Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В МОДЕЛИРОВАНИИ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА'

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В МОДЕЛИРОВАНИИ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / МОДЕЛЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ / УЧЕТНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / SYSTEM / MODEL / INFORMATION SPACE / SYSTEM APPROACH / SUBJECT AREA / ACCOUNTING INFORMATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кузенбаев А.А., Байманкулов А.Т.

Рассмотрено единое информационное пространство, модель, предметная область, а также ряд принципов системного подхода, необходимых при проектировании модели системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Кузенбаев А.А., Байманкулов А.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLYING A SYSTEMATIC APPROACH TO MODELING UNIFIED INFORMATION SPACE

The unified information space, model, subject area, as well as a number of principles of the system approach necessary for the design of the system model are considered.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В МОДЕЛИРОВАНИИ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА»

УДК 004.822

Кузенбаев А.А. студент магистратуры 2-курса специальность 6М070300- Информационные системы

Байманкулов А. Т., д. ф. -м. н.

профессор КГУ имени А.Байтурсынова Казахстан, г. Костанай ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В МОДЕЛИРОВАНИИ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА Аннотация: Рассмотрено единое информационное пространство, модель, предметная область, а также ряд принципов системного подхода, необходимых при проектировании модели системы.

Ключевые слова: система, модель, информационное пространство, системный подход, предметная область, учетные информационные системы.

Kuzenbayevа А.А., master's student 2-year specialty 6M070300-Information systems, Kostanay state University named after A. Baitursynov, Kostanay, Kazakhstan Baymankulov А. Т., doctor of physics and mathematics Professor, Kostanay state University named after A. Baitursynov, Kostanay, Kazakhstan APPLYING A SYSTEMATIC APPROACH TO MODELING UNIFIED INFORMATION SPACE Annotation: The unified information space, model, subject area, as well as a number ofprinciples of the system approach necessary for the design of the system model are considered.

Keywords: system, model, information space, system approach, subject area, accounting information systems.

Единое информационное пространство - это сложная, многоуровневая, открытая, непрерывно развивающаяся структура, охватывающая учетные информационные системы, электронные реестры, автоматизированные рабочие места и программные комплексы.

Классический же подход разбирает систему путем перехода от частного к общему и образовывает систему путем слияния ее компонент, разрабатывае -мых отдельно. Разработка модели обозначает сбор некоторых компонент в единую модель, причем избранная из компонент решает свои собственные задачи и отделена от других частей модели. Поэтому классический подход может быть применён для реализации сравнительно простых моделей, в которых возможно разделение и взаимно-независимое рассмотрение отдельных сторон функционирования реального объекта. Для модели единого информационного пространства такая разобщенность решаемых задач

недопустима, так как противоречит самой идее системной интеграции информационных ресурсов.

В настоящее время при анализе и синтезе подобных сложных систем получил развитие системный подход, который предполагает последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит определенная цель.

Наиболее общее определение системного подхода отображено в следующей формулировке: «Системный подход - это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем».

При проектировании сложной системы выделяют две стадии: макропроектирование - внешнее проектирование, вырабатывается стратегия взаимодействия системы с внешней средой; микропроектирование -внутреннее проектирование, разрабатываются модели с целью создания эффективных подсистем.

Важным для системного подхода является определение структуры системы - совокупности связей между элементами системы, отражающих их взаимодействие. Структура системы может изучаться извне с точки зрения состава отдельных подсистем и отношений между ними, а также изнутри, когда анализируются отдельные свойства, позволяющие системе достигать заданной цели, т.е. когда изучаются функции системы.

Отмечается ряд принципов системного подхода, которыми следует руководствоваться при построении модели системы: пропорционально -последовательное продвижение по этапам и направлениям создания модели; согласование информационных, ресурсных, надежностных и других характеристик; правильное соотношение отдельных уровней иерархии в системе моделирования; целостность отдельных обособленных стадий построения модели.

Модель должна отвечать заданной цели ее создания, поэтому отдельные части должны компоноваться взаимно, исходя из единой системной задачи.

Первичным источником связанных данных при проектировании систем любых разновидностей является соответствующая предметная область, которая будет рассматриваться как совокупность знаний и данных об объектах и процессах, подлежащих проектированию.

Знания о предметной области могут быть получены из разнообразных источников: фундаментальные законы и устойчивые закономерности, теоретические знания прикладных наук; эвристические знания в виде принятых правил, соглашений и обозначений; экспертные знания и оценки; существующие базы данных, компьютеризированные системы, технологии, проекты.

Важным методологическим признаком проектируемой системы и ее интеграционных возможностей является естественная или искусственная природа выделения объектов и процессов моделирования. Поэтому сутью анализа предметной области является выбор или конструирование

классификационной схемы выделения объектов и процессов.

Схема методологий классификации предметных областей строится в виде подобия иерархии принятия решений об отнесении множества объектов и процессов к одному классу. В соответствии с классификационными методологиями концептуальная формализация предметной области заключается в выделении следующих типов классов объектов: характеризующихся естественной схожестью качественно или количественно измеряемых свойств. Выделение такого рода классов осуществляется с применением методов классической категоризации и основывается на использовании фундаментальных классификационных схем; выделяемых по принципу семейственной схожести свойств объектов с применением методологии концептуальной кластеризации. Введение понятий кластеров связано с использованием эвристического подхода и формулировании принадлежности объектов кластерам на основании высказываний или логики предикатов; выделяемых по принципу схожести свойств взаимодействия с применением теории прототипов, т.е. фактически классы процессов.

Недостатком категоризации является сложность выделения характерных свойств объектов и процессов определенной категории и невозможность заранее перечислить все необходимые свойства. Определение классифицирующих свойств в каждой подсистеме оказывается выполненным субъективно, с прикладным характером. Интеграционная область пересечения классифицирующих свойств исследуемого объекта при этом может содержать всего несколько свойств, тогда нет возможности однозначно классифицировать в разных подсистемах объекты и процессы одной и той же природы.

Концептуальное моделирование предметной области включает выполнение следующих операций: определение природы источника знаний о предметной области, существующего компьютерного решения; выбор или конструирование классификационной схемы на основе классификационной методологии; выделение абстракций объектов и процессов (взаимодействия объектов) через определение их свойств; построение структуры (иерархии) базовых классов предметной области и формализация представления такой структуры.

В результате моделирования предметной области определяются следующие компоненты: совокупность типизированных абстрактных представлений сущностей предметной области; совокупность типизированных абстрактных представлений взаимодействия сущностей предметной области.

Выделение классификационных правил формирования объектов и их взаимодействия образуют концептуальную семантику предметной области. Выработка общих принципов определения семантической составляющей ИС позволяет установить логические и функциональные связи между элементами.

В современном представлении объектно-ориентированный подход

(ООП) составляет основу методологий построения сложных систем. ООП связан с представлением предметной области в виде классов и объектов, которые в зависимости от предназначения могут иметь различную природу. Отображение предметной области в виде совокупностей классов и объектов означает реализацию объектной модели представления систем.

Таким образом, объектно-ориентированный подход позволяет моделировать конкретную систему, определяя множество объектов и их атрибутов и методов, которые манипулируют данными объектов или высылают запросы к другим объектам. Возможность применения объектно -ориентированного подхода определяется способностью представить предмет моделирования (предметную область) в виде объектной модели. Для систем учета такой метод является наиболее естественным по определению: «Любая информационная система связана с понятием учета, оценки состояния и использования учитываемых объектов, т.е. предполагается выделение однородных объектов учета с использованием количественных и качественных характеристик».

Использованные источники:

1. В.В., Шахгельдян К.И. Проблемы создания интегрированной информационной среды вуза //Телекоммуникации и образование. 2005. — №6.

2. Ершеева Р. М. Обзор методов интеграции информационных ресурсов высших учебных заведений // Молодой ученый. — 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.