ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ
Е.А. Печенин, к.т.н., Р.В. Куцов, к.ф-м.н.
Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказания
В настоящее время во всем мире наблюдается бурный рост на рынке геоинформационных систем (ГИС) позиционирования и электронного мониторинга подвижных наземных объектов. Первые системы такого рода были чрезвычайно дорогими, однако в настоящее время, когда цены на оборудование, программное обеспечение и тарифы поставщиков услуг сотовой и спутниковой связи снизились в несколько раз, ГИС электронного мониторинга стали доступны широкому кругу потребителей.
В последнее время ГИС стало активно внедрять в свою деятельность Министерство обороны, МВД, ФСИН России, МЧС и др. Анализ зарубежного опыта использования подобных систем позволяет говорить о высокой эффективности их применения. Армии всего мира переходят к широкому применению ГИС не только в штабах, но и на театрах военных действий. Автономное ГИС-оборудование становится частью боекомплекта не только каждой единицы боевой техники, но и отдельного солдата. Полиция всего мира получает колоссальную выгоду от использования ГИС при оперативном управлении мобильными группами и планировании операций. Применение ГИС повышает оперативность и облегчает планирование спасательных работ, особенно в труднодоступных районах.
Сегодня различные системы электронного мониторинга активно внедряются и в деятельность ФСИН России.
Одной из основных задач ФСИН России является охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам. Непосредственно выполнение этой задачи осуществляют специальные подразделения по конвоированию, анализ результатов служебной деятельности которых показывает, что в условиях непрерывного роста количества назначаемых караулов и перевозимых осужденных успешное выполнение функции конвоирования невозможно без внедрения в практику службы современных технических средств и совершенствования на этой основе всего механизма служебной деятельности.
В целях совершенствования системы контроля службы караулов на маршрутах конвоирования в ряде регионов апробирована глобальная система слежения за передвижением спецавтомобилей. Данная система позволяет контролировать передвижение спецавтомобиля по установленному маршруту, а также оперативно реагировать на изменение обстановки на маршрутах конвоирования. Глобальная система слежения за подвижными объектами включает: навигационный контроллер GPS; GSM- и GPS-антенны, которые устанавливаются на крыше; компьютер с программным обеспечением, находящийся в помещении оперативного дежурного подразделения по конвоированию. Система мониторинга позволяет оперативному дежурному контролировать перемещение объектов в соответствии с
заданиями, передавать на объекты сообщения, восстанавливать маршруты перемещения объектов по архивам принятых отчетов о позициях, документировать выборки из архивов.
Заслуживает внимания разработанная УФСИН России по Вологодской области система контроля передвижения специальных вагонов по железным дорогам Российской Федерации. Данная система мониторинга вычисляет и отображает на электронной карте расчетное место нахождения отслеживаемого караула в каждый момент времени. При этом оперативный дежурный получает возможность контролировать перемещения караулов на всем протяжении пути их следования и по мере необходимости выходить на связь с начальником караула при условии нахождения караула в зоне покрытия (связь реализована с использованием сотовых телефонов стандарта 08М-900/1800).
Качественно новым этапом использования систем электронного мониторинга в деятельности ФСИН России стало их применение для контроля лиц, которым назначено наказание в виде ограничения свободы. Подобное применение системы электронного мониторинга накладывает дополнительные ограничения на массогабаритные параметры оборудования и устанавливает повышенные требования к электропотреблению, защите оборудования и передаваемых данных, а также к точности позиционирования.
Состав системы электронного мониторинга подконтрольных лиц определяется постановлением правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 198. В соответствии с постановлением на ногу осужденного надевают электронный браслет с целью его дистанционной идентификации и отслеживания его местонахождения. Электронный браслет используется в комплекте со стационарным (СКУ) или мобильным (МКУ) контрольным устройством, имеет встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпуса. СКУ обеспечивает непрерывный круглосуточный прием и идентификацию сигналов электронного браслета для контроля режима присутствия в помещении или на установленной территории в соответствии с расписанием, а также оповещение о попытках снятия и повреждениях электронного браслета и иных нарушениях. При нахождении осужденного вне мест, оборудованных СКУ, в состав системы включается МКУ, предназначенное для ношения подконтрольным лицом, обеспечивающее непрерывный прием и идентификацию сигналов электронного браслета и определение местоположения подконтрольного лица по сигналам системы спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/СРБ.
Кроме того, постановлением правительства предусмотрено использование персонального трекера, представляющего собой электронное устройство, выполненное в виде браслета, предназначенное для ношения на теле (не более 3 месяцев) осужденным к наказанию в виде ограничения свободы с целью его дистанционной идентификации и отслеживания его местоположения по сигналам спутниковой навигационной системы ГЛО-НАСС/СРБ, имеющее встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпуса. Функционально трекер объединяет в себе электронный браслет и МКУ.
Для передачи данных от электронного браслета к контрольным уст-
ройствам предполагается использовать радиоканал на выделенной частоте. При этом сигнал электронного браслета специальным образом кодируется для его защиты от подделки и модификации. Для передачи данных между МКУ и сервером мониторинга могут использоваться каналы мобильной сотовой GSM-связи с использованием GPRS-протокола, при этом все GSM-устройства должны быть объединенные в закрытую GPRS-сеть с закрытым APN и статическими IP-адресами. Соединение сервера мониторинга с GSM-сетью осуществляется либо через GSMySG-модем, либо прямым соединением с базовой станцией оператора мобильной сотовой связи. Для передачи данных между региональным центром данных и центрами мониторинга будут максимально использоваться закрытые ведомственные каналы связи ФСИН России.
Следует отметить, что помимо применения систем электронного мониторинга для исполнения наказаний в виде ограничения свободы возможно их применение для обеспечения режима отбывания наказаний в колониях-поселениях. Как показали исследования по использованию систем электронного мониторинга и слежения в учреждениях УИС на базе УФ-СИН России по Воронежской области, проводимые в рамках проекта Евросоюз - Россия, применение систем электронного мониторинга в колониях-поселениях дает положительный эффект в организационном, экономическом, социально-психологическом и профилактическом аспектах.
С целью определения основных тактико-технических требований к системе электронного мониторинга подконтрольных лиц и выявления возможностей оснащения уголовно-исполнительных инспекций разработанными к настоящему времени устройствами слежения на базе Воронежского института ФСИН России были проведены испытания систем электронного мониторинга, представленных отечественными компаниями: «Интеллектуальные системы и технологии» (г. Пермь), «Корпорация "ИТ"» (г. Москва), «Глобальные поисковые системы» (г. Москва), ООО «Хитон» (г. Пермь). Результаты испытаний показывают, что в настоящее время у отечественных компаний существует оборудование, позволяющее осуществлять наказание в виде ограничения свободы, созданное как на основе отечественных разработок, так и путем модификации и адаптации систем электронного мониторинга, функционирующих за рубежом.
Подобные системы электронного мониторинга могут найти применение в деятельности ФСИН России также для обеспечения безопасности сотрудников УИС и персонального контроля несения ими службы, организации временных караулов для конвоирования осужденных в неспециализированные муниципальные лечебные учреждения, обеспечения надлежащего режима при применении мер принудительного медицинского характера и т. п.