Научная статья на тему 'Применение ситуационных задач при обучении русскому языку на подготовительном курсе'

Применение ситуационных задач при обучении русскому языку на подготовительном курсе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1401
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и человек
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА / SITUATIONAL TASK / ГОВОРЕНИЕ / SPEAKING / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / DEVELOPMENT OF SPEECH / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штехман Елена Александровна, Мельник Юлия Александровна

Статья посвящена рассмотрению ситуационной задачи как эффективного метода обучения говорению на занятиях по русскому языку как иностранному на подготовительном курсе. Говорение понимается как вид речевой деятельности, при котором осуществляется устное общение. Авторы статьи предлагают использовать на занятиях по РКИ ситуационные задачи, которые направлены на развитие речи в условиях, приближенных к действительности. Практическая направленность ситуационных задач способствует адаптации студентов в стране изучаемого языка. В данной работе ситуационные задачи рассматриваются как методический прием, который представляет собой комплекс условий, позволяющий смоделировать разнообразные речевые ситуации. Рассматриваются различные типы задач, которые могут быть применены в практическом курсе РКИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Штехман Елена Александровна, Мельник Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Article is devoted to consideration of situational tasks as effective method to teach speaking Russian as a foreign language in classes of the preparatory level. Speaking is understood as a type of speech activity at which oral communication is carried out. The authors of the article suggest using in classes of Russian as a foreign language situational tasks which are aimed at the development of speech in the environment which is brought closer to reality. The practical focus of situational tasks promotes adaptation of students in the country of the learned language. In this work situational tasks are considered as a teaching technique which represents the complex of conditions allowing to simulate various speech situations. Various types of tasks which can be applied in a practical course of Russian as foreign language classes are discussed.

Текст научной работы на тему «Применение ситуационных задач при обучении русскому языку на подготовительном курсе»

Ruska moderna. Bratislava, 2011.

Slovnik ruskej literatury 11-20 storocia. Bratislava, 2007.

Sovakova J., Filipov V. Prehl'ad ruskej literatury. Od Slova o pluku Igorovom k post-modernizmu. Plzen, Bratislava, 1999.

ПРИМЕНЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ

КУРСЕ

Е.А. Штехман, Ю.А. Мельник

Ключевые слова: ситуационная задача, говорение, развитие речи, русский язык как иностранный.

Keywords: situational task, speaking, development of speech, Russian as a foreign language.

В настоящее время метод ситуационных задач активно применяется при изучении различных дисциплин естественно -научого [Бондар, 2012; Овчинникова, 2014], технического [Вишнякова, 2011], военного [Бударин, 2010; Веревкина, 2014], медицинского [Щекотов, Барламов, Байдаров, 2012] профиля. Все чаще данный метод стал использоваться при изучении гуманитарных предметов [Жаравина] и иностранных языков [Глазырина, 2014; Новикова, Зорина, Кортунов, 2014; Савенок, 2010].

Ситуационные задачи - это задачи, позволяющие учащемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление - понимание - применение - анализ - синтез - оценка.

Мы понимаем ситуационную задачу как методический прием, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью формирования компонентов содержания образования [Павленко, 2012].

Так, Е.И. Пассов отмечает, что «под ситуацией необходимо понимать не совокупность экстралингвистических обстоятельств, а систему взаимоотношений собеседников, отраженную в их сознании... Ситуация есть такая динамичная система взаимоотношений обучающихся, которая благодаря ее отраженности в сознании порождает личную потребность в целенаправленной деятельности и питает эту деятельность» [Пассов, 1989, с. 95]. В методической литературе выделяют три «ситуации»: 1. Ситуация действительности - это есть такая совокупность условий (обстоятельств) в акте деятельности какого-либо лица, одна часть которой, заключающая в себе противоречие, ставит перед этим лицом проблему-задачу действия, то есть формирует целевую часть действия, другая же часть этой совокупности обусловливает исполнительную сторону действия.

2. Неречевая ситуация - такая совокупность условий (обстоятельств) в акте деятельности какого-либо лица, одна часть которой, заключающая в себе противоречие, ставит перед ним проблему - задачу действия, другая же часть этой совокупности обеспечивает выполнение задачи самим лицом посредством определенного физического действия.

3. Речевая ситуация - такая совокупность условий (обстоятельств) в акте деятельности какого-либо лица, одна часть которой, заключающая в себе противоречие, ставит перед ним проблему-задачу действия, другая часть этой совокупности обусловливает возможность решения задачи с помощью собеседника, обращением к которому с этой целью и служит речевое действие [Пассов, 1989, с. 14]. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание [Екимова, 2014, с. 87]. На занятиях по русскому языку как иностранному обычно решаются практические ситуации, так как именно их проигрывание позволяет учащимся чувствовать себя уверенней в повседневной действительности.

Существует ряд критериев, опираясь на которые можно подобрать материал для ситуационных задач [Бударин, 2010, с. 178; Жаравина, 2014, с. 958; Овчинникова, 2014, с. 49]:

К числу таких критериев относят следующие:

• ситуационная задача должна быть сформулирована в виде рассказа, связного текста;

• актуальность: для ситуационной задачи необходимо брать темы, которые являются актуальными для будущей профессиональной деятельности или в рамках изучаемого предмета;

• практическая пригодность: задача должна вызывать интерес и быть связанной с реальной ситуацией, с которой придется столкнуться будущему профессионалу в своей деятельности;

• контекстность: важно, чтобы в задаче была представлена проблема, которая активизирует определенный комплекс знаний, формирует конкретные умения и навыки, связанные с материалом изучаемого предмета;

• адресность: создавая ситуационные задачи, необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся и уровень их подготовки по предмету;

• типичность: в ситуациях необходимо отражать типичное, что в дальнейшем предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии. Добавим от себя, что ситуации должны быть типичными только в начале их применения по каждой теме. При последующем использовании метода ситуационных задач ситуации необходимо усложнять и предусматривать не только типичные, но и инновационные, креативные подходы к решению поставленной проблемы. В противном случае обучающийся утратит способность творчески подходить к решению проблем;

• конкретность: наличие четко сформулированного условия задачи и поставленной цели ее решения, сформулированных таким образом, чтобы обучающийся ясно представлял, что от него ожидают в результате

проделанной им работы. При этом допускается присутствие в задаче привходящих факторов, на первый взгляд, не имеющих к ней непосредственного отношения, но способствующих, тем не менее, поиску оптимального решения проблемы;

• наличие потенциала для развития обучающихся: содержание ситуационной задачи должно включать вопросы, требующие анализа ситуации, выстраивания логических выводов, выражения собственного мнения, построения и обоснования личной позиции по отношению к обозначенной проблеме;

• вариантность: задача должна иметь несколько вариантов решения, что позволяет развивать у обучающего способности искать наиболее оптимальный.

Данные критерии помогают преподавателю правильно составить текст ситуационной задачи.

На занятии по русскому языку как иностранному целесообразно использование ситуационных задач для формирования навыков говорения.

Говорение — продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, является наиболее активной формой коммуникации. Целью говорения является выражение мыслей, чувств, передача информации, то есть требуется обязательное обучение данному виду деятельности в рамках ситуации общения. Говорение следует рассматривать в системе коммуникативного метода.

Обучение говорению - одна из самых сложных задач в преподавании русского языка как иностранного. Трудность заключается в том, что языковым материалом нужно овладеть в совершенстве и пользоваться им как средством общения. Данную проблему помогает решить применение ситуационных задач.

При обучении русскому языку на подготовительном курсе материал обычно выстраивается по тематическому принципу. При изучении лексических тем целесообразно применять метод ситуационных задач.

На элементарном уровне происходит активное формирование лексикона обучающегося. При изучении тем «Знакомство», «Этикет» можно предложить студентам решить такие ситуационные задачи:

1. Вы едете в автобусе. Попросите передать деньги за билет, поблагодарите пассажира за помощь.

2. Вы на уроке русского языка (на дне рождения у друга, в театре). Выразите просьбу, используя речевые конструкции.

Пожалуйста.

Будьте добры.

Будьте любезны.

Если тебе не трудно + глагол в форме повелительного наклонения

Если вас не затруднит

Сделайте одолжение удь другом

3. В русском языке существуют разнообразные способы выражения

отказа. Откажитесь дать ручку незнакомому человеку; брату (сестре); другу.

4. Ваш друг первый раз у вас дома. Познакомьте его со всеми членами вашей семьи: родителями, дедушкой, бабушкой, братом, сестрой, племянником.

5. Позвоните по телефону другу (родителям, преподавателю) и договоритесь о встрече.

6. Вы пришли к другу. В его комнате холодно (жарко). Попросите друга решить проблему.

7. Вы пришли в гости, но хозяйку вызвали из комнаты, и она не успела вас представить. Познакомьтесь с гостями сами.

Далее, при изучении тем «Профессии», «Спорт», «Родной город», «Погода» можно предложить следующие задачи:

• Вы пришли к директору фирмы устраиваться на работу инженером (продавцом, врачом, механиком, водителем). Расскажите о себе.

• Вы окончили школу и хотите стать врачом. Убедите родителей.

• Вас приглашают на хоккей. А у вас уже есть билет на баскетбол.

• Вы собираетесь идти кататься на лыжах. Пригласите друга (подругу).

• Вы пришли к другу. Расскажите о любимом виде спорта.

• Проведите экскурсию по городу Омску (по столице вашей страны).

• Вы потерялись в городе. Объясните прохожему, как это случилось, и попросите помочь.

• Ваш друг собирается приехать к вам в гости. Сейчас зима. Расскажите какая сейчас погода и какая нужна одежда.

• Вы приехали в Омск осенью. Расскажите группе какая на вас была одежда.

• В России считают, что самое интересное время года - зима, потому что зимой может быть холод до -50 на севере и тепло до + 15 на юге. А в Омске может идти снег или снег с дождем. Какое время года для вас самое интересное? Почему?

При работе над темой «Транспорт» перед решением задач можно предложить соответствующий лексико-грамматический комментарий вкупе с иллюстрацией (см. рис. 1):

пользоваться... чем?

ехать... на чем?

остановка... чего?

делать пересадку ... с чего? ...на что?

Рис. 1. Виды транспорта После этого можно предложить решить такую задачу:

Вы собираетесь ехать в другую страну (Монголия, Лаос, Конго, Перу и др.), но не знаете, на каком транспорте поехать. Посоветуйтесь с друзьями.

Для того, чтобы разнообразить процесс обучения говорению при решении ситуативных задач на занятии по РКИ, можно применять иллюстрации. Например, можно использовать реальные фотографии друзей или членов семьи обучаемого:

Опишите друга (подругу). Собеседник должен угадать фотографию того о ком вы рассказываете.

Другой вариант - предложить обучаемому рассказать о человеке по картинке (подготовить заранее в форме слайдового или раздаточного материала). Это могут быть изображения как известных, так и неизвестных людей.

На базовом уровне происходит активное пополнение словарного запаса обучающихся за счет введения большого количества новых слов, которые необходимо включать в разговорную речь. Для формирования устойчивых навыков говорения на данном этапе в курсе русского языка на подготовительном курсе при изучении темы «Образование», «Путешествие» можно решать такие задачи:

1. Расскажите о своем первом дне в первом классе (о своем первом дне в институте, о выпускном вечере в школе, о первом экзамене).

2. Вы учитель русского языка. Проведите урок русского языка в 1-ом классе вашей школы.

3. На улице к вам подошел иностранец и попросил объяснить, как доехать до вокзала.

4. Вы находитесь в отпуске в Италии. Итальянский язык вы не знаете. Спросите у прохожего, где находится кафе.

5. Вы решили поехать в Москву на экскурсию и пришли в туристическое агентство. Расскажите что вы хотите посмотреть в столице.

6. Ваш друг живет в Москве. Попросите его рассказать о достопримечательностях города.

7. Вы познакомились по Интернету с иностранцем. Он хочет поехать в вашу страну. Расскажите, какие музеи можно посетить в вашей стране.

8. Вы работаете в известной турфирме Анголы. К вам приехал турист из России с вопросом: «Что можно посмотреть в вашей стране, куда можно сходить?». Проблема в том, что он уже долго путешествует по Африке и у него осталось очень мало денег. Что вы посоветуете в этой ситуации?

9. Ваш друг работает в рекламном агентстве. Помогите ему составить рекламу очень красивого, но малоизвестного и непопулярного среди туристов места в вашей стране. Опишите это место так, чтобы людям захотелось туда поехать.

10. Вы путешествуете автостопом по России. Ваш попутчик - очень общительный человек. Он хочет поехать отдыхать в вашу страну. Расскажите ему о плюсах и минусах такого отдыха.

11. Вы собираетесь отдохнуть за городом три дня. Какие вещи вы возьмете с собой? Возьмете ли любимую собаку?

12. Ваши русские друзья никогда не были за границей. Они выбирают страну куда бы хотели поехать летом. Убедите их что ваша страна -

идеальное место для отдыха.

13. Вы прилетели в Москву и не можете найти свой чемодан. Ваши действия?

На базовом уровне обучения в качестве готовых моделей студенту может предлагаться целый текст, по образцу которого обучающийся должен выстроить свой, например:

1. Прочитайте письмо ответьте на вопросы Марины.

Привет мой дорогой друг.

Извини что долго не писала тебе. Но у меня было много дел. Как ты знаешь я учусь в университете на математическом факультете на втором курсе. Зимой у нас была сессия. Я сдала все экзамены, и потом у нас были каникулы. На каникулы я ездила домой к маме и папе.

Расскажи мне как учишься ты трудно тебе или не очень? Какие предметы изучаешь, какие твои любимые предметы? Где ты будешь учиться после окончания подготовительного курса? И почему тебе нравится профессия военного?

Твоя подруга Марина.

2. Расскажите об образовании в вашей стране. Используйте в качестве примера текст «Образование в России».

Образование в России

Дети дошкольного возраста ходят в детский сад. Там они играют, ходят на прогулки слушают сказки которые им читает воспитательница.

В начальной школе дети учатся читать, писать, считать. В старших классах школьники изучают разные предметы: физику, химию, языки, математику, историю, географию и другие. Школьники занимаются в классах. У каждого школьника есть дневник куда учителя ставят отметки. Во время урока ученики должны отвечать на вопросы учителя выполнять упражнения писать предложения считать и читать. Часто учитель вызывает учеников к доске. После каждого урока учитель задает домашнее задание, а на следующем уроке проверяет его. Среднее образование заканчивается выпускными экзаменами, которые в России называют ЕГЭ (единственный государственный экзамен).

После выпускных экзаменов бывшие школьники могут поступать в вуз (высшее учебное заведение). В вузе студенты курсанты получают высшее образование. Все студенты и курсанты занимаются в аудиториях где они слушают лекции и пишут конспекты посещают семинары. Каждый семестр студенты курсанты сдают зачеты и экзамены. Преподаватели ставят оценки в зачетные книжки.

Большой функциональностью обладают ситуационные задачи, в которых использованы таблицы (таблицы-схемы). Они дают возможность наглядно и в обобщенном виде представить сам характер общения и его условия и добавить необходимый для усвоения темы грамматический материал, без которого сложно будет построить продуктивную коммуникативную модель. Кроме того, таблица может представлять собой «опорный конспект» для построения ответа. В ней в сжатом виде (в формате плана или тезисного плана) содержится вся

необходимая информация, которая становится основой для построения связного текста, например:

Рассмотрите схему «Омск. История и современность». Опираясь на эту схему, расскажите, что вы узнали об Омске во время обучения здесь:_

ОМСК

ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОСТЬ

ОСНОВАНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР

1716 год. Иван Бухгольц Нефтезавод

Защита России Шинный завод

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Маленькая крепость Танковый завод

Военный город Завод пластмасс

Стекольный завод

Судостроительный завод

Электроламповый завод

ГРАЖДАНСКАЯ ВОИНА КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

Омск - «белая столица» Город-миллионник

Правительство Город театров

Адмирал Колчак Драматический театр

Легенда о золоте Колчака Театр кукол

Пятый театр

Молодежные театры

«Золотая маска»

Город студентов

Университеты

Институты

Академии

Техникумы

Колледжи

Училища

Музеи

Библиотеки (самая большая - им. А.С. Пуш-

кина)

Праздники

День города, Флора, АгроОмск.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕН- СПОРТИВНЫЙ ЦЕНТР

НАЯ ВОИНА Город спорта

(1941-1945) Стадионы

Тыл (в тылу) Бассейны

Госпиталя ХК «Авангард»

Эвакуация Центр художественной гимнастики

Заводы, фабрики, промыш- Сибирский марафон

ленные предприятия Алексей Тищенко, Ирина Чащина, Евгения

Канаева, Вера Бирюкова, Виталина Бацараш-

кина

Схема 1. Омск. История и современность

Отметим, что при решении ситуационной задачи преподаватель и обучающийся преследуют разные цели: студент пытается найти решение, соответствующее данной ситуации; преподаватель пытается добиться освоения учащимися способа деятельности и осознания его сущности.

Во время решения ситуационной задачи всегда происходит «выход» обучающегося за рамки учебного процесса, в социальное пространство, и именно это позволяет ситуационной задаче стать инструментом организации социальной практики учащихся.

На занятиях по русскому языку как иностранному обычно предлагаются практические ситуации, так как именно их проигрывание позволяет инофонам чувствовать себя уверенней в повседневной жизни.

Таким образом, при обучении говорению на подготовительном курсе вуза применение ситуационных задач является целесообразным, так как способствует формированию навыков говорения, активному развитию речи. Задача, при построении которой преподаватель опирается на разнообразный материал, способствует повышению мотивации к обучению, развитию коммуникабельности и активности обучающихся, раскрытию их творческого потенциала.

Ситуационные задачи позволяют применять на практике знания, полученные в процессе изучения разных тем, при этом они могут предусматривать расширение образовательного пространства обучающегося. Решение ситуационных задач, основывающихся на привлечении учащихся к активному разрешению учебных проблем, тождественных реальным, позволяет овладеть умениями быстро ориентироваться в разнообразной информации, самостоятельно и быстро отыскивать необходимые для решения проблемы сведения и, наконец, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями.

Практическая направленность ситуационных задач способствует адаптации студентов в стране изучаемого языка.

Литература

Бондар Е.Н. Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках химии посредством решения ситуационных задач // Вестник научных конференций. 2015. № 1-3.

Бударин Е.А. Использование метода решений конкретных ситуационных профессиональных задач в подготовке курсантов военно-морских институтов // Психология и педагогика методика и проблемы практического применения. 2010. №11-2.

Веревкина Л.Е. Организация работы учащихся при решении ситуационных задач // Обучение и воспитание методики и практика. 2014. № 13.

Вишнякова И.В. Подготовка инженеров с использованием новых технологий // Высшее образование сегодня. 2011. № 5.

Глазырина Е.С. Применение метода ситуационного анализа («кейс-технологии») на занятиях иностранного языка в вузе по аспекту «язык специальности» // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. № 12.

Екимова В.А. Кейс-метод в высшей школе: проблемы применения и оценки эффективности // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 1.

Жаравина И.А. Использование ситуационных задач в адаптации учебного материала гуманитарных дисциплин при обучении студентов технического вуза в заочной форме // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-4.

Новикова Н.Г., Зорина Н.М., Кортунов В.В. Использование ситуационных задач в обучении студентов созданию делового дискурса // Образование и общество. 2014. Т. 6. № 89.

Овчинникова Т.А. Технология работы с ситуационными задачами // Инновации в совр. науке. М., 2014.

Павленко Е.А. Ситуационные задачи как форма интерактивного изучения школьного курса географии // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2.

Пассов Е. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., 1989.

Савенок А.Г. Задачный подход в обучении иностранному языку в военном вузе // Российский научный журнал. 2010. № 17.

Щекотов В.В., Варламов П.Н., Байдаров А.А. Применение ситуационных задач в современной медицине // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.