Научная статья на тему 'Применение самоконтроллинга для решения проблем мотивации'

Применение самоконтроллинга для решения проблем мотивации Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
117
35
Поделиться
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛ / МОТИВАЦИЯ / ДЕМОТИВАЦИЯ / ДЕВИАЦИЯ / САМОКОНТРОЛЛИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Нестерова Татьяна Альфредовна, Гапонова Ольга Сергеевна

Представлен комплекс предложений по формированию эффективной системы мотивации персона-ла организации с применением концепции самоконтроллинга. Предлагается акцентировать внимание на взаимосвязи подсистемы мотивации с институциональной средой и функционированием инфра-структурной среды организации как совокупности факторов развития самоконтроллинга.

APPLICATION OF SELF-CONTROLLING FOR SOLVING MOTIVATION PROBLEMSnesterova-tatyan@mail.ru

This article presents a number of proposals to build an effective system of staff motivation in an organization us-ing the concept of self-controlling. It is proposed to focus on the relationship of the motivation subsystem with the institutional environment and the functioning of the infrastructural environment of the organization as a set of factors in the development of self-controlling.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Применение самоконтроллинга для решения проблем мотивации»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 1, с. 255-258

УДК 005.07

ПРИМЕНЕНИЕ САМОКОНТРОЛЛИНГА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МОТИВАЦИИ

© 2011 г. Т.А. Нестерова 1, О.С. Гапонова 2

1 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского 2 Нижегородский филиал Государственного университета - Высшей школы экономики

пе81егоуа-1а1уап@шаП. ги

Поступила в редакцию 18.05.2010

Представлен комплекс предложений по формированию эффективной системы мотивации персонала организации с применением концепции самоконтроллинга. Предлагается акцентировать внимание на взаимосвязи подсистемы мотивации с институциональной средой и функционированием инфраструктурной среды организации как совокупности факторов развития самоконтроллинга.

Ключевые слова: персонал, мотивация, демотивация, девиация, самоконтроллинг.

Программу вывода современных организаций из кризиса необходимо рассматривать в двух аспектах: на уровне каждого конкретного предприятия и на макроэкономическом уровне. В первом случае организациям могут быть предложены как индивидуальные меры, так и общие рекомендации по работе с персоналом, а в более широком смысле эти проблемы должны решаться на государственном уровне.

Индивидуальная программа вывода конкретной организации из кризиса, как правило, предполагает проведение радикальных преобразований в условиях крайней ограниченности ресурсов, в первую очередь финансовых и временных. Для формирования эффективной системы управления персоналом организации требуется разработка и реализация комплекса мер, направленных:

• на обеспечение адекватного понимания всеми сотрудниками текущей ситуации и перспектив ее развития в соответствии с планами руководства по преодолению кризиса;

• на мотивирование сотрудников на необходимые организации действия.

Проблема мотивации персонала организации является в условиях кризиса первостепенной, так как реальную угрозу устойчивости компании представляет дезориентированный и демотивированный коллектив.

Поток негативной информации, транслируемый средствами массовой информации, и неутешительные прогнозы аналитиков способствуют возникновению ощущения незащищенности у сотрудников организаций и в конечном счете могут сказаться на производительности их труда. Страх перед неопределенностью, опа-

сение потерять работу способны разрушить даже сплоченный коллектив, спровоцировав у отдельных работников явление девиации или стресса.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Многие управленцы ссылаются на то, что в настоящей ситуации, в период всеобщего беспокойства, не время обращаться к мотивационным программам. Такой подход является ошибочным, так как уменьшение материальной мотивации и игнорирование нематериальной ее части влекут крайне негативные последствия. Если с первым обстоятельством работники и могут смириться, то пренебрежение вторым недопустимо.

Дополнительные рабочие нагрузки, отсутствие обратной связи, неуверенность в завтрашнем дне - все это не оставляет возможности полноценно трудиться. Поэтому в условиях кризиса работе с мотивацией персонала должно уделяться основное внимание.

В этом аспекте одним из наиболее современных и перспективных взглядов на управление персоналом является концепция само-контроллинга, или самоуправляющегося экономического агента (работника), который вместо пассивной реакции на внешние импульсы вовлечен в постановку целей компании и ответственность за достижение этих целей.

Самоконтроллинг предполагает выработку целей и на их основе переход к формулированию функций, взаимодействий и процессов. Экономические агенты в рамках самоконтрол-линга отличаются тем, что они быстро осознают проблемы, критически относятся к собственным ошибкам и ведут постоянный поиск наиболее эффективной модели поведения с

целью максимизации успеха. Следовательно, задача самоконтроллинга - увеличение энергии самореализации и сотрудничества в компании.

Самоконтроллинг - сравнительно новая область научных исследований. Однако анализ этого понятия приводит к идее контроллинга, высказанной А. Дайле [1]: система контроллинга создает возможности для того, чтобы сотрудник сам мог регулировать свою деятельность на пути к достижению целевых показателей. Другими словами, контроллинг должен быть направлен на формирование предпосылок к культивированию самоконтроллинга [2].

В работе Н. Большакова и Ж. Уляшевой [3] предлагается определение самоконтроллинга, включающее описание существа явления, субъектов, объектов и их взаимодействия.

Самоконтроллинг - это совокупность экономических явлений, совершаемых экономическими наносубъектами в пределах хозяйственной единицы в целях стабильного ее существования на рынке. Его сущность заключается в отношениях между экономическими наносубъектами, их группами и обществом, складывающихся при создании богатства (прибыли) компании, а также при его распределении.

Система самоконтроллинга имеет теоретическое, методологическое и практическое значение. Она отражает наиболее общие и существенные свойства исследуемого явления.

Субъектами самоконтроллинга являются экономические индивиды (агенты) и их группы, его объектом - предприятия, предметом изучения - процессы и факторы совершенствования экономическим агентом своих возможностей, образующихся в результате его взаимодействия с коллективом.

Самоконтроллинг следует рассматривать с трех сторон [3]: мотивационной, институциональной и инфраструктурной. В то же время самоконтроллинг одновременно может быть охарактеризован как концепция менеджмента, один из возможных подходов к управлению компаниями. Это связано с тем, что мотивационные, институциональные и инфраструктурные группы факторов формируют в конечном счете все экономические результаты [4].

Концепция самоконтроллинга получает распространение с изменением взглядов на роль человека в компании. Главная потребность и миссия современного человека - управлять собой, вместо того чтобы делать то, что ему говорят [5].

Чтобы обеспечить формирование организационной среды, в которой есть все условия для

реализации экономическим наносубъектом своих возможностей для достижения целей компании и повышения ее конкурентоспособности, прежде всего необходимо изучить факторы развития самоконтроллинга.

Рассмотрим мотивационные факторы (или среду). Основным элементом мотивационной системы, отражающей все взаимосвязи между индивидуальной мотивацией и действиями, с одной стороны, и целями компании и индивидуумами - с другой, является потребность в самореализации.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

К институциональным факторам относят процедуры достижения целей, формирования функций, стандартов, требований к экономическим агентам, взаимодействий и процессов, целевых показателей.

Инфраструктурные факторы - это создание общей для компании технической инфраструктуры по планированию, учету, текущему сбору и обработке информации, экономическому анализу и организация информационных потоков.

Таким образом, становится понятно, что са-моконтроллинг лежит на пересечении подсистемы мотивации с институциональной средой и функционированием инфраструктурной среды. Однако самоконтроллинг возможен и при большем влиянии одного из перечисленных элементов по сравнению с остальными. Так происходит, если применяются различные модели самоконтроллинга, что имеет свои преимущества и недостатки.

Так, например, если уделять все внимание системе мотивации и созданию институциональной среды, то можно и не получить ожидаемого эффекта. Если же развивать институциональную и инфраструктурную среду, то можно получить высокий результат, но без учета мотивации возрастает риск сопротивления вносимым изменениям. Наконец, создавая систему мотивации и институциональную среду, но пренебрегая развитием рыночной инфраструктуры само-контроллинга, мы упускаем выгоду, которую дает обновление информационных фондов.

Проанализировав возможные варианты са-моконтроллинга по направлениям, можно сделать вывод о том, что в абсолютном виде ни одна из концепций не может быть принята в качестве ориентира. Необходим системный подход, позволяющий дать более точное представление об объекте исследования.

Общая модель системы самоконтроллинга предполагает пересечение всех трех рассматриваемых подсистем - мотивационной, институциональной, инфраструктурной.

В мотивационной подсистеме обеспечиваются согласование и интеграция индивидуальных интересов в сопряжении с корпоративными на основе тесного взаимодействия, высокой степени координации, кооперации и интеграции, гибкой заинтересованности каждого сотрудника в конечном результате.

Решающее значение во взаимодействии всех элементов системы самоконтроллинга приобретает качество институциональной подсистемы как формальных и неформальных норм и этики поведения. Она формирует правовую основу горизонтальной и вертикальной коммуникаций как наиболее действенного инструмента достижения высокой эффективности разрабатываемой стратегии.

В инфраструктурной подсистеме функционируют организационно-технические средства вместе с персоналом, обеспечивающие рост скорости коммуникаций и принятия решений.

Целью самоконтроллинга в современных условиях является установление тесной взаимосвязи между индивидуальной мотивацией и действиями (эффективностью работы) и целями компании и индивидуума. Для осуществления принципа самоуправления самоконтроллинг следует рассматривать как открытую систему, находящуюся в процессе воздействия как внешних, так и внутренних факторов, нарушающих ее равновесное состояние. В открытых системах неравновесность служит своеобразной движущей силой их эволюционного развития на качественно новом уровне. Общим свойством таких систем является самоорганизация.

«Входами» в систему самоконтроллинга являются: экономические агенты, нуждающиеся в мотивации своей деятельности; мотивационная и институциональная среда; средства обслуживания.

На «выходе» системы самоконтроллинга находятся: экономические агенты с удовлетворенной потребностью самореализации; мотивационная и институциональная среда, нуждающаяся в эволюционном развитии, комплексности и взаимообусловленности; средства обслуживания с износом, требующие воспроизводства.

Результаты на «выходе» создают обратные связи, которые рассмотрены ниже.

Высокая мотивация труда вызывает положительную обратную связь, обеспечивая рост производительности и эффективности работы. Поэтому такая связь таит в себе угрозу ослабления устойчивости (равновесия).

Высокая отдача от мотивации способствует повышению эффективности работы и создает дополнительные проблемы, связанные с гаран-

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

тированной занятостью и с необходимостью обеспечения стабильности состава работников компании. Однако не вызывает сомнения то, что если руководители компаний ожидают от рабочих и профсоюзов готовности повышать производительность, качество и эффективность, то со своей стороны они должны быть готовы предоставить определенные гарантии сохранения работы.

В экономическом отношении самоконтроллинг можно рассматривать как систему, «входами» которой являются издержки, а «выходами» - доходы. Процесс самоконтроллинга заключается в преобразовании издержек в доходы, то есть «входных» величин в «выходные».

В обобщенном виде эффективность системы самоконтроллинга можно представить как комплексную экономическую категорию, характеризующую степень удовлетворения запросов потребителей при заданном уровне общих издержек.

Определение эффективности системы само-контроллинга связано с установлением критерия для соизмерения различных ресурсов, потребляемых в процессе производства (сырье и материалы, основные фонды, трудовые ресурсы и т.д.).

Максимальная экономия затрат достигается во взаимодействии внутренних и внешних факторов деятельности системы самоконтроллинга. Основным требованием максимизации экономии затрат является снижение затрат по каждой единице выпуска производства работ, услуг. При этом важно, чтобы издержки производства продукции не превышали издержек аналогичной зарубежной продукции (в том числе и заработной платы) для поддержания конкурентоспособности отечественной.

Сохраняющаяся ситуация нереализованно-сти личности в обществе может плодотворно повлиять на процессы изменений внутри компаний за счет активного включения самоуправляемых экономических агентов в коллективные действия. В отношении контроллинга это означает передачу части выполняемых функций объектам контроллинга - экономическим агентам, то есть осуществление само-контроллинга.

Список литературы

1. Дайле А. Практика контроллинга. М.: Финансы и статистика, 2003.

2. Шэффер Утц. Должен ли контроллинг выполнять функцию контроля? II Проблемы теории и практики управления. 2002. № 5.

3. Большаков Н., Уляшева Ж. Самоконтроллинг в 4. Суслов И.П. Методология экономического ис-

наноэкономике: методические основания системной следования. М.: Экономика, 1983. концепции II Проблемы теории и практики управле- 5. Денисова Д. Это все он II Эксперт. 2005. № 44

ния. 2009. № 1. (490).

APPLICATION OF SELF-CONTROLLING FOR SOLVING MOTIVATION PROBLEMS

T.A. Nesterova, O.S. Gaponova

This article presents a number of proposals to build an effective system of staff motivation in an organization using the concept of self-controlling. It is proposed to focus on the relationship of the motivation subsystem with the institutional environment and the functioning of the infrastructural environment of the organization as a set of factors in the development of self-controlling.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Keywords: staff, motivation, demotivation, deviation, self-controlling.