Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / НЕФТЬ / ГАЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чугаева Ю.А., Захарова Д.П., Клевцова Д.В., Кузьмина Е.А.

В данной статье проведен анализ основных показателей деятельности нефтегазовой отрасли Российской Федерации, что позволило в полной мере оценить эффективность функционирования ТЭК и уровень экономической безопасности РФ. Представлена оценка ключевых угроз нефтегазовой отрасли как стратегически значимого сегмента российской экономики, оказывающего влияние на экономическую безопасность страны. В рамках риск-ориентированного подхода предложены основные методы и инструменты, направленные на выявление приоритетных направлений развития отрасли, осуществление контроля над стратегическими объектами, а также разработку эффективных стратегий по управлению угрозами на производствах топливно-энергетического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чугаева Ю.А., Захарова Д.П., Клевцова Д.В., Кузьмина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF A RISK-BASED APPROACH TO THE OIL AND GAS INDUSTRY AS A TOOL FOR INCREASING THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article analyzes the main performance indicators of the oil and gas industry of the Russian Federation, which made it possible to fully assess the efficiency of the fuel and energy complex and the level of economic security of the Russian Federation. An assessment of the key threats to the oil and gas industry as a strategically significant segment of the Russian economy that affects the economic security of the country is presented. Within the framework of the risk-oriented approach, the main methods and tools aimed at identifying priority areas of industry development, exercising control over strategic facilities, as well as developing effective strategies for managing threats in the fuel and energy complex industries are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

EDN: CNBAIF

ЮА. Чугаева - к.э.н., доцент кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,yuachugaeva@mail.ru,

Yu.A. Chugaeva - candidate of economics, associate professor of the department of economics and foreign economic activity, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

Д.П. Захарова - студент, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, luckyu@list.ru,

D.P. Zakharova - student, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

Д.В. Клевцова - студент, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, daniellakd@mail.ru,

D.V. Klevtsova - student, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

E.А. Кузьмина - студент, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, lizaaking@mail.ru,

E.A. Kuzmina - student, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

ПРИМЕНЕНИЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ APPLICATION OF A RISK-BASED APPROACH TO THE OIL AND GAS INDUSTRY AS A TOOL

FOR INCREASING THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В данной статье проведен анализ основных показателей деятельности нефтегазовой отрасли Российской Федерации, что позволило в полной мере оценить эффективность функционирования ТЭК и уровень экономической безопасности РФ. Представлена оценка ключевых угроз нефтегазовой отрасли как стратегически значимого сегмента российской экономики, оказывающего влияние на экономическую безопасность страны. В рамках риск-ориентированного подхода предложены основные методы и инструменты, направленные на выявление приоритетных направлений развития отрасли, осуществление контроля над стратегическими объектами, а также разработку эффективных стратегий по управлению угрозами на производствах топливно-энергетического комплекса.

Abstract. This article analyzes the main performance indicators of the oil and gas industry of the Russian Federation, which made it possible to fully assess the efficiency of the fuel and energy complex and the level of economic security of the Russian Federation. An assessment of the key threats to the oil and gas industry as a strategically significant segment of the Russian economy that affects the economic security of the country is presented. Within the framework of the risk-oriented approach, the main methods and tools aimed at identifying priority areas of industry development, exercising control over strategic facilities, as well as developing effective strategies for managing threats in the fuel and energy complex industries are proposed.

Ключевые слова: риск-ориентированный подход, экономическая безопасность, промышленная безопасность, нефтегазовая отрасль, топливно-энергетический комплекс, нефть, газ.

Keywords: risk-based approach, economic security, industrial safety, oil and gas industry, fuel and energy complex, oil, gas.

Современные условия характеризуются сильнейшей геополитической напряженностью в системе международных отношений развитых стран, что непосредственно затрагивает национальные приоритеты противоборствующих держав, тем самым создавая прямую угрозу национальной безопасности. Обострение национальных конфликтов, высокая конкуренция и жесткое лоббирование собственных интересов обусловливает усиление контроля со стороны государства за сохранением суверенитета и территориальной целостности страны, его культуры и духовно-нравственных ценностей.

В Российской Федерации основополагающим документом, закрепляющим основные положения и приоритетные направления развития государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, выступает Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Национальная безопасность в своей сущности выражает состояние защищенности совокупности национальных интересов от угроз внутреннего и внешнего характера, которое представляет собой гарантированность сохранения и исполнения конституционных прав и свобод граждан, в том числе обеспечения достойного уровня и качества жизни, гражданского мира и согласия в стране, а также защиту объективно значимых потребностей, таких, как суверенитет, территориальная целостность и независимость Российской Федерации, что в конечном итоге создает благоприятные условия для стабильного социально-экономического развития страны [1].

Система обеспечения национальной безопасности строится на реализации целей и решении задач, которые разрабатываются в рамках национальных интересов и приоритетов, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1 - Национальные приоритеты, предусматриваемые в рамках Стратегии национальной безопасности Российской Федерации

Стоит отметить, что национальные приоритеты в Стратегии национальной безопасности представляют собой комплексную систему, эффективное функционирование которой обеспечивается за счет планомерного и единовременного решения поставленных задач в определенных сферах. В связи с этим, угрозы, направленные на конкретные интересы и приоритеты Российской Федерации, потенциально трансформируются в угрозы национальной безопасности.

В настоящее время, в связи с высоким санкционным давлением со стороны мирового сообщества, разрывом экономических, дипломатических и партнерских отношений с ведущими развитыми странами Запада, возникает угроза экономической безопасности Российской Федерации.

Экономическая безопасность, представляющая собой приоритетное направление, установленное Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, а также законодательно закрепленное Указом Президента от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», определяется как состояние защищенности национальной экономики от угроз внутренней и внешней направленности, гарантирующее сохранность экономической суверенности государства, неразрывность его экономического пространства и создание благоприятных условий для реализации стратегических национальных приоритетов РФ [2].

Большое значение в структуре экономики России отведено нефтегазовому сектору, что обусловлено ярко выраженной сырьевой моделью экспорта, направленной на реализацию полезных топливно-энергетических ресурсов. В связи с этим, внешнее давление со стороны зарубежных государств, оказываемое как на Российскую Федерацию в целом, так и на конкретные крупные организации нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности в частности, расширяет спектр потенциальных вызовов и угроз экономической безопасности.

Экономическая безопасность нефтегазового сектора Российской Федерации, в данном случае, заключается в обеспечении стабильной непрерывной деятельности объектов нефтегазовой отрасли на протяжении всего производственного цикла, наличия рынков сбыта продукции российских компаний, развитие технологического потенциала, что в конечном итоге сможет гарантировать дальнейшее развитие экономики в целом.

Для определения уровня экономической безопасности нефтегазового сектора РФ следует провести комплексный анализ структурных изменений таких ключевых показателей, как объем нефтегазовых доходов, темпы добычи, переработки, экспорта нефти и газа, а также уровень ресурсообеспе-чения данными видами топливно-энергетического сырья, что позволит проследить влияние внутренних и внешних факторов на эффективность функционирования ТЭК России.

На рисунке 2 представлена динамика нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ за период 2017-2021 гг.

Нефтегатовые доходы федерального бюджета, млрд руб.

Рисунок 2 - Динамика нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ, млрд руб.

Около одной трети доходов федерального бюджета России формируется за счет поступлений от нефтегазового сектора, что обусловливается экспортно-сырьевой направленностью российской экономики. В связи с этим, нестабильность работы нефтегазовой отрасли оказывает прямое влияние на динамику нефтегазовых доходов в общей структуре федерального бюджета, что также влияет на уровень экономической безопасности страны [3].

Динамика нефтегазовых доходов федерального бюджета характеризуется отсутствием явной тенденции, что вызвано совокупностью внешних и внутренних факторов, оказывающих прямое влияние на показатели результативности ТЭК РФ. Восстановление экономики страны в 2021 г., в том числе нефтегазовой отрасли, от постковидных ограничений способствовало увеличению данного показателя на 73 %.

Кроме того, на рост нефтегазовых поступлений в федеральный бюджет повлияли изменение размеров налоговых ставок, перераспределение налоговой нагрузки, предполагающее повышение НДПИ за счёт отмены экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, рост поступлений НДС и налога на прибыль, утилизационный сбор и разовая плата, как возмещение ущерба, связанное с причинение вреда водным объектам.

Более подробно структура нефтегазовых доходов представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Структура нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ, 2019-2021 гг.

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. Темп роста, %

2021 г. к 2019 г. 2021 г. к 2020 г.

Нефтегазовые доходы, млрд руб. в том числе: 7924,3 5235,2 9056,5 114,3 173,0

налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 5971,7 3819,7 7110,9 119,1 186,2

экспортная пошлина 2276,0 1131,5 2224,6 97,7 196,6

акциз на нефтяное сырье (без Кдемп, К^) -142,4 -221,6 -564,6 - -

обратный акциз на нефтяное сырье с «демпфирующей составляющей» Кдемп -282,2 356,6 -674,5 - -

дополнительная инвестиционная надбавка к обратному акцизу на нефтяное сырье Кинв - - -48,6 - -

налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) 101,1 149,0 1008,7 в 10 раз в 6,8 раз

Объем базовых нефтегазовых доходов в месяц, млрд руб. 4967,4 5557,6 5889,5 118,6 106,0

Дополнительно поступающие нефтегазовые доходы, млрд руб. 2956,8 -322,3 3167,0 107,1 -

Доходы федерального бюджета, млрд руб. 20188,8 18722,2 25286,4 125,2 135,1

Доля нефтегазовых доходов в общем объеме поступлений в федеральный бюджет, % 39,3 28,0 35,8 - -

Нефтегазовые доходы 2020 г. значительно снизились по сравнению с 2019 г., что обусловлено рецессией экономики в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в стране, вызванной распространением коронавирусной инфекции, и введением ряда ограничительных мер, направленных на устранение ущерба, причинённого всем отраслям экономики за счет снижения темпов производства [4].

Кроме того, на снижение нефтегазовых доходов и совокупных доходов федерального бюджета повлияло:

— падение цен на нефть марки «Urals»;

— девальвация рубля по отношению к доллару США;

— снижение объемов нефте- и газодобычи с учетом соглашения стран-участниц «ОПЕК+» о сокращении добычи нефтяного сырья с целью восстановления спроса на нефть и устранения избытка предложения данного вида сырья;

— проведение налоговой реформы в нефтяной сфере в начале 2020 г., способствующей частичному восполнению федерального бюджета с помощью изменения параметров НДД;

— отмена ряда льгот по НДПИ.

Совокупное влияние вышеперечисленных факторов поспособствовало снижению доли нефтегазовых доходов в структуре суммарных доходов федерального бюджета РФ в 2020 г. На конец года данный показатель составил 28 %, что ниже показателя 2019 г. на 11,3 %. Стоит также отметить снижение таких показателей, как дополнительно поступающие нефтегазовые доходы - более чем на 100 %, НДПИ - на 26 %, экспортной пошлины - на 50 %, что обусловлено переходом на новый налоговый режим, предполагающий постепенное повышение НДПИ с помощью специальных коэффициентов, а также за счет снижения экспортной пошлины и акциза на нефтяное сырье, что связано прежде всего с особенностями расчета данного показателя в условиях повышенных цен на нефть.

В 2021 г. ситуация изменилась, постковидные мероприятия, проводимые государством, способствовали восстановлению экономики, в том числе и в нефтегазовой отрасли, что соответствует наблюдаемой тенденции роста в структуре доходов федерального бюджета РФ.

В связи с повышением цены на нефть марки «Urals» в 2021 г., а также ростом курса доллара США по отношению к национальной валюте, с завершением так называемого «налогового маневра», предполагающего перераспределение налоговой нагрузки, пересмотром условий соглашения стран-участниц «ОПЕК+» о возможности повышения нефтедобычи, в связи с восстановлением совокупного спроса на нефтяную продукцию и нефть, суммарные доходы федерального бюджета РФ увеличились на 35,1 %, а показатели объема нефтегазовых поступлений в федеральный бюджет - почти в 2 раза по сравнению с показателями 2020 г.

Стоит отметить, что наибольшую долю в структуре нефтегазовых доходов федерального бюджета занимает НДПИ, который на конец 2021 г. составил 7110,9 млрд руб., что превышает показатель прошлого года на 86,2 %. Увеличение данного показателя определено рядом причин, главными из которых являются изменение размеров налоговых ставок НДПИ, а также переход некоторых групп налогоплательщиков нефтегазовой отрасли на режим НДД.

Также наблюдается рост показателя экспортной пошлины, занимающий второе место по объему поступлений в структуре нефтегазовых доходов федерального бюджета. Снижение налоговой ставки данного показателя не сократило объем от его поступлений, напротив, показатель увеличился почти в 2 раза, что обусловлено ростом обменного курса, а также увеличением объема экспорта природного газа, облагающегося таможенной пошлиной.

Рост налога на дополнительный доход тесно связан с увеличением доли налогоплательщиков. Указанный показатель в конце 2021 г. составил 1008,7 млрд руб., что почти в 10 раз превышает НДД 2020 г.

Существенную роль в структуре нефтегазовых поступлений играют дополнительно поступающие нефтегазовые доходы, которые приняли положительное значение в 2021 г., а также акциз и обратный акциз на нефтяное сырье, снизившийся до - 674,5 млрд руб., что обусловлено изменением налогового законодательства и в условных ценах оптового рынка. В 2021 г. наблюдается стабилизация поступающих доходов федерального бюджета, в том числе и доходов нефтегазовой отрасли.

Величина нефтегазовых доходов напрямую зависит от показателей добычи топливно-энергетического сырья, темпов его первичной переработки, а также объемов его экспорта. Структура добычи нефтяного сырья представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Ключевые показатели деятельности нефтяной отрасли РФ, 2019-2021 гг.

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. Темп роста, %

2021 г. к 2019 г. 2021 г. к 2020 г.

Объём добычи нефтяного сырья, млн т в том числе: 561,2 512,8 524,5 93,5 102,3

нефти ВИНК 475,5 431,1 406,8 85,6 94,4

нефти независимыми производителями 66,2 63,1 100,8 152,3 159,7

нефти операторами СРП 19,5 18,6 16,9 86,7 90,9

Первичная переработка нефтяного сырья, млн т 285,1 270,0 280,8 98,5 104,0

Производство нефтепродуктов, млн т 176,9 167,6 166,0 93,8 99,0

Объем нефтяного экспорта, млн т 266,2 232,5 231,4 86,9 99,5

Отгрузка нефтепродуктов на экспорт, млн т 79,9 130,3 144,5 180,9 110,9

Пандемия коронавируса нанесла значительный урон по всем отраслям экономики, сложившаяся ситуация оказала негативные последствия на нефтяной рынок РФ. Угрожающими факторами экономической безопасности нефтегазовой отрасли помимо пандемии COVID-19 являются также снижение совокупного спроса на нефть и нефтепродукты и установленные квоты, предусмотренные соглашением «ОПЕК+» принятые в начале 2020 г., которые были направлены на сдерживание национальной нефтедобычи. Сокращение объема добычи нефти в 2020 г., предусмотренное соглашением, было разделено между нефтяными вертикально интегрированными компаниями, независимыми производителями, а также компаниями-операторами проектов, реализуемых в рамках соглашений СРП.

В структуре общего объема нефтедобычи наибольшая доля приходится на нефтяные компании ВИНК. В конце 2020 г. добыча нефти указанными компаниями составила 431,1 млрд т, что на 9,4 % ниже показателя 2019 г. Незначительная доля добычи нефти приходится на малые и средние нефтедобывающие компании, а также на компании-операторы СРП, объемы нефтяного сырья которых на конец года составили 63,1 и 18,6 млн т соответственно.

Суммарный объем добычи нефти сократился на 8,6 % в связи с ранее указанными причинами, а также по причине снижения цен на нефть, санкционным давлением зарубежных стран на российскую нефтяную отрасль и сокращением технологических показателей нефтедобычи. Падение совокупного спроса топливного назначения и введение повышенных стандартов экологической безопасности повлияли на объем первичной переработки нефти. Снижение объема нефтепереработки распространялось на 74 НПЗ и ГПЗ, общий объем переработки нефтяного сырья которых на конец 2020 г. составил 270 млн т, что ниже показателя 2019 г. на 5,3 %. Снижение производства нефтепродуктов, сопровождаемое падением показателей добычи нефтяного сырья и его переработки, отразилось на выработке всех основных видов нефтяной продукции, что обусловлено сокращением совокупного спроса основных потребителей топлива. Помимо этого, ограничительные мероприятия, проводимые мировым сообществом, в период вспышки коронавирусной инфекции значительно повлияли на отгрузку нефтяного сырья и нефтепродуктов на внешний рынок. Суммарный объем экспорта нефти в

2020 г. составил 232,5 млн т, что ниже показателя 2019 г. на 12,7 %, однако в показателе экспорта нефтяной продукции наблюдается противоположная тенденция, что обусловлено увеличением экспорта ДТ и автобензина.

В 2021 г. наблюдается восстановление объема добычи нефти и первичной переработки в связи с послаблением введенных ковидных ограничений в 2020 г. и восстановлением совокупного спроса на нефтяное сырье и нефтепродукты. Кроме того, увеличение объема добычи нефти на 2,3 % обусловлено смягчением требований, указанных в соглашении «ОПЕК+», и утверждении повышения уровня нефтедобычи на 500 тыс. барр. в сутки. Также на рост данного показателя значительно повлияли увеличение доли добычи нефти малыми и средние нефтедобывающие предприятиями на 59,7 %. Однако нефтедобыча компаний ВИНК, на которую приходится наибольшая доля в структуре суммарной национальной добычи нефти, снизилась на 5,6 %, что обусловлено сокращением объемов добычи нефтяного сырья ПАО «НГК «Славнефть» и «Роснефть» в 2021 г.

Повышение объема нефтедобычи отразилось на росте нефтепереработки. В 2021 г. данный показатель составил 280,8 млн т, что на 4 % выше 2020 г. Сокращение производства нефтяной продукции, обусловленное необходимостью проведения технологического обслуживания ряда НПЗ для устранения угроз промышленной безопасности важных стратегических объектов ТЭК, не повлекло за собой снижение обеспеченности топливом внутреннего рынка и экспорта нефтяной продукции, в связи сохранившимися запасами. Восстановление объема экспорта нефтяного сырья и нефтепродуктов в

2021 г. связано в первую очередь с пересмотром условий соглашения «ОПЕК+» о небольшом повы-

шении добычи нефти, а также ростом совокупного спроса нефтяного рынка. Таким образом, нефтяная отрасль в 2021 г. значительно увеличила ключевые показатели, что обусловлено восстановлением основных отраслей мировой экономики, в том числе и ТЭК.

Аналогичные скачки в динамике добычи прослеживаются и в газовом сегменте, что более подробно отражено в таблице 3.

Таблица 3 - Структура добычи и переработки газа в РФ, 2019-2021 гг.

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. Темп роста, %

2021 г. к 2019 г. 2021 г. к 2020 г.

Объем добычи газа, млрд м3 в том числе: 737,8 692,9 762,8 103,4 110,1

природного газа 643,6 598,2 662,0 102,9 110,7

попутного нефтяного газа 94,1 94,7 100,8 107,1 106,4

Объем переработки газа, млрд м3 81,3 77,7 70,0 86,1 90,1

Поставка газа на внутренний рынок, млрд м3 480,5 464,4 470,0 97,8 101,2

Объем экспортного газа (включая среднеазиатские ресурсы и поставку СПГ), млрд м3 270,1 215,4 251,0 92,9 116,5

Объем производства сжиженных углеводородных газов (СУГ), млн т 17,0 16,3 16,4 96,5 100,6

Объем экспортного СУГ, млн т 5,7 4,2 3,8 66,7 90,5

Объем производства сжиженного природного газа (СПГ), млн т 29,5 30,5 40,6 137,6 133,1

Дестабилизация объемов добычи газа, по сравнению с ситуацией на нефтяном рынке, характеризуется меньшими темпами снижения основных показателей, а также стремительным восстановлением и наращением производственных мощностей на фоне ослабления нагрузки, оказываемой на мировую экономику. На резкое сокращение объемов добычи газа, помимо неблагоприятной эпидемиологической обстановки и ограничительных мер, принятых мировым сообществом, повлияло:

— снижение спроса на газ в странах европейского союза, вызванное теплыми погодными условиями в зимний период;

— падение цен на газ до уровня 1999 г.;

— усиление конкуренции в связи с ростом предложения СПГ из США;

— достаточное количество СПГ в газовых резервах стран ЕС;

— сокращение темпов добычи газа ПАО «НГК «Газпром», доля которой в структуре общего объема газодобычи составляет 68 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Снижение российской газодобычи вызвало уменьшение объемов переработки газа на 4,4% в 2020 г. Кроме того указанные ранее факторы нанесли значительный ущерб поставкам газа на внешний рынок, преимущественно европейский, что в свою очередь снизило нефтегазовые доходы федерального бюджета РФ, а также создало угрозу экономической безопасности России.

В целях стабилизации возникшей ситуации были предприняты меры переориентирования рынков сбыта в восточный регион, а также сбыта газовой продукции на внутренний рынок. В показателе в 2020 г. объема экспортного СУГ также наблюдается снижение на 26,3 %, что компенсируется ростом данного вида топлива на национальный рынок для удовлетворения потребностей населения, промышленной и транспортной отрасли экономики.

Рост общего объема отечественной газодобычи в 2021 г. на 10,1 %, обусловлен открытием нового крупнейшего месторождения газа на Таймыре, запасы которого превышают 384 млрд куб. м, а также двух газоконденсатных месторождений в республики Саха, суммарный газовый резерв которых составил около 115 млрд куб. м - газа, 3,4 млн т - конденсата. Кроме того, повышение данного показателя сопровождается увеличением объемов экспорта газа, включая СПГ, на 16,5 %, что обусловлено:

— открытием экономик стран;

— ростом спроса на газ на европейском рынке, как следствие исчерпания газовых запасов стран Европы;

— увеличение газового потребления стран Ближнего и Дальнего Востока;

— рекордным показателем на последние 13 лет добычи газа ведущей национальной компанией «Газпром»;

— окончание проекта «Северного потока-2», предполагающего экспорт газа в Европу через дно Балтийского моря.

Однако показатель экспорта СУГ снизился на 9,5 %, что связано с сокращением производства данного продукта в начале второго полугодия в 2021 г., в следствие аварии, произошедшей на одном из ГПЗ «Газпрома», что в значительной мере повлияло на уровень промышленной безопасности. Помимо всего прочего, в поставках газа на внутренний рынок в 2021 г. наблюдается рост на 1,2 %, что объясняется повышением газификацией населенных пунктов Северо-Запада России. Результаты 2021 г. позволяют аналитикам нефтегазового сектора строить оптимистичные прогнозы о дальнейшем функционировании ТЭК РФ с расчетом на повышение уровня экономической безопасности страны. В таблице 4 представлена динамика обеспеченности РФ нефтью и газом за период 2019-2021 гг.

В 2020 г. наблюдается увеличение объемов запасов нефти на 0,28 %, как следствие снижения добычи нефти, предусмотренное соглашением «ОПЕК+» и введения карантинных мер по всему миру, а также сокращения темпов потребления нефти. Повышение данного показателя повлияло на долю российских запасов нефти в структуре мирового нефтяного резерва.

Принимая во внимания указанные факторы, обеспеченность России нефтяными запасами соответственно увеличилась на 6 % и составила на конец 2020 г. около 28 лет. Снижение данного показателя в 2021 г. на 2,25 % обусловлено увеличением объемов добычи нефти, в том числе в сутки на 2,6 %, в связи с изменением условий соглашения «ОПЕК+» о небольшом повышении уровня нефтедобычи. Показатель нефтезапасов и его доли в мировых нефтяных запасах остались неизменными, что определено сложностью обнаружения новых крупных месторождений нефти.

Таблица 4 — Обеспеченность РФ нефтью и газом, 2019-2021 гг.

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. Темп роста, %

2021 г. к 2019 г. 2021 г. к 2020 г.

Нефть

Запасы нефти, млрд барелей 107,2 107,8 107,8 100,28 100,00

В % от мировых запасов нефти 6,18 6,22 6,22 - -

Добыча нефти тыс. баррелей в сутки 11679 10667 10944 93,71 102,60

Обеспеченность страны нефтяными запасами, лет 25,15 27,69 26,99 107,32 97,75

Природный газ

Запасы газа, трлн м3 38,0 37,4 48,9 128,68 130,75

В % от мировых запасов газа 19,11 19,88 23,75 - -

Добыча газа млрд м3 в сутки 679,0 637,3 701,7 103,34 110,11

Обеспеченность страны газовыми запасами, лет 153,33 160,78 190,93 124,52 118,75

Объем газовых запасов в 2020 г. сократился на 0,6 %, однако данный фактор не повлиял на удельный вес в общемировых запасах газа. Доля газового запаса РФ составила в мировом газовом резерве на конец года почти 20 %, что подтверждает первенство России в международном рейтинге стран по запасам природного газа. Снижение суточной газодобычи на 6,1 % обусловлено сокращением среднесуточной добычи газа рядом компаний ВИНК. Ресурсобеспеченность России газом составляет 161 год, что обеспечивает России лидирующую позицию в данной категории. Открытие новых мелких и средних месторождений объясняет повышение показателей запаса газа России и газодобычи в 2021 г. Увеличение доли газовых запасов РФ в структуре мирового резерва газа на 3,87 % позволяет сохранять ведущее положение во всемирном рейтинге ресурсосообеспеченности газом стран. Проведенные расчеты в 2021 г. показали, что данного вида топлива хватит почти на 191 год непрерывного пользования, при заданном уровне добычи газа.

Исходя из отчетов Министерства энергетики РФ, особое влияние на нефтегазовый сектор Российской Федерации оказывают санкционные меры, вводимые рядом зарубежных стран с целью оказания экономического и политического воздействия [7].

В настоящее время уровень санкционного давления, оказываемого на Россию, значительно возрос, превышая показатели таких стран, как Иран, Сирия и Северная Корея. Ограничительные меры также коснулись деятельности топливно-энергетического комплекса. В 2022 г. ограничениям подверглись:

— нефтяная продукция: введение эмбарго на закупку российской продукции такими развитыми странами как США, Канада и Австралия, отказ ряда крупнейших производственных нефтяных компаний от импорта нефтепродуктов, а также ограничение ввоза высокотехнологичного оборудования, необходимого для извлечения нефтяных запасов из труднодоступных месторождений и после-

дующей их переработки, по приблизительным расчетам экспертов приведет к потерям в 20-40 млн т экспорта нефти и нефтепродуктов, снижению темпов добычи подтвержденных запасов, а также результативности работы российских НПЗ;

— проектная деятельность в нефтегазовом секторе: с принятием нового пакета санкций произошел массовый отток капитальных вложений из крупных межнациональных проектов таких как «Сахалин - 1», «Сахалин - 2», «Голубой поток» и ряда других, что вызвано выходом иностранных компаний из совместных программ и принятии запрета инвестирования проектов России по развитию ТЭК США и Евросоюзом;

— импорт российского природного газа: с целью снижения импортной зависимости от природного газа, поставляемого Российской Федерацией на европейские рынки сбыта, рядом стран Евросоюза было принято решение о прекращении закупок данного вида сырья, что в конечном итоге может привести к снижению российского экспорта в 2022 году до 50 млрд куб м. Также на величину экспорта повлияют отказы продления соглашений с ПАО «Газпром» на поставку природного газа Польшей и Болгарией и приостановка сертификации «Северного потока - 2» [6].

Совокупность влияния внешних факторов на нефтегазовую отрасль находит свое прямое отражение в графике цен на нефть различных торговых марок, общая динамика которых представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Волатильность среднегодовых цен на нефть за 2017-2021 гг., долл. США

Как видно из графика, на протяжении всего исследуемого периода волатильность среднегодовых цен на нефть подвержена общим тенденциям, которые оказали губительное влияние на мировые экономические процессы. Планомерное падения уровня цен на нефть в 2019 г., продолжающееся вплоть до 2020 г. представляло собой закономерное явление вследствие ранее предпринятых мер в связи с нестабильной обстановкой на внутренних и внешних рынках сбыта топливно-энергетического сырья [5].

Традиционно волатильность цен на нефть российской марки «Urals» подчиняется котировкам, принятым в отношении европейской марки «Brent» с учетом дисконтирования, что обуславливается высоким содержанием серы и тяжелых углеводородов в составе поставляемого сырья, что отдаляет «Urals» от общепринятых стандартов качества, и что в конечном итоге значительно сказывается на установлении курса цен.

В начале 2021 г. на мировом рынке нефти наблюдалось значительное увеличение цен на нефть, в том числе и российских марок, что обусловлено ростом мировых котировок, увеличением обеспокоенности потребителей по поводу возможного снижения предложения нефти в связи с повсеместным возобновлением производственных процессов, а также выходом еженедельного отчета EAI, который свидетельствовал об очередном снижении нефтяных запасов США.

В настоящий момент по прогнозным значениям 2022 г. наблюдается тенденция к снижению курса цен на российскую марку «Urals», что обусловлено высокими геополитическими рисками и ростом санкционного давления на Россию, однако специалисты в области аналитики говорят о возможной стабилизации нефтяного сектора по мере ослабления влияния основных факторов риска и переориентирования ряда поставок на альтернативные рынки сбыта продукции.

Таким образом, анализ ключевых показателей нефтегазового сектора экономики России продемонстрировал негативное влияние совокупности внутренних и внешних факторов, представляющих определенную угрозу экономической безопасности страны.

Говоря о нефтегазовом секторе экономики России, можно определить следующие ключевые вызовы и угрозы данного сектора:

- усиление глобальной конкуренции среди развитых стран мира за счет реализации своих конкурентных преимуществ (уровень развития экономики, высоких технологий и т.д.);

- применение и реализация дискриминационных мер по отношению к ключевым секторам экономики РФ;

- ограничение доступа к современным технологиям и финансовым ресурсам;

- повышение напряженности в области экономических интересов РФ;

- глобальные изменения в структуре спроса и потребления энергетических ресурсов;

- неэффективность экспортно-сырьевой модели экономики в современных реалиях;

- исчерпание действующих топливно-сырьевых месторождений,

- высокая сложность в освоении и нахождении новых залежей ресурсов;

- высокие требования экологической безопасности;

- рост затрат на обеспечение экологических стандартов.

В настоящее время данные вызовы и угрозы реализуются посредством усилий зарубежных стран и международных компаний, тем самым создавая высокий уровень риска экономической безопасности не только нефтегазовой отрасли, но и всему экономическому сектору России. Обновление пакетов санкций, ограничение использования высокотехнологичной продукции, являющейся стратегически важным аспектом осуществления деятельности крупных предприятий, а также установление эмбарго на ввоз российской продукции препятствует реализации приоритетных задач Российской Федерации. В частности, говоря о нефтегазовом секторе, классификация рисков представляет собой консолидацию политических, отраслевых и проектных факторов.

Политические риски выражаются в ограничении деятельности российских нефтегазовых компаний в области выполнения контрактных обязательств, прерывания функционирования нефтегазовых потоков и перевозок продукции, а также в разрыве международных договоренностей, что оборачивается для Российской Федерацией потерей установившихся рынков сбыта и необходимостью выстраивания новых логических цепочек распределения нефти и газа. Помимо этого, сохраняется реальная террористическая угроза нарушения поставок по функционирующим в настоящее время нефтепроводам, что обусловливает необходимость разработки и внедрения мер повышения промышленной и экономической безопасности.

Отраслевые риски, присущие непосредственно нефтегазовому сектору, представляют собой ряд факторов, препятствующих обнаружению и освоению новых месторождений топливно-энергетических ресурсов, а также развитию существующих и ныне используемых месторождений в связи с отсутствием необходимого высокотехнологичного оборудования. Нарушения в линиях снабжения неизбежно влекут за собой снижение результативности операционной деятельности нефтегазовых компаний, что в долгосрочной перспективе оказывает негативное влияние на нефтегазовый комплекс в целом, что вызвано тесной взаимосвязью хозяйствующих субъектов и спецификой их деятельности.

В связи с нестабильной внешнеэкономической и политической обстановкой в значительной мере возрастают проектные риски. Отсутствие реальной возможности прогнозирования нынешней действительности ставит под угрозу реализацию крупных межнациональных и отечественных проектов, а также замедляет темпы разработки НИОКР, что в значительной мере сокращает потенциал топливно-энергетического комплекса - стратегического объекта экономической безопасности РФ. Помимо этого, чрезмерная зависимость экономики России от иностранных технологий и комплектующих формирует дополнительные угрозы функционирования нефтегазового сектора в случаях производственных аварий [8].

Консолидированное влияние негативных факторов обусловливает применение различных мер и инструментов для повышения уровня экономической безопасности нефтегазовой отрасли Российской Федерации. В основном данные мероприятия сводятся к осуществлению мониторинга основных технологических и производственных процессов. Среди распространенных инструментов повышения экономической безопасности в нефтегазовой отрасли в настоящее время широко применяются следующие:

- мониторинг охранных зон;

- мониторинг пожароопасной обстановки;

- геотехнический мониторинг;

- мониторинг возможных утечек;

- риск-ориентированный мониторинг и другие.

Говоря о риск-ориентированном подходе как об эффективном инструменте повышения уровня экономической безопасности нефтегазового сектора РФ, необходимо обозначить основной алгоритм его применения.

Методика риск-ориентированного подхода основывается на определении совокупности статистических показателей состояния ключевых объектов нефтегазовой отрасли, получаемых в ходе проведения полного комплекса диагностических мероприятий, на основе которых в дальнейшем осуществляется отслеживание и прогнозирование возможных рисков и угроз, а также планирование контрмер, направленных на снижение степени влияния неблагоприятных факторов как во внутренней, так и во внешней среде производственной деятельности нефтегазового комплекса.

В качестве явного преимущества использования риск-ориентированного подхода выступает возможность прогнозирования потенциальных сценариев развития технической оснащенности топливно-энергетического комплекса и увеличения скорости реагирования и адаптации на потенциальные вызовы и угрозы за счет внедрения соответствующих предохранительных мероприятий, повышающих уровень промышленной и экономической безопасности.

В процессе мониторинга и анализа полученных данных создаются так называемые барьеры безопасности - индикаторы, предназначенные для осуществления систематического контроля за стратегически важными показателями безопасности промышленных объектов, что в значительной мере способствует снижению вероятности наступления неблагоприятных последствий и производственных аварий. Вопрос отслеживания состояния индикаторов, выражающихся в виде морального износа оборудования и теряющих свою актуальность со временем мер по обеспечению промышленной и экономической безопасности, в связи с неспособностью отображать реальное состояние промышленных объектов, в настоящее время повышает свою актуальность. Для поддержания стабильного уровня результативности работы применяемых инструментов повышения экономической и промышленной безопасности требуется проведение плановых инспекций, подтверждающих их эффективность.

Следует отметить, что непрерывный мониторинг производительности и износа оборудования в настоящий момент не представляет собой новое направление исследований для стратегически важных с точки зрения экономической безопасности отраслей.

Определение специальных индикаторов в крупных нефтегазовых компаниях является ключевым аспектом построения комплексной системы проверки и обеспечения технического обслуживания оборудования. В соответствии с методикой риск-ориентированного подхода дальнейший мониторинг состояния объектов с учетом предъявляемых характеристик позволяет провести количественную и качественную оценку рисков, выявить приоритетные направления, требующие повышенного внимания, что в дальнейшем служит основой для разработки эффективных стратегий управления риском.

Таким образом, применение риск-ориентированного подхода в настоящее время является одним из важнейших элементов в системе принятия управленческих решений при повышении уровня экономической безопасности не только в нефтегазовом секторе, но и во всех крупных производственных стратегических центрах экономики Российской Федерации. В сущности этот метод можно рассматривать как открытый набор инструментов, предназначенный для широкого спектра проектных требований нефтегазовой, горнодобывающей, химической и перерабатывающей отраслей, где процесс принятия решений в большей степени подвержен фактору неопределенности и требует четкого знания состояния стратегически значимых объектов.

Однако стоит отметить, что риск-ориентированный подход в основном направлен на риски технического характера, не учитывая внешние факторы возможного вмешательства в структуру функционирования компаний нефтегазового сектора. Данный подход необходимо рассматривать в совокупности с другими методиками устранения угроз для повышения его результативности в обеспечении экономической и промышленной безопасности организаций топливно-энергетического комплекса РФ.

Источники:

1. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

2. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на

период до 2030 года».

3. Официальный сайт Министерства энергетики РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/.

4. Отражение кризисов 2020-2021 годов в энергетических прогнозах: энергетический бюллетень. - М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, ноябрь 2021. https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/energo/2021/ Energo102.pdf.

5. BP Statistical Review of World Energy, 70 edition, 2021. - London Pureprint Group, 2021.

6. ТЭК России в условиях санкционных ограничений март 2022: энергетический бюллетень. - М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, март 2022.

7. Отчет о функционировании и развитии ТЭК России в 2020 году. - М.: Министерство энергетики РФ, 2020.

8. Снимщикова, И. В. Повышение конкурентоспособности нефтяных компаний как условие устойчивого экономического развития / И. В. Снимщикова, Ю. А. Чугаева, В. Д. Винокуров // Российская наука: актуальные вопросы, достижения и инновации : Материалы всероссийского конкурса научных работ , Краснодар, 09 октября 2020 года. -Краснодар: ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ - филиал ФГБУ "РЭА" Минэнерго России, 2020. - С. 183-186.

References:

1. Decree of the President of the Russian Federation of 02.07.2021 N 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation»

2. Decree of the President of the Russian Federation dated May 13, 2017 No. 208 «On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030»

3. Official website of the Ministry of Energy of the Russian Federation. - [Electronic resource]. - Access mode: https://minenergo.gov.ru/

4. Reflection of the crises of 2020-2021 in energy forecasts: Energy Bulletin. - Moscow: Analytical Center under the Government of the Russian Federation, November 2021. https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/energo/2021/Energo102.pdf

5. BP Statistical Review of World Energy, 70 edition, 2021. - London Pureprint Group, 2021.

6. Fuel and Energy Complex of Russia under sanctions restrictions March 2022: energy Bulletin. - Moscow: Analytical Center under the Government of the Russian Federation, March 2022.

7. Report on the functioning and development of the Fuel and energy Complex of Russia in 2020- Moscow: Ministry of Energy of the Russian Federation, 2020.

8. Snimshchikova, I. V. Improving the competitiveness of oil companies as a condition for sustainable economic development / I. V. Snimshchikova, Yu. scientific papers, Krasnodar, October 09, 2020. - Krasnodar: FGBU "Russian Energy Agency" of the Ministry of Energy of Russia Krasnodar TSNTI - branch of the FGBU "REA" of the Ministry of Energy of Russia, 2020. - P. 183-186.

EDN: KAOANJ BíasH

Т.В. Яровова - к.пед.н., доцент кафедры управления инновациями, Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России, Одинцово, Россия, t.yarovova@odin.mgimo.ru,

T.V. Yarovova - candidate of pedagogic sciences, associate professor of the department of innovation management of the Odintsovo branch of the Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Odintsovo, Russia;

А.И. Духанина - магистрант МИЭП МГИМО (у) МИД России, МГИМО(у) МИД России (Одинцовский филиал), Одинцово, Россия, duhanina_a_i@my.mgimo.ru,

A.I. Dukhanina - master's student of the Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Odintsovo, Russia.

ИННОВАЦИОННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ: МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ INNOVATIVE STATE PROGRAMS: THE MECHANISM OF FORMATION AND IMPLEMENTATION

Аннотация. Целью научной статьи выступает проведение анализа характеристики механизма формирования и реализации инновационных государственных программ, направленных на стимулирование развития национальной инновационной системы. Рассмотрены особенности применяемых Правительством РФ мероприятий, направленных на стимулирование развития инновационной деятельности и экономики. Актуальность темы связана с тем, что в современных реалиях важным условием конкурентоспособности экономики и экономических субъектов выступает реализация стратегии инновационного развития. Методологической основой исследования стали методы системного анализа (при проведении анализа характеристики и особенностей поддержки инновационного развития в России) и сравнительного анализа (при анализе конкретных программ инновационного развития в России и оценки их характеристики). В выводах установлено, что участие государства способствует формированию инфраструктуры национальной инновационной системы. Соответственно со стороны органов государственной власти необходимо использование различных механизмов, которые стимулируют инновационную активность предприятий.

Abstract. the purpose of the scientific article is to analyze the characteristics of the mechanism for the formation and implementation of innovative state programs aimed at stimulating the development of the national innovation system. The features of the measures applied by the Government of the Russian Federation aimed at stimulating the development of innovative activity and the economy are considered. The relevance of the topic is due to the fact that in modern realities, an important condition for the com-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.