Научная статья на тему 'Применение реляционных баз данных в системах информационной поддержки эксплуатации авиационной техники'

Применение реляционных баз данных в системах информационной поддержки эксплуатации авиационной техники Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / AUTOMATED INFORMATION SYSTEM / ЭЛЕКТРОННЫЙ ФОРМУЛЯР ВЕРТОЛЁТА / ELECTRONIC MAGAZINE OF THE HELICOPTER / АВТОМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / AUTOMATION OF INFORMATION PROCESSES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / INFORMATION STREAMS / THE ELECTRONIC DATA CARD

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Короленко В.В., Дорошенко А.Б.

В статье рассматриваются аспекты проектирования и создания автоматизированных информационных систем на основе реляционных баз данных в интересах обеспечения информационной поддержки технической эксплуатации авиационной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Короленко В.В., Дорошенко А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONAL DATABASES IN SISTEM OF INFORMATION SUPPORT OF TECHNICAL OPERATION AVIATION ENGINEERING

In the article aspects of designing and creation of the automated information systems are considered on a basis of relational databases in interests of maintenance of information support of technical operation of aviation engineering

Текст научной работы на тему «Применение реляционных баз данных в системах информационной поддержки эксплуатации авиационной техники»

УДК 681.518.5

ГРНТИ 78.25.13

ПРИМЕНЕНИЕ РЕЛЯЦИОННЫХ БАЗ ДАННЫХ В СИСТЕМАХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

В.В. КОРОЛЕНКО, кандидат экономических наук

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

А.Б. ДОРОШЕНКО

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

В статье рассматриваются аспекты проектирования и создания автоматизированных информационных систем на основе реляционных баз данных в интересах обеспечения информационной поддержки технической эксплуатации авиационной техники.

Ключевые слова: автоматизированная информационная система; электронный формуляр вертолёта; автоматизация информационных процессов; информационные потоки.

RELATIONAL DATABASES IN SISTEM OF INFORMATION SUPPORT

OF TECHNICAL OPERATION AVIATION ENGINEERING

V.V. KOROLENKO, Candidate of Economic Sciences

MESC AF «The Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

A.B. DOROSHENKO

MESC AF «The Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

In the article aspects of designing and creation of the automated information systems are considered on a basis of relational databases in interests of maintenance of information support of technical operation of aviation engineering

Keywords: the automated information system; electronic magazine of the helicopter; automation of information processes; the electronic data card; information streams.

Введение. Качественный скачок вычислительной техники конца двадцатого века позволил значительно упростить решение задач, связанных с обработкой больших объемов информации. Реализация этих возможностей стала возможной в результате разработок и внедрения систем управления базами данных (СУБД).

Особенно заметна данная тенденция в авиации. Технологии, основанные на применении СУБД, позволяют повысить быстродействие и эффективность систем автоматического управления (САУ), снизить весовую долю этих систем в массе летательных аппаратов (ЛА), заметно повышая при этом их надёжность. Не остались в стороне и вопросы, связанные с информационной составляющей инженерно-авиационного обеспечения авиации. На сегодняшний день для всех перспективных ЛА уже на стадии проектирования разрабатываются системы информационной поддержки технической эксплуатации, созданные на базе автоматизированных информационных систем (АИС).

Актуальность. В силу ряда причин, авиационная техника (АТ) предыдущих поколений не попала в сферу интересов разработчиков прикладных программ информа-

ционной поддержки технической эксплуатации. Такие разработки принято считать нерентабельными. Существует ряд аргументов в пользу такого подхода, но, тем не менее, применение новых информационных технологий на основе локальных АИС может существенно облегчить организацию информационной поддержки эксплуатации АТ предыдущих поколений.

Одним из вариантов такого применения может стать создание локальных баз, отражающих эксплуатационный потенциал предполагаемой к списанию в ближайшие годы АТ. Организация электронного учёта агрегатов, имеющих остаток назначенного ресурса, превышающий ресурс основного изделия (планера), позволит скоординировать деятельность соответствующих структур по формированию и использованию по назначению фондов запасных частей. В свою очередь, это позволит оптимизировать эксплуатационные расходы и сэкономить значительные ресурсы.

Кроме того, возможность объединения таких баз данных путём слияния, может позволить концентрировать информацию на различных уровнях управления.

Ещё одним немаловажным достоинством является то, что региональные базы данных, получаемые в результате слияния локальных баз данных, на программном уровне могут быть интегрированы в более крупные, перспективные информационные системы новых поколений.

Для изучения и оценки возможностей по созданию и применению систем информационной поддержки ЛА предыдущих поколений была создана малобюджетная, однопользовательская АИС, получившая условное название «Электронный формуляр вертолёта МИ-8». В основу АИС легла документация вертолёта МИ-8Т. Данный выбор был обусловлен многочисленностью модификаций вертолёта и большим количеством ведущихся в эксплуатации формуляров и паспортов.

Данная АИС представляет собой электронный аналог существующей «бумажной» документации вертолёта МИ-8, максимально близкий по структурному составу и информационной наполненности.

В процессе создания системы был проведен анализ существующей технической документации с целью определения ее эффективности и выявлен перечень проблемных вопросов, которые могут быть разрешены путём их автоматизации. По результатам проведённого анализа было выполнено логическое моделирование и создана диаграмма «сущность-связь». Также была осуществлена реализация физического проектирования автоматической информационной системы в среде MS Access на основе созданной логической структуры СУБД и тестовое приложение для работы с базой данных.

Главным критерием, определяющим степень готовности АТ к выполнению задач по предназначению, являются её исправность и время, необходимое на подготовку к вылету. Исправность обеспечивается выполнением полного перечня пунктов регламента технического обслуживания подробно описанных в технологических картах применительно к каждому типу ЛА. Исходя из этого, оформление документации является полноценной составляющей технической эксплуатации АТ. Кроме того, данная составляющая содержит в себе юридический, технический и информационный аспекты обслуживания вертолёта.

Юридический аспект заключается в том, что каждая запись в формуляре имеет календарную дату и заверяется подписями исполнителей и контролёров, которые несут ответственность за полноту и качество выполненных работ.

Информационный аспект заключается в полноте и точности внесения необходимых данных, в результате чего образуются информационные потоки, максимально описывающие все события технической и лётной эксплуатации вертолёта.

Технический аспект заключается в полном и точном соблюдении технологий эксплуатации вертолёта, что в свою очередь гарантирует его безотказную работу в течение определённого периода времени.

Таким образом, комплект технической документации отражает все события эксплуатации вертолёта и является информационным аналогом процессов эксплуатации вертолёта.

Характерной особенностью технической документации вертолёта является её строгая иерархическая структура. Главным техническим документом вертолёта является «Формуляр вертолёта», где содержатся все данные о системах, комплексах и агрегатах вертолёта.

Вместе с тем, установленные на вертолёт комплектующие изделия других производителей (двигатели, редукторы, несущая система) также имеют свои формуляры. Формально эти изделия входят в состав вертолёта, их документация структурно аналогична документации вертолёта. При таком построении возникает избыточность данных, вносимых в формуляры и паспорта. В каждом формуляре продублированы данные о дате и продолжительности полёта, фамилии борттехника, итоговые значения наработки и записи о выполнении регламентных работ. Существование такой избыточности информации обусловлено необходимостью отражения полного технического и эксплуатационного состояния как в документации вертолёта, так и в документации каждого комплектующего изделия другого производителя.

В качестве примера приведена схема информационных потоков, характеризующих налет вертолета и наработку двигателей (рисунок 1).

Дата лётной смены Фамилия бортового техника Количество полётов (запусков) Наработка на земле Налёт за лётную смену Наработка после

последнего ремонта Наработка с начала эксплуатации Подпись ведущего

формуляр 1 п г п г 1 П г 1] п п т

Формуляр вертолёта Формуляр левого двигателя Формуляр правого двигателя Формуляр главного редуктора Паспорт несущей системы

Рисунок 1 - Информационные потоки, характеризующие налет вертолета и наработку двигателей

Как следует из рисунка 1, при внесении данных о выполнении лишь одной лётной смены требуется заполнения 34 полей на 10 различных листах формуляров и паспортов. Кроме того, правила оформления документации не допускают ошибок, которые не могут не возникнуть при внесении такого количества однотипных записей. Так, например, в результате случайной описки возникает уже 35-я запись. Теперь это будет запись о недействительности указанной записи, заверенная печатью.

Исходя из вышесказанного, техническая документация вертолёта представляет собой комплекс данных, являющийся сложно-структурированной иерархической информационной системой, выполненной в «бумажном» виде. Как информационная система, данный комплекс физически громоздок, требует определённых навыков в оформлении и больших затрат времени на работу с данными, вносимыми в документацию. При этом уменьшение количества записей выполняемых в документации не допускается.

Для устранения указанных недостатков применена автоматизация путём применения АИС. Объектом автоматизации стали:

- процессы по заполнению формуляров и паспортов систем и агрегатов вертолёта;

- выборка и вывод данных, необходимых для контроля технического состояния вертолета, как в целом, так и по отдельно взятым системам или агрегатам.

Оценивая перспективы роста размеров создаваемой АИС, необходимо отметить, что с учётом ограничений, накладываемых существующей нормативной документацией по организации и проведению полётов, первоначальный объем базы данных для вертолёта МИ-8 занимает порядка 1000 строк. Планируемый прирост при указанных условиях может составить около 4000 строк в год. При этом размер строки варьируется по величине в зависимости от типа вносимых данных и в среднем по таблице составит около 600 байт. Следовательно, с учётом указанных данных можно ожидать максимальный рост размера таблицы со скоростью 2.4 Мб в год. Возможности используемой СУБД позволяют работать с файлами БД величиной 2 ГБ, что перекрывает потребность на порядок.

АИС «Электронный формуляр вертолёта МИ-8» предназначена для комплексного информационно-аналитического обеспечения процессов эксплуатации авиационной техники в части исполнения следующих процессов:

- учёт количества полётов и времени наработки систем и агрегатов вертолёта в воздухе и на земле в установленные межрегламентные периоды;

- учёт наличия и движение пономерных агрегатов, установленных на вертолет, и хранение архивов по движению в составе вертолёта систем и агрегатов без ограничения сроков давности;

- обеспечение оперативного контроля над наличием остаточного эксплуатационного ресурса систем и агрегатов вертолёта;

- учёт организационной информации применительно к данному вертолёту, а именно:

- учёт закрепления вертолёта за частью;

- учёт технического и лётного состава выполняющего техническую и лётную эксплуатацию вертолёта.

При этом основными целями создания АИС «Электронный формуляр вертолёта МИ-8» ставились:

- оценка возможности автоматизации процессов ведения эксплуатационной документации вертолёта регламентированной формы;

- оценка возможностей реляционных БД применительно к информационному обеспечению процессов эксплуатации вертолёта.

Для реализации поставленных целей система должна решать следующие задачи:

- ввод данных, необходимых для работы АИС-8;

- хранение и выдача комплексных данных по системам и агрегатам на основе запросов.

В процессе создания логической модели данных АИС на основе результатов анализа существующей системы были выделены характерные сущности.

Сущность «Вертолёт» предназначена для отражения в модели информации об авиационной технике, эксплуатируемой в организации. Экземплярами данной сущности являются конкретные вертолеты. Свойства реального объекта, отражаемые в информационной модели, определены из анализа документации. При этом выделены следующие атрибуты:

- заводской номер;

- тип вертолёта;

- дата выпуска вертолёта;

- значения наработок СНЭ и ППР;

- межремонтный ресурс вертолёта;

- данные приказов о получении вертолёта.

Данный набор атрибутов позволяет однозначно определить конкретный вертолёт в конкретной части и оценить его потенциал по выполнению полётов.

Далее были определены подчинённые сущности:

- «Учёт налёта»;

- «Система»;

- «Комплекс»;

- «Состав комплекса»;

- «Состав системы»;

- «Закрепление борттехника»;

- «Сотрудники»;

- «Полет»;

- «Персонал».

Сущность «Учёт налёта» описывает основные эксплуатационные процессы. Каждый экземпляр указанной сущности отражает процессы запуска и остановки двигателя. Для нее выделены следующие атрибуты:

- номер запуска;

- дата смены;

- время запуска;

- время выключения;

- наработка на земле;

- наработка общая;

- расход ресурса;

- заводской номер вертолёта.

Сущность «Полёт» определяет наработку вертолёта в воздухе за один полёт. Для данной сущности выделены следующие атрибуты:

- код полёта;

- время взлёта;

- время;

- номер запуска;

- налёт.

Сущность «Комплекс» описывает обобщенную по функциональным и локализа-ционным признакам совокупность агрегатов вертолета, рассматриваемую как единое целое и имеющую формуляр, в котором отражаются события её эксплуатации. Является изделием стороннего производителя, все входящие в ее состав агрегаты также являются самостоятельными объектами. Для этой сущности также определено понятие межремонтного ресурса. Для нее выделены следующие атрибуты:

- заводской номер комплекса;

- наименование комплекса;

- обозначение комплекса;

- дата снятия;

- выполнял снятие;

- контролировал снятие;

- выполнял установку;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- контролировал установку;

- дата установки;

- заводской номер вертолёта - внешний ключ, характеризующий связь с конкретным экземпляром вертолёта, на котором происходит эксплуатация конкретного комплекса;

- межремонтный ресурс.

Сущность «Агрегат» описывает обобщенный элемент вертолета вне зависимости от его включения в состав конкретного комплекса. Каждый экземпляр данной сущности описывает конкретный элемент, имеющий паспорт агрегата. Для нее выделены следующие атрибуты:

- заводской номер агрегата;

- обозначение - наименование присвоенное заводом-изготовителем;

- чертёжный номер агрегата;

- наименование;

- дата изготовления;

- межремонтный ресурс.

Сущность «Состав комплекса» характеризует связь между сущностями «Комплекс» и «Агрегат». Каждый экземпляр данной сущности определяет включение конкретного агрегата в состав комплекса. Для нее выделены следующие атрибуты:

- номер операции;

- заводской номер комплекса;

- заводской номер агрегата;

- заводская комплектация;

- дата снятия;

- выполнял снятие;

- контролировал снятие;

- дата установки;

- выполнял установку;

- контролировал установку.

Сущность «Система» описывает состав систем вертолета, имеющих собственное обозначение в терминах предметной области и отличающихся от сущности «Комплекс» распределённой локализацией, отсутствием заводского номера и наличием сводного паспорта. Для нее выделены следующие атрибуты:

- ГО системы - номер подсистемы в перечне систем. Является ключевым атрибутом;

- наименование;

- заводской номер вертолёта - внешний ключ, определяет номер конкретного вертолета, на котором смонтирована данная система.

Сущность «Состав системы» характеризует связь между сущностями «Система» и «Агрегат». Для её описания выделены следующие атрибуты:

- номер операции - уникальный идентификатор конкретной операции;

- ГО системы - определяющий номер системы в списке систем. Является внешним ключом;

- заводской номер агрегата;

- заводская комплектация;

- дата снятия;

- выполнял снятие;

- контролировал снятие;

- дата установки;

- выполнял установку;

- контролировал установку.

Сущность «Закрепление борттехника» позволяет определять законность выполнения полётов и технического обслуживания вертолёта борттехником. Для нее выделены следующие атрибуты:

- номер приказа;

- дата приказа;

- личный номер откреплённого борттехника;

- личный номер закреплённого за вертолётом борттехника;

- заводской номер вертолёта - данный атрибут однозначно определяет вертолет, на котором произошла смена борттехника.

Сущность «Сотрудники» содержит набор атрибутов, позволяющих определить законность выполнения определёнными лицами работ в составе персонала авиакомпании. Для нее выделены следующие атрибуты:

- личный номер;

- код должности;

- фамилия;

- имя;

- отчество;

- номер паспорта;

- серия паспорта;

- дата зачисления;

- дата увольнения.

Сущность «Должность» содержит набор атрибутов, определяющих роль и место сотрудника в штатном расписании авиакомпании. Для неё выделены следующие атрибуты:

- код должности;

- наименование должности.

Сущности соединены между собой связями типа «один ко многим». Большая часть подчиненных сущностей имеет обязательный класс вхождения в связь, что означает обязательное наличие родительского экземпляра сущности. Получившаяся модель «сущность-связь» состоит из 11 сущностей и 24 связей. Все связи являются неиденти-фицирующими, так как все выделенные сущности - сильные и характеризуются собственными уникальными ключами.

Таким образом, в результате моделирования были выделены сущности предметной области, определены их атрибуты и выявлены связи. Полученная модель легла в основу построения физической модели данных.

Система спроектирована и реализована с задействованием минимального количества обслуживающего персонала, деятельность которого регулируется должностными инструкциями. Для эксплуатации АС «Электронный формуляр вертолёта МИ-8» определены следующие роли:

- «Системный администратор»;

- «Пользователь».

Наиболее важной с точки зрения потребностей организации системы информационной поддержки является возможность автоматизированного расчета времени налета, методика которого определяется нормативными документами. Наработка подсчитыва-

ется как сумма наработки в полёте и 20 % от суммы наработки на земле. Подсчёт производится по окончании лётной смены, и его данные заносятся в формуляры вертолёта.

В ходе физического проектирования в среде выбранной системы управления базой данных была реализована логическая структура данных, полученная на этапе проектирования. На этом этапе были созданы таблицы, определены состав и типы данных полей, установлены ограничения [2].

Кроме того, был применен алгоритм подсчёта наработки, учитывающий количество циклов, запусков (раскруток) и полётов, основанный на измерении и отсчёте текущего времени. Сущность данного алгоритма заключается в том, что событию (запуску, остановке и др.) присваивается значение текущего времени. Такая специфика подсчёта обеспечит использование системы в формате единого информационного пространства ЛА.

Схема данных в среде MS Access, соответствующая модели «сущность-связь», приведена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Структура системы

УЧР HlAtl*

Имя пол* Trill ДЛчиы!

* мпус*л CuiTHKK

Длл гиенц

6ремя_мпуска Дгта/нре мл

Время (*иЛ«ч<?ниД

Шрабнаэемле Вычисляемый

Htprf общ«* ВычислиемыЛ

Р4с*сд_рес^р£л Числовой

TiKCTCibiH

fatT KL1TI

Илш ил) - JX>FI_W«I - А tpr—.ibi" - M*(uej< I -

J+ 1 тлт.ич: 7Н 9.М 130 ИТ шин

1 ИЛМ-И2 1CJC 11:10 Ш. Ос» №UH

Н 1 Л.М 7:М №11 £U) W №11»

Рисунок 3 - Структура и текстовые данные таблицы «Учёт налёта»

""1 Полет

VI РИЯ пиля Тип данный

Ч ксд_полетз Счётчик

Время взлета Д?та/врем.я

Йремя^посадки Дата/время

Номер запуска Числовой

Налет Вычисляемый

3 Полет

Код^по-петй - номер запуска * вре^я_&элета - Йремя_посадки - Налет

1 г 8:00 1:30

г 2 11-СЮ 12=00 1:00

э 3 3:00 9:» 1:00

Рисунок 4 - Структура и отладочные данные таблицы «Полёт»

ЗЭ Вертолет

ИнЯ тгдля Тип данщия

V Заводе* номер Текстовый

Тип Текстовый

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата выпуска Дата/ерегля

СНЭ Числовой

ППР Чнслоесй

Межремонтный ресурс ЧИСЛОВОЙ

Ыф Л ри КЗ» 4 зйк ре ПА £ ни и, Числовой

дата закрепления Дата/время

№прикаы о откреплении Текстовый

дата открепления Дата/время

I иг ,у| -имр - Гл - Д|-->а - СнЬ - *КТ#- - 'А-- -ьн р-*-: ■ пст'-.л ы- и - р-г - ■ • аии-^-ч- • и г^-лы о аир* • длглс^вртлаьи

■ <ДМН ИИДГ 1ТЛЬ_1»Ю 4. а ЦИ и «ДЛИ

Рисунок 5 - Структура и отладочные данные таблицы «Вертолёт»

Кс-ыплекс

ПИЯ ПОЛЯ Тип данный

чтимей

н л им е н о е ^ и м _ нюмл л е- не* Текстйвь-й

Обо]н*чен?1Ё_компле1иса Текст оеь й

Д^таснятия Дата/ерем ч

8ц|лолиял смятие вдмптеюс-а- Числовой

КОнкр^иДОЫЛ «нАТн« щ>мПЛ*кЫ Чиелоюй

Дата/ере мя

Вы полна/1 установку ком'ме^са Числовой

Но^рап^ронлугг-ачФВ-ку вдмпл^кг-а Чиповой

Тексточ^й

иежремйчтный ресурс ЧкЫКЯОй

таи

йпцов

ишя

| - КЫП^НМф - - у 11

Рисунок 6 - Структура и отладочные данные таблицы «Комплекс»

«Воздушно-космические силы. Теория и практика»

288

№ 1, март 2017

Агрсцт

НМЛ поля Типданны*

ч Заводской номер агрегата Числовой

об<»ка«е»те Текстовый

Чертам* мс>мер_4грсг4т4

Наименование Текстовый

Дата выпуска Дата/время

Межремонтный ресурс ЧиЫбВОй

■ 743411 НР-40 тм-ш-и Ним-р«уЛт1*) ».01.1*92 ДИО

р ■НН стти 1М}.1ЯВ их»

' ' х ВО 40 iAf.Hi.lJ ЙнуляторсАарапм ММ

Я СОЛ) тг.ш.тз эно

НЯИ НР-ВД 3E.OS.li5?

Рисунок 7 - Таблица и отладочные данные таблицы «Агрегат»

Ищи ПОЛА ( НП

У Нд**ер(>п1грлу^> Сч^-гчнк

Число 1ФЙ

ЗЛИДРЮЙ нч.ит-р лгр^гчи Числокй

Эл»ИДСК+я идмплеитгция? Лргич^ли й

Дщсням Д)г«/«р<ия

Ьнполнял снят« ¿грегатл ЧИСЛОКЙ

ЧСтреянрОМЛ лгроглг л Число»рй

Дл* ус«нд»ки Длиг'нрглАД

Выполнял устлно**у ** Р* Г Л» Число юД

Шршррлнррмл (ПЯТИ» *грччт5| Числрр^й

—I («П ■ ЛI 1

*яи*_ ... II «о ■ 1ММЧ ■ 1 ' 'ЧИ'РЙИ ■ йлч ■ •%-■-■■-■-»

1 щфв

1 ими ¡МЫ!

1 ШИН СЫЫ1 V

Рисунок 8 - Таблица и тестовые данные таблицы «Состав комплекса»

'1 Система

ИМЯ ПОЛЯ Тип данных

Ю_сисгемы Счетчик

Наименование Текстовый

Заводско й_н омер_вертолета Текстовый

С

3 Система сэ 0 £3

Ю_системы * Наименование Заводско й_ио мер вертол -

+ а Трансмиссия 9921836

э 5 Топливная система 9921336

+ Масляная система Э92Ш6

+ 7 система управлении 9921336

ш а Гидросистема 9921336

Рисунок 9 - Таблица и тестовые данные таблицы «Система»

«Воздушно-космические силы. Теория и практика» 289 № 1, март 2017

а

АИС МИ-8

Уч^тняряботки ЯРрТОЛРТД

у

Учи1 изменений и сисгиис лриыгои

У

Работы выполняемые на вертолёте

у

ЗйПИКЫ Я I «Л I

Завсдок но * Дата смет - Номер гагтуска ■ 9921836 01.Q7.1992

йремя запуска * Цремл выключ т

8:50

10:50 12:10

? VI 'I М

КПД ЛПЛР7Я ■ пррмп НЯЛРТЛ • пррмп ПО^ЛЛИЙ - нпмрр Чйпугкл - (1ДЛРТ

1 7:00 шэо 1 згзо

2 11:00 12:00 2 1:00 $ 6.-00 3 : (Й

[Ш Вгртслп

Зииидский 1 - Обозначение - Черт&ин ^ Наимсжэошие Дай-

Ш 765*132 НР-40 ТЛ8-235-65 Канге-уиулнгор 29,

28 Н/ЬМ1 ОГ-1Н |рн<*ратпр

ВЦ 65-1321 РО-<Ю 8АТ-753-12 Р«|улЯ1и-ро&ирикм» 2Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЕВ 56788* НЛГ-253-4Ь Сннкрлннчятор оборотов м.

Заиикы н 1 и» 245 Панк • 1 01

Зл]идсн_иим.:р-. Тип ■ :Iиымусчо - СНЭ - ПС1Р - М^'жр^имшмй р

I 9921336 ми-ап 17.05.1992 Л 0 1500

: -'>4/| .о мн |-:т /! этв 1 нм ¿юо 15йо

3 Ксчпле»к

5ииодской_номср_ки«1Г1/и:нси - Нашйснййанне_^омплс1 • Обоанач!' Дли и пи нн -

Лев димашль ТВ2-117 18.06.1993

ш 47Ы&5 ИМ система НС-8

ш 675910 Прав двнгшел» Т82-117

ЕЯ лзььа гл редуктор ВР-В

м 777777 Лнв диииг^ль ТВ2-117

Поиск

Рисунок 10 - Диаграмма последовательности экранных форм

Созданная система была проверена в работе путём ввода необходимых данных и формированием запросов на выдачу необходимой информации.

Задачи, решаемые системой в тестовом режиме, заключались в проверке встроенных алгоритмов работы системы. Для конкретизации решения задач все имеющиеся таблицы были заполнены специально разработанными данными, позволяющими оценить работу системы в её основных функциональных режимах.

Данные запросов подбирались исходя из опыта работы в предметной области. Задача проверки сводилась к сравнению полученных результатов данных с заранее известными данными, что являлось подтверждением её работоспособности.

Выводы. В результате проведенной работы были решены следующие задачи:

- на основе анализа реальной документации, ведущейся в эксплуатирующих организациях, выявлены достоинства и недостатки существующей структуры технической документации, построена информационная модель в форме диаграммы «сущность-связь», описывающая значимые атрибуты предметной области;

- формализован процесс расчета наработки авиационной техники и построена блок-схема алгоритма указанного процесса;

- выбрана среда разработки тестового приложения и создана физическая модель базы данных в выбранной СУБД;

- выполнена проверка встроенных алгоритмов работы системы путём создания запросов и получения результатов;

- БД была экспортирована в файл соответствующего формата и перенесена на другую рабочую станцию, при этом импортированный файл открывался, и БД работала в штатном режиме.

Таким образом, в результате проведённой работы был получен вывод о возможности успешного создания автоматизированных информационных систем для устаревших образцов ЛА с целью последующего информационного интегрирования в перспективные системы информационной поддержки технической эксплуатации авиационной техники.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Катаргин С.А. Access 2000. Руководство пользователя с примерами. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. 376 с.

BIBLIOGRAPHY

1. Katargin S.A. Access 2000. User Guide with examples. M.: Laboratory of Basic Knowledge, 2000. 376 p.

© Короленко В.В., Дорошенко А.Б., 2017

Короленко Виктор Владимирович, кандидат экономических наук, начальник научно-исследовательского отдела научно-исследовательского центра (проблем применения, обеспечения и управления авиацией Военно-воздушных сил), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, vaiu@mil.ru

Дорошенко Александр Борисович, научный сотрудник научно-исследовательского центра (проблем применения, обеспечения и управления авиацией Военно-воздушных сил), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, vaiu@mil.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.