Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ (РЕЖИМА И НАДЗОРА) ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ (РЕЖИМА И НАДЗОРА) ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
316
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЙ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / РЕЖИМ / НАДЗОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антипов Андрей Юрьевич, Михайлиди Станислав Мильдиадович

В статье рассматривается вопросы обеспечения безопасности осужденных, а также лиц, содержащихся под стражей, работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждений ФСИН России путем постоянного надзора и контроля с применением технических средств. Акцентировано внимание на необходимости более полного оснащения учреждений техническими средствами, а также их применение в служебной деятельности подразделений безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антипов Андрей Юрьевич, Михайлиди Станислав Мильдиадович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF A SYSTEM OF TECHNICAL MEANS OF SUPERVISION AND CONTROL IN THE PERFORMANCE OF SECURITY UNITS (REGIME AND SUPERVISION) OF CORRECTIONAL INSTITUTIONS AND DETENTION FACILITIES

The article discusses the issues of ensuring safety of convicts and persons in custody of the penal system, officials and citizens staying in the territory of the FSIN of Russia through permanent oversight and control technology. Attention is focused on the need for more complete equipment of institutions with technical means, as well as their use in the official activities of security units.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ (РЕЖИМА И НАДЗОРА) ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ»

_ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 10(190)

DOI 10.47643/1815-1337_2020_10_164

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ (РЕЖИМА И НАДЗОРА) ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ АНТИПОВ Андрей Юрьевич,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры организации режима и надзора в УИС юридического факультета ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (Академия ФСИН России). E-mail: antipovandrey89@mail.ru;

МИХАЙЛИДИ Станислав Мильдиадович,

преподаватель кафедры организации режима и надзора в УИС юридического факультета

ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (Академия ФСИН России). E-mail: mikhaylidi_sm@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается вопросы обеспечения безопасности осужденных, а также лиц, содержащихся под стражей, работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждений ФСИН России путем постоянного надзора и контроля с применением технических средств. Акцентировано внимание на необходимости более полного оснащения учреждений техническими средствами, а также их применение в служебной деятельности подразделений безопасности.

Abstract: The article discusses the issues of ensuring safety of convicts and persons in custody of the penal system, officials and citizens staying in the territory of the FSIN of Russia through permanent oversight and control technology. Attention is focused on the need for more complete equipment of institutions with technical means, as well as their use in the official activities of security units.

Ключевые слова: осужденный, технические средства, обеспечение безопасности, режим, надзор.

Keywords: convict, technical means, security, regime, supervision.

В современных условиях глобализации и социальной интеграции общества проблемы связанные с обеспечением безопасности граждан, в последние годы, являются немаловажными и требуют незамедлительных решений [4], непосредственно направленных на стабилизацию безопасности общества.

Для выполнения задач, целью которых является обеспечение безопасности граждан, привлекаются различные силовые ведомства Российской Федерации, в их число входит и Федеральная служба исполнения наказаний одной из основополагающих задач которой является обеспечение правопорядка и законности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, обеспечение безопасности осужденных, а также лиц, содержащихся под стражей, работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений путем постоянного надзора и контроля над поведением осужденных, лиц, содержащихся под стражей, в том числе с использование технических средств.

Согласно закону [6], «администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных» (ст. 83).

Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [7] предусмотрено, что в целях осуществления надзора за подозреваемыми и обвиняемыми может использоваться аудио- и видеотехника. Кроме того, заключенные подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию; помещения, в которых они размещаются, - обыску, а их вещи и посыл-

ки - досмотру (ст.34).

Стоит отметить то, что администрация исправительного учреждения в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации обязана «...под расписку уведомлять осужденных о применении указанных средств надзора и контроля» (ст. 83) [6].

Необходимость в оснащении и применении технических средств надзора и контроля в служебной деятельности подразделений безопасности (режима и надзора) исправительных учреждений и следственных изоляторов, является одним из основных условий перехода на прогрессивные способы обеспечения безопасности. Так же об этом свидетельствуют указания ФСИН России направляемые в территориальные органы исх-03-32771 от 31.05.2020, к которым относятся:

обеспечить наличие камер видеонаблюдения в местах приема прибывших этапом осужденных, проведения их досмотров и обысков, размещения и проживания, в том числе в коридорах, жилых секциях, комнатах воспитательной работы и других помещениях карантина с выводом сигнала на пост оператора видеоконтроля;

каждого сотрудника дежурной смены в период несения службы обеспечить носимыми видеорегистраторами и организовать контроль за их обязательным использованием при выполнении ими должностных обязанностей;

все накопители информации (жесткие диски, карты памяти), используемые в носимых видеорегистраторах и других средствах видеонаблюдения учитывать в канцелярии с присвоением порядкового номера и пометки «для служебного пользования»;

обеспечить хранение архива видеозаписей, сделанных с помощью носимых видеорегистраторов и других средств

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

видеонаблюдения, в течение 30 суток, исключив случаи их несанкционированного уничтожения либо использования;

принять дополнительные меры по оборудованию ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, одиночных камер средствами видеонаблюдения, дуплексной связью «младший инспектор - камерное помещение - ДПНУ», а также автоматической пожарной сигнализацией и системами оповещения управления эвакуацией при пожаре;

при условии оборудования всех камерных помещений для содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в СИЗО средствами видеонаблюдения и дуплексной связью рассмотреть возможность осуществления дистанционного надзора путем оптимизации постов младших инспекторов у камер;

при совершении преступлений в установленном порядке осуществлять изъятие видеозаписей, сделанных со стационарных либо переносных камер видеонаблюдения, в том числе портативных видеорегистраторов, с последующим созданием архива изъятых видеозаписей на съемных электронных накопителях информации объемом 1 Тб и более;

в целях учета и контроля использования средств видеонаблюдения при размещении информации на портале дежурной службы УПОАО ФСИН России в донесении о происшествии (преступлении) указывать сведения о применении средств видеонаблюдения;

проводить служебные проверки по выявленным фактам распространения видеоматериалов, отснятых в подведомственных учреждениях. Лиц, виновных в указанных нарушениях, привлекать к дисциплинарной ответственности;

силами сотрудников управлений (отделов, групп) безопасности аппарата территориального органа ФСИН России при выездах в подведомственные учреждения осуществить выборочные проверки видеоархивов. В случае установления незарегистрированных нарушений к должностным лицам применять меры дисциплинарного воздействия;

обеспечить обязательную регистрацию выявляемых операторами ПВК нарушений осужденными порядка и условий отбывания наказаний в журнале учета нарушений, выявленных оператором поста видеоконтроля, с последующим составлением акта (рапорта) для регистрации в журнале учета рапортов и актов о нарушениях установленного порядка отбывания наказания, хранящегося у дежурного помощника начальника учреждения, и принятием соответствующих мер реагирования;

начальникам территориальных органов ФСИН России взять на личный контроль своевременное направление на ремонт неисправных ПВР, а также их возвращение после ремонта;

провести обследование всех объектов СИЗО и исправительных учреждений, по выявлению «мертвых зон», не охваченных видеонаблюдением. Принять незамедлительные меры по установке дополнительных видеокамер с цветным

изображением. До их установки обеспечить перекрытие «мертвых зон» сотрудниками дежурных смен и оперативных групп;

принять исчерпывающие меры по оборудованию административных зданий (штабов) подведомственных учреждений СКУД за счет средств федерального и регионального бюджетов, а также за счет средств от приносящей доход деятельности;

организовать ревизию, используемых в учреждениях ПВР, на предмет наличия неисправных устройств, принять меры к осуществлению их ремонта.

«Одним из наиболее результативных методов повышения эффективности надзора и контроля является внедрение в деятельность исправительных учреждений ФСИН России систем аудиовизуального наблюдения, а также других перспективных технических средств надзора и контроля» [2].

В соответствии с приоритетными направлениями развития государственной политики направленной на решение вопросов развития и совершенствования уголовно-исполнительной системы, в частности применения (ввода в эксплуатацию) современных технических средств в учреждениях ФСИН России, будет являться катализатором в процессе повышения результативности осуществления надзора и контроля со стороны подразделений безопасности, что в последствии приведет к формированию надежного механизма противодействия преступному поведению. Целями создания вышеуказанного механизма, по мнению авторов является:

формирование системы сдержек и противовесов создающей условия для своевременного предупреждения и пресечения правонарушений (преступлений) со стороны осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

повышение действенности процесса организации надзора за осужденными, лицами, содержащимися под стражей и иными лицами, находящимися на территории учреждений ФСИН России, а так же на прилегающей территории на которой установлены режимные требования;

создание мер направленных на недопущение, предупреждение и пресечение неслужебных связей сотрудников администрации учреждений с лицами из числа спецконтингента;

удаленный контроль над поведением спецконтингента и своевременное получение информации сотрудниками подразделений безопасности, что в свою очередь способствует предупреждению рецидива преступлений;

создание возможности эффективного выполнения служебных задач при минимальной численности сотрудников подразделений безопасности;

своевременное оповещение сотрудников подразделений безопасности о нарушении или об угрожающих действиях лиц, из числа спецконтингента;

дистанционное наблюдение за территорией учрежде-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 10(190)

ний ФСИН России предназначенных для содержания спецконтингента, прилегающей к ним территории, на которой устанавливаются режимные требования;

обеспечение безопасность осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории охраняемого объекта [3];

возможность постоянного дистанционного контроля над несением службы сотрудниками подразделений безопасности [5].

Технические средства надзора и контроля, такие как системы сбора и обработки информации, охранные извещате-ли, системы (подсистемы) охранного телевидения, системы (подсистемы) охранно-тревожной сигнализации, видеокамеры, системы (подсистемы) контроля и управления доступом, системы (подсистемы) оперативной связи и оповещения, как правило, устанавливаются и располагаются на внутренней терри-Библиография:

1. https://legalacts.ru/doc/prikaz-miniusta-rossii-ot-04092006-n-279-ob-utverzhdenii/(дата обращения 02.10.2020 г.).

2. Белкин В.Ю. Технические средства надзора в исправительных учреждениях ФСИН России: правовые и организационные аспекты их использования // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 5. С.31-33.

3. Гришин Д.А., Малышева Ю.В. Регламентация права подозреваемого, обвиняемого на защиту в отечественном законодательстве и международных правовых актах // Человек: Преступление и наказание. 2011. № 4 (75). С. 68-70.

4. КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/82e3980c79908d189a4841285a57a0324d69edfc/ (дата обращения 02.10.2020 г).

5. Прокудин В.В. Видеонаблюдение как важный элемент противодействия посягательствам на честь и достоинство сотрудников УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 4(155). С. 25-28.

6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 31.07.2020 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.09.2020 г.).

7. Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 № 103-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 г. № 29. с изм. и допол. в ред. от 27.12.2019 г.

тории объекта, не являются исключением специальные здания и помещения.

Необходимо отметить и не стоит забывать про тот факт, что технические средства надзора и контроля играют немаловажную роль в процессе обеспечения безопасности осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также персонала, должностных лиц, граждан находящихся на территории охраняемого объекта, способствуют обнаружению запрещенных, вещей, веществ, позволяют минимизировать силы состава дежурной смены и караула, что в свою очередь, в значительной степени, влияет на повышение эффективности несения службы лишь только при правильной эксплуатации сотрудниками подразделений безопасности (режима и надзора) исправительных учреждений и следственных изоляторов вышеуказанных технических средств, что в конечном итоге позволит дать положительный результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.