Применение «системы счисления» знаний и облачных технологий в процессе обучения слушателей Московской бизнес школы
В. В. Музыченко
Московский технологический институт «ВТУ» Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Аннотация. Рассматриваются возможности балльно-рейтинговой системы при оценке работы слушателей Московской бизнес школы по модулям «Организационное поведение» и «Управление человеческими ресурсами, а также возможности применения облачных сервисов при научном руководстве подготовкой слушателями выпускных квалификационных работ.
Ключевые слова: рейтинговая система, качество учебной работы, мотивация, дистанционное обучение, облачные сервисы.
Последнее время особо пристальное внимание приковано к повышению качества образования. В современной педагогической науке и практике качество образования рассматривается как интегральная характеристика образовательной деятельности и ее результатов [1]. Активность обучающихся — один из основных факторов, оказывающих влияние на эффективность учебно-воспитательного процесса и что немаловажным в совершенствовании процесса обучения является использование инновационных технологий, стимулирующих становление творческих качеств личности, ориентирующих обучающихся на активную познавательную и практическую деятельность [2]. Одним из дидактических направлений работы должно стать освоение педагогами методик, способствующих эффективному усвоению знаний [3]. Немаловажное значение при этом играет и контроль, оценка успеваемости, особенно при дистанционном обучении, востребованном в мире и набирающем обороты в России и СНГ [4].
Рейтинговая система оценки успеваемости широко распространена практически во всех вузах США и Европы. Основной целью такой системы оценки успеваемости студентов, как отмечено в приказе Минобразования России №2654 от 11.07.2002, является комплексная оценка качества учебной работы студентов при освоении ими учебных программ.
На протяжении уже более десяти лет такой подход, однако, несколько модернизированный, комбинированный [5] применяется автором в ряде российских вузов и, в частности, в Московской бизнес школе МТИ «ВТУ» (МБШ) при оценке
знаний слушателей по дисциплинам (модулям) «Управление человеческими ресурсами» и «Организационное поведение».
Опыт внедрения такого подхода показал неоспоримые достоинства применяемой рейтинговой системы успеваемости слушателей, а именно:
1) повышение мотивации слушателей к освоению учебных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы;
2) повышение уровня организации образовательного процесса, минимизация временных затрат тьютора и повышение качества его труда;
3) объективность и справедливость, оптимизация системы контроля, в силу того, что общая оценка знаний слушателей осуществляется не столько на основании интуитивного решения тьютора, ведущего, в частности, электронные семинары, сколько учитывает систематическую работу слушателей в течение всего учебного модуля;
4) развитие здоровой конкуренции и установление персонального уровня компетентности;
5) демонстрирование слушателям практической модели мотивационных программ в области управления персоналом реального бизнеса [6];
6) стимулирование творческого отношения к работе.
Хорошая система оценки должна удовлетворять, по крайней мере, следующим трем критериям: (1) она должна быть максимально объективной; (2) она должна точно отражать различия в учебных успехах и неудачах слушателей; (3) она должна быть понятной слушателям, с тем, чтобы они могли вносить коррективы в приложение собственных усилий.
Перечислим и кратко прокомментируем некоторые виды учебной деятельности, учитываемые нами в рассматриваемом комбинированном подходе, причем в «переложении» к дистанционному (дистантному) обучению:
1) «Аудиторная» работа. «Посещение» семинарских занятий (электронных семинаров);
2) «Внеаудиторная» работа. Написание домашних исследовательских работ — как итоговой работы по модулю, так и дополнительных работ, связанных с творческим взглядом, например, на книги признанных авторов в конкретной области или разработкой кейсов;
3) Выполнение контрольных проверочных тестов;
4) Активность студента. Включает в себя активность на электронных семинарах при разборе теоретических положений, задач, упражнений; постановку интересных и глубоких вопросов, результаты блиц-опросов, дополнительных дискуссионных вопросов и пр.;
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
5) «Сверхнормативная работа». Например, открытие интересной дискуссионной темы на форуме в СДО и ее модерирование, всевозможные рационализаторские предложения, проявление творческой инициативы и пр.
При этом любая деятельность каждого слушателя, будь то активность на электронных семинарах, то есть публикация серьезных сообщений на форуме группы в СДО, выполнение рецензий на работы коллег, итоговой работы по модулю и пр. оценивается в баллах («тьютах»). Общий смысл такого рейтингового подхода опубликован в статье [5].
Краткое описание балльной системы оценки знаний. В соответствии с вышеописанными видами учебной деятельности общая сумма баллов О, набранная каждым слушателем в течение всего времени обучения по модулю, складывается из следующих величин О:.
- оценка О1 — равна проценту посещения слушателем форума группы в СДО в течение всего модуля. Работает лозунг: «Ваше отсутствие на модуле влияет на Вашу оценку»;
- оценка О3, О32, О| и О4 — баллы («тьюты»), набранные студентом за три промежуточных и один финальный тесты соответственно. Все тесты — 100-бальные;
- оценка О4 — средний балл, набранный студентом по результатам текущих оценок на «аудиторных» занятиях (электронных семинарах) и отражающий степень активности студента на занятиях;
- оценка О5, О52, О| — сумма баллов отражающая активность и качество работы на каждом из трех электронных семинаров (стоимость каждого «поста» определяется тьютором). Кроме этого, по итогам работы группы предусмотрено общегрупповое вознаграждение (бонус). Распределение этого бонуса производится слушателями самостоятельно в соответствии с КТУ (коэффициентом трудового участия);
- оценка О6 — персональная надбавка (бонус), получаемая слушателем сверх «заработанных» баллов («тьютов»). Она предназначена для поощрения слушателей, выполнивших внеаудиторную работу точно в срок, за выполнение дополнительных (внеплановых) работ по согласованию с тьютором, за особо высокую компетенцию, ко дню рождения, беременным, за остроумное решение проблем и пр. Величина персональной надбавки устанавливается тьютором и доводится до сведения всех слушателей.
Обработка полученных результатов. Рейтинговая система реализуется посредством применения авторской автоматизированной компьютерной программы
сбора и обработки информации, а результаты регулярно публикуются на учебном портале www.mhr.ru в специальных разделах, отведенных для учебных групп. Для каждого слушателя определяется место (ранг), которое он занимает в группе или на курсе в данный конкретный момент времени (online).
Итоговый суммарный балл G «зарабатывается», а не «получается» слушателем в течение всего периода обучения по конкретной дисциплине. Будем считать, что распределение итоговых баллов Gn обучающихся подчинено нормальному закону.
Тогда можно рассчитать средний балл G слушателей конкретной группы (выборочное среднее) и стандартное отклонение S по генеральной совокупности (выборочную дисперсию). При этом полученные значения G и (G+S) дают четыре оценочных интервала (рис. 1), которые позволяют объективизировать оценку тьютора по окончании электронных семинаров:
- если (G + S) < Gn < +<х>, то слушатель может не выполнять итоговое задание, он зарабатывает «пятерку-автомат» («АВТ100%») при наличии на этот момент сданных тестов (всех), иначе «АвтУсл» — освобождение от написания итоговой работы с оценкой 100% при условии сдачи всех тестов не позднее 7-ми дней (одной недели) до окончания модуля, иначе +15%-ю надбавку к результату итоговой курсовой работы;
- если G < Gn < (G + S), то слушатель зарабатывает + 10%-ю надбавку к результату итоговой работы;
- если (G - S) < Gn < G И (G - S) < Gn < G, то слушатель зарабатывает +5%-ю надбавку к результату итоговой работы;
- если -<х> < Gn < (G - S), то слушатель не зарабатывает никакой надбавки к результату итоговой работы (+0%) и пишет работу на общих основаниях.
Рисунок 1. Оценочные интервалы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Такой комбинированный метод позволяет не только решить задачу оценки успеваемости студентов, но и сравнивать успехи разных групп одной или разных специальностей, или даже разных вузов (при одинаковых требованиях).
На рис. 2 приведен типовой итоговый результат — «постограмма», характеризующая «активность» группы при внедрении такой методики в МБШ.
Рисунок 2. «Постограмма» активности
Использование автором облачных сервисов [7] при работе со слушателями над выпускной квалификационной работой (ВКР) в МБШ показало высокую эффективность такого подхода (используются облачные сервисы компаний Microsoft, Google, Teamlab (cloud business solution).
Литература
[1] Белов И. П. Проблема повышения качества современного образования // Образование — путь к успеху. Международный форум «YEES 2012»: Сборник научных трудов. — М. : МТИ «ВТУ», 2012. С. 47-49.
[2] Машковцев А. В., Педяшев В. Н. Возможности применения инновационных технологий // Образование — путь к успеху. Международный форум «YEES 2012»: Сборник научных трудов. — М. : МТИ «ВТУ», 2012. С. 130-133.
[3] Яблоновская Т. В. Основные направления реформирования и совершенствования образования // Образование — путь к успеху. Международный форум «YEES 2012»: Сборник научных трудов. — М. : МТИ «ВТУ», 2012. С. 250-253.
[4] Ядова Е. Н. Маркетинг обучения в дистанционном формате // Образование — путь к успеху. Международный форум «УЕЕ8 2012»: Сборник научных трудов. — М. : МТИ «ВТУ», 2012. С. 256-258.
[5] Музыченко В. В. К вопросу о «системе счисления» знаний студентов // Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития»: Тез. докл. VIII Межд. научно-практ. конф. — М. : ИТИГ, филиал МГУ сервиса, 2006. С. 56-65.
[6] Музыченко В. В. Мастер-класс по управлению персоналом. — М. : ГроссМедиа; РОСБУХ, 2009.
[7] Плужник Е. В., Никульчев Е. В. Функционирование образовательных систем в облачной инфраструктуре // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2013. № 3. С. 96-105.
Автор:
Музыченко В. В., доктор физико-математических наук, профессор, тьютор Московской бизнес-школы Московского технологического института «ВТУ»