Секция ««Математические методы моделирования, управления и анализа данных»
УДК 004.45
ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ БОРТОВОГО ПРОГРАММНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Ю. С. Ломаев
АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» Российская Федерация, 662972, г. Железногорск Красноярского края, ул. Ленина, 52
E-mail: [email protected]
Представленная работа содержит информацию в части разработки бортового программного обеспечения космических аппаратов. В рамках декомпозиции разработки бортового программного обеспечения рассматривается системное тестирование бортового программного обеспечения. Описываются основные идеи проведения двухуровневого системного тестирования бортового программного обеспечения.
Ключевые слова: бортовое программное обеспечение, системное тестирование, декомпозиция, космический аппарат, циклограмма.
SYSTEM TESTING APPLICATION FOR ONBOARD SOFTWARE
Yu. S. Lomaev
JSC "Academician M. F. Reshetnev "Information satellite systems" 52, Lenin Str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russian Federation E-mail: [email protected]
This work contains information regarding the development of onboard software spacecraft. The article describes system testing of onboard software as a decomposition part of the onboard software development. The main idea is about carrying out two-tier system testing of onboard software.
Keywords: onboard software, system testing, decomposition, spacecraft, cyclogram.
При разработке бортового программного обеспечения космических аппаратов (БПО КА) приоритетной задачей является достижение требуемого уровня надежности БПО. Разрабатываемое бортовое программное обеспечение (БПО) рассматривается как составная часть процесса создания систем космического аппарата и космического аппарата (КА) в целом [1]. БПО в составе КА взаимодействует с различной бортовой аппаратурой. Общая схема разработки БПО иллюстрируется на рис. 1.
ИД ЛФ КА
СП
v
ЕСПД
V
Разработка БПО
Готовое БПО
Л
Участники разработки
Рис. 1. Схема разработки БПО
На рис. 2 используются сокращения: СП - стандарты предприятия, ИД ЛФ - исходные данные логики функционирования, ЕСПД - единая система программной документации.
Выделяются следующие этапы разработки БПО: теоретический, первичный, детальный, критический, квалификационный обзоры и обзор готовности. В рамках детального обзора рассмотрим системное тестирование (СТ) БПО. Проведение системного тестирования БПО - один из способов достижения требуемого уровня качества БПО. Для обеспечения заданного уровня качества БПО в работе
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 1
рассматривается системное тестирование БПО с программно-аппаратными моделями бортовой аппаратуры до проведения системного тестирования аппаратуры (аппаратное тестирование). Суть системного тестирования заключается в использовании модели аппаратуры бортового комплекса управления (БКУ) КА, программных моделей бортовой аппаратуры КА, выполненных разработчиками данной аппаратуры. После выполнения системного тестирования БПО (программно-аппаратный уровень), становится возможным выполнять автономное и системное тестирование моделей бортовой аппаратуры, входящих в состав наземного отладочного комплекса (НОК) БПО, при помощи отлаженного и проверенного БПО. Схема системного тестирования БПО изображена на рис. 2.
ИД ЛФ, ИД на БПО
Архитектурный проект^ ПО системы Код БПО -> Программное тестирование системы Программный уровень
А ппаратный уровень Заключение по СТ ПО системы < ( Отчет по СТ ПО системы Системное тестирование аппаратов Отчет по СТ для всех ПО -^
-> -> Код БПО, ЦГ Код БПО, ЦГ -> ->
^ ПО требует V доработки У Положительное заключение Заключение по СТ для всех ПО
Рис. 2. Схема системного тестирования БПО
Модели бортовой аппаратуры КА рассматриваются как составные части процедур тестирования ПО соответствующих подсистем. Моделирование поведения подсистем КА призвано отслеживать логику функционирования КА, а также работу модулей и реализуемых связей, функций, переменных. Проектирование и системное тестирование проводится непосредственно проектантами исходных данных логики функционирования (ИД ЛФ) как отдельных подсистем КА, так и КА в целом. Тестирование может проводиться с использованием формализованного инструмента описания процедур - циклограмм [2]. Циклограммы (ЦГ) дают возможность наглядного описания процедур тестирования, позволяют автоматизировать повторное тестирование. НОК БПО позволяет функционально тестировать БПО, проведение отладки на НОК необходимо для измерения времени исполнения БПО. Только в случае успешной отладки на НОК возможен переход к проведению отладки на аппаратуре.
Проведение двухуровневого тестирования позволяет избегать ошибок при взаимодействии с рабочей аппаратурой. Описанный подход не только регламентирует функциональные возможности БПО, но и предоставляет возможность тщательной отладки компонентов БПО. Все указанные меры призваны повысить качество разрабатываемого БПО.
Библиографические ссылки
1. Антамошкин А. Н., Колташев А. А. Технологические аспекты создания бортового программного обеспечения спутников связи // Вестник СибГАУ. 2005. № 3. С. 93-95.
2. Колташев А. А. Эффективная технология управления циклом жизни бортового программного обеспечения спутников связи и навигации // Авиакосмическое приборостроение. 2006. № 12. С. 20-25.
© Ломаев Ю. С., 2016