюдение этих правил скаффолдинга в подготовке учителей языковому обучению позволяет преподавателям дать студентам качественные и прочные знания иностранных языков, что является гарантией их успешности в профессии, а также «важным фактором дальнейшей профессиональной и социальной адаптации в обществе» [3], так как изучение иностранного языка необходимо будущему педагогу «для обмена прогрессивным опытом преподавания с зарубежными партнерами, чтения профессиональных журналов, написания статей для публикации их в зарубежных научных издательствах, участия в международных конференциях, для применения в своей деятельности широкого круга первоисточников, изданных на иностранных языках» [13, с. 2].
Как мы упоминали ранее, перед педагогическими вузами стоят задачи не только формирования знаний у студентов в области иностранного языка, но и развития навыков преподавания этого языка. Только тогда будущие учителя смогут успешно преподавать иностранный язык и вдохновлять своих студентов на его изучение. Быть компетентным в преподавании иностранного языка является неотъемлемой частью профессионального роста и развития будущих педагогов.
Методология
Методологической основой выступили исследования Л. С. Выготского, Ю. Г. Рыбкиной, Л. М. Попова, П. Н. Устина, С. К. Гучетль, Е. И. Чирковой, М. В. Процуто, Е. М. Зориной, Ю. А. Цапаевой, А. С. Степановой, посвятивших свои работы изучению метода скаффолдинга. Важными для нашей практической работы стали критерии скаффолдинга, разработанные зарубежными исследователями А. Эпплби и Д. Ленджер.
Основными методами исследования, помимо анализа научной литературы отечественных и зарубежных ученых, стали наблюдение, личное включение в процесс обучения, обобщение собственного педагогического опыта. Учебная практика с применением скаффолдинга реализовывалась со студентами второго курса, изучающими немецкий язык как основную специальность на факультете иностранных языков ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет».
Результаты
Исходным предположением нашего исследования явилось то, что реализация процесса подготовки
будущих учителей иностранного языка имеет выраженную специфику и будет наиболее эффективна, если мы будем применять технологию скаффолдинга не только в процессе преподавания языковых дисциплин, но и в процессе организации учебной практики.
В ходе прохождения практики обучающимися реализуется профессиональная учебная деятельность, которая является частью образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений. Учебная практика создает опыт для прохождения на старших курсах производственной педагогической практики в школе. Цель учебной практики состоит в подготовке обучающихся к профессиональной деятельности на основе развития практических навыков в области грамматики и лексики изучаемого языка и речевых умений, формирующих профессиональную компетенцию учителя иностранного языка ПК-1 (способен осваивать и использовать базовые научно-теоретические знания и практиче -ские умения по преподаваемому предмету в профессиональной деятельности).
Процесс освоения данной профессиональной компетенцией учителя иностранного языка ПК-1 целесообразно выстраивать поэтапно: моделирование (научно-теоретические знания по построению урока); постановка и решение задач, микротичинг (практические умения).
Итак, первой и ключевой стратегией скаффолдинга является моделирование, то есть демонстрация преподавателем авторского примера модели современного урока. Преподаватель в процессе обучения предъявляет студентам фрагменты урока. Обучение проходит в формате передачи опыта: поэтапно представляется и анализируется модель организационного момента, фонетической зарядки, повторение материала, введение и практика новых лексических единиц или грамматических конструкций, работа с текстом, аудирование, контроль домашнего задания, рефлексия и т.д. Безусловно важным при этом является последующий анализ и обсуждение увиденного фрагмента. Студенты сами формулируют цель, которую преследовал преподаватель и отмечают способы, с помощью которых эта цель была достигнута, обращая внимание на наглядные материалы и информационные технологии.
На этом этапе моделирования, рассматриваемом как погружение в основы методики обучения иностранному языку, студентам предлагается составить список дидактической лексики в форме клише на иностранном языке, которые используются для организации процесса обучения. Знание дидактической лексики является необходимым условием для успешного формиро-
вания профессиональных компетенций, а именно умение применять дидактическую лексику позволит будущему учителю грамотно структурировать урок, правильно организовать его ход, эффективно взаимодействовать с учениками, а также способствует достижению поставленных образовательных целей.
При моделировании урока одним из примеров работы с текстом или активизации лексического/ грамматического материала может быть также демонстрация использования интерактивных методов обучения: дидактических игр, ролевых игр, обучения по станциям. Эффективными для развития коммуникативной компетенции являются методы В. Маттеса «Тур по галерее» (Galeriegang), «Воображаемое путешествие» (Fantasiereise), «Мировое кафе» (World Cafe), «Обучение в темпе дуэтом» (Lerntempoduett), «Скатерть» (Tischdeckchen) [6]. Интерактивные методы обучения помогают ученикам не только освоить грамматику и лексику, но и развить навыки общения и понимания на иностранном языке. Одним из основных преимуществ является их способность сделать процесс изучения языка более увлекательным и интересным. «Преподаватель приобретает роль организатора, помощника и консультанта. Он стимулирует мотивацию к обучению и обеспечивает комфортную атмосферу в группе» [10, с. 120]. После демонстрации интерактивного метода преподаватель пошагово разбирает со студентами инструкцию использования таких технологий и обучающиеся высказывают мнения, на каком материале еще можно опробовать эти методы, анализируют уровень сложности для разных возрастов школьников. Овладев интерактивными методами обучения, студенты смогут интересно и эффективно планировать в будущем свои уроки.
Вторым этапом скаффолдинга является постановка и решение задач. Преподаватель прорабатывает со студентами на занятиях учебной практики отдельные этапы урока, учитывая принцип от простого к сложному. Сначала студенты в парах или подгруппах планируют проведение фрагмента урока: формулируют его цель, задачи, подробно расписывая реплики учителя и ожидаемые ответы учеников, последовательность действий, хронометраж, оснащение. При затруднении студенты обращаются за советом к преподавателю. Затем каждая подгруппа демонстрирует результат своей работы в аудитории. Особенность состоит в том, что все группы показывают один и тот же фрагмент, например, фонетическую зарядку, но используют разный языковой материал. При обсуждении отмечается, что понравилось, что было хорошо сделано, что можно улучшить. Преподаватель дает рекомендации
относительно методики, манеры держаться у доски, умения охватить вниманием весь класс и взаимодействовать с обучающимися.
Во время занятия все студенты имеют возможность побыть в роли учителя в течении 10-15 минут, попробовать свои силы в применении интерактивных методов и сделать анализ «успешности» его применения, сравнить свой опыт с опытом коллег.
Этап микротичинга отличается от предыдущего этапа тем, что студенты работают уже не в группе, а индивидуально. Каждый обучающийся получает задание на дом подготовить работу с текстом (с лексическим, грамматическим материалом), аудирование с использованием интерактивных методов обучения. Предоставив поддержку и руководство в начале, преподаватель уступает свою роль студенту, позволяя ему самостоятельно справиться с заданием. На последующих занятиях студенты показывают, чему они научились. Оценивается логичность построение урока, организаторские способности, использование дидактической лексики, наглядных материалов, интерактивных и информационных технологий.
Поскольку студенты принимают на себя роль учителя в идеальных условиях, где все заинтересованы и работают активно, то у них не возникает проблем с дисциплиной в классе. Чтобы приблизить нашу ситуацию к реальности, преподаватель предлагает обучающимся разноплановые роли. Им предлагается быть то гиперактивными учениками, то очень спокойными, отвлекаться на мелочи, задавать вопросы не по теме урока и т.п. Студенты могут придумывать себе роли, учитывая свой опыт обучения в школе, что им, надо отметить, очень нравится, так как дает возможность почувствовать себя совершенно другим человеком и понять, что он переживает. «Учителю» же прихо-
дится справляться с ситуацией и мотивировать каждого к участию в уроке, не позволяя им расслабляться.
Мы можем отметить, что применение скаффолдинга во время прохождения обучающимися учебной практики способствует их становлению в профессии, учит эффективно и интересно проводить уроки и вместе с тем поддерживать дисциплину. Используя модели, предложенные преподавателем, студенты планируют свои уроки сначала при поддержке группы и старшего наставника, а затем справляются с этим самостоятельно и реализуют свои фрагменты урока в процессе микротичинга. Таким образом реализуется главный принцип скаффолдинга - переход от простого к более сложному.
В качестве подтверждения эффективности технологии скаффолдинга приведем результаты анкетирования.
Анкетирование проводилось с 2021 по 2023 года со студентами второго курса, изучающими немецкий язык как основную специальность на факультете иностранных языков ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ». За три года было опрошено 40 человек. Студентам предлагалось оценить сформированность своей профессиональной компетенции, выбрав оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» для разных критериев (табл. 1).
Определим пороговые значения уровней сформи-рованности профессиональной компетенции: высокий уровень - 50-41 баллов; средний уровень - 31-40 баллов; низкий уровень - 20-30 баллов.
В первый день учебной практики студентам предлагалось оценить свои знания и умения, затем в течение всего третьего семестра (44 часа практических занятий, 64 часа самостоятельной работы) работа велась согласно принципам скаффолдинга с выделением сле-
Таблица 1
Самооценка сформированности профессиональной компетенции
Знание основных этапов урока иностранного языка • Отл. • Хор. • Удов. • Неудов.
Знание иностранного языка и речевого этикета • Отл. • Хор. • Удов. • Неудов.
Знание дидактической лексики и умение применять ее в ходе урока • Отл. • Хор. • Удов. • Неудов.
Умение формулировать цели, задачи урока, планировать в соответствии с этим этапы урока • Отл. • Хор. • Удов. • Неудов.
Умение давать целевую установку, вводить тему урока, проводить фонетическую зарядку • Отл. • Хор. • Удов. • Неудов.
Умение подбирать упражнения и разрабатывать задания для формирования грамматических навыков и речевых умений • Отл. • Хор. • Удов. • Неудов.
Умение организовывать взаимодействие с группой в режиме индивидуальной, групповой и фронтальной работы • Отл. • Хор. • Удов. • Неудов.
Знание интерактивных технологий и умение их применять • Отл. • Хор. • Удов. • Неудов.
Умение использовать технологию микротичинга, поддерживать дисциплину на уроке • Отл. • Хор. • Удов. • Неудов.
Способность к саморазвитию, креативности, профессиональному самосовершенствованию • Отл. • Хор. • Удов. • Неудов.
дующих этапов: моделирование, постановка и решение задач, микротичинг. Студенты на практике знакомились с этапами урока, интерактивными методами обучения, пробовали себя в роли учителя в процессе планирования и ведения фрагментов урока. В качестве отчетной документации студенты представляли порт-фолио собранных материалов.
Структура портфолио:
- систематизированные теоретические материалы по изученным темам;
- список дидактической лексики;
- планы фрагментов урока;
- рифмовки, пословицы, скороговорки для проведения фонетической зарядки;
- самостоятельно разработанные условно-речевые лексико-грамматические упражнения: имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные;
- самооценка сформированности профессиональной компетенции.
На завершающем этапе практики студенты повторно оценивали развитие своей профессиональной компетенции (результаты анкеты входят в портфолио) и сами видели прогресс. Проведя повторное анкетирование среди студентов, мы получили следующие результаты, которые представили в таблице 2.
Таблица 2
Распределение студентов по уровням сформированности профессиональной компетенции (ПК) до и после прохождения учебной практики
Проанализировав данные таблицы, мы можем сделать вывод, что после прохождения учебной практики с применением технологии скаффолдинга у студентов значительно улучшилась сформированность профессиональной компетенции. Следует учесть тот фактор, что студентами еще не изучалась дисциплина «Методика обучения иностранным языкам», поэтому на учебную практику они пришли с низким и средним уровнем сформированности ПК, имея представления об организации урока иностранного языка из своего школьного опыта. По завершении прохождения учебной практики обучающихся с низким уровнем не выявлено,
количество студентов со средним и высоким уровнем развития ПК представлено поровну. Это значит, что студенты достаточно хорошо подготовлены к изучению методики преподавания иностранного языка и прохождению в дальнейшем производственной практики в школе, где у них будет возможность совершенствовать свою профессиональную компетентность.
Анализ результатов анкетирования подтвердил наше предположение о том, что реализация процесса подготовки будущих учителей иностранного языка будет наиболее эффективна, если мы будем применять технологию скаффолдинга в процессе организации учебной практики.
Заключение
Анализ научной литературы по проблеме исследования и результаты анкетирования позволяют выявить положительные моменты применения технологии скаффолдинга в процессе подготовки будущих учителей. Скаффолдинг помогает студентам развить умение адаптироваться к разным типам учеников, быть готовыми к работе с детьми различных возрастов и способностей. С помощью скаффолдинга студенты осваивают различные подходы и стратегии обучения.
Скаффолдинг помогает студентам педагогических вузов получить опыт самостоятельного ведения урока, тем самым подготовиться к практике в школе. У будущих учителей развиваются не только профессиональные навыки, но и уверенность в себе. В процессе прохождения учебной практики студенты учатся, используя интерактивные методы, эффективно преподавать материал, адаптировать его к уровню учеников, самим создавать поддерживающую и стимулирующую обстановку в классе, что помогает им чувствовать себя успешными и компетентными в роли учителя.
Авторами представлены результаты анкетирования, которые подтвердили предположение о том, что реализация процесса подготовки будущих учителей иностранного языка будет наиболее эффективна при применении метода скаффолдинга в процессе организации учебной практики.
Перспективность исследования связана с изучением применения технологии скаффолдинга в преподавании неязыковых дисциплин на факультете иностранных языков, способствующих завершению формирования образа современного компетентного учителя.
Литература
1. Ворожейкина А. В., Скоробренко И. А. Реализация менторского сопровождения в непрерывном дополнительном профессиональном педагогическом образовании // Вестник
Анкетирование Уровни сформированности ПК, в %
студентов Низкий Средний Высокий
До прохождения 18 22 0
учебной практики 45 55 0
После прохождения 0 20 20
учебной практики 0 50 50
Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2023. № 2. С. 157-169.
2. Гучетль С. К. Скаффолдинг как интерактивный метод профессионально ориентированного обучения иностранному языку [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/skaffolding-kak-interaktivnyy-metod-professionalno-orientirovannogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku/viewer (дата обращения: 29.01.2024).
3. Колесник А. А., Волкова С. А. Актуальность владения иностранным языком в современном мире // Молодой ученый.
2017. № 3. С. 562-564.
4. Попов Л. М., Устин П. Н. Скаффолдинг - метод актуализации интеллектуально-личностного потенциала субъекта научно-образовательной деятельности [Электронный ресурс] // Экопсихологические исследования: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skaffolding-metod-aktualizatsii-intellektualno-lichnostnogo-potentsiala-subekta-nauchno-obrazovatelnoy- deyatelnosti (дата обращения: 29.01.2024).
5. Рыбкина Ю. Г Формирующее оценивание и стратегия скаффолдинга на уроках английского языка [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть. 2019. URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2019/12/09/formiruyushchee-otsenivanie-i (дата обращения: 29.01.2024).
6. Слабышева А. В., Белова Л. А. Использование методов
B. Маттеса для развития коммуникативной компетенции студентов, изучающих немецкий язык // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5-3 (71). С. 204-206.
7. Степанова А. С. Скаффолдинг в обучении иностранному языку: опыт систематизации понятия // Педагогические и психологические науки: современные проблемы и тенденции развития : сб. науч. тр. Краснодар : Априори, 2018.
C. 13-17.
8. Чиркова Е. И., Процуто М. В., Зорина Е. М., Цапаева Ю. А. Роле -вые игры в технологии скаффолдинга // Вестник ТвГУ Серия «Педагогика и психология». 2020. Вып. 1 (50). С. 245-256.
9. Applebee A. N., Langer J. A. Instructional Scaffolding: Reading and Writing as Natural Language Activities // Language Arts. 1983. Vol. 60. No. 2, Р. 168-175.
10. Bolina M. V., Naumenko L. S., Shmidt E. A. Interactivity in teaching national regional component in a foreign language // Modern Pedagogical Education. 2023. No. 8. P. 120-124.
11. Freund L. S. Maternal Regulation of Children's Problem-solving Behavior and Its Impact on Children's Performance // Child Development. 1990. Vol. 61. Issue 1. Р. 113-126.
12. Verenikina I. Understanding Scaffolding and the ZPD in Educational Research. 2003 [Электронный ресурс]. URL: https://ro.uow.edu. au/edupapers/381 (дата обращения: 29.01.2024).
13. Vlasenko O. N., Zasedateleva M. G., Shtykova T. V. Development of second-l anguage communicative competence of prospective teachers based on the CLIL technology (from the experience of a pedagogic project at a department of history) // Espacios.
2018. Vol. 39. № 52. Р. 12.
References
1. Vorozhejkina A. V., Skorobrenko I. A. Realizacija mentorskogo soprovozhdenija v nepreryvnom dopolnitel'nom professional'nom pedagogicheskom obrazovanii [Implementation of mentoring support in continuous additional professional pedagogical edu-
cation]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija: Pedagogika, 2023, no. 2, pp. 157-169. (In Russian).
2. Guchetl' S. K. Skaffolding kak interaktivnyj metod professional'no orientirovannogo obuchenija inostrannomu jazyku [Scaffolding as an interactive method of professionally oriented foreign language teaching]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/skaffolding-kak-interaktivnyy-metod-professionalno-orientirovannogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku/viewer (accessed 29.01.2024). (In Russian).
3. Kolesnik A. A., Volkova S. A. Aktual'nost' vladenija inostrannym jazykom v sovremennom mire [The relevance of foreign language proficiency in the modern world]. Molodoj uchenyj, 2017, no. 3, pp. 562-564. (In Russian).
4. Popov L. M., Ustin P. N. Skaffolding - metod aktualizacii intellektual'no-lichnostnogo potenciala sub#ekta nauchno-obrazovatel'noj dejatel'nosti [Scaffolding is a method of actualizing the intellectual and personal potential of a subject of scientific and educational activity]. Jekopsihologicheskie issle-dovanija: jekologija detstva i psihologija ustojchivogo razvitija, 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skaffolding-metod-aktualizatsii- intellektualno-lichnostnogo- potentsiala-subekta-nauchno-obrazovatelnoy-deyatelnosti (accessed 29.01.2024). (In Russian).
5. Rybkina Ju. G. Formirujushhee ocenivanie i strategija skaffoldinga na urokah anglijskogo jazyka [Formative assessment and scaffolding strategy in English lessons]. Obrazovatel'naja social'naja set', 2019. URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2019/12/09/formiruyushchee-otsenivanie-i (accessed 29.01.2024). (In Russian).
6. Slabysheva A. V., Belova L. A. Ispol'zovanie metodov V. Mattesa dlja razvitija kommunikativnoj kompetencii studentov, izuchajushhih nemeckij jazyk [Using the methods of V. Matthes for the development of communicative competence of students studying the German language]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, 2017, no. 5-3 (71), pp. 204-206. (In Russian).
7. Stepanova A. S. Ckaffolding v obuchenii inostrannomu jazyku: opyt sistematizacii ponjatija [Scaffolding in teaching a foreign language: experience in systematizing the concept]. Pedagogich-eskie i psihologicheskie nauki: sovremennye problemy i tendencii razvitija, Krasnodar, 2018, pp. 13-17. (In Russian).
8. Chirkova E. I., Procuto M. V., Zorina E. M., Capaeva Ju. A. Rolevye igry v tehnologii skaffoldinga [Role-playing games in scaffolding technology]. Vestnik TvGU, serija "Pedagogika i psihologija", 2020, iss. 1 (50), pp. 245-256. (In Russian).
9. Applebee A. N., Langer J. A. Instructional Scaffolding: Reading and Writing as Natural Language Activities. Language Arts, 1983, vol. 60, no. 2, pp. 168-175. (In English).
10. Bolina M. V., Naumenko L. S., Shmidt E. A. Interactivity in teaching national regional component in a foreign language. Modern Pedagogical Education, 2023, no. 8, pp. 120-124. (In English).
11. Freund L. S. Maternal Regulation of Children's Problem-solving Behavior and Its Impact on Children's Performance. Child Development, 1990, vol. 61, iss. 1, pp. 113-126. (In English).
12. Verenikina I. Understanding Scaffolding and the ZPD in Educational Research. 2003. URL: https://ro.uow.edu.au/edupa-pers/381 (accessed 29.01.2024). (In English).
13. Vlasenko O. N., Zasedateleva M. G., Shtykova T. V. Development of second-language communicative competence of prospective teachers based on the CLIL technology (from the experience of a pedagogic project at a department of history). Espacios, 2018, vol. 39, no. 52, pp. 12. (In English).