Научная статья на тему 'Применение системы кайдзен и ее влияние на качество пищевой продукции'

Применение системы кайдзен и ее влияние на качество пищевой продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / МЕНЕДЖМЕНТ / СИСТЕМА / КАЙДЗЕН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хренова Дарья Андреевна

В статье анализируется влияние системы Кайдзен на качество пищевой продукции. Применение данной системы на пищевом предприятии. Анализ эффективности системы Кайдзен на пищевом предприятии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение системы кайдзен и ее влияние на качество пищевой продукции»

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ КАЙДЗЕН И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ Хренова Д.А.

Хренова Дарья Андреевна - магистрант, направление: производственный менеджмент, кафедра менеджмента, Калининградский государственный технический университет, г. Калининград

Аннотация: в статье анализируется влияние системы Кайдзен на качество пищевой продукции. Применение данной системы на пищевом предприятии. Анализ эффективности системы Кайдзен на пищевом предприятии Ключевые слова: анализ, менеджмент, система, Кайдзен.

Кайдзен — японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни.

Рассмотрим применение системы на пищевом предприятии.

Система постоянного улучшения и совершенствования трудовой деятельности предприятия должна учитывать все неоправданные затраты, влекущие за собой снижение качества выпускаемой продукции и увеличение ее стоимости за счёт неоправданных дополнительных вложений. Необходимо учитывать, что каждая рабочая единица должна иметь такую же ценность, как и персонал, осуществляющий его руководство. Любой процесс, осуществляемый персоналом, занятым в непосредственном производстве (например, фасовщица, упаковщица, оператор, транспортировщик и т.д.), должен быть поставлен на постоянное совершенствование и осознание, что ответственность за качество производимого продукта лежит непосредственно на нем. Непрерывное совершенствование работы персонала должно быть обусловлено разработкой и внедрением систем, позволяющих дать прямую ответственность за содействие в улучшении качества производимой продукции и возможность реализовывать предложения, непосредственно персонала, участвующего в производственном процессе. При этом, открытость персонала в признании собственных ошибок и их своевременного устранения должно иметь поддержку со стороны высшего руководства предприятия. Данный аспект позволит любому сотруднику предприятия повышать лояльность к предприятию и гордость за свою работу. Это может являться неотъемлемой частью повышения уровня самого предприятия и отображения прозрачности всех процессов, а также повысить уровень качества продукции без риска для ее безопасности.

Так же неотъемлемой частью совершенствования процессов является командная работа, имеющая общие цели и возможность реализации совместных проектов с высокой долей эффективности, как для персонала, так и для самого предприятия.

Формирование командной работы, должно основываться на принципах, позволяющих всем сотрудникам подразделений, в той или иной степени влияющих на качество производимой продукции (отдел закупок, логистики, транспорта, экономики, отдел контроля качества, отдел энергетики и т.д.). Результаты деятельности командной работы могут достаточно быстро и эффективно улучшать репутацию предприятия, которое прямым образом отображается на благосостоянии всех сотрудников.

Для любого предприятия конечно важны финансовые результаты, но и вовлеченность работников его деятельности и хорошее взаимоотношение неизбежно приведет организацию к высоким результатам.

Дисциплина на предприятии, личная ответственность каждого сотрудника дает сплоченность к коллективу. Обмен информацией между сотрудниками предприятия, так же является неотъемлемой частью совершенствования предприятия.

Обмен информацией работников предприятия по вопросам, влияющим на безопасность пищевой продукции, должен быть законодательно подтвержден (приказ, внутренняя процедура предприятия) и осуществляться по установленной схеме.

Эффективность системы менеджмента безопасности на любом предприятии, обеспечивается своевременным информированием о любых изменениях, включающих (но не ограничивающихся) следующее:

• продукция/новая продукция;

• сырье, ингредиенты и услуги;

• производственные системы и оборудование;

• производственные помещения, размещение оборудования, условия окружающей среды;

• программы очистки и санитарной обработки;

• упаковка и хранение;

• уровень профессиональной квалификации и/или распределение обязанностей и полномочий;

• нормативные и законодательные требования;

• сведения о пищевых опасностях и мерах контроля;

• требования, соблюдаемые предприятием в отношении безопасности пищевых продуктов;

• претензии, указывающие на опасности, связанные с продукцией;

• условия, которые могут оказать влияние безопасности пищевых продуктов.

Компетентность персонала является так же неотъемлемой частью системы

менеджмента качества и путей совершенствования предприятия. Сотрудники предприятия, выполняющие работу, которая может повлиять на пищевую безопасность, должны иметь соответствующее образование и необходимый опыт, навыки работы. Уровень квалификации персонала должен быть подтвержден соответствующими документами (дипломами, аттестатами, удостоверениями, сертификатами и т.д.). Квалификационные требования, обязанности и ответственность персонала определяются в должностных инструкциях. Все работники предприятия под роспись должны быть знакомлены со своими должностными инструкциями. Определение требуемой компетентности осуществляется также с помощью специальных форм заявок (на поиск работника) на вакантную должность. В установленных формах должны отражаться все необходимые требования к работнику:

• образование;

• опыт работы;

• владение иностранными языками (по необходимости);

• владение компьютером;

• другие требования.

Требуемая компетентность персонала обеспечивается подбором и подготовкой кадров. Персонал, выполняющий работу, влияющую на безопасность пищевой продукции, признается компетентным при наличии у него:

• соответствующего образования (подтвержденного документально дипломом, аттестатом и т.п.);

• подготовки (свидетельства успешного прохождения дополнительной подготовки);

• навыков (подтвержденных удостоверениями, свидетельствами или результатами прямой проверки методом пробных работ);

• опыта (отраженного записями в трудовой книжке).

При подборе персонала используются следующие маркетинговые механизмы:

• позиционирование компании в глазах кандидата (распространяются объявления в СМИ, используется взаимодействие с вузами);

• собеседование.

Процесс подбора и подготовки персонала предусматривает:

• определение потребности в квалифицированном персонале;

• отбор кандидатов;

• проведение вводных инструктажей по производственной деятельности, правилам внутреннего распорядка и техники безопасности;

• проведение обучения деятельности системы менеджмента качества и последующей аттестации (тестирование);

• мотивацию и поощрение по результатам работы.

От полноты и качества осведомленности персонала в значительной степени зависит принятие и поддержка им проводимого руководством предприятия системного подхода к управлению безопасностью пищевой продукции.

На предприятии осведомленность персонала о важности действий в обеспечении безопасности пищевой продукции достигается следующими способами:

оформление и наполнение информацией тематических стендов в местах большой проходимости (вход в производственные помещения);

• использование СМИ предприятия (например, газета);

• информирование всех заинтересованных и ответственных представителей о результатах функционирования системы менеджмента качества в подразделениях;

• изучение и ознакомление стандартов системы менеджмента качества.

Для совершенствования системы по выпуску безопасной продукции, так же используют такой элемент как анализ данных. Предприятие должно демонстрировать результаты, доводя их до каждого сотрудника с целью установления эффективных мер по устранению в планах на последующий период и вовлечение персонала в принятые меры. Любые принятые меры, должна быть запланированы, внедрены и проверена их эффективность. Если эффективность не достигает установленных заявлений, то необходимо использовать дополнительные рычаги воздействия, именно при помощи системы менеджмента качества. Учитывая, что любая мера должна пройти цикл по принципу «колеса Дёминга».

Рис. 1. Цикл РБСЛ - планирование - выполнение - проверка - реакция (круг Дёминга)

Основным из требований исполнения принципа Дёминга должно быть документирование каждого процесса цикла. Результаты этой работы так же должны быть доведены до каждого сотрудника, с целью усовершенствования и движения вперед.

Не существует готовых стандартных систем. Меняется внешняя среда, меняется персонал. Новый персонал способен принести что-то новое. Для нового персонала должны быть возможности, которые учитываются и поощряются вышестоящим руководством. При этом система должна формироваться так, чтобы новые элементы легко встраивались в существующую систему. При этом новые элементы не требовали бы изменения логики всей системы. Очень важно учитывать участие в системе представителей всех структурных подразделений, работа которых в той или иной системе влияет на качество и безопасность выпускаемой продукции.

Список литературы

1. Масааки Имаи. Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества = Gemba Kaizen: A Commonsense, Low-Cost Approach to Management. M.: «Альпина Паблишер», 2010. С. 344. ISBN 978-5-9614-1347-2.

2. Качалов В.А. ИСО 14001:2004. Системы менеджмента окружающей среды. Конспект системного менеджера. М.: ИздАТ, 2005.

3. Аронов И., Штерн Л. Стандарты ИСО 9000 в жизни. М.: Университет, 2006.

ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Нефедьева П.В.

Нефедьева Полина Владимировна - магистрант, кафедра бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита, Саратовский социально-экономический институт Российский экономический университет им Г.В. Плеханова, г. Саратов

Аннотация: статья посвящена проблеме автоматизирования бухгалтерского учета. Развитие информационных технологий происходит очень быстро и на сегодняшний день существует возможность работы бухгалтера не просто в сети Интернет, а хранить и обрабатывать информацию на серверах провайдера, предлагающего услуги «облачных» технологий. Данной технологией можно пользоваться при нахождении в разных уголках мира, а также приобретение данной технологии выгоднее, снижаются затраты на информационные технологии, затраты за пользование легко контролировать и, по необходимости, регулировать. В статье рассмотрены плюсы и минусы облачных технологий для ведения бухгалтерского учета.

Ключевые слова: облачные технологии, услуги облачного сервиса, бухгалтерский учет, облачное хранилище данных.

Быстрое развитие автоматизированных информационных технологий обеспечили изменения и в технологии бухгалтерского учета.

Информационные технологии влияют на технологии учета, и наоборот. Например, предметную технологию изменили информационные технологии бухгалтерского учета, при этом исключив составление сводных документов и регистров, которые формируются автоматически и необязательны перед формированием главной книги и отчетов.

Развитие информационных технологий происходит очень быстро. На сегодняшний день, бухгалтеру предложено пользоваться облачными технологиями, другими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.