Научная статья на тему 'Применение семантической группировки слов и словосочетаний при обучении космической лексике английского языка'

Применение семантической группировки слов и словосочетаний при обучении космической лексике английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / КОСМИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА / ОБУЧЕНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ / СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / СИНОНИМИЧЕСКИЕ РЯДЫ / АНТОНИМИЧЕСКИЕ ПАРЫ / ENGLISH LANGUAGE / SPACE VOCABULARY / TEACHING SPACE VOCABULARY / SEMANTIC FIELD / LEXICO-SEMANTIC GROUPS / THEMATIC GROUPS / SYNONYMIC SETS / ANTONYMIC PAIRS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столбовская Маргарита Анатольевна

В статье рассматривается семантическая группировка космической лексики английского языка как эффективное средство обучения данной лексике. В космической лексике английского языка выделено семантическое поле; определены лексико-семантические и тематические группы; рассмотрены синонимические ряды и антонимические пары. Подчёркивается эффективность применения семантической группировки слов и словосочетаний при обучении космической лексике английского языка. Обосновывается необходимость семантических группировок слов и словосочетаний в учебных целях и отмечается, что такие группировки являются удобным и эффективным способом структурирования лексического материала. На занятиях по английскому языку в технических вузах следует уделять особое внимание системной организации лексического материала для эффективного обучения иноязычной терминологической лексике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF SEMANTIC GROUPING OF WORDS AND WORD COMBINATIONS WHEN LEARNING SPACE VOCABULARY OF ENGLISH

This article deals with semantic classification of space vocabulary of the English language as efficient means of teaching this vocabulary. In space vocabulary of the English language the auther singles out the semantic field, defines lexico-semantic and thematic groups and provides the examples of synonymic sets and antonymic pairs. The efficiency of using semantic classifications of words and word combinations in teaching space vocabulary of the English language is emphasized. The necessity of semantic classifications of words and word combinations in the teaching purposes is determined and it is noted that such classifications are convenient and efficient means of the lexical material structuring. At English classes at Technical Institutes special attention should be paid to organization of lexical material on the system level for an efficient teaching of foreign terminology vocabulary.

Текст научной работы на тему «Применение семантической группировки слов и словосочетаний при обучении космической лексике английского языка»

2. Афанасьев В.Ф. Классики педагогики о народной педагогике // Из истоков народной педагогики якутов. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1992 - 53 с.

3. Волков Г.Н. Якутские этнопедагогические этюды. - Якутск: Кудук, 1998. - 55 с.

4. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 1996. - 15б с.

5. Калинина, Р.Р. Тренинг развития личности школьника: занятия, игры, упражнения / Р.Р. Калинина. -СПб.: Изд-во «Речь», 2005, - 160 с. https://www.twirpx.com (отредактирован 19.01.18)

6. Каиров И.А., Богданова О.С. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. М., 1979. - 189 с.

7. Национальные игры народа Саха (2016) https://infourok.ru

8. Попов, Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее / Б.Н. Попов. -Якутск, 1993. - 64 с.

9. Портнягин, И.С. Этнопедагогические учение айыы / И.С. Портнягин. - Якутск. 1994. - 167 с.

10. Уткин К.Д. Педагогические основы народного праздника «Ысыах». Якутск, 1994 - 204 с.

11. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании: пед. соч.: в 6 / К.Д. Ушинский - М.: Педагогика, 1988. Т. 1. - 192 с.

12. Цыгикало А. Нравственное воспитание младших школьников как педагогическая проблема // международный студенческий вестник. - №5 (часть 4), 2015 https://eduherald.ru

Педагогика

УДК 378.016

старший преподаватель Столбовская Маргарита Анатольевна

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва)

ПРИМЕНЕНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППИРОВКИ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ КОСМИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассматривается семантическая группировка космической лексики английского языка как эффективное средство обучения данной лексике. В космической лексике английского языка выделено семантическое поле; определены лексико-семантические и тематические группы; рассмотрены синонимические ряды и антонимические пары.

Подчёркивается эффективность применения семантической группировки слов и словосочетаний при обучении космической лексике английского языка.

Обосновывается необходимость семантических группировок слов и словосочетаний в учебных целях и отмечается, что такие группировки являются удобным и эффективным способом структурирования лексического материала. На занятиях по английскому языку в технических вузах следует уделять особое внимание системной организации лексического материала для эффективного обучения иноязычной терминологической лексике.

Ключевые слова: английский язык, космическая лексика, обучение космической лексике, семантическое поле, лексико-семантические группы, тематические группы, синонимические ряды, антонимические пары.

Annotation. This article deals with semantic classification of space vocabulary of the English language as efficient means of teaching this vocabulary. In space vocabulary of the English language the auther singles out the semantic field, defines lexico-semantic and thematic groups and provides the examples of synonymic sets and antonymic pairs.

The efficiency of using semantic classifications of words and word combinations in teaching space vocabulary of the English language is emphasized.

The necessity of semantic classifications of words and word combinations in the teaching purposes is determined and it is noted that such classifications are convenient and efficient means of the lexical material structuring. At English classes at Technical Institutes special attention should be paid to organization of lexical material on the system level for an efficient teaching of foreign terminology vocabulary.

Keywords: English language, space vocabulary, teaching space vocabulary, semantic field, lexico-semantic groups, thematic groups, synonymic sets, antonymic pairs.

Введение. Лексический аспект играет важную роль при изучении английского языка для специальных целей. На практических занятиях в технических вузах следует уделять особое внимание обучению терминологической лексике и расширению словарного запаса. «Весь словарный запас может быть представлен как система соприкасающихся и пересекающихся групп, выделяемых на основе различных семантических критериев» [4, с. 122].

Слово является основной единицей языковой системы. «Под системой обычно понимается упорядоченная и внутренне организованная совокупность взаимосвязанных и образующих единство объектов» [8, с. 69].

Цель статьи - показать эффективность применения семантической группировки слов и словосочетаний при обучении космической лексике английского языка.

Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:

1) рассмотреть семантическую группировку космической лексики как эффективное средство обучения данной лексике;

2) в космической лексике английского языка:

а) выделить семантическое поле;

б) определить лексико-семантические и тематические группы;

в) рассмотреть синонимические ряды и антонимические пары;

3) подчеркнуть эффективность применения семантической группировки слов и словосочетаний при обучении космической лексике английского языка.

Актуальность статьи обусловлена потребностью изучения космической лексики английского языка на фоне интенсивного развития мировой космической промышленности, широкомасштабных исследований космоса и расширения международного сотрудничества в сфере космонавтики.

Новизна статьи состоит в том, что впервые подробно на материале космической лексики английского языка семантическая группировка слов и словосочетаний рассматривается как эффективное средство обучения данной лексике. Целесообразность распределения космической лексики английского языка по семантическим группам связана с возможностью применения полученной классификации на практических занятиях по английскому языку в технических вузах.

Изложение основного материала статьи. При обучении английскому языку важно формировать и совершенствовать лексические навыки, умение использовать слова и словосочетания, подходящие по смыслу и стилю для определённой ситуации общения. Успех овладения лексическими навыками зависит от способа презентации лексики. «Следует помнить, что этап ознакомления с лексическим материалом определяет прочность его усвоения» [3, с. 299]. При обучении космической лексике английского языка группировка языкового материала в семантические поля, лексико-семантические и тематические группы будет удобным и эффективным средством введения и закрепления данной лексики. Это средство может применяться на любом этапе обучения.

Рассмотрим разные семантические группировки космической лексики английского языка. Например, семантическое поле «Космос»:

a spacecraft - космический летательный аппарат; a satellite - спутник; space - космос; космическое пространство; a rocket - ракета [5]; a manned orbital station - пилотируемая орбитальная станция; an advanced orbital solar observatory - усовершенствованная орбитальная солнечная обсерватория [1].

Эффективно при обучении космической лексике распределение слов и словосочетаний по лексико-семантическим группам. Можно выделить следующие лексико-семантические группы:

1. «Космические аппараты»:

artificial earth satellites - искусственные спутники Земли [1]; an automatic interplanetary station -автоматическая межпланетная станция; a spaceship - космический корабль; an orbital station - орбитальная станция; a planet research vehicle - планетоход [5].

2. «Типы космических летательных аппаратов»:

an advanced interplanetary spacecraft - усовершенствованный межпланетный космический летательный аппарат; an electrically propelled spacecraft - космический летательный аппарат с электрической силовой установкой; an extended mission spacecraft - космический летательный аппарат для продолжительного полёта; a guided space vehicle - управляемый космический летательный аппарат; a hydro-launched space vehicle - космический летательный аппарат, запускаемый с поверхности воды; a hypersonic spacecraft -гиперзвуковой космический летательный аппарат; космический летательный аппарат с гиперзвуковой скоростью полёта; an interorbit spacecraft - межорбитальный космический летательный аппарат; an interplanetary space ship - межпланетный космический корабль; a manned reconnaissance space vehicle -пилотируемый разведывательный космический летательный аппарат; a transport spacecraft -транспортный космический корабль; a large orbiting space station - крупная орбитальная космическая станция [1].

3. «Типы ракет»:

an advanced missile - модифицированная ракета; улучшенная ракета; an aerodynamic rocket -аэродинамическая ракета; крылатая ракета; an air-breathing missile - ракета с воздушно-реактивным двигателем; an air-defense missile - зенитная ракета; a cable-controlled missile - ракета, управляемая по проводам; a cargo rocket - грузовая ракета; a carrier rocket - ракета-носитель; a command-guided missile -ракета с командной системой наведения; an experimental missile - экспериментальная ракета; an exploration rocket - исследовательская ракета; a flight-ready missile - ракета, готовая к пуску; a land-launched missile -ракета, запускаемая с Земли; a jam-proof guided missile - помехоустойчивая управляемая ракета [1].

4. «Типы спутников»:

an advanced reconnaissance satellite - перспективный разведывательный спутник; усовершенствованный разведывательный спутник; a constant velocity satellite - спутник с постоянной скоростью движения; a navigation satellite - навигационный спутник; a fixed-orbit reconnaissance satellite - разведывательный спутник, движущийся по постоянной орбите; a refueling satellite - спутник-заправщик; спутник-танкер; a map-making satellite - картографический спутник; a special spy satellite - специальный разведывательный спутник; специальный спутник-шпион; a weather reconnaissance satellite - метеорологический спутник [1].

5. «Двигатели»:

a cruising rocket engine - маршевый ракетный двигатель; a double-nozzled rocket engine - двухсопловый ракетный двигатель; a dual-chamber rocket engine - двухкамерный ракетный двигатель; an electric rocket engine - электрический ракетный двигатель; a launching rocket engine - стартовый ракетный двигатель; a liquid-fuel rocket motor - жидкостный ракетный двигатель [1].

Лексико-семантические группы являются удобной формой группировки лексики в учебных целях и являются эффективным способом систематизации лексического материала. Целесообразно давать задание студентам на самостоятельное структурирование лексико-семантических групп. Сопоставление индивидуальных лексико-семантических групп предполагает соревнование, элементы лексической игры и обмен информацией. На занятиях следует применять широкий спектр различных методов и средств обучения космической лексике для активизации учебной и познавательной деятельности студентов, для их мотивации к профессионально ориентированному изучению английского языка.

Эффективным методом обучения космической лексике также будет распределение слов и словосочетаний по тематическим группам. Тематические группы являются полезным дидактическим материалом при обучении космической лексике английского языка и способствуют эффективному усвоению данной лексики.

Рассмотрим следующие тематические группы:

1. «Приборы и оборудование»:

an active docking mechanism - активный стыковочный механизм; an adjustable-thrust rocket power plant -ракетная силовая установка с регулируемыми тяговыми характеристиками; a laser satellite tracking installation - лазерная установка для слежения за спутниками; a dual-engine rocket power plant -двухдвигательная ракетная силовая установка; missile fueling equipment - оборудование для заправки ракеты топливом; топливозаправочное оборудование; a missile-tracking instrument - прибор для слежения за полётом

ракеты; an astronomical telescope - астрономический телескоп; a rocket-attitude indicator - указатель положения ракеты [1].

2. «Системы»:

an accelerating system - система ускорения; an active attitude control system - активная система управления положением в пространстве; an active booster guidance system - активная система наведения ракетного стартового двигателя; активная система наведения ракетного ускорителя; an advanced astronautical system - усовершенствованная система астронавигации; an advanced manned launch system -усовершенствованная пилотируемая стартовая система; an aeronautical communication navigation and surveillance system - аэронавтическая система связи, навигации и наблюдения; an aerospace automatic landing system - воздушно-космическая система автоматической посадки; an all-weather satellite navigation system -всепогодная навигационная система с использованием спутников; an automated space system -автоматизированная космическая система; a communication satellite system - система связи с использованием спутников; compatible docking systems - совместимые системы стыковки; a dedicated satellite communications system - специализированная система спутниковой связи; a fuel element handling system -система управления топливными элементами; a fuel-delivery system - топливоподающая система; an integrated spacecraft avionics system - единая радиоэлектронная система космического летательного аппарата; объединённая радиоэлектронная система космического летательного аппарата; an intercontinental aerospacecraft range unlimited system - межконтинентальная воздушно-космическая система с неограниченной дальностью полёта; a rendezvous and docking system - система сближения и стыковки [1].

3. «Характеристики»:

a first cosmic velocity - первая космическая скорость; a mean orbital velocity - средняя орбитальная скорость; a spin velocity - скорость вращения; a stability parameter - характеристика устойчивости; launching height - высота пуска; re-entry characteristics - характеристики входа в плотные слои атмосферы [1].

4. «Процессы»:

astronomical space platform observation - астрономическое наблюдение с космической платформы; atmosphere-entry control - управление космическим летательным аппаратом при входе в плотные слои атмосферы; clean launch - правильно выполненный пуск; удачный пуск; a crew-training space mission -тренировочный космический полёт для подготовки членов экипажа; a human space flight - полёт человека в космос; missile assembling - сборка ракеты; rocket launching - пуск ракеты; spacecraft piloting -пилотирование космического летательного аппарата [1].

5. «Программы»:

cooperative space program - совместная космическая программа; european satellite navigation programme -Европейская программа спутниковой навигации; national space science and technology programme -Национальная программа по космической науке и технике [1].

6. «Организации»:

ad hoc committee on the peaceful uses of outer space - Специальный комитет по использованию космического пространства в мирных целях; european space research organization - Европейская организация космических исследований; american institute of aeronautics and astronautics - Американский институт аэронавтики и астронавтики; national centre for control and testing of outer space means - Национальный центр контроля и испытаний космических средств; national aerospace research and development commission -Национальная комиссия по аэрокосмическим исследованиям и разработкам [1].

Небольшие группы слов, такие как синонимы и антонимы, также полезно изучать для эффективного обучения космической лексике. Синонимы - «слова, различные по звучанию, относящиеся к одной части речи, имеющие одно или несколько сходных значений, которые, выражая одно понятие, могут отличаться дополнительными оттенками значения (выражающими различные дополнительные признаки понятия, или сопутствующие представления, или разную степень признака), эмоциональной или стилистической окраской, употреблением и сочетаемостью с другими словами в свободных и устойчивых словосочетаниях» [2, с. 296].

«Совокупность слов, связанных между собой синонимическими отношениями, т.е. являющихся синонимами по отношению друг к другу, называется синонимическим рядом» [6, с. 295]. Приведём примеры синонимических рядов:

а) космоплан - an astroplane; a space glider; a spaceplane;

б) космический летательный аппарат - a spaceship; a spacecraft; an astronautical craft; a space vehicle; a space-borne vehicle; a space-flight unit [5].

«Антонимы - это слова разные по звучанию и противоположные по значению» [2, с. 306]. Рассмотрим примеры антонимов:

а) manned - пилотируемый; unmanned - непилотируемый;

б) launching - запуск; landing - приземление [5].

В процессе изучения синонимов и антонимов у студентов формируются навыки выявления сходства и различия в семантике слов, развивается умение стилистической дифференциации лексических единиц. «Знание синонимов и антонимов будет способствовать точному выбору слов, подходящих по смыслу и стилю для определённой ситуации, что является важным при переводе текста и при общении» [7, с. 359].

Применение семантической группировки слов и словосочетаний является эффективным при обучении космической лексике английского языка. Объединение лексических единиц в семантические группы расширяет словарный запас и способствует совершенствованию лексических навыков.

Выводы. В статье впервые семантическая группировка космической лексики английского языка представлена как эффективное средство обучения данной лексике. В космической лексике английского языка выделено семантическое поле «Космос»; рассмотрены лексико-семантические группы: 1. «Космические аппараты»; 2. «Типы космических летательных аппаратов»; 3. «Типы ракет»; 4. «Типы спутников»; 5. «Двигатели»; определены тематические группы: 1. «Приборы и оборудование»; 2. «Системы»; 3. «Характеристики»; 4. «Процессы»; 5. «Программы»; 6. «Организации». Рассмотрены также синонимические ряды и антонимические пары.

Важность таких семантических группировок обусловлена стремлением моделировать учебный процесс на основе системного подхода к изучению космической лексики английского языка. Результаты работы

можно применять на курсах по переводоведению и лексикологии, на практических занятиях по английскому языку в технических вузах.

Целесообразно использовать системный подход к изучению лексического материала на занятиях по английскому языку. Структурирование языковых средств повышает эффективность процесса обучения лексике, так как структурированная лексика быстрее и легче запоминается. Изучая космическую лексику, объединённую в семантические поля, тематические и лексико-семантические группы, студенты смогут значительно увеличить словарный запас по теме «Космос». Эффективное усвоение космической лексики английского языка будет способствовать формированию профессиональной иноязычной компетенции и будет мотивировать студентов к профессионально ориентированному изучению английского языка.

Литература:

1. Англо-русский словарь по космонавтике «Вокабула» [Электронный ресурс]. URL: http: // www. вокабула. рф. /словари/англо-русский-словарь-по-космонавтике/ (дата обращения: 25.06.2019)

2. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: ФЛИНТА; Наука, 2012. - 376 с.

3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.

4. Иванова Е.В. Лексикология и фразеология современного английского языка (Ьехюо^у аnd Phraseology of Modern English): учеб. пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. - СПб. - М.: Филологический факультет СПбГУ; Академия, 2011. - 352 с.

5. Мультитран: англо-русский и русско-английский словарь [Электронный ресурс]. URL: http://www.multitran.ru/ (дата обращения: 25.06.2019)

6. Немченко В.Н. Введение в языкознание: учебник для вузов. - М.: Дрофа, 2008. - 703 с.

7. Столбовская М.А. Семантические группы слов и словосочетаний (на примере авиационного английского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018. - № 10 (88). Ч. 2. -C. 356-360.

8. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Филоматис, 2006. - 408 с.

Педагогика

УДК 378.147

старший преподаватель Таланова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Нижний Новгород)

НЕОБХОДИМОСТЬ ОСВЕЩЕНИЯ ПОСЛЕДНИХ ДОСТИЖЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МАТЕМАТИКИ СТУДЕНТАМ НЕМАТЕМАТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В работе изучаются вопросы, связанные с особенностями изложения материала по курсам математики, анализа, дифференциальных уравнений студентам инженерных и экономических направлений бакалавриата. Дискутируется потребность ознакомления студентов прикладных направлений подготовки с новыми достижениями современной «чистой» математики. По мнению автора, необходимо активно освещать их на занятиях с прикладниками. Это даст возможность обеспечить преемственность от математических курсов к специальным, привить потребность следить за развитием науки и широко применять её к решению практических задач, возникающих в соответствующей отрасли.

Ключевые слова: математика, математический анализ, дифференциальные уравнения.

Annotation. The paper deals with the questions connected with the features of presentation of material on the courses of calculus, analysis, differential equations for students of engineering and economics directions of the bachelor's degree. Author discusses the need to acquaint students with the new achievements of modern mathematics. According to the author, it should be actively explained in the work with students of applied specialties. It give an opportunity to ensure continuity from mathematical courses to special ones, to suggest the need to follow the development of science and apply it to solving practical problems, which arising in the relevant industry.

Keywords: mathematics, mathematical analysis, differential equations.

Введение. Процессы реформирования высшего образования в Российской Федерации и новый ФГОС предполагают, что преподавание высшей математики студентам инженерных и экономических направлений подготовки имеет следующие глобальные цели:

- развитие абстрактного мышления;

- формирование научного мировоззрения у обучающихся;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие логического и алгоритмического мышления;

- формирование навыков, необходимых при практическом применении математических моделей и методов для анализа и моделирования сложных систем, процессов, явлений, для поиска оптимальных решений и выбора наилучших способов их реализации.

Для их достижения необходимо не только обучение основам аппарата высшей математики, но и знакомство с новейшими разработками, которые используют как классические, так и новые математические результаты, а также с последними разработками «чистой» математики, применить которую к решению возможных технических или экономических задач ученым только предстоит.

Целью статьи является обсуждение принципов изложения материала по дисциплине «Математика», и отдельных её разделов, преподаваемой студентам технических и экономических направлений бакалавриата и целесообразность освещения студентам прикладных специальностей современных достижений математики.

Изложение основного материала статьи. Известно, что движущими силами развития педагогического процесса в высших учебных заведениях являются как присущие ему противоречия, так и мотивация, и целевые установки участников. Одним из наиболее значимых является противоречие между действиями преподавателя в процессе изложения материала и возможностями студентов. Здесь главную роль играют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.