публжацш «Актуальш проблеми xiMii' та ф1зики поверхш» Всеукрашська конф. з м1ж нар. участю присвячена 25-р1ччю 1нституту xiMii повархнi iM. О. О. Чуйко НАН Украши. - Кшв (11-13 травня 2011 р.) - С. 490-491.
4. Исследования и разроботки в области нанотехнологий/Под. ред. В. И. Светцова; Иван. гос. Хим-технол. Ун-т, - Иваново, - 2009. - 168 с.
5. Лабораторные животные. Разведение, содержание, использование в експерименте/И. П. Западнюк, В. И. Западнюк, Е. А. Захарина, Б. В. Западнюк; под ред. И. П. Западнюк. - К.: Вища школа, - 1983. - 381 с.
6. Микроскопическая техника/под ред. Д. С. Саркисова, Ю. Л. Перова. - М.: Медицина, - 1996. - 544 с.
DOI: http://dx.doi.org/10.20534/ELBLS-17-1-81-83
Tigai Zhanna Gennadievna, Peoples' Friendship University of Russia Simulation Training Centre E-mail: [email protected] Kostcova Nadezhda Grigorievna, Peoples' Friendship University of Russia Simulation Training Centre E-mail: [email protected] Akhuba Liia Georgievna, Peoples' Friendship University of Russia Simulation Training Centre E-mail: [email protected] Shek Dmitrii Leonidovich, Peoples' Friendship University of Russia Simulation Training Centre E-mail: [email protected]
The use of the simulation training as a tool for optimization the emergency aid
Abstract: low survival after cardiac arrest is often caused by improper resuscitation. We analysed paramedics' skills in CPR, who came to the one-day training on basic CPR training and the quality of "survival" knowledge, depending on the period from the last simulation training.
Keywords: team training, simulation medicine, quality of emergency aid.
Тигай Жанна Геннадьевна, Российский Университет Дружбы народов Центр симуляционного обучения E-mail: [email protected] Косцова Надежда Григорьевна, Российский Университет Дружбы народов Центр симуляционного обучения E-mail: [email protected] Ахуба Лия Георгиевна, Российский Университет Дружбы народов Центр симуляционного обучения E-mail: [email protected]
Section 2. Biomedical science
Шек Дмитрий Леонидович, Российский Университет Дружбы народов Центр симуляционного обучения E-mail: [email protected]: [email protected]
Применение симуляционного обучения как инструмента оптимизации оказания неотложной помощи
Аннотация: низкая выживаемость после остановки сердца часто вызывается неправильным реаниматологии. Мы проанализировали навыки Медработники 'в РСП, которые пришли на однодневный тренинг по базовой подготовки СЛР и качества «выживания» знаний, в зависимости от периода от последней тренировки моделирования.
Ключевые слова: команда обучение, моделирование медицина, качество экстренной помощи.
Актуальность: в настоящее время основной проблемой российской системы медицинского обра-
зования является недостаточная квалификация обучающихся в практическом овладении алгоритмом действий в экстренных ситуациях. Существующая система подготовки врачей уделяет слабое внимание практическим мануальным навыкам. Только теоретическое обучение не позволяет подготовить специалиста для работы с острыми состояниями. Знания большинства обучаемых не соответствуют международным рекомендациям по оказанию неотложной помощи и носят «отрывочный» характер. Самым эффективным и безопасным методом решения данной проблемы является клиническое моделирование неотложных ситуаций в максимально приближенных к реальным условиям, с абсолютной безопасностью для пациента и с возможностью быстрого получения обратной связи и повторения клинического сценария до достижения успешного результата.
Цель исследования: изучение влияния симуляци-онного обучения на качество практических базовых реанимационных навыков у врачей скорой помощи, с уже имеющимися навыками, пришедшие на однодневный тренинг — модуль по базовой сердечно-легочной реанимации, с оценкой максимального времени повторения симуляционного тренинга.
Материалы и методы: группу наблюдения составили 90 участников, врачей станции скорой помощи, средний возраст 45,1±10,6 лет, давность окончания медицинского института 18,2±11,1 женщин (67%), мужчин (33%), пришедших на однодневный тренинг по базовой сердечно-легочной реанимации. Все участники были разделены на три группы, в зависимости от давности прохождения тренинга по базовой сердечно-легочной реанимации: до одного года, от 1 до 2 лет, 3 и более лет. Статистическая обработ-
ка полученных результатов проводилась в программе "Statistica for Windows v.6.1." (StatSoft Inc., 2003). При сравнении зависимых величин использовали непараметрический парный критерий Вилкоксона, независимых — критерий Манна-Уитни. Для оценки качества основных параметров реанимационных навыков спустя время — выживаемости знаний — использовался критерий х 2 (хи-квадрат). Проверку нулевой гипотезы проводили при заданном уровне достоверности 95% (р < 0,05).
Результаты: по данным проведенного анкетирования готовность оказать первую помощь отметили 72%, при этом уверенно знали алгоритм Европейского совета по реанимации только 24%. Более 93% считали обязательным необходимость периодической переподготовки с тренингами по оказанию экстренной и первой медицинской помощи. Знания о первой помощи отметили только 9% участников. В вопросе о соотношении количества компрессий грудной клетки и вдохов для искусственной вентиляции легких: 59% считали правильным соотношение 30: 2, 12% — 2:15, 29% указали различные другие варианты (100 к 2, 1 к 3, 1 к 4 и т. д.) или затруднились с ответом. 72% полагали, что сердечно-легочная реанимация у взрослых должна начинаться с компрессии грудной клетки, 25% — с ИВЛ, 1% — с одновременного начала компрессий и вдохов, 1% — затруднился с ответом, 1% — с прекардиального удара. По поводу целесообразности использования средств собственной защиты при осуществлении вдохов 79% ошибочно считали, что эту функцию может осуществить платок, салфетка, одноразовая маска, марля, бинт, любая ткань, 12% указали на использование лицевой или дыхательной маски из автомобильной аптечки, 5% — на трахеальную трубку, по 2% указали на использование спирта и участие родственников по-
страдавшего соответственно. Качество непрямого массажа сердца достоверно улучшилось (р<0,05): 82 (91%) обучающихся правильно определили точку компрессий, 76% — глубину, 69% — соблюдали правильную частоту 100-120 в минуту. 75 (83%) выполняли рекомендованное количество компрессий в каждом цикле сердечно-легочной реанимации, частоту 100-120 соблюдали 88%, а необходимую глубину 66,4% в течение всего комплекса реанимационных мероприятий. 82,1% сохраняли интервал менее 10 секунд между компрессиями и вдуваниями, положение рук на грудной клетке симулятора во время проведения компрессий не менялась ни разу у 84 (93%) врачей. При анализе качества навыка непрямой
массаж сердца в зависимости от давности прохождения тренинга нами выявлена аналогичная ситуация: достоверное снижение следующих показателей: соответствие места проведения непрямого массажа сердца рекомендованному с 91% до 80% наблюдений, сдавливание ребер во время непрямого массажа сердца с 95% до 91%, количество компрессий в цикле с 71% до 61%, нарушение положения рук на грудной клетке во время компрессий с 99% до 82%, длительность интервала между циклами компрессий с 60% до 64%, частота с 68% до 34% и глубина компрессий с 76% до 57% в группе до 1 года с последующим усугублением этих показателей в группах до 2 лет и 2 года и более, рисунок № 1.
Рисунок № 1. Изменение качества выполнения навыка непрямого массаж сердца в зависимости от срока прохождения тренинга
При анализе взаимосвязи переменных выявлена зависимость между качеством и давностью прохождения последнего тренинга как по навыку респираторная поддержка, так и по навыку непрямой массаж сердца, х2 = 6,36, х2 = 7,48 соответственно. То есть качество оказания респираторной поддержки снижается в среднем в 4,8 раз, непрямого массажа сердца в 2 раза по сравнению с исходными результатами, полученными сразу после прохож-
дения симуляционного тренинга. Таким образом, качество реанимационных навыков врачей скорой медицинской помощи максимально снижается ко 2 году по сравнению с результатами полученными сразу после тренинга, в связи с чем необходимо проходить врачам скорой медицинской помощи повторный симуляционный курс по сердечно-легочной реанимации с наиболее оптимальной периодичностью 1 раз в 2 года.
Список литературы:
1. Tigay Zh. G., Dogotar O. A., Kostsova N. G., Akhuba L. G., Sopetik V. S., Organization of the simulation education in Institute of medicine of the Peoples' Friendship University of Russia.; В сборнике: The tenth European Conference on Biology and Medical Sciences - 2016. - C. 81-83.
2. The effectiveness of the simulation training of basic practical skills in 3rd-year medical students of the peoples' Friendship University of Russia. Kostsova N. G., Dogotar O. A., Tigay Zh. G., Sopetik V. S., Akhuba L. G. В сборнике: The Tenth European Conference on Biology and Medical Sciences - 2016. - С. 79-81.