Научная статья на тему 'Применение схем-опор при формировании грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку'

Применение схем-опор при формировании грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1352
449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / СРЕДСТВО КОНЦЕНТРАЦИИ МАТЕРИАЛА / СИМВОЛЫ / СХЕМЫ / ОПОРЫ / ГРАФИЧЕСКАЯ НАГЛЯДНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапова Надежда Владимировна

Статья посвящена проблеме обучения грамматике английского языка. Автор в качестве средства обучения предлагает применение образно-символических форм, опоры и схемы. В статье описывается опыт применения графической наглядности на уроках при изучении разных тем. Центральной проблемой статьи является поиск наиболее рационального средства обучения младших школьников грамматике английского языка. Таким средством являются схемы-опоры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потапова Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение схем-опор при формировании грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку»

ФГОС второго поколения

УДК 373.3.016

J

Н.В. Потапова

ПРИМЕНЕНИЕ СХЕМ-ОПОР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

л___________________________________________г

Аннотация. Статья посвящена проблеме обучения грамматике английского языка. Автор в качестве средства обучения предлагает применение образно-символических форм, опоры и схемы. В статье описывается опыт применения графической наглядности на уроках при изучении разных тем. Центральной проблемой статьи является поиск наиболее рационального средства обучения младших школьников грамматике английского языка. Таким средством являются схемы-опоры.

Ключевые слова: грамматические навыки, средство концентрации материала, символы, схемы, опоры, графическая наглядность, коммуникативность обучения.

Abstract. The article is devoted to a problem of training in the English grammar. The author suggests to apply figurative and symbolical forms, support and schemes as a tutorial. In article the author describes experience of use of graphic presentation at lessons when studying different subjects. The central problem of article is search of the most rational tutorial of pupils to the English grammar. Schemes support are such means.

Keywords: grammatical skills, means of concentration of a material, symbols, schemes, support, graphic presentation, training communicativeness.

Изучение иностранных языков составляет несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика. В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков.

Часто в школах преподавание грамматики ограничивается сухими таблицами, заучиванием конструкций, однотипными упражнениями, применяя которые, учащийся не совсем убежден в практической пользе того, что он делает [3, с.134].

В методике преподавания иностранных языков символы широко используются в обучении лексике и грамматике. Символическое изображение слов и даже словосочетаний способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала. Функциональное значение символа в обучении грамматике и формировании грамматических навыков заключается в том, что он выступает средством концентрации воспринимаемого материала. Выражение в символах грамматического содержания или формы высказывания есть не что иное, как переход к теоре-

тическому воспроизведению действительности, анализу смысла высказывания, его структуры, созданию модели высказывания [4, с.115]. Создание образно-символических форм, используемых в обучении лексике и первичной грамматике (существительное -треугольник, модальный глагол - круг, смысловой глагол - прямоугольник и т.д.) имеет особое вспомогательное значение в раннем обучении иностранному языку, поскольку при исследовании уровня умственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста из всей совокупности показателей, определяющих этот уровень, в первую очередь выделяется показатель развития наглядно-образного мышления, которое наиболее интенсивно развивается в этом возрасте [2, с. 72]. Для закрепления глаголов или иных грамматических структур уместно использовать динамические наглядные пособия типа логарифмической линейки. На линейке и движках нанесены символы смысловых глаголов, существительных, прилагательных и т.д., которые можно менять или группировать в зависимости от прохождения определенных грамматических конструкций. Данное пособие позволяет показать изменение конструкции повествовательного предложения в конструкцию вопросительного.

36

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4

ФГОС второго поколения

Обучение грамматике и формирование грамматических навыков отличается широким использованием графической наглядности. В качестве примера можно указать на возможности использования в обучении глаголу так называемой «шкалы времен» для объяснения соотнесенности временных форм [5, с.13]. «Момент говорения» (настоящее время) обозначается на шкале нулем. Действия, совершившиеся до этого момента, откладываются с левой стороны шкалы (-), действия, которые совершатся в будущем,- с правой (+). Как показала практика, использование структурных формул облегчает учащимся и усвоение, и запоминание грамматических явлений, так как позволяет нагляднее представить их существенные компоненты. Использование наглядности не исключает, а предполагает активную мыслительную деятельность учащихся, в основе которой лежит единство аналитической и синтетической форм мышления [1, с.22]. Подобного рода символические наглядности помогают ребенку достаточно быстро вспомнить заученные фразы и небольшие предложения, способствуют формированию всех видов навыков, а также грамматических и использовать их в речи.

Схемы-опоры для формирования грамматических навыков :

п - Дейстееющеелицо

Качество ощееета

Глагол, обтзначающий ввВствие

Глагол-связка; глагол, обозначающий отно-ение к длзсвотю

Глагол-помощник

- Месмооеествио

Время действия

Вывод:

• в процессе формирования грамматических навыков следует опираться на коммуникативность обучения, что способствует ускоренному формированию практи-

ческих навыков, а также формированию учебной группы и личности отдельно;

• следует представлять сложные грамматические явления в упрощенном виде, избегать излишней терминологии;

• упражнения должны быть доступными, увлекательными, не слишком простыми и не слишком трудными, что вызывает интерес и мотивацию у учащихся;

• следует учитывать сочетание фронтальных, индивидуальных и парных форм работы, при которых каждый учащийся задействован на уроке.

• При формировании грамматических навыков английского языка в младшей школе целесообразно использовать символы и схемы-опоры при изучении грамматических времен, а так же порядка слов в предложении.

Главной целью обучения грамматике в начальной школе является овладение грамматическими навыками.

Включение схем-опор и символов в уроки иностранного языка способствует успешному самодвижению учащихся в правильном построении предложений и текстов английского языка, расширению и закреплению английской грамматики.

Мы рекомендуем учителям английского языка на начальном этапе обучения использовать схемы-опоры и символы для формирования, совершенствования и развития грамматических навыков на английском языке, так как учащимся данный метод работы помогает успешно овладевать грамматикой английского языка, вовлекает всех учащихся в работу и повышает их интерес к предмету «иностранный язык».

Литература

1. Витлин Ж. А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков // Иностранные языки в школе.-2000.- № 5.- С. 22.

2. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 336 с.

3. Миньяр-Белоручев Р. К. Примитивная грамматика для изучающих иностранный язык // Иностранные языки в школе.- 2000.- № 4.- С. 134.

4. Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку 1-4 классы. М.: Просвещение, 2008.- 223 с.

5. Шатилов С. Ф. Некоторые проблемы обучения грамматической стороне устной иностранной речи // Иностранные языки в школе.- 1999.- № 6 - С. 13.

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.